Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная (читательская) грамотность»
2024-2025 учебный год
2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Функциональная (читательская) грамотность» адресована учащимся 6-7 классов
общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как
формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно
научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как
способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения
является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к
усвоениюновых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения
воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность
образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с
текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе
формирования стратегиисмыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только
повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого
себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы:
формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом
различного содержания.
Задачи программы:
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для
решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение
имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к
информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом;
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения
личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания,
справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему
Отечеству.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год, в соответствии с годовым календарным
учебным графиком на 2024-2025 учебный год, в соответствии с расписанием внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный
год на реализацию программы в 6-7 классах отведено 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 40
минут.
Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности
Программа «Функциональная (читательская) грамотность» направлена на развитие духовно -нравственного воспитания
обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы
основного общего образования.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не
теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение,
использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования ставит:
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и
интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа,
синтеза, обобщения,
интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или
выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной
информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания
письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки
к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и
выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать
стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление
деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности:
− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых,
затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);
− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом,
осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной
и второстепенной информации);
− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление
причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту
вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у
партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную
работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать,
анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном,
графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных
технологий. Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный
процесс.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд причин, в том числе и
социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной
причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного
формирования читательской деятельности школьников. Таким образом, констатируется низкий уровень читательской
грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению.
Основная цель курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Функциональная (читательская) грамотность» в
соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения
воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного
взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1. Поиск информации и понимание прочитанного. 2. Преобразование и интерпретация информации. 3. Оценка информации.
Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся
работать с текстом. » обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования
информации, представленной в различной форме;
способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие
из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать
количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой
информации, определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и
корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются
достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей
идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от
одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста,
анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную
информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание курса
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12 ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с
опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в
тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац,
план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание
информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14 ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление
связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный
текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности
выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом
цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших
собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 8 ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути
восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6-7 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
1
Умеем ли мы
слушать?
1
2
Что и о чём?
1
3
Стили текста
1
4
Внимание к
слову
1
5
Как построен
текст?
1
6
Погружение в
1
Практичес
кие работы
Содержание
Восприятие на слух и
понимание различных видов
сообщений
Типология текстов. Речевая
ситуация
Функционально-стилевая
дифференциация текстов
(разговорный стиль,
художественный стиль,
официально-деловой стиль,
научный стиль)
Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр текста
Понимание текста с опорой на
тип, стиль, жанр, структуру и
языковые средства
Осознанное чтение текстов с
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
http://www.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://school-
текст
7
Диалог с текстом
1
8
Лингвистические
задачи
1
9
Составление
плана текста
1
10
Учимся
читать
«между строк»
1
11
Что
помогает
понять текст
1
12
Читаем и
размышляем
1
13
Способы сжатия
текста
1
14
Аукцион вопросов
и ответов
1
1
1
целью удовлетворения
интереса, приобретения
читательского опыта, освоения
и использования информации
Текст, тема текста, основная
мысль, идея. Авторская
позиция
Практикум. Способы связи
предложений в тексте.
Средства связи предложений в
тексте
Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста
Простой, сложный, тезисный
план. Понимание информации,
представленной в неявном
виде
Разные способы представления
информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы,
знака
Использование формальных
элементов текста
(подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации
Практикум. Подробный и
сжатый пересказ (устный и
письменный).
Вопросы по содержанию
текста
collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
15
Воображение и
прогнозирование.
1
16
Учимся
аргументировать
1
17
Знаю – хочу
узнать – узнал
1
18
Разговор по
телефону
1
19
Шифровка и
дешифровка
текста
1
20
Как читать
несплошной
текст?
1
21
22
Кто записывает,
тот читает дважды
«Сцепления» в
тексте
1
1
1
1
23
Наши друзья и
помощники
1
24
В поисках слова
1
1
1
Формулирование выводов,
основанных на содержании
текста
Практикум. Аргументы,
подтверждающие вывод
Соотнесение фактов с общей
идеей текста, установление
связей, не показанных в тексте
напрямую
Составление на основании
текста небольшого
монологического
высказывания в качестве
ответа на поставленный вопрос
Преобразование (дополнение)
информации из сплошного
текста в таблицу
Практикум. Преобразование
таблицы в связный текст,
информации, полученной из
схемы, в текстовую задачу
Составление схем с опорой на
прочитанный текст
Практикум. Составление схем
с опорой на прочитанный текст
Формирование списка используемой литературы и
других информационных
источников
Практикум. Создание
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
25
Поиграем со
словами
1
26
Учимся говорить
1
27
Анализ текста
1
28
Что такое отзыв?
1
29
Делимся
впечатлениями
1
30
«Почемучки»
1
1
1
собственных письменных
материалов на основе
прочитанных текстов: выписки
из прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего
использования, небольшие
письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном
Практикум. Создание
небольших письменных
текстов по предложенной
теме, представление одной и
той же информации разными
способами, составление
инструкции к выполненному
действию
Выступление перед
аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями с
использованием
иллюстративного ряда
Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры
текста
Выражение собственного
мнения о прочитанном
Практикум. Выражение
собственного мнения о прочитанном и его аргументация
Достоверность и недостовер-
http://fcior.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://lib.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://school-
31
32
Главное и
неглавное в тексте
Поиск
информации
1
1
33
Когда текст
прочитан
1
1
34
Квест
«Читательская
грамотность»
1
1
34
10
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ность информации в тексте.
Недостающая или избыточная
информация
Пути восполнения
недостающей информации
Практикум. Участие в учебном
диалоге при обсуждении
прочитанного или
прослушанного текста
Практикум. Соотнесение
позиции автора текста с
собственной точкой зрения.
Сопоставление различных
точек зрения на информацию
collection.edu.ru
http://lib.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://lib.ru
http://fcior.edu.ru
Формы контроля
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся
используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
Материально-техническое обеспечение
Литература для учащихся
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 6 класс.— М.: Издательство
«Экзамен», 2021.
2. Кычкина А.А. Мониторинг читательской грамотности. Рабочая тетрадь-пособие для 6 класса. Махачкала:
Методическая лаборатория по формированию читательской грамотности, 2021 г.
3. Контрольные измерительные материалы по оценке читательской грамотности обучающихся.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Литература для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.:
Просвещение,2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С.
Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий:
пособиедля учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных
способностейучащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.:
Форум,2015.
9.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2021.
10. Комплект кейсов по формированию функциональной (читательской) грамотности. М., 2022.
11. Иванова А. Учебный курс для 5-6 классов «Осмысленное чтение текстов на основе технологии РКМ». ЛитРес:
Самиздат, 2021.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Библиотека http://lib.ru
3. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru