Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
2024-2025 учебный год
5 класс
2024
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной
программы основного общего образования, основной образовательной программы и плана
внеурочной деятельности МБОУ СОШ п. Надвоицы на 2024-2025 учебный год.
При разработке программы были использованы следующие методические материалы:
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2015;
Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство
«Учебная литература», 2014,
Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по
русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2014г.
Особенностью данной программы является ориентированность на получение знаний о
конкретных профессиях и опыта профессиональных проб в рамках проведения деловых игр,
конференций, защиты проектов.
Данная рабочая программа предусматривает подготовку учащихся к таким районным и
городским конкурсам как конкурсы чтецов, конкурсы сочинений.
Место курса в плане внеурочной деятельности школы
Планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ п. Надвоицы на изучение курса
«Занимательный русский язык» предусмотрен 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Главной целью изучения курса «Занимательный русский язык» в 5 классе является
формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта
разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и
самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной
траектории.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Система занятий курса призвана
способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и
общественно востребованных качеств.
Текущий контроль и итоговая аттестация
Текущий контроль
по внеурочному курсу “Занимательный русский язык”
осуществляется в письменной и устной форме. Содержание контроля определяется
данной программой. Основное внимание при контроле уделяется функциональной
грамотности обучающихся, навыкам самостоятельной работы и командного
взаимодействия. Результаты оцениваются по системе зачет/незачет, при этом в
обязательном порядке учитываются результаты дистанционного прохождения курса.
Итоговая аттестация может осуществляться в рамках реализации проектной
деятельности и организуется в виде концерта, экскурсии, конференции, защиты проектов
с подведением итогов и анализом успехов за истекший период.
Планируемые результаты
Личностные: актуализация процессов личностного и профессионального
самоопределения
и
саморазвития
учащихся;
формирование
мотивации
к
целенаправленной познавательной деятельности; формирование системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные позиции в деятельности; способность ставить цели и строить жизненные
планы.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной и
внеучебной деятельности и организации учебного сотрудничества; способность к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории;
способность
к
самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками
получения необходимой информации из различных источников, умение в них
ориентироваться, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию;
владение навыками проектной и социальной деятельности.
Предметные: соблюдение основных орфографических и пунктуационных правил
современного русского литературного языка; извлечение необходимой информации из
словарей и справочников, использование её в разных видах деятельности; проведение
разного рода анализа
слов: фонетического, морфологического, морфемного,
орфографического; группировка слов по видам орфограмм.
Содержание курса
Тема 1 Введение (1 час)
Ты обязан русской речью хорошо владеть! (О величии русского языка и его мировом
значении. Высказывания великих людей о русском языке. Стихи о русском языке. История
некоторых слов. Занимательные задачи о словах.)
Тема 2 Фонетика (1 час)
Как ты слышишь звуки и пишешь слова? (Закрепление навыков сопоставления звукового
и графического образов слов при написании трудных орфограмм. Решение занимательных
задач. Конкурс смекалистых. Игра-упражнение «Помоги найти братцу своё место».
Работа с сигнальными карточками.)
Тема 3 Графика (1 час)
Сперва аз да буки – потом все науки. (Краткие сведения из истории русской азбуки.
Практическое значение алфавита. Почему мы так говорим? (сообщения учащихся о
некоторых устойчивых выражениях). Игры с буквами («Алфавит», «Кто больше?»,
«Анаграмма»).
Тема 4 Морфемика
Бывают ли у слов родственники? (Как отыскать корень слова. Чередование звуков в
корне. Словообразование слов. Работа со словарём. Игры: «Родственники», «Мастерим
Матрёшку», «Почему «убегают» гласные и согласные?».)
Тема 5 Лексикология (2 часа)
Слова-тёзки и тёзки наоборот. (Синонимы, антонимы. Грамматическая сказка.
Дидактические игры и упражнения.)
О словах разных, одинаковых, но разных. (Омонимы, омофоны. Сравнительный анализ
предложений. Работа со словарём омонимов. Грамматические задачи. Стихи о омонимах
и омофонах. Наблюдение над текстом.)
