Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мой край в истории Отечества»
2024-2025 учебный год
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мой край в истории Отечества»............................................................................... 8
Личностные результаты ............................................................................................8
Метапредметные результаты .................................................................................. 9
Предметные результаты ........................................................................................ 11
Содержание курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» .................................................................................................................. 12
Тематическое планирование ......................................................................................20
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» (далее – программа) для 10–11 классов составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования и федеральной образовательной
программе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480); приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.09.2022 № 70034); приказ Министерства просвещения Российской
Федерации
от
18.05.2023
№
371
«Об
утверждении
федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
При разработке программы учитывались Концепция преподавания
учебного
курса
реализующих
«История
основные
России»
в
образовательных
общеобразовательные
программы
организациях,
(утверждена
решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации,
протокол от 23 октября 2020 г.), письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О согласованном
подходе к преподаванию истории родного края».
Программа является содержательным и методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности.
Предложенные
в
программе
элементы
содержания
3
и алгоритм деятельности обучающихся могут быть конкретизированы
(наполнены содержанием, имеющим отношение к истории конкретного
региона) с учетом существующих условий школьной информационнообразовательной среды и возможностей доступа к работе с краеведческими
материалами.
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы:
беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.
Особенностью
использование
в
программы
является
образовательном
привлечение
процессе
и
традиционных
активное
источников
информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных
библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных
ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и историко-культурной
направленности
–
открытые
данные
Минкультуры
РФ,
Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и
фотоматериалы о наиболее значимых событиях, личностях и историкокультурных объектах российской и региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг
них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты
которой могут быть оформлены и представлены для презентации и оценки
в рамках выполнения:
– учебных исследований и проектов по учебному предмету «История
России»;
– предметного или междисциплинарного «индивидуального проекта»,
являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
Актуальность программы «Мой край в истории Отечества»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества»
обусловлена
гражданской
и
необходимостью
культурной
формирования
идентичности,
российской
патриотизма,
осознания
исторической и культурной общности различных регионов и народов России.
Создание
программы
продиктовано
необходимостью
реализации
согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской
Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения задач
исторического образования и просвещения, нацеливающих школу на:
4
– включение изучения региональной истории во внеурочную
деятельность и/или программы воспитания в общеобразовательных
организациях;
– активное привлечение материалов школьных и муниципальных
краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;
– формирование многоуровневого восприятия отечественной истории
через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи
и малой родины, родного края и населяющих его народов.
Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам
к организации деятельности обучающихся, которые нацеливают их
на активную поисковую и проектно-исследовательскую деятельность,
формирующую умения работать с многообразными источниками исторической
и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России»
и учебного предмета «География», призвана обеспечить целостное восприятие
отечественной и региональной истории посредством обращения к важнейшим
событиям и знаковым личностям из истории родного края.
Цель курса «Мой край в истории Отечества»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован
на формирование российской общегражданской идентичности, понимание
общности исторических судеб различных регионов и народов России,
формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому
и настоящему своей страны на примерах истории родного края, развитие
патриотизма.
Основные задачи курса «Мой край в истории Отечества»
– расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес
к отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым
событиям из истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся
земляков;
– дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории
и географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности
исторических судеб различных регионов и народов России;
5
– способствовать осознанию обучающимися своей социальной
идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения
региональной и локальной истории;
– формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание
отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом,
но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его
народов;
– формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения
истории» посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков –
деятелей в сферах искусства, науки, экономики, политики и др.;
– формировать у обучающихся способность определять и оценивать
исторический вклад региона и его выдающихся представителей в политическое,
социально-экономическое и культурное развитие России;
– развивать у обучающихся навыки научного исследования и
прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции
исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных
источников и материалов по истории родного края;
– способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости
сохранения и приумножения исторического и культурного наследия родного
края, развития его экономического и человеческого потенциала, укрепления его
экологической безопасности;
– формировать у обучающихся чувство гордости историческими
достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.)
своего родного края и малой родины.
Место курса «Мой край в истории Отечества»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы
в течение одного учебного года в составе разновозрастной группы
из обучающихся 10–11 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.
6
Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего
образования:
– осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему народов России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения
к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям
России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям,
к героям и защитникам Отечества;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих на территории родного края и малой
родины.
