Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
2024-2025 учебный год
5 класс
2024
1
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка………………………………………………………........3-4
Нормативно-правовая база
Назначение программы
Актуальность и перспективность курса
Возрастная группа обучающихся
Объем часов, отпущенных на занятия
Продолжительность одного занятия
Цели и задачи реализации программы
Формы и методы работы
Учебно-тематическое планирование………………………………………..……4-8
Информационно-методическое обеспечение………………………….…….…..8-9
Дополнительная литература
Оборудование
Предполагаемая результативность курса……………………………………………9
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными нормативными документы по
ФГОС НОО:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. N 373".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования".
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования (утв. Приказом министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413)
Программа также реализуется в рамках общей коррекционно-развивающей программы
сопровождения психолого-педагогического процесса образования учащихся начальной школы по
ФГОС.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Автор: Малофеев Н. Н.,
Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л.
Назначение программы
Предлагаемая программа направлена на коррекцию, формирование и развитие познавательных
УУД детей с ОВЗ.
Актуальность и перспективность курса
В связи с внедрением в систему общего образования специального федерального
государственного образовательного стандарта и большим количеством выявленных на городском
ПМПК детей с ОВЗ данный курс актуален для нашей школы. По рекомендациям ПМПК для детей
с нарушениями психики организованы коррекционно-развивающие занятия в кабинете психолога.
Возрастная группа обучающихся
Программа предназначена для учащихся 5 классов в возрасте от 10 до 12 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия.
Программа для учащихся 5–х классов рассчитана на 68 учебных часа в год.
Продолжительность одного занятия
Продолжительность одного занятия для обучающихся 5-х классов составляет 40 минут.
Цели и задачи реализации программы
Цели программы:
1) Формирование и коррекция высших психических функций.
2) Способствовать интеллектуальной адаптации ребенка к учебной деятельности.
Задачи программы:
3
1)
2)
3)
4)
Формировать способность к устойчивости и концентрации внимания.
Развивать способность запоминать и воспроизводить информацию.
Развивать логические операции анализа, синтеза, классификации.
Развивать творческие способности.
Формы и методы работы
1. Традиционные обучающие приемы.
2. Ритуалы знакомства, представления, прощания.
3. «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники.
4. Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки.
5. Техники релаксации.
6. Психотехники самооценки взаимооценки.
7. Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию.
8. Экспрессивные техники (приемы самовыражения).
9. Развивающе-тренировочные упражнения.
10. Сказкотерапевтические упражнения.
11. Иллюстрационно-демонстрационные задачи.
12. Подвижные игры.
13. Цветоконструирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Развитие познавательных способностей / 5 класс»
№
Тема занятия
Коли Срок Описание примерного
Перечень
п/
честв и
содержания занятий
универсальных
п
о
действий обучающихся
часов
Раздел 1. Развиваем внимание (20 часов)
1
Я учусь быть
10
Сент/ Игры и упражнения на развитие Развитие концентрации
внимательным
окт
внимания: «Сосчитай буквы»,
внимания, развитие
«Найди ошибки», «Драконовы
восприятия (П)
ключи», «Соедини по точкам» и
т.п.
Мотивировать детей на
2
Я умею быть
10
Окт/
Игры и упражнения на развитие саморазвитие (Л)
внимательным
нояб
внимания: «Найди спрятанные
слова», «Расшифруй послание», Учить принимать и
сохранять учебную
«Графические диктанты»,
задачу (Р)
«Раскрась картинку по
значкам», «Таблицы Шульте» и
т.п.
Раздел 2. Развиваем память (20 часов).
3
Я учусь
10
Нояб/ Игры и упражнения на развитие Развитие процессов
запоминать
дек
мнемических процессов:
запоминания и
«Фотограф», «Вспомни
воспроизведения (П)
образы», «Запомни слова»,
Мотивировать на
«Запомни картинки» и др.
развитие памяти
разными способами (Л)
4
Я умею
10
Дек/я Игры и упражнения: «Запомни
Учить ставить и
запоминать
нварь рассказ», «Что изменилось?»,
добиваться учебных
«Запомни фигуры», «Запомни
целей (Р)
последовательность»,
Развивать навыки
«Вспомни узор» и др.
4
работы в команде (К)
Раздел 3. Развиваем мышление (24 часов).
5
Я учусь думать
12
Февр/ Игры и упражнения на развитие
логично
март
логических операций:
«Исключи лишнее», «Найди
сходства и различия» и др.
6
Я развиваю свой 12
Апре Упр.: «Найди закономерность»,
ум
ль/ма «Сравнение понятий», «Найди
й
противоположности»,
«Продолжи числовой ряд»,
«Разгадай пиктограмму»,
«Придумай загадку» и др.
Раздел 4. Проверь себя (4 часа).
7
Диагностически 4
май
й урок
Выполнение тестовых заданий
Развитие
мыслительных
операций (П)
Развивать
саморефлексию (Л)
Учить планировать
учебную деятельность
(Р)
Учить высказывать
сове и аргументировать
свою точку зрения (К)
Актуализация
самооценочной
деятельности ,
познавательного
интереса (Л)
Итого: 34 часа
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительная литература
1) Аржакеева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа занятий
в 1-м классе. – 3-е изд., М.: Генезис, 2014. – 136 с.
2) Аржакеева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа занятий
во 2-м классе. – 2-е изд., М.: Генезис, 2014. – 136 с.
