ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение»)
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи
изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных
особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на
общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности
в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной
жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а
также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации
для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в
произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного
плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
в 3классе-170 (5 часов в неделю)., в - 4 классе 136 часов (4 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по
выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные
ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль
и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств
выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская
«Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы,
скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа).
Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых
выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники,
иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта
и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о
родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык
(напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и
представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и
другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения,
структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными.
Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И.
А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая
мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей,
автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова,
Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими
произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное
значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к
лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из
окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин
«Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх
произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало,
завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные
герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького,
И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с
Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и
любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема,
герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приёмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и
рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая
обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные
события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности
текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю.
Драгунский, М. М. Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из
цикла) и другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р.
Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики
зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и
фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление,
аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на
Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические
и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные
и авторские произведения;
анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их,
находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать информацию словесную (текст), графическую
или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы
и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
формулировать вопросы по основным событиям текста;
пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию
поставленной задачи чтения;
оценивать качество своего восприятия текста на слух;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора
и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере
её исполнения в соответствии с общим замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и
воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы
самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным,
традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны
и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственноэтических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое
произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к
учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки
о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры
произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность
событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по
предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в
тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением
орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и
художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения
(не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения,
сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в
федеральный перечень.
4 КЛАСС
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях
отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений
устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое
произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в
том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки
о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры
разных жанров литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте
произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между
поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или
по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и
выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением
норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые
выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения
на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом
правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение
прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения,
сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
№
п/п
1
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Произведения о
нашей Родине
Проверочные работы
Региональный компонент
Количество
часов
всего
пр1 рк2
8
1
Виды деятельности
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания произведений в этом
разделе, установление мотива изучения.
Восприятие на слух поэтических и прозаических
произведений, понимание их фактического содержания и
ответы на вопросы по содержанию текста, осознание
нравственно-этических понятий: любовь к родной стране
и земле – на примере произведений о Родине. Например,
К. Д. Ушинский. «Наше отечество», М. М. Пришвин.
«Моя Родина», С. А. Васильев. «Россия» (в сокращении),
Н.П. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывки).
Учебный диалог: обсуждение вопроса «С чего начинается
Родина?», объяснение своей позиции, сравнение
произведений, относящихся к одной теме, но разным
жанрам.
Работа с текстом произведения: анализ заголовка,
определение темы, выделение главной мысли, осознание
идеи текста, нахождение доказательства отражения
мыслей и чувств автора.
Упражнение в выразительном чтении, соблюдение
интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических
ударений) в соответствии с особенностями текста для
передачи эмоционального настроя произведения.
Наблюдение и рассматривание иллюстраций и
репродукций картин, соотнесение их сюжета с
соответствующими фрагментами текста: озаглавливание.
Обсуждение вопросов, например: «Какие слова из
Виды,
формы
контроля
Устный
опрос.
Практическая работа.
ЭОР
https://resh.edu.ru/
2
Фольклор (устное
народное творчество)
18
1
произведения подходят для описания картины?», «Какие
слова могли бы стать названием картины?».
Составление рассказа-описания по иллюстрации или
картине: пейзажи А. А. Рылова, И. И. Левитана, И. И.
Шишкина, В. Д. Поленова (по выбору).
Чтение наизусть стихотворения о Родине. Составление
выставки книг на тему Родины и её истории.
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива
изучения.
«Чтение» информации, представленной в схематическом
виде, объяснение значения слова «фольклор», обобщение
представлений о жанрах фольклора малой формы, работа
со схемой «Назовите жанры. Приведите примеры».
Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы,
скороговорки, пословицы, песни), используя интонацию,
паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с
особенностями текста для передачи эмоционального
настроя произведения.
Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их
роль и значение в современной жизни.
Учебный диалог: обсуждение вопросов: «Какие бывают
загадки?», «Появляются ли загадки сейчас? Почему?»,
чтение загадок и их группировка по темам и видам.
