Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение»)
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели
и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных
особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФОП НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на
общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности
в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной
жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.









Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования,
а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации
для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в
произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного
плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение отводится во 2 классе по 170 часов (5 часов в неделю).

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А.
Прокофьева и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических
понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения.
Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном
искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки,
небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи.
Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения
считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной
мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок
о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о
волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов
России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из
топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка»,
сказки народов России (1-2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях
литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства
выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение
эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В.
Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди
и др.).
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой
«Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою»,
«Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх
произведений Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий:
дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его
характеристика (портрет), оценка поступков.
5

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева
«Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится
явным» и другие (по выбору).
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее
четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части
текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф.
Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения;
произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки,
С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки).
Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте.
Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические
и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство
с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С.
Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков
«Мой щенок» и другие (по выбору).
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных
произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и
внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский
день, День Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль
для детей», С.А. Баруздин «Салют» и другое (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники
(Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок
разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии
содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний.
Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические
картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.

6























Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине,
о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),
по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная
и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня,
стихотворение);
анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие
характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий
(действий) в сказке и рассказе;
анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном
значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
соотносить иллюстрации с текстом произведения;
ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка;
по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и
высказывания
на заданную тему;
пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного)
произведения;
описывать (устно) картины природы;
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.

7









Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения;
удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста;
контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении
(слушании) произведения;
проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.






ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и
воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:

8


















освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения,
любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального
статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия:
базовые логические действия:

9



























сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

10
















создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.





11

объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух
к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;


















различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому
содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить
последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения,
формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной
книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

Тематическое планирование

12

№
п/п

1

1
2

Наименование
разделов и тем
программы

Произведения о
нашей Родине

Проверочные работы
Региональный компонент

13

Количество
часов
всего

пр1 рк2

8

1

Виды деятельности

Учебный диалог: определение учебной задачи изучения
произведений данного раздела.
Слушание стихотворных произведений, оценка своей
эмоциональной реакции на прослушанное произведение,
определение темы (не менее 3 стихотворений):
стихотворения И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова
«Родина», А. А. Прокофьева «Родина».
Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение
главной мысли произведения – любовь к Родине
неотделима от любви к родной земле и её природе.
Работа с текстом произведения: читать отдельные
строфы, задание на поисковое чтение: ответы на вопросы.
Например: в чём раскрывается истинная красота родной
земли? Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех
она одна… (З. Н. Александрова)», составление своего
высказывания по содержанию произведения (не менее 5
предложений).
Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой
теме. Распознавание прозаического и стихотворного
произведений, сравнение произведений разных авторов на
одну тему, заполнение таблицы, проверка результатов
своей работы.

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос.
Практическая работа.

ЭОР

https://resh.edu.ru/

2

Фольклор (устное
народное творчество)

19

1

Задания на поисковое выборочное чтение: например,
объяснение понятий «Родина», «Русь», «Отечество» с
подтверждением своего ответа примерами из текста,
нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина,
родные, род, Отечество).
Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине
(одно по выбору).
Составление устного рассказа по репродукциям картин
художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. Д.
Поленов и др.).
Представление выставки книг, прочитанных летом,
рассказ «Любимая книга».
Работа со схемой «Малые жанры фольклора»:
заполнение, подбор примеров (на материале изученного в
1 классе).

Участие в учебном диалоге: обсуждение значения
пословицы, пословица как главная мысль произведения.
Упражнение в чтении вслух целыми словами малых
жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок,
небылиц, загадок (по выбору). Групповая работа: чтение
скороговорок с увеличением темпа, проведение конкурса
«Лучший чтец скороговорок».
Работа с текстом: анализ юмористических событий в
небылицах, нахождение созвучных (рифмованных) слов.
Упражнение в чтении народных песен с учётом их
назначения (колыбельные – спокойно, медленно, чтобы