Тема 6 Орфография (2 часа)
Гласные и согласные, с нами несогласные. (О правописании безударных гласных и
непроизносимых согласных в корне слов. Дидактическая сказка «Ударный и безударный».
Работа со стихотворениями «Ошибка», «Грустные вести». Игра «Мотогонки»
(непроизносимые согласные). Грамматические загадки, кроссворды).
Если знаешь части слова, то напишешь их толково. (О приставках, суффиксах. Беседа о
приставках, игра с приставками. Ребусы. Дидактическая сказка «Работа суффиксов».
Игры, головоломки о суффиксах.)
Тема 7 Морфология (1 час)
Морфологическая семейка. (О самостоятельных и служебных частях речи.
Дидактическая сказка «Как Морфология порядок навела». Игра «Строим дом». Рассказ
по картинке. Игра «Перевёртыши». Лингвистическая задача «Дружная семейка»).
Тема 8 Синтаксис и пунктуация ( 5 часов)
Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? (Словосочетания, виды словосочетаний. Игра
«На корабликах». Работа с шуточными текстами. Игра «Рисуем и сочиняем». Игровые
упражнения.)
В лаборатории Предложения. (Главные члены предложения. Дидактическое
стихотворение «Весёлые рифмы». Словесные шарады. Работа с текстами и
предложениями.)
Нужны ли второстепенные члены предложения? (Грамматическая сказка. Стихи на
запоминание. Занимательные задачки.)
Что такое «осложнённое предложение»? (Обращения, вводные слова. Дидактическая
сказка «Внештатные сотрудники». Стихи на запоминание. Игра «Реклама».
Пунктуационные упражнения.)
Тема 14. Среди знаков препинания. (Дидактическая сказка «Бродячий цирк». Из истории
знаков препинания. Загадки на узнавание пунктуационных знаков. Решение задач на
пунктуацию.)
Тема 9 Текстоведение ( 2 часа)
Непридуманный рассказ. (Основные нормы построения текста. Весёлые запоминалки.
Игра «В гостях у издательства», конкурс редакторов.)
«Посиделки у Грамматейки» (Викторина, тестирование.)
Тема 10 Словообразование ( 2 часа)
Загадочные орфограммы. (Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих и Ц в корнях слов.
Дидактические сказки «Суффикс-консультант», «Разведчица Ё». Работа с
деформированными текстами, конкурс «Кто быстрее», составляем кроссворд.)
Чудеса приставок. (Правописание приставок раз-, рас-; весёлые запоминалки, редкие
приставки, дидактические игры, упражнения, головоломки, ребусы)
Тема 11 Лексикология и фразеология ( 3 часа)
В руках умелых слово творит чудеса. (Слова однозначные и многозначные, переносное
значение слова. Работа с лирическими текстами. Детские высказывания из записей
К.Чуковского. Грамматические упражнения, составление ребусов.)
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (Роль тропов в
художественном тексте. Понятия: эпитет, метафора. Прилагательные в загадках.
Игра «Расставь всё по местам». Рисуем словесный портрет. )
Выражения, которые обрели крылья и вечность. (Фразеологизмы. Сообщения учащихся.
Работа с текстом. Знакомство с фразеологическим словарём. Занимательные
грамматические упражнения. Игры «Кто быстрее?», «Кто сказал…»).
Тема 12 Морфология (10 часов)
Имя существительное 3ч.
Тайна имени. (Имя существительное собственное и нарицательное. Сообщения учащихся
«Из истории имён», дидактическая сказка «Тайна существительных, или война двух
разрядов», конкурс «Словесные баталии», кроссворд «Найди соответствия».)
Интересное о падеже имён существительных. (История падежей, безударные окончания
Е и И. Весёлые запоминалки о падежах, занимательные стихотворения с определением
падежей, чайнворд, игра «Заказ».)
Давайте будем дружить! (Употребление имен существительных в речи. Немного из
этимологии. Весёлые запоминалки слов, сложных в ударении.)