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Содержание программы «Мой край в истории Отечества» направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской
истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность
гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского
общества;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
– патриотическое
воспитание:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык
и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России;
– духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие
сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных ценностей российского народа; понимание значения личного
вклада в построение устойчивого будущего;
– эстетическое
воспитание:
представление
об
исторически
сложившемся культурном многообразии своей страны; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов;
– физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости
ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление
8
об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека
в исторических обществах и в современную эпоху;
– трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление
о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
– экологическое воспитание: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных
проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды;
– ценность научного познания: сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития исторической науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории
как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном
опыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания
и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению
учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос,
требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом
анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и противоречия
в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-следственные связи
событий прошлого и настоящего;
– базовые исследовательские действия: владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную
задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,
эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
9
– работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять,
систематизировать и интерпретировать информацию; высказывать суждение
о достоверности и значении информации источника; создавать тексты
в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия
в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные исследования и проекты по истории на основе регионального
материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои
действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой вклад
в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план реализации намеченного алгоритма решения,
корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя
и других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
10
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях
отечественной истории;
– понимание значимости своего края, малой родины в процессах
российской истории;
– освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его
народов в историческое развитие страны, а своей малой родины –
в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;
– умение соотносить события истории родного края и истории России,
характеризовать особенности развития культуры народов своего края;
– знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей,
прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом,
достижениями в различных областях деятельности;
– умение в устной и письменной форме составлять описание
(реконструкцию,
интерпретацию,
систематизацию)
исторических
и
географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности
и образа жизни людей из истории родного края и России;
– умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения
с опорой на фактический материал региональной и российской истории;
– владение приемами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей отечественной, в том числе
региональной и локальной истории;
– умение защищать историческую правду, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории.
11
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область
науки представляет собой совокупность исторических, географических и
естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Важность
комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами
местного населения с целью познания общества и окружающего мира,
осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее регионов.
Историческое краеведение как средство исторического просвещения,
научно-популяризаторской деятельности и научного познания исторических
явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края.
Историко-биографическая составляющая как важный элемент краеведения.
Изучение достопримечательных (памятных) мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и деятельностью выдающихся земляков, как
важнейший и неотъемлемый элемент историко-краеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в контексте
и непосредственной связи с административно-территориальным устройством
Руси – России – СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного края.
Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами:
специфика поиска, отбора и использования материалов из различных
источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.).
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации
(https://opendata.mkrf.ru/)
как
важный
источник
информации
о достопримечательных местах России и края.
Электронная археологическая карта России (Археолог.РУ) как
важнейший информационный ресурс для изучения археологического наследия
страны и региона. Специфика поиска, анализа и отбора информации
на цифровых археологических картах России и регионов (Maps-RF.ru,
Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных,
муниципальных и школьных краеведческих музеев и библиотек, современных
12
интерактивных
цифровых
информационных
ресурсов
(Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ, электронные карты регионов и областей России и др.).
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды
древней и средневековой истории (7 ч)
Мой край в догосударственный период российской истории
(до IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное развитие как поэтапная эволюция социокультурного
развития человечества от присваивающего типа хозяйства к производящему,
от первобытного общественного устройства к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.
Географическое расположение и природно-климатические особенности края.
Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность местного
населения. Коренные жители на территории края (аборигены, старожилы)
и особенности их общественной организации и культуры. Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного
развития на территории края: этнический состав, общественное устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования/обычаи, традиции. Факторы,
оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в данный исторический
период: природно-климатические изменения; миграционные процессы;
внешние завоевания и др.
Объекты
археологического
наследия
на
территории
края
от первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века)
и связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства
(IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
13
существования Древнерусского государства: этнический состав, общественное
устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции,
фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
IХ – начала ХII в.: миграционные процессы; внешние завоевания; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со значимыми
для региональной истории и истории Руси/России военными сражениями
и включающие в себя мемориальные объекты и фоновые пространства
(ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и результат
воссоздания события или объекта материальной и духовной культуры
определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и важность
сохранения территории и ландшафтов достопримечательных мест края и
достоверной исторической реконструкции знаковых событий региональной
истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв.
