Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа элективного курса
«Русский язык «Разноаспектный анализ текста и создание
сочинения-рассуждения»
11 класс
2021-2022 учебный год
Разработчик:
Карпова И.Н.,
учитель русского языка и литературы
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор школы
2021
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа,
базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель
Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение
элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного
учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего
количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее
количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых
строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся
максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью
успешной сдачи ЕГЭ.
В части С экзаменационного текста помещается задание открытого типа, требующее
развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.
Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной
компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих
текстов, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной
деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.
Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку - это задание
повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его
выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет
выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой - помочь в
написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей
профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией,
заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и
аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны
понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию
учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал,
помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания;
вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок,
знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также
предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в
формулировке задания части С и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени
успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные
ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями.
Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные
способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности
этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям,
прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части
С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой
работой является выполнения задания части С ЕГЭ.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе
рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и
дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте.
Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться
анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем
изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение - рассуждение». Данный раздел программы
предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста,
развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое
высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и
навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания
повышенного уровня сложности.
Планируемые предметные результаты изучения курса
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
• основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
• определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях
оценивания;
• виды текста;
• определение понятий «вступление» и «заключение»;
• что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
• указывать средства связи между частями текста;
• определить тему и основную мысль текста;
• определить тип и стиль речи;
• использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах
языка
при анализе текста;
• понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
• анализировать форму исходного текста;
• находить характерные для исходного текста языковые средства;
• создавать связное высказывание;
• излагать последовательно собственные мысли;
• использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и
лексическое богатство языка.
• оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков
по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности,
в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание
творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид
испытаний ЕГЭ.
Содержание курса
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы
связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические
средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и
рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и
рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы,
лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы.
Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие
(эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически - поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота,
олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое
восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ
композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
1. написание сочинений-рассуждений;
2. редактирование.
Количество часов - 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на
______________________освоение каждой темы)_______________________
№
п/п
Тема
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8 часов)
1
Текст. Тема и основная мысль текста
2
Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте
3
Выделение микротем в тексте
4
Лексические средства организации текста
5
Морфологические средства организации текста
6
Синтаксические средства организации текста
7
Стили речи
8
Типы речи
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)
9
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и
рассуждение
10
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и
рассуждение
11
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного
употребления. Фразеологизм
12
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы
13
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония,
диссонанс. Звукопись
14 Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола,
15 метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы
16 Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор,
17 анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры,
синтаксические конструкции
Тема 3. Анализ текста. (3 часа)
18
Содержание исходного текста
19
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного,
публицистического, разговорного стилей
20
Рецензия. Эссе
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)
21
Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и
оценки заданий с развернутым ответом.
22
Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
23
Что такое проблема текста?
Проблемы в художественных и публицистических текстах.
24
Определение авторской позиции.
Круг рассматриваемых вопросов в тексте.
25
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.
26
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
27
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
28
Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к
сочинению.
29
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме,
аргументация своей позиции.
30
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме,
аргументация своей позиции.
31
Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.
32
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
33 Тренировочные сочинения.
34