14

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

убаюкать, хороводные – весело, радостно для передачи
состояний разных явлений природы), выделение
ключевых слов.
Чтение загадок и объединение их по темам.
Упражнение на распознавание отдельных малых жанров
фольклора (потешка, пословица, загадка, считалка,
небылица).
Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок.
Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок о
животных: например, «Зимовье зверей».
Контроль восприятия произведения, прочитанного про
себя: ответы на вопросы по фактическому содержанию
текста.
Сравнение сказок о животных народов России: тема,
основная идея, герои. Слушание сказок, различение
бытовой и волшебной сказки, характеристика
особенностей каждой (на примере сказок: «Каша из
топора», «У страха глаза велики», «Снегурочка»). Анализ
структуры сказки: выделение присказки, нахождение
завязки.
Сравнение героев бытовых и волшебных сказок,
нахождение и выразительное чтение диалогов.
Работа с текстом сказок: определение последовательности
событий, выделение опорных слов, составление плана
произведения (номинативный).
Пересказ (устно) текста произведения подробно (с учётом
всех сюжетных линий).
Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в
тексте сказки национальных особенностей (например, имя
героя, название жилища, предметов одежды и т. д.).

15

3

16

Региональный
компонент

17

1

Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических
понятий (о труде, дружбе, добре, семье) в фольклорных
произведениях.
Дифференцированная работа в группах: составление
сценария народной сказки, определение фрагмента для
чтения по ролям, освоение ролей для инсценирования,
разучивание текста, представление отдельных эпизодов
(драматизация) или всей сказки.
Сравнение сказок о животных народов Карелии: тема,
основная идея, герои. Слушание сказок, различение видов
сказок :бытовой,волшебной и о животных.
Характеристика особенностей каждой сказки. Анализ
структуры сказки: выделение присказки, нахождение
завязки.
Сравнение героев бытовых, о животных и волшебных
сказок, нахождение и выразительное чтение диалогов.
Работа с текстом сказок: определение последовательности
событий, выделение опорных слов, составление плана
произведения (номинативный).
Пересказ (устно) текста произведения подробно (с учётом
всех сюжетных линий).
Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в
тексте сказки национальных особенностей (например, имя
героя, название жилища, предметов одежды и т. д.).
Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических
понятий (о труде, дружбе, добре, семье) в фольклорных
произведениях.
Дифференцированная работа в группах: составление
сценария народной сказки, определение фрагмента для
чтения по ролям, освоение ролей для инсценирования,

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

4

17

Звуки и краски
родной природы в
разные времена года
(осень)

10

1

разучивание текста, представление отдельных эпизодов
(драматизация) или всей сказки.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин.
«Уж небо осенью дышало…», А. Н. Плещеев. «Осень», А.
К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»,
выражение своего отношения к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения, ответ на
вопрос: «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?».
Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте
слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения,
объяснение образных слов и выражений, поиск значения
слова по словарю.
Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм.
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений об осени, доступных для восприятия
младшими школьниками: М. М. Пришвин. «Осеннее
утро», Г. А. Скребицкий. «Четыре художника. Осень».
Контроль восприятия произведения, прочитанного про
себя: определение формы (прозаическое или
стихотворное), ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста.

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

5

18

Произведения о детях
и дружбе

15

1

Упражнение на сравнение произведений писателей на
одну тему, определение понравившегося, объяснение
своего выбора.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно) отдельного эпизода.
Чтение наизусть стихотворения об осенней природе (1–2
по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников
(например, В. Д. Поленова «Осень в Абрамцево», И. И.
Левитана «Золотая осень»), составление устного рассказаописания по репродукциям картин художников и/или на
основе личного опыта с использованием средств
выразительности: сравнений, эпитетов.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений об осени.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, с
постепенным переходом от чтения вслух к чтению про
себя произведений о детях: А. Л. Барто. «Катя», Ю. И.
Ермолаев. «Два пирожных», Е. А. Пермяк. «Две
пословицы», Н. Н. Носов. «Заплатка», «На горке», В. В.
Лунин. «Я и Вовка», В. А. Осеева. «Синие листья», Л.Н.
Толстой. «Филиппок», В.Ю. Драгунский. «Тайное
становится явным».
Учебный диалог: определение темы и главной мысли
произведения, соотнесение главной мысли с пословицей,
подбор пословиц к тексту.