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние и историкокультурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад
в историю края и Руси IX – XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания
специфики человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец
ХV в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края
в период политической раздробленности Руси: этнический состав,
общественное (политическое) устройство, хозяйственный и бытовой уклады,
верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
14
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в XII – конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные
процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период. Историческое значение
данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории края
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями XII – конца XV в.: современное состояние и
историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и
Руси XII – конца XV в.
Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских
народов с коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Руси
IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края
в Новое время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного
государства (ХVI – ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
централизации: этнический состав, политическое и общественное устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор,
образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в XVI – XVII вв.: миграционные процессы; внешние завоевания;
внутриполитические
процессы;
социально-экономические
изменения;
культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного времени начала
XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона.
15
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального
управления
единого
Российского
государства,
характер
и
механизмы
взаимоотношений.
Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории края и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное состояние и
историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и
России XVI – XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав единого Российского государства. Роль и значение моего
края в цивилизационном развитии и истории единого Российского государства
(XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.) (6 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХ в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
существования Российской империи: этнический состав, политическое и
общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII –
начале ХХ в.: миграционные процессы; внешние завоевания; политические,
социально-экономические, культурные процессы и реформы. Мой край
во время Отечественной войны 1812 года и в годы Первой мировой войны:
историческое значение данных событий для развития региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в системе
имперского административно-территориального управления, характер и
механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии
16
старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный
исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное состояние и
историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и
России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII – начало
ХХ в.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую
эпоху (начало ХХ – ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг.
Специфика социально-экономического, политического и культурного развития
на территории моего края в советский период истории: этнический состав,
политическое и общественное устройство, экономический и бытовой уклады,
образование, наука, художественная культура, народное творчество, верования,
обычаи/традиции.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в довоенный период (1917–1941 гг.): политические, социально-экономические и
культурные реформы советской власти, процессы индустриализации,
коллективизации, «культурной революции». Мой край в период Гражданской
войны: историческое значение данного периода для развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю
региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской
Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники
(земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с увековечиванием боевого и трудового
17
героизма советского народа в Великой Отечественной войне: современное
состояние и историко-культурное значение. Историческое значение данного
периода для развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в послевоенный период (1945–1991 гг.): политическое, социальноэкономическое и культурное реформаторство в СССР, процессы урбанизации и
научно-технической революции. Историческое значение данного периода
для развития региона.
СССР и мой край в 1917–1991 гг.: регион в системе административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и
переселенцев на территории края в советский период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР
в 1945–1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного
развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
достижения региона в сферах межнациональных отношений,
образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
науки,
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.)
(6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е
годы: политические, социально-экономические и культурные реформы и их
результаты. Мой край 1990-х гг.: историческое значение данного периода
для развития региона.
Специфика
социально-экономического,
политического
и
социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг.
Сравнительный анализ показателей демографического, финансового,
промышленного, аграрного развития региона с 1990-ми годами. Изменения,
18
произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни
жителей региона.
Основные направления и характерные черты социально-экономического,
политического и социокультурного развития на территории моего края
с 2014 года по настоящее время. Сравнительный анализ показателей развития
региона с 1990-ми и 2000–2013 годами. Изменения, произошедшие в уровне
жизни жителей региона. Результаты участия региона в национальных проектах
и федеральных программах. Факторы, оказывающие наибольшее позитивное и
негативное влияние на развитие региона в настоящее время. Вопрос
о социальной эффективности реализуемых в регионе проектов и программ.
Мой край в системе административно-территориального управления
Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и
центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на территории
края с 1990-х гг. по настоящее время. Ресурсный потенциал (природный,
трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные направления
развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими
годиться
край,
ими
гордиться
Россия:
выдающиеся
соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и
страны. Мемориальные объекты на территории края, связанные
с увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления
уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо
от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального,
аграрного, научно-технологического, инфраструктурного развития, в сферах
межнациональных отношений, науки, образования, литературы, театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч)
Ученическая конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы развития
родного края.
19
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Темы
Специфика изучения
региональной истории
Количество
часов
1
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Региональная история как
междисциплинарная отрасль
исторического познания.
