Программа внеурочной деятельности Актуальные вопросы обществознания 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Программа
внеурочной деятельности
«Актуальные вопросы обществознания»
10-11 класс
2021-2022 учебный год

Разработчик: Кудряшова Г.И.,
учитель истории и обществознания

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.

2021

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11
класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся
общеобразовательных школ авторов:
• Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11
класс, Москва, Просвещение, 2016.
• А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
• М. В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г. В. Пушкарева. Обществознание. 10-11 класс,
«Русское слово», 2019. (под ред. В. А. Никонова)
• Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ п
Надвоицы.
Основными задачами курса являются:
• повышение предметной компетентности обучающихся;
• закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
• отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.
На внеурочный курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом
предусмотрено 68 учебных часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по 1 часу в
неделю в 10 и 11 классе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные
и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения,
отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни,
во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой
и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая
внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей;
выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого,
эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно­
исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников; умение ориентироваться в
социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о
методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять
полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
Содержание курса
10 класс
Введение (2 часа)
Тема «Человек» (6 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские
и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в
условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в
духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное
сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение.
Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная
деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости
мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание,
методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Тема «Общество» (7 часов)

Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе:
элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные
институты общества. Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного
развития. Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира.
Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и
гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость
воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации.
Тема «Духовная сфера общества» (8 часов)
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная.
Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта
современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы».
Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция
личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность
сектантства. Искусство. Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и
предпочтения.
Тема «Социальные отношения» (9 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном
обществе. Каналы социальной мобильности. Социальные группы, их типы. Этнические
общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации. Социальные взаимодействия и
общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль
и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их
социальная опасность. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции
развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Итоговое обобщение (2 часа)
11класс
Тема «Экономика» (9 часов)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и
предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг,
капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в
экономике России. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и
переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок,
его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.
Особенности развития фондового рынка в России. Рынок труда. Безработица и
государственная политика в области занятости в России. Экономическая деятельность и
ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Роль государства в
экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов.

Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики
государства.
Кредитно-финансовая
политика.
Государственный
бюджет.
Государственный долг. Мировая экономика. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тема «Политическая сфера общества» (10 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как
главный институт политической власти. Функции государства. Политика как
общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая
деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического
экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы
формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
Современный политический процесс. Политическая элита особенности ее формирования
в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения
современности. Гражданские инициативы. Многопартийность. Политические партии и
движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во
время предвыборных кампании. Характер информации, распространяемой по каналам
СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России.
Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской
Федерации о выборах.
Тема «Право» (10 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации. Юридическая ответственность за налоговые
правонарушения. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического
лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения
права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав. Особенности административной юрисдикции. Особенности
уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Порядок и
условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей. Трудовое законодательство РФ. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового
договора.
Итоговое обобщение (5 часов)
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
10 класс
№
Тема

1
2
3
4
5

Введение (2 час)
Структура работы по обществознанию
Алгоритм написания эссе
Человек (6 час)
Природное и общественное в человеке
Понятие истины, ее критерии
Понятие истины, ее критерии

Основные
направления
воспитательной деятельности

3, 5, 6, 7, 8
” Цикл бесед “Московская
битва” Цикл выставок “,
Города-герои:
Смоленск,

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Мышление
и
деятельность.
Потребности
человека
Решение заданий по теме
Решение заданий по теме
Общество (7 час)
Системное строение общества. Социальные
институты
Понятие общественного прогресса
Многовариантность общественного развития
Многовариантность общественного развития
Глобализация. Глобальные проблемы
Решение заданий по теме
Решение заданий по теме

1,2, 3, 7, 8
Цикл
бесед
и
выставок
“Курская битва” Выставка
“Конституция РФ” Единый
классный час, посвященный
Дню
народного
единства
«Когда
мы
едины,
мы
непобедимы!» Классные часы
«Конституция­
основной закон, по которому
мы живем»
Духовная сфера общества (8 час)
1, 2, 3, 4, 8
“Знаешь
ли
ты
Понятие культуры. Формы и разновидности Игра
Конституцию
РФ” Неделя
культуры
памяти блокады Ленинграда.
Наука
Уроки мужества ко дню снятия
Образование. Система образования РФ
блокады
Религия
Ленинграда.
Искусство
Мораль
Решение заданий по теме
Решение заданий по теме
1, 2, 3, 4, 6, 8
Социальные отношения (9 час)
Неделя памяти блокады
Социальная стратификация и мобильность
Ленинграда.
Социальные группы
Уроки мужества ко дню снятия
Этнос. Межнациональные отношения
блокады Ленинграда. Районная
Социальный конфликт
военно-спортивная игра
Социальные нормы и социальный контроль
“Каждый
парень - воин
Отклоняющееся поведение и его типы
бравый”
Семья и брак
Единый
классный
час
Решение заданий по теме
«900дней,
которые
потрясли
Решение заданий по теме
мир»,
посвящённый
Итоговое обобщение
Дню
полного
освобождения
Итоговое обобщение
Ленинграда

11 класс
№
Тема

1
2
3
4
5

Москва,
Тула»
Викторина
“Петр 1 и его время» Своя игра
“Полководцы Победы”

Основные
направления
воспитательной деятельности
1, 2, 6, 8
Экономика (9 час)
бесед
и
выставок
Экономика и экономическая наука. Факторы Цикл
“Курская битва” Выставка
производства. Экономические системы
Рынок и рыночный механизм. Спрос и “Конституция РФ” Единый
классный час, посвященный
предложение
Дню
народного
единства
Банковская система. Ценные бумаги
«Когда
мы
едины,
мы
Рынок труда. Безработица
непобедимы!»
Классные
часы
Экономический рост и развитие. Инфляция

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Роль государства в экономике. Налоги.
Государственный бюджет
Мировая экономика
Решение заданий по теме
Решение заданий по теме
«Политическая сфера общества» (10 час)
Понятие власти. Государство и его функции
Политическая система
Типология политических режимов. Демократия
Гражданское общество и правовое государство
Политические партии и движения. Избирательная
кампания в РФ
Политический процесс. Политическое участие.
Политическая элита
Органы государственной власти РФ
Решение заданий по теме
Решение заданий по теме
Право (10 час)
Право в системе социальных норм
Система российского права. Законотворческий
процесс в РФ
Юридическая ответственность
Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности
Административное право
Уголовное право
Семейное и трудовое право
Решение заданий по теме
Решение заданий по теме
Итоговое обобщение (5 часов)
Зачетное занятие по теме «Человек и общество»
Зачетное занятие по теме «Экономика»
Зачетное занятие по теме «Социальные
отношения»
Зачетное занятие по теме «Политическая сфера»
Зачетное занятие по теме «Право»

«Конституция­
основной закон, по которому
мы живем»

1, 2, 3, 8
Игра
“Знаешь
ли
ты
Конституцию
РФ” Неделя
памяти блокады Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия
блокады
Ленинграда.

1, 2, 3, 5, 6, 8
Участие в акции «Бессмертный
полк» Митинг, посвященный 9
мая
Участие
в
акции
“Почетный
караул”
День
Победы советского народа в
Великой Отечественной войне.
Конкурс инсценировка военной
песни. Акция «Цветок Памяти»
Акция «Письмо ветерану»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».