ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
2024-2025 учебный год

2024

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на
основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016г.);
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
- Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
Программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю. Актуальность
данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед
гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Новизна данной программы - направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительная особенность программы - базируется на системнодеятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в
финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики
и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Личностные результаты
Сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов,
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в
связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Предметные результаты

•
Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания
об управлении финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за
нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах;
небанковских организациях;
•
определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа
от кредита;
•
характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков; мобильные
приложения банков;
•
устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой
страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью населения; микрозаймами в
микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;
•
приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в
том числе валютных операций;
•
использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде;
по подготовке к пенсии;
•
решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к
существующим в цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять вычисления,
связанные с вкладами и кредитами;
•
овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров
банковского вклада, кредитного договора; выделять основную информацию в договоре по
заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата,
полную стоимость кредита и др.);
•
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при
работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от
подлинных инвестиционных продуктов;
•
искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
•
анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной истории,
видах банковских карт и их функциях;
•
принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за
займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе кредитам) и
сберегательным продуктам в надежные, информированные источники до принятия
финансовых решений;
•
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении
финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при
взаимодействии с представителями разных этнических групп.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Банковские услуги
Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с
ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с
драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит.
Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт.
Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков.
Раздел 2. Услуги небанковских организаций
Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях,
потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды
кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании.
Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Защита от кредиторов.
Раздел 3. Страховые услуги
Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование
имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков.
Страхование бизнеса. Страховой договор.
Тематическое планирование

1. Банковские услуги - 11 ч
2. Небанковские организации и их услуги - 12 ч
3. Страховые услуги - 8 ч
4. Практикум, проектная деятельность – 3 ч
Поурочное планирование
1. Банки и их функции. Виды банковских лицензий.
2. Виды платежных средств. Виды счетов.
3. Депозит. Банковский вклад.
4. Простые и сложные проценты.
5. Система страхования вкладов.
6. Кредит.
7. Аннуитетный и дифференцированный платеж.
8. Платежная карта. Типы банковских карт.
9. Обмен валюты. Валютный курс.
10. Дистанционное банковское обслуживание.
11. Онлайн-банкинг
12. Заём.
13. Ответственность потребителя.
14. Микрофинансовые организации и их деятельность.
15. Виды кооперативов и их деятельность.
16. Ломбарды и их деятельность.
17. Кредитная история
18. Коллекторы.
19. Рынок ценных бумаг.
20. Паевые инвестиционные фонды.
21. Негосударственные пенсионные фонды.
22. Защита от кредиторов.
23. Реструктуризация задолженности.
24. Страхование и его виды.
25. Добровольное и обязательное страхование.
26. Страхование жизни и здоровья.
27. Выбор страховой компании.
28. Участники рынка страхования и потребители страховых услуг.
29. Выбор оптимальных условий страхования.
30. Страхование бизнеса
31. Страхование предпринимательских рисков.
32. Практикум.
33. Практикум
34. Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».