Работа в группе (совместная деятельность): сочинение
загадок (по аналогии), проведение конкурса на лучшего
знатока загадок.
Задания на развитие речи: объяснение значения пословиц
народов России, установление тем пословиц, сравнение
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
пословиц на одну тему, упражнения на восстановление
текста пословиц, соотнесение пословиц с текстом
произведения (темой и главной мыслью), упражнения на
обогащение речи образными словами, пословицами,
оценка их значения в устной речи.
Рассказ о В. И. Дале, знакомство с его книгами: выбор
книг В. И. Даля, рассматривание их, чтение пословиц по
определённой теме, составление высказывания о
культурной значимости художественной литературы и
фольклора с включением в собственную речь пословиц,
крылатых выражений и других средств выразительности.
Дифференцированное задание: подготовка сообщений о
В.И. Дале, представление его сказок, написанных для
детей.
Работа со схемой: «чтение» информации, представленной
в схематическом виде, обобщение представлений о видах
сказок, выполнение задания «Вспомните и назовите
произведения».
Чтение вслух и про себя фольклорных произведений
(народных сказок), определение мотива и цели чтения,
ответ на вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ,
читая произведение?», различение реальных и сказочных
событий в народных произведениях, определение
фольклорной основы литературной сказки. На примере
сказки «Иван-царевич и серый волк».
Учебный диалог: осознание нравственно-этических норм:
смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, честность в
народных и литературных (авторских) произведениях,
нахождение особенностей сказок, определение их вида
(бытовая, о животных, волшебная).
Наблюдение за особенностями построения волшебной
сказки (зачин, троекратные повторы, концовка),
выделение смысловых частей сказки в соответствии с
сюжетом, определение последовательности событий в
произведении.
Работа с текстом произведения: составление
характеристики героя (описание внешнего вида,
поступков, языка) с приведением примеров из текста,
нахождение языковых особенностей народных
произведений (лексика, сказочные выражения),
составление номинативного плана текста, используя
назывные предложения.
Упражнение в составлении вопросов к произведению.
Пересказ (устно) содержания подробно.
Работа с иллюстрациями и картинами: рассматривание
репродукций картин И. Я. Билибина, В. М. Васнецова,
нахождение соответствующего эпизода к картинам
художников, составление устного рассказа-описания.
Творческая работа: сочинение сказки по аналогии с
прочитанными/прослушанными произведениями.
Работа в группе: составление сценария сказки,
распределение ролей, подготовка декораций и костюмов
(масок), инсценирование. Дифференцированная работа:
подготовка мини-проекта «По дорогам сказок»: выбрать
книгу с народными сказками, прочитать понравившееся
произведение и подготовить о нём рассказ: определить
вид сказки, охарактеризовать героя, перечислить события,
проиллюстрировать и пересказать один из эпизодов,
объяснить, чему учит произведение, почему оно
понравилось.
Обсуждение перед чтением истории создания народных
песен, особенность жанра – напевность, настроение,
которое создаёт произведение.
Самостоятельная работа: чтение про себя народных
песен, определение темы, формулирование главной
мысли, поиск ключевых слов, составление
интонационного рисунка.
Сравнение произведений устного народные творчества
(песни) и авторские произведения: тема, настроение,
описание природы. Выразительное чтение вслух с
сохранением интонационного рисунка произведения.
Сравнение произведений разных видов искусства
(фольклора, литературы, живописи, музыки). Например,
картины А. М. Васнецова «Северный край», И. И.
Шишкина «Среди долины ровныя», поиск и
прослушивание на контролируемых ресурсах Интернета
русских народных и авторских песен на тему родной
природы.
Слушание былин из цикла об Илье Муромце, контроль
восприятия произведения: ответы на вопросы по
фактическому содержанию текста.
Учебный диалог: обсуждение главной мысли былин
«Жить – Родине служить», подвиги былинных героев –
служение и защита родной земли.
Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины
(реальность и сказочность событий), ответы на вопросы,
наблюдение за особенностями языка (напевность, сказ),
нахождение устаревших слов (архаизмов), подбор к ним
синонимов.
Работа в парах (поисковое выборочное чтение):
характеристика русского богатыря (реальность и
сказочность героя), составление рассказа-описания
(словесный портрет Ильи Муромца).
