Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Секреты русского языка»
2024-2025 учебный год
2024
Класс 9
Количество часов 34
Пояснительная записка
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении
образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят
перед школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство
гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки
обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и
анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову,
стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у
школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и
аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются
применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность
учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и
занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников
элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению
учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний,
полученных на уроках.
Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи
учащихся.
Обогащается словарный
запас,
вырабатываются навыки
выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более
самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют
грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Наиболее распространённой и проверенной на практике формой
внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке
пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают
свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь
должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а
расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к
слову.
Занятие «Секреты русского языка» является закономерным продолжением
урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования.
Содержание и методы обучения программы «Секреты русского языка»
содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и
навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство
развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки,
грамматические сказки.
Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании
школьников узнать нечто новое о русском языке.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена
корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и
увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и
внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической
базы кабинета и регионального компонента.
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно
владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными
особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также
воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность
преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Содержание курса
№
темы
1
2
3
4
5
6
Содержание
Кол-во часов
Введение. Речь.
Орфография.
Морфология.
Синтаксис и пунктуация.
Итоговое занятие
Простое предложение.
2 ч.
6 ч.
5 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
Словосочетание.
Главные члены предложения.
2 ч.
Второстепенные члены предложения.
2 ч.
Односоставные предложения.
2 ч.
Предложения с однородными членами.
2 ч.
Предложения с обращениями.
1 ч.
Предложения с вводными конструкциями.
2 ч.
Предложения с обособленными членами 3 ч.
предложения.
14
Прямая и косвенная речь.
2 ч.
15
Итоговое занятие
1 ч.
ИТОГО
34 ч.
Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования
у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать
новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса.
7
8
9
10
11
12
13
Формирование информационной грамотности происходит на основе
использования информационной среды образовательного учреждения и
возможностей современного школьника. В программу включены задания,
направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях,
справочниках. Передача учебной информации производится различными
способами (рисунки, схемы, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет
приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых
группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ,
коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном
диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего
социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания
занятий на жизненные потребности детей.
У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и
адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного
эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание
творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются
фантазия и изобретательность.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается
понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы
и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного
планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в
виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои
варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы
взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной
углубленности,
практической
направленности,
занимательности
и
индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с
темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их
на уроках.
Работа кружка основывается на общедидактических принципах, среди
которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
Программа «Секреты русского языка» позволяет наиболее успешно
применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся
мало пишут и много говорят.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа
предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе
одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных
качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Срок ее реализации - 1 год.
Форма организации - занятие.
Курс рассчитан на 34 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе
примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном
обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение,
в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художествен- ной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка
как
средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
9. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в
условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в
действии
в
условиях
неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний,
умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Тематический план, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
№ темы
Тема занятия
основные направления воспитательной
работы
1 четверть (9 недель)
Введение. Речь. 2ч.
1
Заговори, чтоб я тебя увидел.
2
Типы речи или типы в речи.
Орфография. 6ч.
3
Необычные правила.
4
Н + НН
5
Путеводные звёзды орфографии.
6
Слитно, раздельно или через дефис?
7
Не и Ни бывают в слове.
8
Различай и отличай.
Морфология. 5 ч.
9
Морфологическая семейка.
2 четверть (7 недель)
10
Тайна в имени твоём.
11
Именная родня.
12
Братство глагольное.
13
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. 2ч.
14
Сочетание или словосочетание?
15
Примыкай, управляй, согласуй…
Итоговое занятие 1ч.
16
Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения
Дистанционная олимпиада по литературе на
«Учи.ру»
Конкурс грамотного письма «Грамотей»
Игра « Мы за чистоту нашей речи»
Цикл бесед «Экология слова» (беседы о
русском языке, об ученых-лингвистах)
Познавательно- игровой час «День Наума
грамотника»
работы, сбор материала).
3 четверть (10 недель)
Простое предложение. 1 ч.
17
Это непростое простое предложение.
Главные члены предложения. 2 ч.
18
Главнее главного.
19
Действую по-разному.
Второстепенные члены предложения. 2 ч.
20
Определяй и дополняй.
21
Где? Когда? Куда? Откуда?
Односоставные предложения. 2 ч.
22
Назывные именные.
23
Личные отличные.
Предложения с однородными членами. 2 ч.
24
Тройное доказательство родства.
25
Соединю родных и разделю.
Предложения с обращениями. 1ч.
26
Обратись ко мне красиво!
4 четверть (8 недель)
Предложения с вводными конструкциями. 2 ч.
27
Водные или вводные.
28
Сочетай, конструируй и вставляй.
Предложения с обособленными членами предложения. 3 ч.
29
Обособим мы тебя.
30
Квадратное обособление.
31
Распространённые одиночки.
Интеллектуальная игра «Знатоки русского
языка»
Викторина по творчеству А.С. Пушкина
Цикл бесед ко Дню славянской
письменности
Познавательный час «Роскошь
Прямая и косвенная речь. 2 ч.
32
Скажи прямо, не молчи…
33
Косвенно чужая речь.
Итоговое занятие 1ч.
34
Защита проекта.
Всего
человеческого общения, или Речевой
этикет»