ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
2024-2025 учебный год
11 класс

2024

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
составлена для 11 класса.
Актуальность изучения курса
Продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не
всегда готовы.
Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности школьников, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый
рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем
5 - 10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно
вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы
сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных
налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Цель с учётом специфики изучаемого курса «Функциональная грамотность».
Главной целью изучения курса является развитие функциональной грамотности учащихся как
индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи с учётом специфики курса «Функциональная грамотность»:
развивать способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
развивать способности обучающегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
развивать способности обучающегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в
связи с естественнонаучной проблематикой;
развивать способности обучающегося понимать основные особенности естествознания, как
формы человеческого познания;
развивать способности обучающегося демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки, технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную
сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием;
развивать способности обучающегося принимать эффективные решения в разнообразных
финансовыхситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Функциональная
грамотность».
Личностные результаты:
1)
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
2)
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
3)
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
4)
способность оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Метапредметные результаты:
1)
способность находить и извлекать информацию из разных текстов;
2)
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;

3)
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
4)
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
5)
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
6)
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной
и глобальной ситуации;
7)
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных,
национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках
метапредметного содержания;
8)
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути
решения.
Предметные результаты:
1)
умение анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного
содержания в разном контексте.
2)
умение анализа информации и ее интеграции в единое целое.
3)
умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений.
Содержание курса «Функциональная грамотность».
1.
Модуль «Читательская грамотность» (8 часов)
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации
в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы
текстов: текст аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты.
2.
Модуль «Математическая грамотность» (8 часов)
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические зависимости.
3.
Модуль «Естественно-научная грамотность» (8 часов)
Анализ, интерпретация данных. Преобразование одной формы представления данных в другую.
Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах. Оценивание c научной
точки зрения аргументов и доказательств из различных источников.
4.
Модуль «Финансовая грамотность» (9 часов)
Облигации и ценные бумаги. Векселя. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа
и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.
Типичные ошибки инвесторов. Страхование для страхового рынка физических лиц. Государственное и
негосударственное пенсионное страхование.
Резерв (1 час)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех
направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
 осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в
мире);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,

технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 активное участие в жизни семьи;
 приобретение опыта успешного межличностного общения;
 готовность к разнообразной совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного
отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей;
 осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать
свои действия с учетом влияния на окружающую
среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
 последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность
обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
 овладение универсальными учебными познавательными действиями;

 овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
 овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и
позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные). А именно:
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
 сопоставления и сравнения,
 группировки, систематизации и классификации,
 анализа, синтеза, обобщения,
 выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных

из источников с учетом предложенной 66 учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
системой
универсальных
учебных
познавательных
действий
обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
 6принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности
обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
 понимание
прослушанных
или
прочитанных
учебно-научных,
официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки
зрения решения коммуникативной задачи;
 определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по

контексту).
По учебному предмету «Литература»:
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять
особенности языка художественного произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей
общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и
навыки:
 сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби,
рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
 решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин,
процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать
основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор
всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
 пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;
выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом
ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
 извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой
и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении
задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики;
оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах числового набора;
 оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и
маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
 пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг;
распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина,
ребро, грань, основание, развертка;
 приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на
модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями:
равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания,
построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника,
теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
 находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки;
находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь
фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять
объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение
геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами
измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
 использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между
величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и

интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики
для определения свойств процессов и зависимостей;
 переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления
уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный
результат; использовать неравенства при решении различных задач;
 решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать
свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять
методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом
собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения,
влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности
для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
 умение характеризовать
принципы действия технических
устройств
промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые
финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
 формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой
сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой
сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи
и финансового благополучия;
 формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
 приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере;
 управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения,
составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным предметным областям:

 освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
 формирование предпосылок научного типа мышления;
 освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и
сценарии, диалоги и инсценировки;
 проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
 предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго-и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области
межличностных взаимоотношений;
 ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по
изобретательству.