Рассматривание репродукций картин художников, поиск
эпизода былины, который иллюстрирует картина.
Например, картина В. М. Васнецова «Богатырский скок».
Выразительное чтение отрывка из былины (темп,
интонация песенного рассказа).
Проверочная работа по итогам изученного раздела:
демонстрация начитанности и сформированности
специальных читательских умений: соотнесение фамилий
авторов с заголовками произведений, определение тем
указанных произведений, различение жанров
произведений, нахождение ошибки в предложенной
последовательности событий одного из произведений,
приведение примеров пословиц на определённую тему и
другие задания.
Проверка своей работы по предложенному образцу.
Составление выставки книг на тему «Устное народное
творчество народов России», написание краткого отзыва о
самостоятельно прочитанном произведении по заданному
образцу
3
Региональный
компонент
17
1
4
Творчество И.А.
Крылова
5
1
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива
изучения и цели чтения, ответ на вопрос: «На какой
вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».
Слушание и чтение басен И. А. Крылова «Мартышка и
Очки», «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»,
подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает
автор?» Обсуждение сюжета басни, осознание
нравственно-этических понятий: лесть, похвала, глупость.
Устный
опрос.
Практическая работа.
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
Работаем с текстом произведения: характеристика героя
(положительный или отрицательный), поиск в тексте
морали (поучения) и крылатых выражений.
Работа в парах: сравнение прочитанных басен: тема,
герои, мораль.
Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным
героям.
Дифференцированная работа: знакомство с историей
возникновения басен, чтение басен Эзопа (например,
«Лисица и виноград», «Ворон и лисица»), работа с
таблицей.
Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с
выражением настроения героев, инсценирование басен.
Поиск справочной дополнительной информации о
баснописцах, составление выставки их книг.
5
Творчество А.С.
Пушкина
9
Учебный диалог: работа с названием
темы/раздела: прогнозирование содержания,
установление мотива изучения и цели чтения, ответ на
вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?» Слушание стихотворных произведений
А. С. Пушкина, обсуждение эмоционального состояния
при восприятии описанных картин природы, ответ на
вопрос «Какое настроение вызывает произведение?
Почему?». На примере отрывков из романа «Евгений
Онегин»: «В тот год осенняя погода…», «Опрятней
модного паркета…».
Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте
слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения,
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
нахождение образных слов и выражений, поиск значения
незнакомого слова в словаре.
Выразительное чтение и чтение наизусть лирических
произведений с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм.
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди», удержание в памяти последовательности
событий сказки, обсуждение сюжета.
Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое
выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа
изменения сюжета, характеристика героев
(положительные или отрицательные, портрет), описание
чудес в сказке.
Творческое задание: составление словесных портретов
главных героев с использованием текста сказки.
Работа в группах: заполнение таблицы на основе
сравнения сказок, сходных по сюжету, А. С. Пушкин.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди»): сюжеты, герои, чудеса и превращения.
Рассматривание репродукций картин И. Я. Билибина к
сказке А. С. Пушкина, поиск эпизода сказки, который
иллюстрирует картина.
Дифференцированная работа: составление устного или
письменного высказывания (не менее 8 предложений) на
тему «Моё любимое произведение А. С. Пушкина».
6
Картины природы в
9
произведениях поэтов
и писателей XIX века
Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина»,
написание краткого отзыва о самостоятельно
прочитанном произведении по заданному образцу.
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива
изучения и цели чтения, ответ на вопрос: «На какой
вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»
Слушание лирических произведений, обсуждение
эмоционального состояние при восприятии описанных
картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт
произведение? Почему?». На примере стихотворений Ф.
И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А. А. Фета
«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза
прищуря…», А.Н. Майкова «Осень», Н. А. Некрасова
«Железная дорога (отрывок)».
Учебный диалог: обсуждение отличия лирического
произведения от прозаического.
Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте
слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения,
нахождение образных слов и выражений, поиск значения
незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения,
характеристика звукописи, определение вида строф.