3) Вачков И.В., Аржакеева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1
класс. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 60 с.: ил.
4) Вачков И.В., Аржакеева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2
класс. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 64 с.: ил.
5) Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей,
учителей, родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -368 с.: ил.
6) Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., допол. И
перераб. – СПб.: Речь, 2004.- 190 с.: ил.
Оборудование
Для демонстрации обучающих слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен
интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим
и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами,
канцелярскими принадлежностями.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
Уровень результатов работы оценивается с помощью тестирования познавательных УУД и
образовательных результатов следующим образом:
1 уровень – низкий (слабо сформированы)
2 уровень – средний (достаточно сформированы)
3 уровень – высокий (высоко сформированы)
5
Планируемые образовательные результаты освоения коррекционно-развивающей программы.
Обучающиеся с ОВЗ 5 классов научатся:
Ппознавательные УУД:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях, устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе и во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.
Адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих.
Личностные УУД:
Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к
школе.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Самоанализ и самоконтроль результата.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнера высказывания.
Задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема
Раздел 1. Развиваем внимание (20ч)
Я учусь быть внимательным (10 час)
1
Диагностика внимания
2
Развитие концентрации внимания, тренировка переключения и распределения
внимания. Упражнение «Кто быстрее?»
3
Развитие устойчивости внимания. Упражнение «Пишущая машинка»
6
4
Развитие внимания и наблюдательности. Упражнение «Наблюдательность»
5
Развитие устойчивости и распределения внимания. Упражнение «Стенографы»
6
Развитие концентрации внимания. Упражнение «Перепиши слова»
7
Игры и упражнения на развитие внимания: «Сосчитай буквы» »
8
Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди ошибки»
9
Игры и упражнения на развитие внимания: «Драконовы ключи
10
Игры и упражнения на развитие внимания: «Соедини по точкам»
Я умею быть внимательным (10 час)
1
Тренировка концентрации внимания. Упражнение «Пальцы»
2
Развитие внимания. Упражнение «Муха»
3
Развитие концентрации и распределения внимания. Упражнение «Селектор»
4
Тренировка внимания. Упражнение «Скрытая подсказка»
5
Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди спрятанные слова»
6
Игры и упражнения на развитие внимания: «Расшифруй послание»
7
Игры и упражнения на развитие внимания: «Графические диктанты»
8
Игры и упражнения на развитие внимания: «Раскрась картинку по значкам»
9
Игры и упражнения на развитие внимания: «Таблицы Шульте»
10
Игры и упражнения на развитие внимания: командная квест-игра на внимание.
Раздел 2. Развиваем память (20ч)
1. Я учусь запоминать (10 ч)
1
Диагностика памяти.
2
Развитие зрительной и слуховой памяти. Упражнение «Трудное – запомни»
3
Развитие опосредованной памяти. Упражнение «Запомни слова»
4
Развитие памяти. Упражнение «Словообразование»
5
Развитие опосредованной памяти. Упражнение «Составь слово»
6
7
8
9
10
1
Игры и упражнения на развитие мнемических процессов: «Фотограф»
Игры и упражнения на развитие мнемических процессов: «Вспомни образы»
Игры и упражнения на развитие мнемических процессов: «Запомни слова»
Игры и упражнения на развитие мнемических процессов: Запомни картинки»
Игры и упражнения на развитие памяти: Вспомни узор»
2. Я умею запоминать (10ч)
Развитие памяти. Упражнение «Цепочка слов»
2
Развитие памяти. Упражнение «Исключение лишнего»
3
Развитие памяти. Упражнение «Бег ассоциаций»
4
Развитие зрительной памяти. Упражнение «Тахистоскоп»
5
Развитие памяти. Упражнение «Пропущенная буква»
7
6
7
8
9
10
1
2
3
4
Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни рассказ»
Игры и упражнения на развитие памяти: «Что изменилось?»
Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни фигуры»
Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни последовательность»
Игры и упражнения на развитие мнемических процессов: командная квест-игра на
проверку памяти.
Раздел 3. Развиваем мышление (24ч)
1. Я учусь думать логично (12ч)
«Исключение понятий»
«Выявление общих понятий»
«Анализ отношений понятий»
Упражнение «Сложные ассоциации»
Упражнение «Ключ к неизвестному»
Упражнение «Что нового?»
Упражнение «Ошибающийся учитель»
Упражнение «Поиск аналогов»
Упражнение «Поиск противоположных предметов»
Упражнение «Выражение мысли другими словами»
Упражнение «Формулирование определений»
Упражнение «Формулирование определений»
2. Я развиваю свой ум (12ч)
1
Упражнение «Найди закономерность»
2
Упражнение «Сравнение понятий»
3
Упражнение «Найди противоположности»
4
Упражнение «Продолжи числовой ряд»
5
Упражнение «Разгадай пиктограмму»
6
Упражнение «Придумай загадку»
7
Логические задачки. Игра «Из мухи в слона»
8
Расшифровщик. Игра «Найди слова»
9
«Что общее, а что отличает?» Игра «Кроссворд»
10
Криптограмма. Игра «Отгадай слова»
11
Отгадай какого цвета? Игра «Кто где живет?»
12
Замените цифры буквами. Игра «Отгадай сказку»
Раздел 4. Проверь себя (4ч)
Диагностический урок (4ч)
1
Диагностика памяти
2
Диагностика внимания
3
Диагностика мышления
4
Диагностика мышления
5
6
7
8
9
10
11
12
8