Краеведение как область
исторических, географических и
естественно-научных знаний
об отдельных местностях страны.
Изучение достопримечательных
(памятных) мест края как
неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности.
Мой край в современную эпоху как
один из 89 субъектов Российской
Давать определение понятиям/
терминам: региональная история;
краеведение; историческое
краеведение; регион;
достопримечательное (памятное)
место.
Федерации.
Основные источники информации
для изучения истории родного края
(административные границы,
численность и состав населения).
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости:
– комплексного изучения объектов
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов по теме.
Характеризовать современное
состояние региона как субъекта
Российской Федерации
20
региональной/локальной истории
силами местного населения;
– рассмотрения и понимания
региональной истории в связи
с административно-территориальным
устройством Руси – России – СССР;
– целенаправленного изучения
достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и
жизнедеятельностью выдающихся
земляков;
– комплексного использования
потенциала региональных,
муниципальных и школьных
краеведческих музеев и библиотек,
современных интерактивных
цифровых информационных
ресурсов.
Оценивать информационную
ценность традиционных и цифровых
источников по истории родного края,
21
приводить аргументы использования
того или иного источника
информации
2
Цивилизационное
развитие
на территории края
в периоды древней
и средневековой
истории
7
Цивилизационное развитие
от присваивающего типа хозяйства
к производящему, от первобытного
общественного устройства
к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края
до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация
об истории края до IХ в. н. э.
Влияние природного фактора
на хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные
жители и особенности их
общественной организации и
культуры
Специфика цивилизационного
развития на территории края:
этнический состав, общественное
Давать определение понятиям/
терминам: первобытность;
цивилизация; цивилизационное
развитие; объект археологического
наследия; исторический источник.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в древнейшие времена (до IХ в. н. э.)
в цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
22
устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования/обычаи,
традиции.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края: природноклиматические изменения;
миграционные процессы и др.
Объекты археологических раскопок
на территории края от первобытности
до IХ н. э. (каменный, бронзовый,
железный века) и связанные с ними
процессы и события древней и
средневековой истории
Основные письменные источники
для изучения региональной истории
IХ – начала ХII в.
Современная научная информация
об истории края в IХ – начале ХII в.
Специфика цивилизационного
на территории края в древнейшие
времена (до IХ в. н. э.).
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края
с первобытности до IХ в. н. э. в виде
плана-схемы, карты.
Оценивать историко-культурную
ценность объектов археологического
наследия края в древнейшие времена
(до IХ в. н. э.), формулировать и
обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации)
Давать определение понятиям/
терминам: Древнерусское
государство, мемориальный объект;
историческая личность, историческая
реконструкция.
Осуществлять поиск, критический
23
развития края в период
Древнерусского государства:
этнический состав, общественное
устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор.
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в IХ – начале ХII в.:
миграционные процессы; внешние
завоевания; социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и др.
цивилизационного развития края
в период существования
Древнерусского государства
(IX – XII вв.) в цифровом формате
в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
Объекты археологического наследия
на территории края IX – XII вв. и
связанные с ними процессы,
события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края,
связанные с историческими
событиями IX – XII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение.
об особенностях и факторах
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края
IX – XII вв. в виде плана-схемы,
карты.
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости:
– сохранения территории и
ландшафтов достопримечательных
24
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и Руси IX – XII вв.
мест края и достоверной
исторической реконструкции
знаковых событий региональной
истории;
– целенаправленного изучения
вопроса о роли личности в истории
применительно к каждому этапу
цивилизационного/исторического
развития
Основные письменные источники
Давать определение понятиям/
терминам: политическая
раздробленность; ордынское
нашествие; ордынский период
русской истории.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
для изучения региональной истории
ХII – конца ХV в.
Современная научная информация
об истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного
развития на территории моего края
в период политической
раздробленности Руси: этнический
состав, общественное (политическое)
устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
25
образование, научные знания.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в XII – конце XV в.:
природно-климатические изменения;
миграционные процессы; внешние
завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
изменения; культурные нововведения
и др.
Объекты археологического XII –
конца XV в. на территории края и
связанные с ними процессы, события,
исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями
XII –конца XV в.: современное
состояние и историко-культурное
значение. Выдающиеся
соотечественники (земляки), их вклад
в историю края и Руси XII –
конца XV в.
