Программа Внеурочной деятельности по русскому языку Секреты грамотного письма 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс «Секреты грамотного письма» направлен на освоение учащимися навыков работы
с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть
достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная
деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть
самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация
учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и
эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим
фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее
актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и
подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса
«Секреты грамотного письма» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы
повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету,
которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для
смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено
минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней
школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют
достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Данная рабочая программа предусматривает проведение занятий элективного курса в IX классе
в объёме 34 часов.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты
текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
 помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и
свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
 работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того
запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
 соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
 развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и
проницательным читателем;
 формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ
текста художественного произведения или жизненный опыт;
 формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
 выявлять творческие способности у каждого школьника;
 помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами,
развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и
свои пороки;
 помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные
возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию
собственных творческих работ.
 научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
№
1.
2.
3.

Учебно-тематический план
Раздел
Кол-во часов
Текст как результат речевой деятельности
6
Средства выразительности в тексте
4
Выразительное чтение текста как искусство
2

Теория
1
1
-

Практика
5
3
2

звучащего
слова
4

1

3

5.

Синтаксические и пунктуационные нормы
текста
От анализа текста к изложению

9

1

8

6.
7.

Сочинение — это тоже текст
Итого

9
34

1
5

8
29

4.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между
предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы,
паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины,
диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки);
морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства
выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и
ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые
особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки
препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом
предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная
информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение
однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых,
логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить
текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения –
рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в
соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Планируемые результаты освоения курса
1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском
языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных
произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство).
2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации,
культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное
отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение

правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры
из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов,
писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
Основные направления воспитательной
№
Тема урока
КолДата
Вид и форма контроля
деятельности
урока
во
часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Текст как результат речевой деятельности
Определение, признаки и
1
характеристика текста как
единицы языка
Тема,
идея,
проблема 1
Композиционнотекста и способы их
содержательный анализ текста
установления
и
формулирования
Роль ключевых слов
1
Восстановление
текста
по
текста
ключевым словам

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Дистанционная олимпиада по литературе на
«Учи.ру»
Конкурс грамотного письма «Грамотей»
Игра « Мы за чистоту нашей речи»

Способы и средства связи
1
Тренировочные
упражнения
между предложениями в
«Моделируем текст»
тексте
Характер смысловых
1
Творческая работа в группах.
отношений между частями
Составление текстов на основе
текста
данных ситуаций
Смысловая и
1
Работа с текстом
композиционная
целостность текста
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Средства выразительности в тексте
Особенности
Работа с текстом
Цикл бесед «Экология слова» (беседы о русском
использования
языке, об ученых-лингвистах)
лексических,
словообразовательных,
морфологических,
1
Познавательно- игровой час «День Наума
синтаксических средства
грамотника»
выразительности в тексте
Специальные
1
Анализ текстов
изобразительно-

9.

10.

11.

12.

выразительные средства в
тексте и их роль
Выбор и организация
1
Подбор рабочего материала
языковых средств в
соответствии с темой и
основной мыслью текста
Практическая работа
1
Работа
с
художественным
«Анализ текста с точки
текстом
зрения использования в
нём средств
выразительности»
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
1, 2, 3, 4, 6, 7
Выразительное чтение как 1
Выразительное чтение текста
Пробный этап дистанционной олимпиады по
тест на понимание текста
русскому языку на «Учи.ру»
Логические паузы и
ударения. Интонация
текста

1

Работа над интонацией

Синтаксические и пунктуационные нормы текста
13.

Словосочетание и
предложение

1

14.

Функции сложного
предложения в тексте
Пунктуация в сложном
предложении текста
Текстовые иллюстрации
синтаксических и
пунктуационных норм

1

15.
16.

1
1

Конструирование
словосочетаний и предложений
по
схемам.
Работа
над
синонимичной
заменой
словосочетаний
Тестовые
задания
для
подготовки к ГИА
Тестовые
задания
для
подготовки к ГИА
Работа с текстом

От анализа текста к изложению

1, 3, 5, 7, 8
Основной этап дистанционной олимпиады по
русскому языку на «Учи.ру»
Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»
Викторина по творчеству А.С. Пушкина

1, 2, 3, 4, 6,

17.

Виды изложений

18.

Глубина и точность
1
понимания содержания,
проблематики исходного
текста
Способы и приёмы
1
Работа с текстом
компрессии (сокращения)
текста.
Главная и второстепенная
1
Задание
«Учимся
задавать
информация в тексте
вопросы к тексту»
Пишем сжатое изложение
1
Сжатое изложение
Ключевые слова и их роль 1
Пересказ текста по ключевым
в определении границ
словам
главной информации.
Соотношение микротемы и 1
Работа по выделению микротем
абзацного строения текста
в тексте
Представление об абзаце 1
Работа по выделению абзацев в
как о пунктуационном
тексте
знаке
Практическая работа по 1
Редактирование текста
предупреждению речевых,
логических, фактических
ошибок
Сочинение — это тоже текст
Структура
сочинения- 1
Работа над сочинением по
рассуждения
высказыванию лингвиста
Алгоритм
написания 1
Работа над сочинением по
сочинения – рассуждения
цитате
Речевые
клише, 1
Работа
над
языковым
используемые
в
оформлением высказывания.
сочинении-рассуждении
Подготовка к написанию 1
Сочинение-рассуждение
на
сочинения – рассуждения
лингвистическую тему
на лингвистическую тему

19.

20.
21.
22.

23.
24.

25.

26.
27.
28.

29.

1

Задание «Подбираем заголовок Цикл бесед ко Дню славянской письменности
к тексту»
Познавательный час «Роскошь человеческого
Самостоятельная работа
общения, или Речевой этикет»
Игра «Я знаю русский язык»
Фразеологизмы современного русского языка с
общим значением «физические качества человека»

1, 2, 3, 4, 5, 6
Беседа «Что лежит в основе сострадания?»
(подготовка к сочинению-рассуждению на ОГЭ)
Беседа «Что такое эгоизм?» (подготовка к
сочинению-рассуждению на ОГЭ)
Квест «Средства выразительности языка»
(подготовка к ОГЭ)

30.
31.
32.

33.

34.

Написание сочинения рассуждения
Извлечение информации
из различных источников
Создание
текста
в
соответствии с заданной
темой и функциональносмысловым типом речи
Критерии
оценки
сочинения-рассуждения.
Итоги года
Итоги года

1
1
1

1

Работа
со
справочной
литературой
Сочинение-рассуждение

Оценивание
сочинений

собственных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».