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое
выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика
героя, установление взаимосвязи между характером героя
и его поступками, нахождение описания героя, оценка его
поступков (с опорой на текст).
Упражнение на сравнение героев одного произведения по
предложенному алгоритму.
Обсуждение авторской позиции, выражение своего
отношения к героям с подтверждением примерами из
текста.
Работа в парах: определение последовательности событий
в произведении, составление вопросного плана текста с
выделением эпизодов, обсуждение результатов
деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания произведения.
Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Работа в группах: сравнение предложенных текстов
художественных произведений (распознавание жанров),
заполнение таблицы, проверка своего результата.

Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста
произведения от третьего лица.
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских умений:
соотнесение фамилий авторов с заголовками
произведений, определение тем указанных произведений,
различение жанров произведения, нахождение ошибки в
предложенной последовательности событий одного из
19

6

20

Мир сказок

12

1

произведений, приведение примеров пословиц на
определённую тему и другие задания.
Проверка своей работы по предложенному образцу.
Составление выставки книг писателей на тему о детях, о
дружбе.
Рассказ о главном герое прочитанного произведения по
предложенному алгоритму.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и
перестановок с постепенным переходом от чтения вслух к
чтению про себя фольклорных и литературных сказок.
Например, русская народная сказка «Золотая рыбка» и
произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
русская народная сказка «Снегурочка» и произведение В.
И. Даля «Девочка Снегурочка», народная сказка
«Морозко» и сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Задание на сравнение фольклорной и литературной
(авторской) сказки: нахождение признаков народной
сказки, используемых в авторском произведении
сказочного жанра.
Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы
учебника, приведение примеров из текста, установление
сходств тем, героев, сюжетов, осознание понятия
«бродячий» сюжет (без предъявления термина).
Выполнение заданий при работе с текстом (изучающее и
поисковое выборочное чтение): определение главной
мысли сказки, соотнесение её с пословицей,
характеристика героя, установление взаимосвязи между

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

характером героя и его поступками, описание характера
героя, нахождение портрета героя.
конструирование (моделирование) плана произведения:
деление текста на смысловые части, определение
эпизодов, выделение опорных слов для каждой части
плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или
назывное предложение по каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок.
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода,
распределение ролей, инсценирование отдельных частей
произведения.
Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать, называть,
представлять книги с народными и авторскими сказками.
Чтение книг с авторскими сказками: работа с
предисловием, аннотацией, оглавлением, составление
выставки книг по изучаемой теме.
Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные и
авторские), приведение примеров.

Поиск информации: получение дополнительной
информации об авторах литературных сказок,
представление своего сообщения в классе.

21

7

22

Звуки и краски
родной природы в
разные времена года
(зима)

13

1

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений о зимней природе:
А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», С. А. Есенин.
«Поёт зима – аукает…», Ф. И. Тютчев. «Чародейкою
Зимою…», обсуждение эмоционального состояния при
восприятии описанных картин природы.
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений о зиме, доступных для восприятия
младшими школьниками. Например, И. С. СоколовМикитов. «Зима в лесу». Контроль восприятия
произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы
по фактическому содержанию текста.
Работа с текстом произведения: сравнение описаний
зимней природы в стихотворных и повествовательных
текстах, объяснение образных слов и выражений, работа
со словарём: поиск значения незнакомых слов,
нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение
примеров использования слов в прямом и переносном
значении, определение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).
Чтение наизусть с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм стихотворения о зимней природе
(1–2 по выбору).
Чтение произведений новогодней тематики, сравнение
произведений писателей на одну тему, выбор
понравившегося, объяснение своего выбора.

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

8

23

Произведения о
братьях наших
меньших

20

1

Рассматривание репродукций картин художников (И. И.
Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.), составление
рассказа-описания на тему «Какие картины зимней
природы мне нравятся?».
Работа в группе: распределение обязанностей, выбор
произведений для инсценирования и рассказывания
наизусть, проведение новогоднего праздника в классе.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Слушание художественных произведений о животных и
оценка своего эмоционального состояния при восприятии
произведения. Например, стихотворение С. В. Михалкова
«Мой щенок». Учебный диалог: обсуждение
прослушанного произведения, ответ на вопрос: «Какова
главная мысль произведения? Как автор описывает
отношения людей и животных?», осознание идеи
произведения о животных: забота о животных требует
ответственности, человек должен с заботой относиться к
природе.
Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и
перестановок, с постепенным переходом от чтения вслух
к чтению про себя произведений о животных: В. В.
Бианки. «Музыкант», Е. И. Чарушин. «Страшный
рассказ», М. М. Пришвин. «Ребята и утята», Б. С. Житков.
«Храбрый утёнок».
Работа с текстом произведения: определение темы и
главной мысли произведения, ответы на вопросы,
использование поискового выборочного вида чтения,
нахождение портрета героя, средств изображения героев