в период политической
раздробленности Руси
(ХII – конец ХV в.) в цифровом
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
в истории края ХII – конца ХV в.
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
на территории края в IX – ХV вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края IX – ХV вв. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
26
Вопрос об общности исторических
судеб прото- и восточнославянских
народов с коренными народами
моего края.
Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии
и истории Руси IX – XV вв.
исторических событий, фото
исторических документов и др.)
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края
со значимыми процессами и
событиями в российской истории
IX – ХV вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края IX – ХV вв., формулировать и
обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
прото- и восточнославянских народов
с коренными народами моего края
27
в периоды древней и средневековой
истории;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории Руси IX – XV вв.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории с древности
до конца XV в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения
3
Исторические
события и процессы
на территории края
в Новое время
(ХVI – начало ХХ в.)
10
Основные письменные источники
для изучения региональной истории
XVI – XVII вв.
Современная научная информация
об истории края XVI – XVII вв.
Давать определение понятиям/
терминам: централизованное
государство; сословнопредставительная монархия; Смутное
время; Земский собор.
Специфика цивилизационного
развития края в период создания и
укрепления единого Российского
государства.
Факторы, наиболее влиявшие
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
28
на развитие края в XVI – XVII вв.
Мой край в период Смутного
времени начала XVII в.:
историческое значение данного
периода для развития региона.
Московская Русь – Россия и мой край
XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального
управления единого Российского
государства, характер и механизмы
взаимоотношений
Объекты археологического
наследия XVI – XVII вв. края
и связанные с ними процессы,
события, исторические
личности.
Мемориальные объекты и памятные
места края, связанные
с историческими событиями
XVI – XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в период единого Российского
государства (XVI – XVII вв.)
в цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
в истории края XVI – XVII вв. в виде
плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
на территории края в XVI – XVII вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности
выдающихся земляков края
XVI – XVII вв. по схеме
«биография – личные качества –
29
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVI – XVII вв.
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства.
Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии
и истории единого Российского
государства XVI – XVII вв.
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края
со значимыми процессами и
событиями в российской истории
XVI – XVII вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVI – XVII вв., формулировать
и обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
30
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVI – XVII вв.
Основные письменные источники
для изучения региональной истории
XVIII – начала ХХ вв.
Современная научная информация
об истории края XVIII – начала ХХ в.
Специфика цивилизационного
развития на территории края в период
Российской империи.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в XVIII –
начале ХХ в.
Мой край во время Отечественной
войны 1812 года и в годы Первой
мировой войны: историческое
значение данных событий
Давать определение понятиям/
терминам: империя; самодержавие;
Просвещение; Отечественная война;
думская монархия; революция;
Первая мировая война.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в период Российской империи
(XVIII – начало ХХ в.) в цифровом
31
для развития региона.
Мой край в системе имперского
административно-территориального
управления, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра
в XVIII – начале ХХ в.
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
Объекты археологического наследия
XVIII – начала ХХ в. на территории
края и связанные с ними процессы,
события, исторические личности
в истории края XVIII – начала ХХ в.
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
на территории края
в XVIII – начале ХХ в.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края XVIII – начала ХХ в.
по схеме «биография – личные
качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями
XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное
значение
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав Российской
важных событий и процессов
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
32
империи.
Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии и
истории Российской империи
XVIII – начала ХХ в.
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края
со значимыми процессами и
событиями в российской истории
XVIII – начала ХХ в.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVIII – начала ХХ в.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской
империи;
33
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVIII – начала ХХ в.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории с XVI
по начало ХХ в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения
4
Реалии региональной
истории в новейшую
историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.)
13
Современная научная информация
об истории края 1917–1991 гг.
Специфика социальноэкономического, политического и
культурного развития края
в советский период истории.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в довоенный период
(1917–1941 гг.). Мой край в период
Гражданской войны
Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние
Давать определение
понятиям/терминам: социализм;
советская власть; индустриализация;
коллективизация; культурная
революция; Великая Отечественная
война; советский народ; научнотехническая революция.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
34
на историю региона. Вклад региона
в историческую победу СССР
над фашистской Германией и
милитаристской Японией.
