ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Географический мир» 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Географический мир»
2024-2025 учебный год

2024

Пояснительная записка
В системе основного общего образования география – единственный
школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие
аспекты как естественного, так и гуманитарно - общественного научного
знания. Это позволяет формировать у учащихся: посредством знакомства с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях
♦ комплексное представление о географической среде как среде обитания
(жизненном пространстве) человечества
посредством знакомства с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
♦ целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и
общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных
природно – общественных территориальных систем, формирующихся и
развивающихся по определённым законам.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного
курса являются:
♦ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп.)
♦ Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования
♦ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников образовательных учреждений для единого государственного
экзамена 2021-2022 года по географии, который является одним из документов,
регламентирующих разработку КИМ ОГЭ.
Программа «Географический мир» рассчитана на 34 часа в 9 классе.
Данный курс призван помочь школьному учителю организовать подготовку
выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися
основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов:
введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из
обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа,
заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельный и индивидуальный подход
к обучению. Деятельный подход реализуется в процессе проведения
самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего
данный курс является не просто передача, трансляция имеющегося опыта,
накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих
учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного,
традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы
образовательного стандарта, для спешной реализации творческого потенциала
учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и
формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе
освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по

различным разделам школьного курса географии, а также пройдут
необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Цель: успешное усвоение учащимися системы знаний в области географии
к итоговой аттестации в 9 классе.
Задачи:
● углубить и расширить знания по физической и экономической
географии;
● развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность,
интерес к окружающему миру;
● вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению
географии.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно – правовые и
другие документы, определяющие порядок проведения государственной
итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии,
бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой
форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила
заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии,
структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных
материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1.Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
географического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и
литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа
суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их
размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли,
их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части;
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды
суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на
Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров.
Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка земли. Широтная зональность и высотная
поясность.
Территориальные комплексы: природные, природно хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин
океанов. Соотношение суши и
океанов на Земле.
Население Земли.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны.
Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и
Южной Америки, Евразии.
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
5. География России:
Особенности ГП России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно- территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространение крупных форм
рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно - хозяйственные различия морей России. Почвы
и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и
животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной
состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское
и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
Природно - ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания
природных ресурсов. География отраслей промышленности. География
сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
Рефлексивная часть курса.
Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или
компьютерных формах) и анализ его результативности.
Планируемые результаты освоения курса «Географический мир»:
Личностными результатами являются углублённое изучение курса
географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного
прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им
приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное
развитие и адаптацию к нашим социально- экономическим условиям,
ценностным ориентирам, идейно-нравственным, культурным и этическим
принципам и нормам поведения, в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1.Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель конкретного региона); представление о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире;
2.Гражданского воспитания:
в гуманитарной деятельности
осознание единства географического
пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию
3.Духовно-нравственного воспитания:
развивать способности решать моральные проблемы на основе
личностного выбора с опорой на нравственные ценности; готовность оценивать
своё поведение и поступки, с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды;
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия
человечества. Развивать гуманистические и демократические ценностные
ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и производственной деятельности;
5. Физического воспитания:
формирование культуры здорового образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью; соблюдение гигиенических правил;
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность; соблюдение правил безопасности в природе; формирование
навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни.
6.Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач
географической направленности, осознание важности географического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей.

7. Экологическое воспитание:
ориентация на применение географических знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирование поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, понимание географической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладение читательской культурой как средством познания мира для
применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение простейшими навыками исследовательской деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
♦ углубить и расширить знания по физической и экономической географии
через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и
карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия
на карте мира»- 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России»- 8 класс,
«Работа по климатограммам» - для 6 – 8 классов;
♦ повышение учебной мотивации учащихся;
♦ сформировать, расширить и конкретизировать представления о
пространственной неоднородности поверхности Земли;
♦ продолжить развитие картографической грамотности школьников
посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба
(картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения
способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на
этих картах;
♦ учить извлекать информацию из различных источников знаний,
составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики
территории;
♦ определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по
выбору;
♦ ориентация на достижение школьниками образовательных результатов
для успешного продвижения на рынке труда.
Изучив теоретический материал курса «Географический мир»,
учащиеся должны знать:

картографические элементы, факты;

номенклатуру;

основные понятия, характерные признаки, явления и
процессы, причинно - следственные связи, взаимосвязи и компоненты
природы, взаимодействия человека и природы;

особенности природы и хозяйственной деятельности
человека;

Изучив практический материал курса «Географический мир»,
учащиеся должны уметь:

определять географические координаты, направления,
расстояния по карте и плану местности;

определять различия в поясном времени различных
территорий;

анализировать статистический материал;

воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и
пространственных связей;

читать карты различного содержания;

показывать на карте географические объекты и ареалы
распространения явлений;

описывать географическое положение;

определять тип объекта согласно классификации;

сравнивать свойства географических объектов;

определять и объяснять особенности территории на основе
использования различных источников географической информации.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
№
п/п
1

2

3

4
5

6
7
8
9
10
11

Раздел, программы.
Тема

Количе Основные направления
ство
воспитательной
часов
деятельности
Процедура проведения
Введение
Особенности процедуры проведения ОГЭ 9 2
ОГЭ
классов. Нормативно – правовые и другие
Входной контроль по
документы. Правила заполнения бланков
географии
(тестирование уч-ся).
Особенности экзаменационной работы по
географии, структура и демонстрационные
версии КИМов
Раздел
1.
«Источники
географической
информации»
3
Глобус, географическая карта
План местности. Масштаб. Градусная сеть.
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу.
ЭкологоРаздел 2.«Природа Земли и человек»
Земля как планета Солнечной системы
географический проект
6
«Зеленый фильтр».
проект «Ландшафтный
Движения Земли
дизайн вокруг школы»
Литосфера и геологическая история Земли
Решение
Гидросфера. Атмосфера
тренировочных тестов
Биосфера. Географическая оболочка
по подготовке к ОГЭ
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
Тестирование по
Раздел 3.«Материки, океаны, народы и

12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31

32
33
34

страны»
8
Современный
облик
планеты
Земля.
Происхождение материков и впадин океанов
Население и численность населения Земли. Расы,
этносы
Материки и страны
Африка. Австралия
Антарктида. Южная Америка
Северная Америка
Евразия
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
Раздел 4.
«Природопользование и геоэкология»
2
Влияние хозяйственной деятельности на людей и
природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в геосферах. Решение тестов
по разделу.
Раздел 5.«География России»
Особенности географического положения России 10
Природа России
Природные особенности России
Население России
Демографические показатели России
Хозяйство России
Отрасли хозяйства
Природно – хозяйственное районирование
России

Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
Решение учебно – тренировочных тестов по
разделу
ОбобщениеПроведение
репетиционного 3
тестирования и анализ его результатов
Психологическая подготовка к экзамену
Проведение репетиционного тестирования и
анализ его результативности

подготовке к ОГЭ
Проект «Этот
удивительный мир
вокруг нас»
Круглый стол:
«Научные исследования
в Антарктиде»

Выставка
«Художественные
промыслы у народов
Карелии»,
конечный
продукт- презентация
Круглый стол: «Не зная
своего прошлого,
мы не можем
понять настоящее».
Проект «Коренные
народы Республики
Карелия, как
первоэлемент истории
нашего края»,
«Традиции,
суеверия,обряды
коренныхнародов
Карелии»
Решение тестов ОГЭ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».