My ни циП aЛЬнo е бюzцжетнo е
o б Ще o
бpaЗ oB aTеЛЬнo
r yЧpе)кДение
Cpедняя oбщеобpaЗoBaTеЛЬFlaя IrIкoЛa п. HaдвoицЬI
t.!
r.,
ПpoгpaММa
Bнеypoчнoй ДеЯTеЛЬ}IOсTи
кCекpеTЬI ГpaмoTHoГo ПисЬМa)
9 клaсс
202I.2022 yЧrбнЬIй гoд
Paзpaбoтvик
Кapп oвa И.I1.,
yчИTеЛЬ pyсскoгo ЯЗЬIкa и ЛиTеpaTypЬI
:
Пpинятa нa ПеДaгo.,u..nЬм Coвете
Пpoтoкoл I{s 214 oт <30> aBГyсTa 2О2I г.
2О2|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс «Секреты грамотного письма» направлен на освоение
учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует
нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе
«диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная
деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно
происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений.
Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и
чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и
эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования
языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных
для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы
и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов.
Актуальность курса «Секреты грамотного письма» определяется, с одной
стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности
учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету,
которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и
творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума
информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих
навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и
термины не включены в программу средней школы (например, определение
микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная рабочая программа предусматривает проведение занятий
элективного курса в IX классе в объёме 34 часов.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и
лингвистические компоненты текста, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры,
научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами
родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над
увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в
данный момент;
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать
стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично,
доказательно, с опорой на анализ текста художественного
произведения или жизненный опыт;
формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
выявлять творческие способности у каждого школьника;
помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими
коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание,
способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои
пороки;
помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка,
показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся
вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных
творческих работ.
научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Учебно-тематический план
№
Раздел
Кол-во
часов
6
Теория
Практика
1. Текст как результат речевой
деятельности
2. Средства выразительности в 4
тексте
3. Выразительное чтение
2
текста как искусство
звучащего
слова
1
5
1
3
-
2
4. Синтаксические и
пунктуационные нормы
текста
5. От анализа текста к
изложению
4
1
3
9
1
8
6. Сочинение — это тоже
текст
7. Итого
9
1
8
34
5
29
2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое
строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная
связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и
грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы
и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные
предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства
(звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства
выразительности; анализировать текст с точки зрения средств
выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп
чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание
содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны
логические ударения, паузы.
3
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и
второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной
информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и
фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения
текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии
текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью
свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой
и функционально-смысловым типом речи.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:
4
• основные признаки текста;
• основные признаки сжатия текста;
• основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
• осознанно воспринимать текст;
• определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и
точку зрения героя;
• правильно и лаконично излагать содержание текста;
• определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения
слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
• членить текст на смысловые части, то есть определять не только его
главную тему, но и микротемы;
• выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать
ее на слух;
• владеть различными приемами сжатия текста;
• письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при
этом различные средства речевой выразительности;
• самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
• проводить иллюстративные аргументы
подтверждающие указанные мысли;
из
прочитанного
текста,
• выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
•свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении
тестовых заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.
5
Планируемые результаты результаты освоения курса
1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных
произведениях;
уважение
к
символам
России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
6
свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и
других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на
примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее.
7
7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений
об
основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития
языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как
средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; потребность в действии
в
условиях
неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности
через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
8
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
9
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы).
Основные направления воспитательной
№
Тема урока
КолДата
Вид и форма контроля
деятельности
урока
во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Текст как результат речевой деятельности
Определение,
1
признаки и
характеристика текста
как единицы языка
Тема, идея, проблема 1
Композиционнотекста и способы их
содержательный
анализ
установления
и
текста
формулирования
Роль ключевых слов
1
Восстановление текста по
текста
ключевым словам
Способы и средства
связи между
предложениями в
тексте
Характер смысловых
отношений между
частями текста
1
Тренировочные
упражнения «Моделируем
текст»
1
Смысловая и
композиционная
1
Творческая
работа
в
группах.