Поурочно-тематическое планирование курса «Функциональная грамотность»
№
п/п
1/1

Дата

Тема урока

Практика

Контроль

Модуль 1. Читательская грамотность (8ч)
Формирование читательских умений с
Практическая работа Фронтальный
опорой на текст и вне текстовые знания

Электронный текст как источник
информации?
3/3
Электронный текст как источник
информации?
4/4
Работа с текстом: как критически
оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации.
5/5
Типы задач на грамотность.
Конструирующие задачи
6/6
Типы задач на грамотность.
Конструирующие задачи
7/7
Обобщение по модулю «Основы
читательской грамотности»
8/8
Обобщение по модулю
«Основы читательской грамотности»
Модуль 2. Математическая грамотность (8 ч)
2/2

Планируемые результаты деятельности
Анализировать текст.

Практическая работа

Фронтальный

Анализировать информацию из разных
источников.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.

Анализ текста

Фронтальный

Анализ текста

Фронтальный

Анализ текста

Индивидуальный

Решение задач.

Индивидуальный

Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.
Решать разные типы задач.

Решение задач.

Индивидуальный

Решать разные типы задач.

Решение задач.

Индивидуальный

Решать разные типы задач.

Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.
Решать разные типы задач.

9/1

Простые и сложные вопросы...

Решение задач.

Индивидуальный

10/2

Простые и сложные вопросы...

Практическая работа

Фронтальный

11/3

Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел,
изяществом вычислений, вычислениями
в уме, оценкой разумности результатов
Решение стереометрических задач

Решение задач.

Индивидуальный

Владеть терминологией;
объяснять основные
закономерности. Решать разные
типы задач.

Решение задач.

Индивидуальный

Решать разные типы задач.

12/4

13/5
14/6

Решение стереометрических задач
Вероятностные, статистические
зависимости.

Обобщение по модулю
«Основы математической
грамотности»
16/8
Обобщение по модулю
«Основы математической
грамотности»
Модуль 3. «Естественно-научная грамотность» (8 ч).
17/1
Анализ, интерпретация данных.
15/7

Решение задач.
Решение задач.

Индивидуальный
Фронтальный

Решение задач.

Индивидуальный

Решение задач.

Индивидуальный

Практическая работа

Фронтальный

18/2

Анализ, интерпретация данных.

Работа с тестом

Индивидуальный

19/3

Преобразование одной формы
Работа с тестом
представления данных в другую.
Преобразование одной формы
Работа с тестом
представления данных в другую.
Распознавание допущения, доказательства Работа с тестом
и рассуждения в научных текстах.

Индивидуальный

20/4
21/5

Распознавание допущения, доказательства
и рассуждения в научных текстах.
23/7
Оценивание c научной точки зрения
аргументов и доказательств из различных
источников.
24/8
Оценивание c научной точки зрения
аргументов и доказательств из различных
источников.
Модуль 4. Финансовая грамотность (9ч)
25/1
Облигации и ценные бумаги. Векселя.
Риски акций и управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа и
22/6

Фронтальный
Индивидуальный

Решать разные типы задач.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности. Решать разные
типы задач.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности. Решать разные
типы задач.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности. Решать разные
типы задач.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности. Анализировать
карты и другие источники информации.
Анализировать карты и другие источники
информации.
Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности

Работа с тестом

Индивидуальный

Работа с тестом

Индивидуальный

Работа с тестом

Индивидуальный

Владеть терминологией; объяснять
основные закономерности

Работа с
терминологией.

Индивидуальный

Владеть терминологией.

26/2

27/3

28/4

29/5

30/6

31/7

33/9
34/1

брокеры. Фондовые индексы.
Облигации и ценные бумаги. Векселя.
Риски акций и управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими. Инвестиционное
профилирование.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими. Инвестиционное
профилирование.
Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные
ошибки инвесторов.
Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные
ошибки инвесторов.
Страхование для страхового рынка
физических лиц. Государственное и
негосударственное пенсионное
страхование.
Обобщение по модулю «Основы
финансовой грамотности»
Обобщающее повторение за курс 11
класса

Работа с
терминологией

Индивидуальный

Владеть терминологией.

Практическая работа. Индивидуальный

Объяснять основные понятия.

Работа с текстом

Индивидуальный

Объяснять основные понятия.

Работа с текстом

Индивидуальный

Рассказывать о разных видах доходов.

Работа с текстом

Индивидуальный

Рассказывать о разных видах доходов.

Работа с текстом

Индивидуальный

Рассказывать о разных видах доходов.

Работа с текстом

Индивидуальный

Рассказывать о разных видах доходов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».