Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа элективного курса
«Правовые основы экономики»
11 класс
2021-2022 учебный год
Разработчик:
Кудряшова Г.И.,
учитель истории и обществознания
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.
2021
Пояснительная записка
В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы
формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры,
правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих
модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права
формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по
теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате
изучения курса «Правовые основы экономики» воспитываются понимание человеческого
достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию
ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление
к сотрудничеству с другими людьми.
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные
изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование
пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория
рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране
экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего
подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно
воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления
стало в нынешних условиях социальным заказом общества.
Быстро меняющаяся социально - экономическая обстановка требует от молодого человека
всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного
развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
Программа курса «Правовые основы экономики» предназначена для 11-х классов. Этот курс
позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для
обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в
будущем, имеющую правовую направленность.
Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 11 классах, 1 час в неделю,
изучается в течение 1 года
Курс «Правовые основы экономики» является источником знаний, который расширяет и
углубляет базовый компонент. Данный курс на просто поможет сформировать устойчивую
мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции и экономики, но и позволит ему
успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции и
позволит ориентироваться в социуме.
Цели и задачи данного курса:
• Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических
умений в области прав человека.
• Сформировать правовую и экономическую компетентность учащихся
• Создать условия для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности
для развития демократического общества.
• Развить у учащихся гражданственность
• Подготовить учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом
государстве, гражданском обществе
• Обеспечить усвоение учащимися основных экономических понятий, принципов, законов, что
позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и
обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;
• Сформировать у учащихся основы экономического мышления;
• Выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии
решений на практике, в повседневной жизни;
• Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к
происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному
участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;
• Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны,
активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных
ситуаций.
• Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на
социальный опыт учащихся.
• Усвоить знания об основных отраслях права.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
• Поиска информации по заданному вопросу
• Выделять противоречия, лежащие в юридической и экономической областях
• Самостоятельной работы с документами
• Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
• Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных
жизненных ситуациях
• Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям
жизни
Планируемые результаты освоения учебного курса
Освоение содержания учебной дисциплины «Правовые основы экономики» обеспечивает
достижение следующих результатов:
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать
себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной
средой;
овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Метапредметные результаты
- овладение умениями формулировать представления об экономической и правовой науках как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического
анализа , понимание сущности основных правовых направлений развития современного общества;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по
реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые
документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с
целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе
изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации,
воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам экономического
развития Российской Федерации,
мирового сообщества; умение применять исторический,
социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
Предметные результаты
- формирование системы знаний об экономической и правовой сферах жизни общества;
- понимание сущности экономических и правовых институтов, их роли в социально
экономическом развитии общества;
- понимание значения этических и правовых норм и нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества в целом;
- формирование уважительного отношения к чужой собственности;
- формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения, оценивать
и принимать ответственность за их возможные последствия для
себя, своего окружения и общества в целом;
- владение навыками поиска актуальной информации в различных источниках, включая Интернет;
умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и
использовать экономическую и правовую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать
проекты экономической, правовой и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических и правовых знаний и ценностных ориентиров;
- развить способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической и
правовой деятельности, в том числе в области предпринимательства; ---- знание особенностей
современного рынка труда, владение правовой базой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических и политических событиях, происходящих в России и
мире.
Содержание учебного курса
Тема 1. Труд и занятость
Законодательство о труде. Трудовое правоотношение: права и обязанности работников и
работодателей. Занятость и трудоустройство в Российской Федерации. Договоры. Понятие договора.
Виды договоров. Порядок заключения договоров. Способы обеспечения исполнения договоров.
Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров.
Тема 2. Конфликты и социальная защита
Порядок заключения договоров. Способы обеспечения исполнения договоров. Гражданско
правовая ответственность за неисполнение договоров. Конфликты и социальная защита. Забастовки.
Профсоюзы. Безработица. Регистрация безработных. Пособие по безработице. Виды страхования и
пенсии. Страхование. Виды социальной помощи по государственному страхованию. Пенсионное
дело.
Тема 3. Вмешательство государства в экономику
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как
субъекты экономической деятельности. Правовые формы воздействия государства на экономику.
