Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Географический мир»
2024-2025 учебный год
2024
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география – единственный
школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие
аспекты как естественного, так и гуманитарно - общественного научного
знания. Это позволяет формировать у учащихся: посредством знакомства с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях
♦ комплексное представление о географической среде как среде обитания
(жизненном пространстве) человечества
посредством знакомства с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
♦ целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и
общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных
природно – общественных территориальных систем, формирующихся и
развивающихся по определённым законам.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного
курса являются:
♦ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп.)
♦ Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования
♦ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников образовательных учреждений для единого государственного
экзамена 2021-2022 года по географии, который является одним из документов,
регламентирующих разработку КИМ ОГЭ.
Программа «Географический мир» рассчитана на 34 часа в 9 классе.
Данный курс призван помочь школьному учителю организовать подготовку
выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися
основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов:
введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из
обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа,
заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельный и индивидуальный подход
к обучению. Деятельный подход реализуется в процессе проведения
самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего
данный курс является не просто передача, трансляция имеющегося опыта,
накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих
учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного,
традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы
образовательного стандарта, для спешной реализации творческого потенциала
учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и
формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе
освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по
различным разделам школьного курса географии, а также пройдут
необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Цель: успешное усвоение учащимися системы знаний в области географии
к итоговой аттестации в 9 классе.
Задачи:
● углубить и расширить знания по физической и экономической
географии;
● развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность,
интерес к окружающему миру;
● вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению
географии.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно – правовые и
другие документы, определяющие порядок проведения государственной
итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии,
бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой
форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила
заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии,
структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных
материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1.Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
географического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и
литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа
суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их
размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли,
их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части;
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды
суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на
Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров.
Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка земли. Широтная зональность и высотная
поясность.
Территориальные комплексы: природные, природно хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин
океанов. Соотношение суши и
океанов на Земле.
Население Земли.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны.
Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и
Южной Америки, Евразии.
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
5. География России:
Особенности ГП России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно- территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространение крупных форм
рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно - хозяйственные различия морей России. Почвы
и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и
животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной
состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское
и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
Природно - ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания
природных ресурсов. География отраслей промышленности. География
сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
Рефлексивная часть курса.
Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или
компьютерных формах) и анализ его результативности.
Планируемые результаты освоения курса «Географический мир»:
Личностными результатами являются углублённое изучение курса
географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного
прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им
приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное
развитие и адаптацию к нашим социально- экономическим условиям,
ценностным ориентирам, идейно-нравственным, культурным и этическим
принципам и нормам поведения, в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1.Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель конкретного региона); представление о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире;
2.Гражданского воспитания:
в гуманитарной деятельности
осознание единства географического
пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию
3.Духовно-нравственного воспитания:
развивать способности решать моральные проблемы на основе
личностного выбора с опорой на нравственные ценности; готовность оценивать
своё поведение и поступки, с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды;
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия
человечества. Развивать гуманистические и демократические ценностные
ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и производственной деятельности;
5. Физического воспитания:
формирование культуры здорового образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью; соблюдение гигиенических правил;
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность; соблюдение правил безопасности в природе; формирование
навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни.
6.Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач
географической направленности, осознание важности географического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей.
7. Экологическое воспитание:
ориентация на применение географических знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирование поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, понимание географической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладение читательской культурой как средством познания мира для
применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение простейшими навыками исследовательской деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
♦ углубить и расширить знания по физической и экономической географии
через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и
карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия
на карте мира»- 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России»- 8 класс,
«Работа по климатограммам» - для 6 – 8 классов;
♦ повышение учебной мотивации учащихся;
♦ сформировать, расширить и конкретизировать представления о
пространственной неоднородности поверхности Земли;
♦ продолжить развитие картографической грамотности школьников
посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба
(картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения
способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на
этих картах;
♦ учить извлекать информацию из различных источников знаний,
составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики
территории;
♦ определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по
выбору;
♦ ориентация на достижение школьниками образовательных результатов
для успешного продвижения на рынке труда.
Изучив теоретический материал курса «Географический мир»,
учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и
процессы, причинно - следственные связи, взаимосвязи и компоненты
природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности
человека;
Изучив практический материал курса «Географический мир»,
учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления,
расстояния по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных
территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и
пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы
распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе
использования различных источников географической информации.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Раздел, программы.
Тема
Количе Основные направления
ство
воспитательной
часов
деятельности
Процедура проведения
Введение
Особенности процедуры проведения ОГЭ 9 2
ОГЭ
классов. Нормативно – правовые и другие
Входной контроль по
документы. Правила заполнения бланков
географии
(тестирование уч-ся).
Особенности экзаменационной работы по
географии, структура и демонстрационные
версии КИМов
Раздел
1.
«Источники
географической
информации»
3
Глобус, географическая карта
План местности. Масштаб. Градусная сеть.
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу.
ЭкологоРаздел 2.«Природа Земли и человек»
Земля как планета Солнечной системы
географический проект
6
«Зеленый фильтр».
проект «Ландшафтный
Движения Земли
дизайн вокруг школы»
Литосфера и геологическая история Земли
Решение
Гидросфера. Атмосфера
тренировочных тестов
Биосфера. Географическая оболочка
по подготовке к ОГЭ
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
Тестирование по
Раздел 3.«Материки, океаны, народы и
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
страны»
8
Современный
облик
планеты
Земля.
Происхождение материков и впадин океанов
Население и численность населения Земли. Расы,
этносы
Материки и страны
Африка. Австралия
Антарктида. Южная Америка
Северная Америка
Евразия
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
Раздел 4.
«Природопользование и геоэкология»
2
Влияние хозяйственной деятельности на людей и
природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в геосферах. Решение тестов
по разделу.
Раздел 5.«География России»
Особенности географического положения России 10
Природа России
Природные особенности России
Население России
Демографические показатели России
Хозяйство России
Отрасли хозяйства
Природно – хозяйственное районирование
России
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
ОбобщениеПроведение
репетиционного 3
тестирования и анализ его результатов
Психологическая подготовка к экзамену
Проведение репетиционного тестирования и
анализ его результативности
подготовке к ОГЭ
Проект «Этот
удивительный мир
вокруг нас»
Круглый стол:
«Научные исследования
в Антарктиде»
Выставка
«Художественные
промыслы у народов
Карелии»,
конечный
продукт- презентация
Круглый стол: «Не зная
своего прошлого,
мы не можем
понять настоящее».
Проект «Коренные
народы Республики
Карелия, как
первоэлемент истории
нашего края»,
«Традиции,
суеверия,обряды
коренныхнародов
Карелии»
Решение тестов ОГЭ