Myниl 1иПaЛЬнo е бюДя<етнoе
oб rЦеoбp aз
oBaTrЛЬнoе уЧpе)кДrниr
Cpедняя oбrцеoбpaзoBaTеЛЬIlaя шкoЛa п. НaДвoиЦЬI
ПpoгpaММa
Bнrypoчной ДеЯTеЛЬHocTи
кCекpеTЬI pycскoГo ЯЗЬIкa))
8 клaсс
202|-2О22 yuебньlй гoД
Paзpaбoтник: Кapпoвa И.H.,
yЧиTеЛЬ pyсскoГo язЬIкa и ЛиTеpaTypЬI
Пpинятa нa Педaгo.,u..noм Coвете
Пpoтoкoл Jt'g 274 oт <30> aBгyсTa 2021 г.
to))
2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по русскому языку
«Секреты русского языка»
Класс 8
Количество часов 34
Пояснительная записка
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в
решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее
время стоят перед школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство
гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки
обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и
анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову,
стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у
школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно
и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются
применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность
учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и
занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной
работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников
элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению
учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний,
полученных на уроках.
Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи
учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки
выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся
более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и
сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных
слов и выражений.
Наиболее распространённой и проверенной на практике формой
внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке
пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают
свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа
здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока,
а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и
любовь к слову.
Занятие «Школа русского языка» является закономерным продолжением
урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования.
Содержание и методы обучения программы «Школа русского языка»
содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и
навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство
развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки,
грамматические сказки.
Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании
школьников узнать нечто новое о русском языке.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена
корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем
и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и
внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материальнотехнической базы кабинета и регионального компонента.
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно
владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими
возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также
воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность
преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Содержание курса
№
темы
1
2
3
4
Содержание
Кол-во часов
2 ч.
Введение. Речь.
6 ч.
Орфография.
5 ч.
Морфология.
2 ч.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
5
1 ч.
Итоговое занятие
6
1 ч.
Простое предложение.
7
2 ч.
Главные члены предложения.
8
2 ч.
Второстепенные члены предложения.
9
2 ч.
Односоставные предложения.
10
2 ч.
Предложения с однородными членами.
11
1 ч.
Предложения с обращениями.
12
2 ч.
Предложения с вводными конструкциями.
13
Предложения с обособленными членами 3 ч.
предложения.
14
2 ч.
Прямая и косвенная речь.
15
1 ч.
Итоговое занятие
34 ч.
ИТОГО
Программа направлена на реализацию педагогической идеи
формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих
принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование информационной грамотности происходит на основе
использования информационной среды образовательного учреждения и
возможностей современного школьника. В программу включены задания,
направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях,
справочниках. Передача учебной информации производится различными
способами (рисунки, схемы, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет
приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых
группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ,
коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в
учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,
определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация
содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и
адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного
эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание
творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются
фантазия и изобретательность.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение,
пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные
этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам
самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы
учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность
предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы.
Программа ориентирована на УМК под редакцией Бархударова «Русский
язык. 8 класс».
К специальным особенностям данной программы можно отнести
принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной
углубленности,
практической
направленности,
занимательности
и
индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в
соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения
при изучении их на уроках.
Работа кружка основывается на общедидактических принципах, среди
которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
Программа «Школа русского языка» позволяет наиболее успешно
применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся
мало пишут и много говорят.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа
предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе
одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных
качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Данная программа рассчитана на учащихся 8-х классов.
Срок ее реализации - 1 год.
Форма организации - занятие.
Курс рассчитан на 34 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты результаты освоения курса
1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных
произведениях;
уважение
к
символам
России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художествен- ной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского
языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих
планах на будущее.
7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; потребность в действии
в
условиях
неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности
через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Тематический план, в том числе с учетом программы воспитания (с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
№ темы
Тема занятия
основные направления воспитательной
работы
1 четверть (9 недель)
Введение. Речь. 2ч.
1
Заговори, чтоб я тебя увидел.
2
Типы речи или типы в речи.
Орфография. 6ч.
3
Необычные правила.
4
Н + НН
5
Путеводные звёзды орфографии.
6
Слитно, раздельно или через дефис?
7
Не и Ни бывают в слове.
8
Различай и отличай.
Морфология. 5 ч.
9
Морфологическая семейка.
2 четверть (7 недель)
10
Тайна в имени твоём.
11
Именная родня.
12
Братство глагольное.
13
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. 2ч.
14
Сочетание или словосочетание?
15
Примыкай, управляй, согласуй…
Итоговое занятие 1ч.
1,2,3,4,5,6.
Дистанционная олимпиада по литературе на
«Учи.ру»
Конкурс грамотного письма «Грамотей»
Игра « Мы за чистоту нашей речи»
1, 2, 3, 5, 7
Цикл бесед «Экология слова» (беседы о
русском языке, об ученых-лингвистах)
Познавательно- игровой час «День Наума
грамотника»
Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения
работы, сбор материала).
3 четверть (10 недель)
Простое предложение. 1 ч.
17
Это непростое простое предложение.
Главные члены предложения. 2 ч.
18
Главнее главного.
19
Действую по-разному.
Второстепенные члены предложения. 2 ч.
20
Определяй и дополняй.
21
Где? Когда? Куда? Откуда?
Односоставные предложения. 2 ч.
22
Назывные именные.
23
Личные отличные.
Предложения с однородными членами. 2 ч.
24
Тройное доказательство родства.
25
Соединю родных и разделю.
Предложения с обращениями. 1ч.
26
Обратись ко мне красиво!
4 четверть (8 недель)
Предложения с вводными конструкциями. 2 ч.
27
Водные или вводные.
28
Сочетай, конструируй и вставляй.
Предложения с обособленными членами предложения. 3 ч.
29
Обособим мы тебя.
30
Квадратное обособление.
16
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Пробный этап дистанционной олимпиады
по русскому языку на «Учи.ру»
Основной этап дистанционной олимпиады
по русскому языку на «Учи.ру»
Интеллектуальная игра «Знатоки русского
языка»
Викторина по творчеству А.С. Пушкина
1, 2, 3, 4, 5
Цикл бесед ко Дню славянской
письменности
31
Распространённые одиночки.
Прямая и косвенная речь. 2 ч.
32
Скажи прямо, не молчи…
33
Косвенно чужая речь.
Итоговое занятие 1ч.
34
Защита проекта.
Всего
Познавательный час «Роскошь
человеческого общения, или Речевой
этикет»