Государственно-правовой контроль за экономикой. Виды контроля
Тема 4. Государственные финансы
Государственные финансы. Налоговая система РФ. Бюджетная система РФ.
Тема 5. Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности
Конкуренция. Антимонопольное законодательство. Реклама.
Тема 6. Экономическое партнерство с другими странами
Законодательство о внешнеэкономической деятельности. Таможенное законодательство.
Тема 7. Споры и порядок их рассмотрения
Экономические и гражданские правовые споры. Досудебный порядок рассмотрения споров.
Судебный порядок рассмотрения споров. Исковая давность. Подсудность имущественных споров.
Сроки исковой давности.
Тема 8 Защита гражданских и трудовых прав
Гарантии права частной собственности. Защита прав собственности силами самого собственника
и с помощью юридической ответственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации.
Защита прав потребителей. Защита трудовых прав граждан и несовершеннолетних.
Трудоустройство; правила приёма на работу; нормы труда; заработная плата; увольнение. Трудовые
споры и их виды
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы).______________________________________
№
Тема занятия
Основные
направления
воспитательной деятельности
Труд и занятость (4 час)
1, 2, 3, 8
Выпуск газеты “Терроризм обжигает
1
Законодательство о труде
мир”
Цикл бесед “Московская битва”
2
Занятость и трудоустройство в РФ
3
Трудовой договор
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Практическое занятие
Конфликты и социальная защита (4 час)
Трудовые споры и их виды
Безработица
Профсоюзы: понятие и их роль в государстве
Страхование и пенсионное дело
Вмешательство государства в экономику
(4 час)
Российская Федерация, субъекты РФ
Правовые формы воздействия государства на
экономическую деятельность
Государственно-правовой
контроль
за
экономикой
Виды контроля
Государственные финансы (2 час)
Налоговая система
Бюджетная система
Поддержка конкуренции и ограничение
монополистической деятельности (2 час)
Конкуренция.
Антимонопольное
законодательство
Реклама
1,2,3,8
Цикл
выставок
“Города-герои:
Смоленск, Москва, Тула» Викторина “Петр
1 и его время» Своя игра “Полководцы
Победы”
1,2,3,4,8
Цикл бесед и выставок “Курская битва”
Выставка “Конституция РФ” Единый
классный
час,
посвященный
Дню
народного единства «Когда мы едины, мы
непобедимы!»
Классные
часы
«Конституция
основной закон, по которому мы живем»
1, 2, 3, 4, 8
Игра “Знаешь ли ты Конституцию РФ”
1,2,3,4,8
Неделя памяти блокады Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия блокады
Ленинграда. Районная военно-спортивная
игра “Каждый парень - воин бравый”
Единый
классный час
«900дней,
которые потрясли мир», посвящённый
Дню полного освобождения Ленинграда
1,2,3,4,8
Экономическое партнерство с другими
Единый
классный час
«900дней,
странами (2 час)
которые
потрясли
мир»,
посвященный
Законодательство о внешнеэкономической
Дню полного освобождения Ленинграда
деятельности
Таможенное законодательство
Споры и порядок их рассмотрения (7 час)
1, 2, 6, 7, 8
Участие
в
акции
«Бессмертный
Экономические споры
полк» Митинг, посвященный 9 мая
Гражданские правовые споры
Участие в акции “Почетный караул” День
Досудебный порядок рассмотрения споров
Победы советского народа в Великой
Судебный порядок рассмотрения споров
Отечественной
войне.
Подсудность имущественных споров
Конкурс инсценировка военной песни.
Исковая давность
Акция «Цветок Памяти» Акция «Письмо
Практическое занятие
ветерану»
Защита гражданских и трудовых прав (8
1, 2, 6, 7, 8
Участие
в
акции
«Бессмертный
час)
полк» Митинг, посвященный 9 мая
Защита прав собственности
Защита чести, достоинства и деловой Участие в акции “Почетный караул” День
Победы советского народа в Великой
репутации
Отечественной
войне.
Защита прав потребителей
Защита прав акционеров
Защита прав вкладчиков
Защита трудовых прав граждан
Защита трудовых прав несовершеннолетних
Практическое занятие
Итоговое повторение