Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа элективного курса
«Избранные вопросы литературы»
11 класс
2021-2022 учебный год
Разработчик:
Карпова И.Н.,
учитель русского языка и литературы
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор школы
\\wc
. 2021
Е.В. Пинаева
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе программы элективного курса
для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной школы под редакцией Т.Ф.
Панченко, представленной в сборнике «Элективные курсы в профильном обучении.
Образовательная область «Филология»: сб. программ// под общей редакцией
Ознобихиной Н.А. - Владивосток : изд. ПИППКРО, 2006
Программа курса предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю).
Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 классов
средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс
«Избранные вопросы по литературе».
Цель курса: развитие умений и навыков филологического анализа литературного
произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по русскому языку
и по теории литературы и расширяемых в старших классах. Разработанный курс
направлен на решение следующих задач:
• систематизирование и расширение навыков анализа текста, которые должны быть
сформированы в средних и старших классах;
• обучение выявлению своеобразия художественного содержания текста с опорой
на знание теории литературы и системы единиц языка, полученные в ходе изучения
курса русского языка;
• создание условий для учебно-исследовательской и творческой работы;
• подготвка к ЕГЭ.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их
фрагменты в единстве формы и содержания;
• писать сочинения литературоведческого характера, опирающиеся на знания по
теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений;
• проводить самостоятельную аргументированную эстетическую оценку
произведения;
• выполнять упражнения, помогающие соотнести знание теоретико-литературных
понятий с практикой анализа произведения.
Поурочное планирование рассчитано на работу по программе в течение одного
года, параллельно с изучением основного курса литературы. Однако занятия
элективного курса, на которых углубляются навыки филологического анализа
литературного произведения, не «привязаны» жестко к урокам по основному курсу.
Предполагается повторное обращение к ранее изученному, рассмотрение уже знакомого
литературного материала под новым углом зрения; произведения, не входящие в
действующие школьные программы, анализируются нечасто.
В основу планирования учебного материала положен ряд принципиальных
соображений, связанных с организацией работы с учащимися и методикой проведения
занятий элективного курса.
Расширение круга теоретико-литературных понятий не является основной задачей
курса, однако в ряде случаев необходимо для того, чтобы обучающиеся овладели
современными подходами к анализу литературного произведения. Введение новых
терминов и понятий и их закрепление возможно как на материале, уже знакомом
учащимся, так и на неизвестном, в том числе и на примере произведений иностранной
литературы.
Постоянное обращение к ранее изученному материалу диктует особые формы
работы на занятиях. Слово учителя чаще всего сопровождается выписками, подбором
определений, примеров из соответствующих разделов учебного пособия, построением
классификаций, с которыми учащиеся предварительно знакомятся. Практическим
формам работы, то есть различного рода упражнениям, заданиям по анализу
литературного произведения в одном из аспектов, самостоятельным разборам, отдается
явное предпочтение. Последовательное обращение на нескольких занятиях к одним и
тем же литературным произведениям (например, к комедии А. С. Грибоедова «Горе от
ума», роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», роману М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени», поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») не случайно. Оно ставит задачу
не только рассмотрения этих произведений под разными углами зрения, с позиции иного
возраста и читательского опыта, но и формирования у будущих выпускников средней
общеобразовательной школы навыков целостного анализа художественного
произведения.
Практически на каждом занятии предполагается работа над заданиями,
помещенными в рубрике «Тема для обсуждения», непосредственно подводящей к
анализу конкретного литературного произведения в заданном аспекте. Необходимым
условием рациональной организации работы на занятии, разумеется, должно быть
наличие у учащихся художественного текста. Лишь в отдельных случаях (например, при
работе с небольшими по объему произведениями) планируется обращение сразу к
нескольким художественным текстам.
Занятия элективного курса проводятся со старшеклассниками, у которых уже
сформирован устойчивый интерес к чтению и присутствует мотивация к углубленному
изучению литературы, работе с художественным текстом и дополнительными
источниками. Важно поддерживать и развивать этот интерес, используя активные
методы обучения, элементы занимательного литературоведения, обращаясь к заданиям
не только «ретроспективного», но и «перспективного» типа, то есть на материале
произведений, которые будут изучаться по программе основного курса литературы
несколько позже. Кроме того, в качестве одного из непременных условий эффективной
работы следует рассматривать опору на реальный читательский опыт школьников, их
самостоятельное чтение, индивидуальные читательские предпочтения.
Формы текущего и итогового контроля в процессе организации работы учащихся
по программе элективного курса в выпускном классе необходимо соотносить с
реальными возможностями.
Основная форма проведения занятия — урок комбинированного типа,
объединяющий элементы лекции, практикума, консультации, зачета и так далее. Однако
в ряде случаев, исходя из конкретных условий работы (особенностей класса, интересов
самого учителя), возможно обращение к проблемной лекции или практической работе,
выполняемой учащимися под руководством учителя или самостоятельно.