Выдающиеся земляки – герои фронта
и тыла. Мемориальные объекты и
памятные места на территории края,
связанные с увековечиванием
боевого и трудового героизма
советского народа в Великой
Отечественной войне
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в послевоенный
период (1945–1991 гг.).
Историческое значение данного
периода для развития региона.
Мой край в системе
административно-территориального
управления СССР и РСФСР
в 1917–1991 гг.
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в советский период истории
(1917–1991 гг.) в цифровом формате
в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
в истории края 1917–1991 гг. в виде
плана-схемы, карты, виртуальной
экскурсии.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края
в 1917–1991 гг.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края 1917–1991 гг. по схеме
«биография – личные качества –
35
в послевоенную историю края и
СССР
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
Вклад моего края в социальноисторических событий, фото
экономическое развитие СССР
в 1945–1991 гг.: достижения региона исторических документов и др.).
в сферах социального, промышленно- Приводить примеры наиболее
индустриального, аграрного, научно- известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
технологического,
мемориальных объектов края
инфраструктурного развития
со значимыми процессами и
Вклад моего края
событиями в советской истории
в многонациональную культуру
СССР и РСФСР: достижения региона 1917–1991 гг.
Оценивать историко-культурную
в сферах межнациональных
ценность мемориальных объектов и
отношений, науки, образования,
достопримечательных (памятных)
литературы, театра, кинематографа,
мест края 1917–1991 гг.,
музыки, спорта и др.
формулировать и обсуждать
Вопрос об общности исторических
предложения/проекты по их
судеб народов моего края и народов,
сохранению и развитию
вошедших в состав СССР:
(реставрации, реконструкции,
исторический феномен «советский
модернизации).
народ»
Давать аргументированную оценку
36
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР и РСФСР;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории СССР и РСФСР
Факторы, оказавшие наибольшее
влияние на развитие региона
в 1990-е годы: политические,
социально-экономические и
культурные реформы и их
результаты.
Мой край в период 1990-х гг.
Специфика социальноэкономического, политического и
социокультурного развития
на территории моего края
в 2000–2013 гг.: изменения,
произошедшие в структуре и
занятости населения края, в уровне
жизни жителей региона
Давать определение понятиям/
терминам: парламентаризм;
федерализм; вертикаль власти;
национальные проекты; Крымская
весна.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в новейший период истории России
(1992 – начало 2020-х гг.) в цифровом
37
Основные направления, характерные
черты и результаты социальноэкономического, политического и
социокультурного развития
на территории моего края с 2014 г.
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Проводить сравнительный анализ
показателей демографического,
по настоящее время. Факторы,
аграрного развития региона
на различных этапах (1990-е годы,
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его
результаты в виде таблицы,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
оказывающие наибольшее
позитивное и негативное влияние
на развитие региона в настоящее
время
Мой край в системе
административно-территориального
управления Российской Федерации:
характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра,
взаимодействие старожилов и
переселенцев.
Ресурсный потенциал (природный,
трудовой, материальный,
финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона
в 2020-х – 2030-х гг.
финансового, промышленного,
в истории края
1992– начала 2020-х гг. в виде планасхемы, карты, виртуальной
экскурсии.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края
38
Ими годиться край, ими гордиться
Россия: выдающиеся
соотечественники (земляки) и их
вклад в современную историю
региона и страны. Мемориальные
объекты на территории края,
связанные с увековечением памяти
героев и участников военных
действий и освободительных миссий
России 1992–2020-х гг.
Вклад края в цивилизационное
развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах
социального, промышленноиндустриального, аграрного, научнотехнологического,
инфраструктурного развития,
в сферах межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
в 1992 – начале 2020-х гг.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края
со значимыми процессами и
событиями в истории России
1992 – начала 2020-х гг.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1992 – начала 2020-х гг.,
39
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
развитию (модернизации,
презентации и популяризации
в Интернете и СМИ и др.).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– о важности проявления уважения
к героизму, мужеству и
самоотверженности граждан,
независимо от сферы их
деятельности;
– о социальной эффективности
реализуемых в крае проектов и
программ (федеральных,
региональных, муниципальных);
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов
современной России;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории современной России.
