Пояснительная записка
Программа «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода,
поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти
вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства.
Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность
интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего
мира, дает химическую картину природы.
Цели и задачи программы:
расширение и углубление знаний учащихся по химии;
развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности,
расширение кругозора знаний об окружающем мире;
формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и
проведении практических работ;
изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию,
происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к
предмету;
развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса:
проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка
рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по
конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе
межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы
Вводное занятие. (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе
науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение
правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств
защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием,
использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот
воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом
растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и
использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации:1. образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и
использование графиков растворимости.
Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (3 ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых
металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5.Химия и пища (6 ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaClотпримесей.
«Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных
загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов.
Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы; обмен
веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять
продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам);
выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить
с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната
аммония, денатурация белка.
Практическая работа№4. Гашение соды.
Практическая работа №5. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов
поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту (8 ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта
квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества,
используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели,
парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за
текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет»,
чистящего средства «Оксоль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты.
Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование
лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм
человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и
ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
Практическая работа№7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (2 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания –
опасное пристрастие.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение
организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок;
моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
Практическая работа №8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (1ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
правила безопасной работы в кабинете химии;
правила обращения с веществами;
правила работы с лабораторным оборудованием;
порядок организации рабочего места.
уметь:
выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой,
реактивами, нагревательными приборами;
оказывать меры первой помощи;
определять цель, выделять объект исследования;
наблюдать и изучать явления и свойства;
описывать результаты наблюдений;
создавать необходимые приборы;
представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
составлять отчет;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя
во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
безопасного
обращения
с
горючими
и
токсичными
веществами,
лабораторным оборудованием;
формирования высокой культуры отношения к природе;
критической
оценки
достоверности
химической
информации,
поступающей из разных источников.
Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений.
1. Чудесный мир бумаги.
2. Много ли соли в солонках страны?
3. «Соляные бунты» в России.
4. Физиологический раствор в медицинской практике.
5. Имеет ли вода память?
6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
7. Выводим пятна со страниц книги.
8. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
9. История бумажных денег.
10. Вода в космосе.