Программа элективного курса по литературе Теория и практика написания сочинения по литературе 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
, Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Программа элективного курса
«Теория и практика написания сочинения по литературе»
10 класс
2021-2022 учебный год

Разработчик:
Гуляева И.Н.,
учитель русского языка и литературы

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор
школы
//

Ш

\% 1РоЧ
ъь.щ\
Ы 32> 11

)
Е.В. Пинаева

2021

\ М 4*

Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником
занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует
анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой
деятельности учителя и учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю) в 10 классе, программа
элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Рабочая программа составлена с учётом следующих авторских элективных предметов:
1. Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11
классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б.
2. Программа элективного курса по литературе .10 класс"Золотой век" русской
литературы. Автор: Киселёва Н.А.
3. Программа элективного курса по литературе "Подготовка к сочинению в 10
классе". Автор: Дуплищева Н.В.
4. Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного
произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д.
Цель данной программы:
• помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование
умений работать с текстом художественных произведений и литературно­
критических статей;
• совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и
терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений
и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и
вступительному сочинениям.
Основные задачи:
• вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования
социально активной личности,
• пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить
литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по
литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое
восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Ожидаемый результат:
• развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,
• формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы
текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки
зрения.
Формы обучения:
• урок-практикум,
• урок-лекция.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и
развивает. В процессе анализа литературного материала совершенствуются
познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно­
литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными
предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного
мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и
соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над
сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи
сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения.
Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных,

тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже
готовых сочинений.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение
сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к
написанию сочинения по литературе.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к
конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их
художественное своеобразие.
В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа
рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на
уроках литературы.
Содержание учебного курса
Тема 1. Особенности выпускного сочинения по литературе. Требования к
написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Классификации ошибок.
Редактирование и редакторские знаки. Алгоритм написания сочинения. - 1 час
Тема 2. Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Проблемный вопрос в темах
различной формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с
формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки,
преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа
с темой-цитатой,
темой-афоризмом.
Средства
художественной
выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темыафоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. 1 час
Темы 3-13. Классификация сочинений по жанрам. Традиционные жанры: сочинение
- описание (знакомство с его структурой); сочинение - повествование (знакомство с его
структурой); сочинение - рассуждение (знакомство с его структурой). Нетрадиционные
жанры: сочинение - эссе, сочинение - письмо, сочинение - дневниковая запись, путевые
заметки, репортаж - 1 час
Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения. Знакомство с
понятием эссе, отличительные признаки и характеристики, структура и план, оформление
эссе. - 1 час
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
Практическое занятие. Анализ работ, работа над ошибками. - 1 час
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического
сочинения. Виды сочинений в жанре писем (письмо от лица ученика своему
родственнику, подруге, письмо от лица литературного героя). Отличительные признаки и
характеристики, структура, план, оформление. - 1 час
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
Практическое занятие. Анализ работ, работа над ошибками. - 1 час
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического
сочинения. Виды сочинений в жанре дневниковых записей. Отличительные признаки и
характеристики, структура, план, оформление. - 1 час
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
Практическое занятие. Анализ работ, работа над ошибками. - 1 час

Жанры школьных сочинений. Путевые заметки как жанр ученического сочинения.
Отличительные признаки и характеристики, структура, план, оформление. Примеры
текстов в художественной литературе. - 1 час
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
Практическое занятие. Анализ работ, работа над ошибками. - 1 час
Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения.
Отличительные признаки и характеристики, структура, план, оформление. - 1 час
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
Практическое занятие. Анализ работ, работа над ошибками. - 1 час
Тема 14. Этапы и правила работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор
темы. Выбор жанра. Алгоритм работы над сочинением. - 1 час
Тема 15. Как работать с черновиком и планом сочинения. Способы работы с
черновиком. Композиция сочинения. Отбор материала для аргументации основной мысли.
Построение развёрнутого плана сочинения. Знакомство с видами плана (план - конспект,
план - схема). - 1 час
Тема 16. Как анализировать художественное произведение. План анализа
эпического произведения. План анализа персонажа. План анализа лирического
произведения. - 1час
Темы 17, 18. Работа над композицией сочинения. Как писать вступление.
Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое,
биографическое, сравнительное, лирическое). Технология написания. - 2 часа
Темы 19, 20. Работа над композицией сочинения. Как писать заключение. Виды
заключения (обобщение сказанного, риторический вопрос, призыв к читателю, цитата).
Технология написания - 2 часа
Темы 21-23. Работа над композицией сочинения. Как писать основную часть
сочинения. Технология написания сочинения: основная часть. Структура абзаца текста рассуждения: тезис, развитие мысли, иллюстративная часть (примеры, доказательства),
микровывод. Технология написания. - 3 часа
Темы 24-26. Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над
сочинением. Знакомство с приёмами привлечения текста в процессе работы над
сочинением (ссылка, указание на произведение, эпизод, высказывание автора, персонажа;
сжатый пересказ сюжета, конфликта; цитирование; использование косвенной речи). - 3
часа
Темы 27-29. Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические,
речевые, грамматические ошибки). Типы ошибок. Рассматривание видов и примеров
фактических, речевых и грамматических ошибок. Редактирование текстов.
Совершенствование написанного. Практическое занятие. Анализ работ, работа над
ошибками - 3 часа
Тема 30. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка. - 1 час
Темы 31 - 32. Пробный вариант зачётного сочинения. - 2 часа
Темы 33 - 34. Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование
написанного. - 2 часа