Планируемые предметные результаты изучения курса
Понимание основных тенденций развития, своеобразия проблематики и поэтики
новейшего этапа литературы конца XX - начала XXI века;
Умение грамотно выделять явления литературы из «массовой культуры» и их
оценивать, выбрав для этого адекватный литературоведческий инструментарий;
Умение письменно и устно формулировать собственное мнение о явлениях
современной художественной культуры.
Содержание курса
Литературное произведение как образ. Сущность художественного образа. 2 ч
Система образов произведения 1 ч
Художественная форма и художественный стиль 4 ч
Произведение как событие рассказывания. 5 ч
Композиция произведения 8 ч
Художественная речь 2 ч
Лингвопоэтический анализ текста 4 ч
Художественное содержание 8 ч
Тематическое планирование
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1-2 Литературное произведение как образ.
Сущность художественного образа.
3
4
5
Обобщить представления о
соотношении художественного
произведения и объективной
реальности, о художественном
образе как специфической форме
мышления и представления
информации; сформировать
представление о содержании
литературоведческих терминов:
текст, произведение, образ,
художественная условность,
прототип
Система образов произведения.
Обобщить представление о
художественном образе и
художественном мире
литературного произведения;
сформировать навык выявления в
произведении образов разных
видов
Художественная форма. Художественная Сформировать у учащихся
представления о необходимости
форма и художественное содержание.
анализа художественной формы
для выявления содержания
художественного произведения;
показать на конкретных примерах
диалектику отношений между
художественной формой и
художественным содержанием.
Художественный стиль
Обобщить представления
учащихся о стиле как уникальной
совокупности художественных
средств, определяющих образную
систему произведения; развивать
навык обнаружения конкретных
стилевых явлений (психологизм,
документализм, гротеск и др.) в
произведении и выявлении их
художественной функции.
6
Закрепить навык анализа
Психологизм как стилевое явление.
художественной функции
конкретных стилевых явлений
(психологизм, документализм,
гротеск) в произведении;
сформировать навык
сопоставительного анализа
отдельного стилевого явления
(психологизма) в произведениях
разных авторов.
7
Стилизация и пародия.
Уточнить понятия «стилизация»,
«подражание», «вариация»,
«пародия»; сформировать навык
обнаружения признаков
стилизации и пародии в
произведении и выявления их
художественной функции
8
Произведение как событие рассказывания. Углубить и систематизировать
Автор — текст — читатель.
представления о тексте как
посреднике между автором и
читателем, о роли автора и
читателя в создании смыслового
целого; раскрыть значение
понятий «автор»,
«произведение», читатель»;
разграничить понятия
«биографический автор», «образ
автора» и «автор-творец.
9
Адресат реальный и условный.
Уяснить значение категории
«читатель»; соотнести понятия
«реальный читатель», «образ
читателя» и «адресат»; доказать
взаимосвязь теоретико
литературных и эстетических
категорий и понятий в контексте
триады «автор — произведение
—читатель.
10 Типы и формы повествования.
Обобщить представления
учащихся о типах н формах
повествования; сформировать
четкие представления о
содержании следующих
теоретико-литературных понятий:
«повествование»;«рассказчик» ;
«повествователь»; на конкретном
литературном материале
развивать у учащихся умения
определять способы создания
образов рассказчика и
повествователя, типы
повествования:
систематизировать знания
учащихся о сказе как особом типе
повествования.
11 «Точка зрения» в литературном
Формировать представления о
произведении.
«точке зрения» в литературном
произведении (идеологической,
фразеологической,
пространственно-временной,
внешний, внутренней,
психологической); развивать
умения выделять «точки зрения»,
организующие повествование, и
соотносить их с авторской
позицией.
12 . Монолог и диалог.
Систематизировать и углубить
представления о функциях
диалога и монолога в
литературном произведении;
развивать навык определения
типа и роли монологов и
диалогов в конкретных
художественных произведениях;
обогатить представления о
внутренних монологах как
важнейшем средстве
психологического анализа
13 Композиция произведения. Понятие о
Повторить, систематизировать и
композиции литературного Произведения. углубить теоретические сведения
о композиции литературно
художественного произведения,
полученные учащимися на уроках
литературы до 10 класса;
сформировать ясное
представление о содержании
следующих литературоведческих
терминов: «архитектоника
текста», «композиция
произведения», «композиция
повествования»,
«композиционно-речевая форма»,
«композиция фабулы»,
«ретроспективная композиция
сюжета», «композиция образа и
системы образов»,
«композиционный принцип»,
«вершинная композиция» в
романтическом произведении,
«внефабульные элементы
произведения», «паратекстовые
элементы произведения»,
«сильные позиции» в построении
текста; показать разнообразие
композиции литературных
произведений: 4) дать
представление о художественной
целесообразности выбора
автором способа композиции
произведения
14 Анализ композиции конкретного
Сформировать осознанное
применение литературоведческих
литературного произведения.