Имя прилагательное 2ч.
Прилагательное, значит, его нужно прилагать. (Дидактическая сказка «Скромные
просители».
Грамматический
рассказ
«Прилагается
ли
прилагательное?».
Дидактические игры с прилагательными.)
Слова, «озаряющие предметы». (Об эпитетах. Эпитеты в устном народном
творчестве, художественных произведениях. Игра «Читаем картины», конкурсы
«Лучшее признание», «Создай свою сказку»)
Глагол 5ч.
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи» (Общее значение глагола, употребление в
речи. Грамматическая сказка «Здравствую, дядюшка Глагол». Весёлое стихотворение «Я
учу глаголы». Игра «Перепутаница». Грамматическая сказка «В стране Ошибии». Игры
на внимание.)
Хитрая Ира. (Правописание Е и И в корнях с чередованием. Весёлые запоминалки.
Конкурс на восстановление деформированного текста, игра «Копилка», конкурс
«Разведчики» (нахождение слов с чередованием в тексте).
Физкультура для глагола (Наклонение глаголов. Дидактический рассказ «В стране
Глаголия». Игра «Лучший тренер для глагола», конкурс «На старт! Внимание! Марш!»,
создаём ребусы.)
Глаголы, у которых нет лица. (Безличные глаголы. Дидактическая сказка «Важная
персона». Из истории слов «-СЯ в глаголах». Дидактические соревнования. Кроссворд
«Глагол»).
Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. (Дидактическая сказка «Откуда
появились глаголы исключения». Стихотворения на запоминание. Игра «Заказ». Решение
кроссвордов.)
Тема 13 Стилистика и текстоведение ( 2 часа)
Офис Переделкина.
(Стили речи. Игра «Лучший помощник библиотекаря». Конкурс заметок.)
Напишу-ка я письмо…
(Правила составления письма, адреса (на бумажном и электронном носителях.)
Тема 14 Итоговое занятие (1 час)
Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. (Тест-игра)
Тематическое планирование
№
Учебная Тема
неделя
Кол- Ссылки
на
материалы
во
дистанционного обучения
часов
для
Введение (1 час)
1
1
Ты обязан русской 1
речью
хорошо
владеть!
https://learningapps.org/display?v=pix1ygzmk24
Как ты слышишь 1
звуки и пишешь
слова?
https://learningapps.org/display?v=pk0pafwpj24
Сперва аз да буки 1
–
потом
все
науки.
https://learningapps.org/display?v=p2yjpxu1324
Фонетика (1 час)
2
2
Графика (1 час)
3
3
https://learningapps.org/display?v=pj8mkuo3n24
https://learningapps.org/display?v=pvhvro8c520
Морфемика (1 час)
4
4
Бывают ли у слов 1
родственники?
https://learningapps.org/display?v=pggrs2gdk24
Лексикология (2 часа)
5.1
5
Слова-тёзки и тёзки 1
наоборот.
5.2
6
О словах разных, 1
одинаковых,
но
разных.
https://learningapps.org/display?v=p1338bqqa24
Орфография (2 часа)
6.1
7
6.2
8
Гласные
и
согласные, с нами 1
несогласные.
Если знаешь части 1
слова,
то
напишешь
их
толково.
https://learningapps.org/display?v=p3wrkn62j24
https://learningapps.org/display?v=p8xe1fmij24
Морфология (1 час)
7
9
Морфологическая
семейка.
1
https://learningapps.org/display?v=p6972yi0j24
Синтаксис и пунктуация (5 часов)
8.1
8.2
10
11
Тетрадь ученика 1
или ученическая
тетрадь?
https://learningapps.org/display?v=poafhq4wj24
В
лаборатории 1
Предложения
https://learningapps.org/display?v=pqnzi1utv24
https://learningapps.org/display?v=puefcmr0j24
https://learningapps.org/display?v=pqe5nf1ya24
https://learningapps.org/display?v=podw957s224
8.3
8.4
8.5
12
13
14
Нужны
ли 1
второстепенные
члены
предложения?
https://learningapps.org/display?v=pfw095dyt24
Что
такое 1
«осложнённое
предложение»?
https://learningapps.org/display?v=pzr3j30ec24
Среди
знаков 1
препинания.
https://learningapps.org/display?v=pb738wn5324
https://learningapps.org/display?v=p1x65i1et24
https://learningapps.org/display?v=psz9whca324
Текстоведение (2 часа)
9.1
15
Непридуманный
рассказ.