Составление текстов на
основе данных ситуаций
Работа с текстом
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Дистанционная олимпиада по литературе
на «Учи.ру»
Конкурс грамотного письма «Грамотей»
Игра « Мы за чистоту нашей речи»
10
7.
8.
9.
10.
целостность текста
Средства выразительности в тексте
Особенности
Работа с текстом
использования
лексических,
словообразовательных,
морфологических,
1
синтаксических
средства
выразительности в
тексте
Специальные
1
Анализ текстов
изобразительновыразительные
средства в тексте и их
роль
Выбор и организация
1
Подбор
рабочего
языковых средств в
материала
соответствии с темой и
основной мыслью
текста
Практическая работа
1
Работа с художественным
«Анализ текста с
текстом
точки зрения
использования в нём
средств
выразительности»
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Цикл бесед «Экология слова» (беседы о
русском языке, об ученых-лингвистах)
Познавательно- игровой час «День Наума
грамотника»
1, 2, 3, 4, 6, 7
11
11.
12.
Выразительное чтение
как тест на понимание
текста
Логические паузы и
ударения. Интонация
текста
1
Выразительное
текста
чтение Пробный этап дистанционной олимпиады
по русскому языку на «Учи.ру»
1
Работа над интонацией
Синтаксические и пунктуационные нормы текста
13.
Словосочетание и
предложение
14.
Функции сложного
1
предложения в тексте
Пунктуация в сложном 1
предложении текста
Текстовые
1
иллюстрации
синтаксических и
пунктуационных норм
15.
16.
17.
18.
1
Конструирование
словосочетаний
и
предложений по схемам.
Работа над синонимичной
заменой словосочетаний
Тестовые
задания
для
подготовки к ГИА
Тестовые
задания
для
подготовки к ГИА
Работа с текстом
1, 3, 5, 7, 8
Основной этап дистанционной
олимпиады по русскому языку на
«Учи.ру»
Интеллектуальная игра «Знатоки русского
языка»
Викторина по творчеству А.С. Пушкина
От анализа текста к изложению
1, 2, 3, 4, 6,
Виды изложений
1
Задание
«Подбираем Цикл бесед ко Дню славянской
заголовок к тексту»
письменности
Глубина и точность
1
Самостоятельная работа
Познавательный час «Роскошь
понимания
12
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
содержания,
проблематики
исходного текста
Способы и приёмы
1
Работа с текстом
компрессии
(сокращения) текста.
Главная и
1
Задание «Учимся задавать
второстепенная
вопросы к тексту»
информация в тексте
Пишем сжатое
1
Сжатое изложение
изложение
Ключевые слова и их 1
Пересказ
текста
по
роль в определении
ключевым словам
границ
главной
информации.
Соотношение
1
Работа
по
выделению
микротемы
и
микротем в тексте
абзацного
строения
текста
Представление
об 1
Работа
по
выделению
абзаце
как
о
абзацев в тексте
пунктуационном знаке
Практическая работа 1
Редактирование текста
по
предупреждению
речевых, логических,
фактических ошибок
Сочинение — это тоже текст
Структура сочинения- 1
Работа над сочинением по
человеческого общения, или Речевой
этикет»
Игра «Я знаю русский язык»
Фразеологизмы современного русского
языка с общим значением «физические
качества человека»
1, 2, 3, 4, 5, 6
Беседа «Что лежит в основе
13
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
рассуждения
Алгоритм написания
сочинения
–
рассуждения
Речевые
клише,
используемые
в
сочинениирассуждении
Подготовка
к
написанию сочинения
–
рассуждения
на
лингвистическую тему
Написание сочинения рассуждения
Извлечение
информации
из
различных источников
Создание текста в
соответствии
с
заданной
темой
и
функциональносмысловым
типом
речи
Критерии
оценки
сочинениярассуждения.
Итоги
года
Итоги года
1
1
1
высказыванию лингвиста
сострадания?» (подготовка к сочинениюРабота над сочинением по рассуждению на ОГЭ)
цитате
Беседа «Что такое эгоизм?» (подготовка к
Работа
над
языковым сочинению-рассуждению на ОГЭ)
оформлением
Квест «Средства выразительности языка»
высказывания.
(подготовка к ОГЭ)
Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему
1
1
Работа
со
литературой
справочной
1
Сочинение-рассуждение
1
Оценивание
сочинений
собственных
14
15