40
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории
ХХ – начала ХХI в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения
5
Ученическая
конференция
«Мой край:
прошлое –
настоящее –
будущее»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
Проблематика ученической
конференции «Мой край: прошлое –
настоящее – будущее»: яркие
исторические страницы, современное
состояние и перспективы развития
моего региона
Презентация и обсуждение
индивидуальных учебных
исследований и проектов,
подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной
деятельности «Мой край в истории
Отечества»
34
41
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Мой край в истории Отечества» (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Наименование раздела и тем
Количество
часов
Специфика изучения региональной истории
1
Цивилизационное развитие на территории края
1
Исторические события и процессы на
1
территории края до IX века
Специфика цивилизационного развития края:
1
этнический состав
Факторы наиболее влиявшие на историю края
1
Объекты археологических раскопок на
1
территории края
Основные письменные источники для изучения
1
региональной истории
Современная научная информация об истории
1
края IX-XI вв.
Основные письменные источники для изучения
1
региональной истории XVI – XVII вв.
Современная научная информация об истории
1
края XVI – XVII вв.
Объекты археологического наследия XVI –
1
XVII вв. края
Роль и значение моего края в
1
цивилизационном развитии и истории единого
Российского государства XVI – XVII вв.
Современная научная информация об истории
1
края XVIII – начала ХХ в
Дата
проведения
42
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Мой край во время Отечественной войны 1812
года и в годы Первой мировой войны:
историческое значение данных событий
Объекты археологического наследия XVIII –
начала ХХ в. на территории края
Мемориальные объекты и памятные места на
территории края, связанные с историческими
событиями XVIII – начала ХХ в
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их
вклад в историю края и России XVIII – начала
ХХ в
Вопрос об общности исторических судеб
народов края и народов, вошедших в состав
Российской
1
Современная научная информация об истории
края 1917–1991 гг.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и
ее влияние 35 на историю региона.
Факторы, наиболее влиявшие на развитие края
в послевоенный период (1945–1991 гг.).
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их
вклад 36 в послевоенную историю края и
СССР
Вклад моего края в социально-экономическое
развитие СССР в 1945–1991 гг.: достижения
региона
Вклад моего края в многонациональную
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
43
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
культуру СССР и РСФСР: достижения региона
Вопрос об общности исторических судеб
народов моего края и народов, вошедших в
состав СССР:
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на
развитие региона в 1990-е годы
Специфика социально-экономического,
политического и социокультурного развития
на территории моего края в 2000–2013 гг.:
Мой край в системе административнотерриториального управления Российской
Федерации
Ресурсный потенциал (природный, трудовой,
материальный, финансовый и пр.) и
перспективные направления развития региона
в 2020-х – 2030-х гг.
Ими годиться край, ими гордиться Россия:
выдающиеся соотечественники (земляки) и их
вклад в современную историю региона и
страны
Вклад края в цивилизационное развитие
России в 1990-е – 2020-е гг.:
Ученическая конференция «Мой край:
прошлое – настоящее – будущее»
«Мой край: прошлое – настоящее – будущее»:
яркие исторические страницы, современное
состояние и перспективы развития моего
региона
Итоговое повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Карелия в прошлом и настоящем. - Петрозаводск, 2005.
https://kareliamuseum.ru/ - Национальный музей Республики Карелия
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Карелия в прошлом и настоящем. - Петрозаводск, 2005.
2. Кочкуркина С.И. Древние карела. - Петрозаводск, 1987.
3. Кочкуркина С.И. Корела и Русь. - Л., 1986.
4. Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск, 2004.
5. Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. - Петрозаводск, 1990.
6. Кочкуркина С.И., Спиридонов А.М., Джаксон Т.Н. Письменные известия окарелах. -Петрозаводск, 1990.
7. Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988.
8. Олонец. Историко-краеведческие очерки в 2-х частях. - Петрозаводск, 1999.
9. Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. - Петрозаводск, 1994.
10. Спиридонов А.М., Яровой О.А. Валаам: от апостола Андрея до игуменаИннокентия. - М., 1991.
11. Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв. -Архангельск, 1975.
12. Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. - Петрозаводск, 1998.
13. Чернякова И.А. О чем не рассказал Элиас Леннрот. - Петрозаводск, 1998.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://edu-rk.ru/- Этнокультурное образование в Республике Карелия.
https://kareliamuseum.ru/ - Национальный музей Республики Карелия
https://kizhi.karelia.ru/ - Музей-заповедник Кижи
45