Программа внеурочной деятельности по биологии Здорово быть здоровым 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Программа
внеурочной деятельности
««Здорово быть здоровым»»
9 класс
2021-2022 учебный год

Разработчик: Приемышева Е.В.,
учитель биологии

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор школы

2021

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 9-х классов.
Потребность беречь свое здоровье, как индивидуальную и общественную ценность характеризуется
данным курсом. Он направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков здорового образа
жизни. Курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» разработан с учётом требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа актуальна тем, что в настоящее время состояние российских школьников вызывает
тревогу у специалистов, потому что здоровье школьников ухудшается с каждым годом по сравнению
с их сверстниками пяти или десяти лет назад. Увеличение частоты болезней происходит в
возрастные периоды, когда учащиеся получают среднее образование. Здоровье человека тема
достаточно актуальная во все времена, но в настоящее время она становится первостепенной.
Творцом своей судьбы в полной мере может стать только здоровый ученик. Программа «Здорово
быть здоровым» является комплексной программой по формированию культуры и здоровья,
учащихся. Данная программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы
поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья и
включает в себя, как теоретическую, так и практическую часть.
Целью курса: является формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения
здорового образа жизни и принципов здоровье сбережения.
Задачи курса: формирование у учащихся здорового образа жизни за счет:
формирования навыков и сохранения своего здоровья как общественную и индивидуальную
ценность, отрицательного отношения к приему психотропных веществ, профилактики вредных
привычек, привычки правильного питания, соблюдения режима дня и личной гигиены, умения
бороться со стрессовых ситуаций, ведения активного спортивного образа жизни.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
При изучении курса внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные,
предметные и мета предметные результаты.
Личностные результаты направлены:
1. Гражданское воспитание: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
2. Патриотическое воспитание: отношение к биологии как к важной составляющей культуры,
гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
3. Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать поведение и поступки с позиции
нравственных норм. Экологическая культура: понимание значимости нравственного аспекта
деятельности человека в медицине и биологии.
4.Эстетическое воспитание: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности.
5. Физическое воспитание (формирование культуры здоровья) ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность
навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
6. Трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией.
7.Экологическое воспитание: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности. Адаптация обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся
условий; • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.

8.Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения, развитие
научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности.
Предметные результаты:
В результате реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся должны:
- знать факторы, отрицательно влияющие на организм человека, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа жизни в
организации здорового образа жизни;
-воспитать в себе ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
-сформировать культуру поведения в окружающей среде,
-уметь соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни;
-уметь оценивать последствия своей деятельности по отношению к здоровью других людей и
собственному организму;
-уметь организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию
телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы
физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития, вести
наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их.
Метапредметные результаты:
-выработать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в
состоянии здоровья;
-уметь самостоятельно составлять и определять план и цели деятельности;
-понимать значение физической культуры как явления культуры для, сознания и мышления,
физических, психических и нравственных качеств;
-поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности,
использовать активно занятия физической культурой для профилактики психического и физического
утомления;
-владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;
-извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об
особенностях строения организма, обсуждать полученные сведения, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
-уметь с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку;
осуществлять презентацию результатов и публичные выступления;
-регулировать учебную деятельность, направленную на познание закономерностей человеческого
организма;
- осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Здоровье - основное право человека. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Что
такое режим дня? Во сне и наяву. Факторы риска здоровью. Правила безопасности в быту.
Знакомство с собой. Встречают по одежке. Три правила красоты.
Всегда ли наше впечатление о себе является правильным? Мы такие разные, и всё же. Как управлять
эмоциями.
Антропогенное влияние на среду обитания и здоровье человека. Понятие окружающей среды.
Взаимосвязь среды и организма. Вода как фактор биосферы. Качество питьевой воды и ее связь с
состоянием здоровья. Почва и здоровье. Особенности действия физических и химических факторов,
атмосферного воздуха на организм человека. Световой фактор, освещенность. Источники
загрязнения среды. Формирование потребностей в сохранении природной среды обитания. Понять и
принять себя (о самооценке, управлении эмоциями). Понять и принять других (о толерантности,
субкультурах, разрешении конфликтов). Социальные сети и компьютерные игры.
Научись управлять своими пищевыми привычками - и со временем сможешь управлять своей
жизнью. Растительная и животная пища. Причины предпочтения в питании. Психология питания:

эмоции, мотивационные и смысловые основания приема пищи. Формирование индивидуального
стиля (способа) пищевого поведения. Энергия и ее расход. Масса тела и калорийность рациона.
Физическая нагрузка. Водный режим. Правила здорового питания. Вкусное и полезное меню на
неделю. Диета. Режим питания. Питание при болезнях. Маркировка продуктов.
Образ жизни. Вредные привычки и зависимости. Навыки личной гигиены, двигательная активность,
полезные привычки в поддержании здоровья. Химическая зависимость. Социальные болезни. Семья
и здоровье.
В движении - жизнь. Культура здорового образа жизни и народные традиции. Различные методики
оздоровления. Творческая активность, здоровье и долголетие. Возможности вашего организма.
Спорт и жизнь. Опора и движение. Что такое правильное дыхание? Как улучшить спортивный
результат (о естественных, медикаментозных стимуляторах, о допинге). Опасности малоподвижного
образа жизни. Развиваем основные физические качества. Спорт в нашей станице. Готовимся сдавать
ГТО.
Развиваем свои способности. Интерес к делу и склонность к нему - это одно и то же? Творчество уникальная человеческая способность. Движение к достижениям. Преодолевая трудности в учёбе,
постигаем свои возможности. Создаем портфолио. Правильная мотивация - залог успеха.
Применение биологических знаний в медицине. Профессия врач. Профессия биолог и эколог,
аграрные профессии. Как подготовиться к ЕГЭ. Алгоритм выбора профессии.

Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
Тема 1. Что мы знаем о себе? (5 часов)
Тема 2.Окружающая среда и здоровье человека (5 часов)
Тема 3. Принципы здорового питания (7 часов)
Тема 4. Пока мы дышим, мы живем (4 часа)
Тема 5. Здоровье - богатство во все времена (8 ч)
Тема 6. Вместилище мудрости человеческой (5 часов)
№ п/п

Темы

1
2

Здоровье-основное право человека
Здоровый образ жизни.

3

Во сне и наяву.

4
5

Факторы риска здоровью
Как управлять эмоциями?

6
7

Понятие окружающей среды.
Антропогенное влияние на среду обитания и здоровье Подготовка презентаций «Я и
человека.
моё здоровье»
Вода как фактор биосферы
Качество питьевой воды и её связь с состоянием
здоровья.

8
9

10

Социальные сети и компьютерные игры.

11

Пищевые привычки.

12
13
14

Психология питания.
Стиль пищевого поведения
Энергия и её расход.

Основные
направления
воспитательной деятельности
Лекция «Конституция о праве
человека на здоровье»

Круглый стол «Что
здоровое питание?»

значит

15
16

Правила здорового питания.
Диета.

17
18

Режим питания
Образ жизни.

19
20

Вредные привычки и зависимости.
Семья и здоровье.

21

Навыки личной гигиены.

22

Культура здорового образа жизни.

23

В движении жизнь.

24

Методики оздоровления.

25

Творческая активность, здоровье и долголетие.

26

Возможности вашего организма.

27
28

Спорт и жизнь.
Как улучшить спортивный результат?

29

ГТО.

30
31
32

Развитие своих способностей.
Творчество -уникальная человеческая способность.
Применение биологических знаний в медицине.

33
34

Выбор профессии.
Профессии, где необходимы знания биологии

Выпуск
плакатов
о
предупреждении
влияния
вредных привычек на организм.
Подготовка
презентаций
«Возможности
нашего
организма»

Фотовыставка «Я и спорт»

Подготовка
презентаций
«Профессии, где необходимы
знания биологии»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».