терминов при описании
особенностей композиции
конкретного литературного
произведения
15 Композиция фабулы и сюжета.
Уточнить содержание следующих
терминов: «композиция фабулы»,
«композиция сюжета», «завязка»,
«кульминация», «развязка»,
«развитие действия», «пролог»
(«экспозиция»), «эпилог»,
«вершинная композиция»,
«ретроспективная композиция»;
обучить методике выделения
элементов фабульной
композиции; развить навык
анализа композиции фабулы и
определения художественной
роли фабульной композиции
разных типов (анализ
художественного произведения в
единстве формы и содержания).
16 Внефабульные (внесюжетные) элементы Уточнить содержание термина
литературного произведения.
«внефабульные (внесюжетные)
элементы»; познакомить с кругом
возможных внефабульных
элементов в литературном
произведении; закрепить навык
анализа внефабульных элементов
в структуре художественного
произведения
17 Внефабульные (внесюжетные) элементы Углубить понятие о лирическом
литературного произведения: лирические, отступлении; закрепить навык
анализа лирических отступлений
публицистические, философские
отступления.
в структуре художественного
произведения.
18 Паратекстовые элементы
Расширить представление о
системе паратекстовых элементов
Художественного произведения.
художественного произведения;
закрепить навык анализа
паратекстовых элементов в
структуре художественного
произведения.
19 Сильные позиции художественного
Систематизировать
текста.
представление о сильных
позициях в художественном
тексте; сформировать навык
анализа художественной функции
заглавия, зачина, концовки,
рефренов.
20 Анализ композиции литературного
Обобщить знания о композиции
произведения.
литературного произведения,
необходимости и приемах её
анализа; подготовить к
написанию сочинения по анализу
композиции.
21 Художественная речь. Художественная
Систематизировать знания
речь: поэзия, проза, ритм.
учащихся о средствах
ритмической организации
поэтической речи (стихотворная
строка и стопа, системы
стихосложения, виды стоп,
силлабо-тонические
стихотворные размеры, спондей и
пиррихий как средства
варьирования ритмического
рисунка, особенности
тонического стиха, способы
рифмовки, типы рифм, виды
строф)
22 Художественная речь: тропы и фигуры.
Систематизировать и углубить
представления о средствах
создания образности в
художественном тексте:
23
24
25
26
27
28
29
повторить содержание терминов,
означающих основные тропы и
фигуры
Лингвопоэтический анализ текста
Показать на различных примерах,
как можно использовать ресурсы
(ресурсы общенародного языка в их
поэтической функции).
общенародного языка для
создания художественного
образа; способствовать развитию
навыка выявления выразительно
изобразительных особенностей
художественной речи, приемов
словесной игры.
Индивидуальный стиль писателя.
Обобщить и обогатить
представления о понятии
индивидуального стиля
произведения (автора); закрепить
навыки анализа особенностей
поэтики произведения.
Обобщить и закрепить навыки
Лингвистический анализ лирического
произведения.
анализа текста художественного
произведения (на примере
лирики), подчеркнув связь
констатации факта и его
интерпретации (на основе
диалектики формы и содержания
художественного произведения).
Лингвистический анализ отрывка прозы Закрепить навык анализа языка
художественного произведения и
выявления стилистических
особенности текста на примере
анализа прозы
Закрепить представления о
Художественное содержание.
Художественное содержание. Тематика и тематике и проблематике
произведения и навыки их
проблематика произведения.
определения
Закрепить представления о
Идейное содержание и пафос
произведения. Образ автора.
тематике и проблематике
произведения и навыки их
определения
Обобщить знания учащихся об
Анализ содержания литературного
произведения
идейном содержании и пафосе
произведения, об образе автора
как интегральной категории
художественного содержания;
закрепить навыки анализа
идейно-эмоционального
содержания произведения.
30
Анализ содержания литературного
произведения
31
Анализ содержания литературного
произведения
32
Анализ содержания литературного
произведения
33
34
Итоговое сочинение
Анализ итогового сочинения
Обобщить знания учащихся об
идейном содержании и пафосе
произведения, об образе автора
как интегральной категории
художественного содержания;
закрепить навыки анализа
идейно-эмоционального
содержания произведения.
Обобщить знания учащихся об
идейном содержании и пафосе
произведения, об образе автора
как интегральной категории
художественного содержания;
закрепить навыки анализа
идейно-эмоционального
содержания произведения.
Обобщить знания учащихся об
идейном содержании и пафосе
произведения, об образе автора
как интегральной категории
художественного содержания;
закрепить навыки анализа
идейно-эмоционального
содержания произведения.