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

и выражения их чувств, объяснение отношения автора к
героям, поступкам.
Задание на сравнение описания героя-животного в
художественном и научно-познавательном тексте:
сходство и различия, определение цели сообщения.
Работа в парах: зададим друг другу вопросы по
прослушанному (прочитанному) тексту.
Работа с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
составление или дополнение плана по данному началу.
Пересказ (устно) текста произведения от лица героя.
Знакомство с новым литературным жанром, чтение вслух
басен И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», Л. Н.
Толстого «Лев и мышь», сравнение формы: прозаическая
или стихотворная. Учебный диалог: обсуждение героев,
сюжета басни, нахождение морали (поучения).
Задания на распознавание отдельных жанров
художественной литературы (рассказы, басни,
стихотворения, литературные сказки), сравнение
произведений писателей на одну тему: называть
понравившееся, объяснять свой выбор (составление
высказывания из не менее 4 предложений).
Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с
выражением настроения героев.
Создание небольших историй с героями прочитанных
произведений (воображаемая ситуация).
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских умений:
выполнение проверочных заданий, проверка и оценка
своей работы по предложенным критериям.

24

9

25

Звуки и краски
родной природы в
разные времена года
(весна и лето)

19

1

Составление выставки книг писателей на тему о
животных, рассказ о своей любимой книге по
предложенному алгоритму. Творческая работа:
составление сказки или рассказа с героем животным по
аналогии. Например, сказочная история о лисе, ёжике.
Поиск в справочной литературе дополнительной
информации о художниках-иллюстраторах: В. И.
Чарушине, В. В. Бианки.
Дифференцированная работа в группе: выполнение
коллективного проекта «Книжка-самоделка «Животные –
герои произведений», представление его в классе.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений: Ф. И. Тютчев.
«Зима недаром злится…» И.З. Суриков. «Лето»,
выражение своего отношения к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения: ответ на
вопрос: «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? Каковы звуки весеннего леса?».
Работа с текстом произведения: различение
прозаического и стихотворного произведений,
упражнение в нахождении сравнений и эпитетов,
выделение в тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, нахождение образных слов и выражений,
работа со словарём. Выразительное чтение с
интонационным выделением знаков препинания, с
соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм.

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

10

26

Произведения о
близких, о семье

14

1

Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений о весне, доступных для восприятия
младшими школьниками. Например, Г. А. Скребицкий.
«Четыре художника. Весна», контроль восприятия
произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы
по фактическому содержанию текста.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно) отдельного эпизода.
Сравнение произведений писателей на одну тему,
определение понравившегося, объяснение своего выбора.
Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней)
природе (1–2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников А. И.
Куинджи, И. И. Левитана и др., составление устного
рассказа-описания по репродукциям картин художников
и/или на основе личного опыта.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений о весенней
природе.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок,
постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя
произведений о детях: Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья»,
В. А. Осеева. «Сыновья» и другие.
Работа с текстом произведения: определение темы и
главной мысли произведения, соотнесение главной мысли
с пословицей, ответы на вопросы, используя изучающее и
поисковое выборочное чтение.

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

Характеристика героя: установление взаимосвязи между
характером героя и его поступками, поиск описания
героя, оценка его поступков, нахождение в тексте средств
изображения героев и выражения их чувств, сравнение
героев одного произведения по предложенному
алгоритму.
Чтение народных колыбельных песен и авторских
произведений, их сравнение. Например, А. Н. Плещеев.
«Песня матери».
Работа в парах: определение последовательности событий
в произведении, составление вопросного плана текста с
выделением эпизодов, обсуждение результатов
деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания произведения.
Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Работа с таблицей: сравнение текстов художественных
произведений (распознавание жанров) и заполнение
таблицы.