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
_____________________на освоение каждой темы_____________________
№
1

Тема
Особенности выпускного сочинения по
литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии
оценок. Классификация ошибок. Редактирование и
редакторские знаки.

Примечание
Статус сочинения. Сроки.
Место проведения.
Критерии. Оценка.

2

3

4
5

6
7

8
9

10
11

Сочинение, как текст. Основные признаки текста.
Тема и основная мысль сочинения. Работа над
текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению.
Классификация сочинений по жанрам.
Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры
ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости
от темы.
Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр
ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр
(письмо) как жанр ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр
(дневник) как жанр ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.

Теоретико-литературные
понятия и их роль в
подготовке к экзаменам по
литературе.

Урок-лекция
Урок-практика.
Анализ работ.
Работа над ошибками.

Урок-лекция
Урок-практика.
Анализ работ.
Работа над ошибками.

Урок-лекция
Урок-практика.
Анализ работ.
Работа над ошибками.

Жанры школьных сочинений. Путевые заметки как Урок-лекция
жанр ученического сочинения.
Урок-практика.
Редактирование и рецензирование сочинений.
Анализ работ.
Совершенствование написанного.
Работа над ошибками.

12
13

14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр
ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.
Этапы работы над сочинением. Структура
сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.
Как работать с черновиком и планом сочинения.
Как анализировать художественное произведение.
Как писать вступление. Технология написания
сочинения: вступление, виды (историческое,
аналитическое, биографическое, сравнительное,
лирическое).
Технология написания сочинения: урок-практика.
Как писать заключение. Технология написания
сочинения: заключение, виды.
Технология написания сочинения: урок-практика.
Как писать основную часть сочинения.
Технология написания сочинения: основная часть.
Технология написания сочинения: урок-практика.
Технология написания сочинения: урок-практика.
Приёмы привлечения текста литературного

Урок-лекция
Урок-практика.
Анализ работ.
Работа над ошибками.

Урок-лекция
Урок-лекция
Урок-практика

Урок-лекция

Урок-практика

Урок-лекция
Урок-практика

Урок-лекция
Урок-практика
Урок-практика
Урок-практика

25
26
27

28
29
30

источника в работе над сочинением.
Приёмы привлечения текста литературного
источника в работе над сочинением.
Приёмы привлечения текста литературного
источника в работе над сочинением.
Как работать над речевым оформлением
сочинения (фактические, речевые, грамматические
ошибки).
Как работать над речевым оформлением сочинения
(фактические, речевые, грамматические ошибки).
Как работать над речевым оформлением сочинения
(фактические, речевые, грамматические ошибки).
Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к
итоговому сочинению. Нормы литературного языка.

Урок-практика
Урок-практика
Урок-практика

Урок-практика
Урок-практика
Урок-практика

31

Итоговое сочинение.

Пробный вариант
зачётного сочинения.

32
33

Итоговое сочинение.
Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.
Резервный урок

Урок-практика.
Анализ работ.
Работа над ошибками.

34

Планируемые результаты изучения учебного курса
Учащиеся должны:
- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно­
критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе
конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику,
авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет,
внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали,
приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет,
сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза),
особенности жанра;
- уметь:
• самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
• самостоятельно анализировать эпизод;
• самостоятельно анализировать литературное произведение;
• подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
• составить конспекты критической или литературоведческой работы;
• самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую
заметку, очерк и т.д.
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и
терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры
(роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм,
романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный
текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным
литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест,

выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать
фактический материал в соответствии с темой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».