1
https://learningapps.org/display?v=pen9s65da24
https://learningapps.org/display?v=pk6svsra324
https://learningapps.org/display?v=p3dv3kve324
9.2
16
Посиделки
Грамматейки
у 1
https://learningapps.org/display?v=p7anxxv3524
https://learningapps.org/display?v=pb738wn5324
Словообразование (2 часа)
10.1
17
Загадочные
орфограммы.
1
https://learningapps.org/display?v=pt6x287tc24
10.2
18
Чудеса приставок.
1
https://learningapps.org/display?v=p36qz9zv324
https://learningapps.org/display?v=pjc86vm5j24
https://learningapps.org/display?v=pck7y0nq324
Лексикология и фразеология (3 часа)
11.1
19
В руках умелых 1
слово
творит
чудеса
https://learningapps.org/display?v=prooxf9k324
https://learningapps.org/display?v=pvpnhvj5324
11.2
20
Изводишь единого 1
слова ради тысячи
тонн
словесной
руды.
https://learningapps.org/display?v=pr8m78m9524
11.3
21
Выражения,
1
которые
обрели
крылья и вечность.
https://learningapps.org/display?v=p1ka3rbf324
https://learningapps.org/display?v=pq4gc6jhk24
Морфология (10 часов)
Имя существительное (3 часа)
12.1
22
Тайна имени.
1
https://learningapps.org/display?v=pqi3dh4n524
https://learningapps.org/display?v=p8dejveon24
12.2
12.3
23
24
Интересное
о 1
падеже
имён
существительных.
https://learningapps.org/display?v=p4xumw1gc24
Давайте
дружить!
https://learningapps.org/display?v=p6hqok56k24
будем 1
https://learningapps.org/display?v=pwjgs5tat24
https://learningapps.org/display?v=pi85ziqxj24
Имя прилагательное (2 часа)
12.4
25
Прилагательное,
1
значит, его нужно
https://learningapps.org/display?v=pmrb9se0j24
прилагать.
12.5
26
https://learningapps.org/display?v=p4dwyozi324
Слова,
«озаряющие
предметы».
1
https://learningapps.org/display?v=pj3cdkrzk24
Глагол (5 часов)
12.6
27
12.7
28
«Самая
1
огнепышущая,
самая живая часть
речи».
Хитрая Ира.
1
https://learningapps.org/display?v=p4wg9zz1v24
https://learningapps.org/display?v=pvvzn579324
https://learningapps.org/display?v=pwca0d5st24
12.8
29
12.9
30
Физкультура
глагола.
для 1
Глаголы,
у
которых нет лица. 1
https://learningapps.org/display?v=pz58un1xn24
https://learningapps.org/display?v=pkks0kjvt24
https://learningapps.org/display?v=p1bfoi72k24
12.10 31
Как образовались
Первоспряженск и 1
Второспряженск.
https://learningapps.org/display?v=p79gcctun24
https://learningapps.org/display?v=pjmjbsfcn24
Стилистика и текстоведение (2 часа)
13.1
32
Офис
Переделкина.
1
https://learningapps.org/display?v=pce3hriqc24
https://learningapps.org/display?v=peksgnki224
13.2
33
Напишу-ка
я 1
https://learningapps.org/display?v=pryrtfo6a24
письмо…
Итоговое занятие (1 час)
14
34
Волшебный
грамматики
мир 1
https://learningapps.org/display?v=pw007ib1a24
https://learningapps.org/display?v=p1wq5q0a524