Слушание и чтение произведений о Великой
Отечественной войне: С. В. Михалков. «Быль для детей»,
С. А. Баруздин. «Салют», обсуждение авторской позиции,
выражение своего отношения к героям с подтверждением
примерами из текста.
Составление выставки книг писателей на тему о детях, о
дружбе, рассказ о героях прочитанных произведений по
предложенному алгоритму.

27

11

28

Зарубежная
литература

13

1

Работа в группах: составление сценария праздников «8
Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений,
исполнение песен, слушание музыки, посвящённой
праздникам.
Дифференцированная работа: подготовка сообщения о
своих родных – участниках Великой Отечественной
войны.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Упражнение в чтении произведений зарубежных
писателей: Ш. Перро. «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен.
«Пятеро из одного стручка». Характеристика героя:
установление взаимосвязи между характером героя и его
поступками, описание характера героя, нахождение
портрета героя.
Работа с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
конструирование (моделирование) плана произведения:
деление текста на смысловые части, определение
эпизодов, выделение опорных слов для каждой части
плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или
назывное предложение по каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок.
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода,
распределение ролей, инсценирование отдельных частей
произведения.

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

Работа со схемой: обобщение информации о писателяхсказочниках, работа со схемой.

12

Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной
литературой)

Резервное время

29

2

8

Составление выставки книг на тему «Зарубежные
писатели».
Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода по выставке
книг писателей-сказочников (рассказывание о книгах
изучаемой тематики).
Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве
школьной библиотеки, работа с тематическим каталогом.
Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для
обучения и развития.
Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по
тематическому каталогу в библиотеке.
Сравнение книг по теме, автору, заголовку, ориентировка
в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации,
предисловию, условным обозначениям.
Рассказ о прочитанной книге с использованием
изученных понятий.
Составление списка прочитанных книг.
Группировка книг по изученным разделам и темам. Поиск
необходимой информации в словарях и справочниках об
авторах изученных произведений.
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному
алгоритму.
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника
читателя.

Устный
опрос.
Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

Общее число часов

Код проверяемого
результата

1.1

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7

1.8

1.9

30

170

11

17

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от
чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных
народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье,
о родной природе в разные времена года
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения,
басни)
понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы по
фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему
и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный,
номинативный)
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать
поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев
одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря; находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении

Код проверяемого
результата

1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17

Код
1
2
2.1
2.2
2.3
3

31

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сравнение, эпитет)
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: понимать жанровую принадлежность произведения,
формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений)
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы
ориентироваться в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным
обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Проверяемый элемент содержания
Произведения о нашей Родине (на примере не менее трёх произведений И.С. Никитина, Ф.П. Савинова, А.А. Прокофьева и других). И.С.
Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» и другие (по выбору)
Фольклор (устное народное творчество)
Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки (по выбору)
Народные песни, их особенности
Сказки о животных, бытовые, волшебные. Русские народные сказки: «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Зимовье зверей»,
«Снегурочка»; сказки народов России (1 – 2 произведения) и другие
Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти
авторов). А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень.

Код

4

5

6
6.1

6.2

6.3

7

8

9

Проверяемый элемент содержания
Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима
недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие
Произведения о детях и дружбе (не менее четырёх произведений). Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И.
Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка»,
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору)
Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Народная
сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И.
Даль «Девочка Снегурочка» и другие
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не
менее пяти авторов)
Отражение образов животных в фольклоре: русские народные песни, загадки, сказки
Дружба людей и животных – тема литературы. М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин
щенок», В.В. Бианки «Музыкант»,
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору)
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и
мышь» и другие (по выбору)
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Л.Н. Толстой
«Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» и
другие (по выбору)
Зарубежная литература: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.К. Андерсен и другие). Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» и другие (по выбору)
Сведения по теории и истории литературы Автор, писатель. Произведение. Жанры (стихотворение, рассказ); жанры фольклора малые
(потешка, считалка, небылица, пословица, загадка). Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая, волшебная) и литературная
сказка. Идея. Тема. Заголовок. Литературный герой, характер. Портрет героя. Ритм. Рифма. Содержание произведения, сюжет.
Композиция. Эпизод. Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). Проза и поэзия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

32

Литературное чтение (в 2-х частях), 2 класс / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.,
издательство «Просвещение».

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».