РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
(коррекционная программа)

п. Надвоицы
2024 год

Раздел I. Пояснительная записка
Концепция программы:
Программа "Познай себя" разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, предназначена для организации внеурочной деятельности школьников 5
класса, направленная на формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного
отношения к знаниям, а также для коррекции развития познавательных сфер
деятельности.
Актуальность программы
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются,
но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность
школьников создает большие возможности для становления психических качеств,
которые могут составить основу тех или других способностей.
Программа обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей выбирать формы получения детьми
образования, защищать законные права и интересы детей.
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем,
возникающих при обучении и воспитании школьников 5 классов.
В числе этих проблем:

низкая познавательная и учебная мотивация;

негативные тенденции личностного развития;

коммуникативные проблемы;

эмоциональные нарушения поведения;

дезадаптация в школе;

неуспеваемость;

проблемы педагогической интеграции выпускников начальной школы в
условия средней школы.
Цель данной программы - создание благоприятных условий для развития
личности каждого ребенка, его успешной социализации, достижения планируемых
результатов основной образовательной программы всеми обучающимися.
Основные задачи программы коррекционной работы:
1. Определить уровень готовности детей к обучению на второй ступени школы.
2. Выявление образовательных потребностей детей.
3. Осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с учётом
особенностей
психофизиологического
развития
и
индивидуальных
возможностей детей.
4. Определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка. Развитие индивидуальных особенностей
субъектов педагогического процесса;
5. Ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в
психическом, психофизиологическом и личностном развитии детей; воспитание
у каждого ребёнка уверенности в своих силах.
6. Развитие творческого потенциала учащихся.
Условия реализации программы:
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного
процесса. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все

три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитательный.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение
самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и
оценивать свою работу).
Развивающий аспект
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
- развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной
деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять
главное, доказывать и опровергать.
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Воспитательный аспект
- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование
«я-концепции»);
- сформировать стремление к познанию себя и окружающего мира.
При реализации программы используются пассивные, активные и интерактивные
методы обучения, групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия
необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка,
которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия
являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно
справиться со своими проблемами.

Раздел II. Содержание программы
Программа состоит из четырех разделов, общей емкостью 31 час и трех итоговых
занятий. Всего 34 часа, периодичность проведения занятий по программе – один час в
неделю.
№
п/п

Разделы

1.

Адаптация к новому социальному статусу

6

2.

Когнитивные процессы

13

3.

Социальные и коммуникативные навыки

6

4.

Коррекция поведения

6

5.

Итоговые занятия

3

Количество часов

ИТОГО:

34

Раздел III. Планируемые результаты
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи,

В сфере патриотического воспитания: проявление интереса к исследованию родного
языка, истории, культуры.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, осознание важности морально-этических
принципов; готовность в процессе работы оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права у другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
Метапредметными
результатами
изучения
курса
является
формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением
•
извлекать необходимую информацию из текста
•
определять и формулировать цель в совместной работе
•
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
•
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
•
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
•
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
•
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

•
•
•
•

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости
•
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
•
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
•
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
•
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
•
учиться контролировать свою речь и поступки
•
учиться толерантному отношению к другому мнению
•
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
•
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
•
формулировать своё собственное мнение и позицию
•
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения,
метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной
психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы,
адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы
(дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого
самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы
психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная
тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки),
когнитивные методы.
Предметные результаты:
Занятия по программе вносят вклад в достижение результатов в гуманитарных и
естественно-научных предметных областях.

Раздел IV. Календарно - тематический план
№

Тема занятия

1.

Япятиклассник

2.

Мой класс

3.

Школа и
школьные правила

4.
5.

Школьные
предметы
Что поможет

Содержание
Адаптация к новому социальному статусу
Развитие представления о новом социальном
статусе, активизация знаний о себе, акцент на
позитивных сторонах собственной личности
Помощь в самораскрытии себя в коллективе,
преодоление барьеров в общении
Развитие навыков сотрудничества и умений
соревноваться со сверстниками, правильно
воспринимать и сравнивать свои достижения с
успехами других
Формирование положительного отношения к учению,
мотивов учения.
Расширение представлений о важности развития

Количество
часов

1

1

1

1
1

мне учиться?

6.

Мои цели

учебных навыков, умений взаимодействовать с
учителями и сверстниками, представлений о
психофизиологических функциях ученика
Осмысление личных целей на период обучения,
мотивация на обучение
Итого:

1
6

Когнитивные процессы
Внимание и его
свойства

Выявление уровня развития внимания у
участников группы. Представление о внимании,
как о важном психофизиологическом процессе, о
непроизвольном и произвольном внимании, об
устойчивости внимания

1

8.

Зрительное
внимание

Развитие концентрации и устойчивости внимания,
пространственно–временных отношений. Развитие
произвольного внимания, зрительных ощущений,
процессов обобщения и абстрагирования.

1

9.

Слуховое
внимание

Развитие слухового внимания (проверка умения
слушать и выполнять указания взрослого);
Развитие слухового внимания.

1

10.

Я мыслю

Выявление уровня развития мышления у
участников группы. Представление о мышлении,
как о важном психофизиологическом процессе

1

11.

Учимся
мыслить
образно

Представление о наглядно-образном мышлении,
развитие ассоциативного и обобщающего
мышления, конструктивных способностей,
воображения.

1

12.

Устанавливаем
закономерности

Развитие способностей выстраивать причинноследственные отношения, развитие логического
мышления, умений дифференцировать
существенные и несущественные признаки
предметов.

1

13.

Обобщаем и
делаем выводы

Развитие аналитического мышления, способностей
анализировать, обобщать, выявлять главное, делать
выводы

1

14.

Управляй
своим
вниманием

Развитие произвольного внимания, объема
внимания, пространственно-временного
восприятия, умений переключения внимания,
концентрации внимания

1

15.

Секреты моей
памяти

Выявление уровня развития памяти у участников
группы, представление о памяти, как о важном
психофизиологическом процессе, ее свойствах,
способах развития памяти

1

16.

Вижу и
запоминаю

Свойства зрительной памяти, упражнения на ее
развитие

1

17.

Слышу и

Свойства слуховой памяти, упражнения на ее

1

7.

18.

19.

запоминаю

развитие

Секреты
мнемотехники

Знакомство с основными мнемическими приемами
запоминания: группировкой, классификацией,
установлением аналогий, мнемотехническими
приемами, достраиванием запоминаемого
материала, ассоциациями.

1

Восприятие

Диагностика уровня восприятия. Знакомство с
одним из методов организации восприятия и
воспитания наблюдательности – сравнением.
Развитие умения наблюдать. Развитие зрительного,
слухового, осязательного восприятия. Развитие
восприятия времени, движения, пространства.

1

Итого:

13

Социальные и коммуникативные навыки

20.

Познаю себя

Расширить представление об особенностях
собственной личности, важности адекватной
самооценки, внешних и внутренних факторах
влияния на Я-концепцию

21.

Мое здоровье

Сформировать представление здоровой Яконцепции, важности физического и психического
здоровья

1

22.

Я и мои
товарищи

Раскрытие понятий социальной компетентности,
социальной изоляции, расширить возможности
произвольного взаимодействия со сверстниками

1

23.

Давай
поговорим

Представление о важности коммуникаций,
коммуникативной культуре, развитие навыков
эффективного общения

1

24.

Учимся
дружить

Раскрыть понятия дружбы, сопереживания,
взаимовыручки, доверия

1

25.

Почему люди
ссорятся

Раскрыть понятия личных границ, важности
развития навыков конструктивного
взаимодействия, разрешения

1

1

Итого:

6

Мои эмоции

Раскрыть понятие эмоционального интеллекта,
расширить представление о важности эмоций, роли
положительных и отрицательных эмоций

1

Я сержусь

Развитие умений контроля за эмоциональными
проявлениями отрицательных эмоций, управления
своими поведенческими реакциями, обсуждение
способов избавления от гнева

1

28.

Агрессия

Раскрытие понятий вербальной и физической
агрессии, опасности неконтролируемой агрессии,
развитие навыков избавления от агрессии

1

29.

Конфликты

Расширить представление о социально
приемлемых способах разрешения конфликтов

1

30.

Вредные

Расширить представление о негативном влиянии

1

26.

27.

привычки

31.

Не нарушаю

вредных привычек, важности здорового образа
жизни
Раскрыть понятия проступок, правонарушение,
расширить преставление об ответственности за них

1

Итого:

6

Образ - Я

Обобщение знаний о формировании Я-концепции,
важности представлений о себе (когнитивный
компонент Я-концепции), самооценки, поведения

1

33.

Я - ученик

Обобщение знаний о важных для ученика
психофизиологических свойствах личности,
навыках их развития

1

34.

Наш дружный
пятый класс

Обобщение знаний о важности эффективной
социализации и коммуникации, правильных
представлений о ценностях, нормах и правилах
поведения

1

32.

Итого:

3

Всего занятий по программе:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».