Работа в парах: сравнение лирических произведений по
теме, созданию настроения, подбор синонимов к
заданным словам, анализ поэтических выражений и
обоснование выбора автора. Рассматривание репродукций
картин и подбор к ним соответствующих стихотворных
строк. Например, картины К. Ф. Юона «Мартовское
солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в
дубовом лесу». Выразительное чтение вслух и наизусть с
сохранением интонационного рисунка произведения.
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
7
Творчество Л.Н.
Толстого
12
Дифференцированная работа: восстановление
«деформированного» поэтического текста.
Работа в группах: сопоставление репродукций картин,
лирических и музыкальных произведений по средствам
выразительности. Например, картина И. И. Шишкина «На
севере диком» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «На
севере диком стоит одиноко…».
Творческое задание: воссоздание в воображении
описанных в стихотворении картин.
Составление выставки книг на тему «Картины природы в
произведениях поэтов ХIХ века»
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива
изучения и цели чтения, ответ на вопрос: «На какой
вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».
Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого:
«Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок» и другие.
Обсуждение темы и главной мысли произведений,
определение признаков жанра (литературная сказка,
рассказ, басня), характеристика героев с использованием
текста. Анализ сюжета рассказа: определение
последовательности событий, формулирование вопросов
по основным событиям сюжета, восстановление
нарушенной последовательности событий, нахождение в
тексте заданного эпизода, составление цитатного плана
текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых
частей.
Работа с композицией произведения: определение
завязки, кульминации, развязки.
Пересказ содержания произведения, используя разные
типы речи (повествование, описание, рассуждение) с
учётом специфики художественного, научнопознавательного и учебного текстов.
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
Работа в парах: сравнение рассказов (художественный и
научно-познавательный), тема, главная мысль, события,
герои.
Работа со схемой: «чтение» информации, представленной
в схематическом виде, обобщение представлений о
произведениях Л. Н. Толстого, выполнение задания
«Вспомните и назовите произведения».
8
Литературная сказка
10
Проверочная работа по итогам изученного раздела:
демонстрация начитанности и сформированности
специальных читательских умений. Проверка и оценка
своей работы по предложенным критериям.
Дифференцированная работа: составление устного или
письменного высказывания (не менее 8 предложений) на
тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого».
Составление выставки на тему «Книги Л. Н. Толстого»
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива
изучения и цели чтения, ответ на вопрос: «На какой
вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».
Слушание и чтение литературных сказок. Например,
произведения И. С. Соколова-Микитова
«Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой», В.
М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Работа с текстом произведения (характеристика героя):
нахождение описания героя, определение взаимосвязи
между поступками героев, сравнение героев по аналогии
или по контрасту, оценка поступков героев. Учебный
диалог: обсуждение отношения автора к героям,
поступкам, описанным в сказках. Анализ сюжета
рассказа: определение последовательности событий,
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
9
Картины природы в
11
произведениях поэтов
и писателей XX века
1
формулирование вопросов по основным событиям
сюжета, восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода,
составление цитатного плана текста с выделением
отдельных эпизодов, смысловых частей.
Составление вопросного плана текста с выделением
эпизодов, смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.
Работа в парах: чтение диалогов по ролям.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, написание аннотации к
самостоятельно прочитанному произведению.
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива
изучения и цели чтения, ответ на вопрос: «На какой
вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».
Слушание художественных произведений, обсуждение
эмоционального состояния при восприятии описанных
картин природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое
чувство создаёт произведение? Почему?». На примере
произведений И. А. Бунина «Первый снег», А. А. Блока
«Ворона», С. А. Есенина «Берёза». Учебный диалог:
обсуждение отличия лирического произведения от
эпического. Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте
слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения,
нахождение образных слов и выражений, поиск значения
незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения,
характеристика звукописи, определение вида строф.
Работа в парах: сравнение лирических произведений по
теме, созданию настроения, подбор синонимов к
заданным словам, анализ поэтических выражений и
обоснование выбора автора.
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
10
Произведения о
взаимоотношениях
человека и животных
18
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных строк. Например,
картины В. Д. Поленова «Первый снег», А. К. Саврасова
«Зима», «Сосновый бор на берегу реки», И. Э. Грабаря
«Зимнее утро», «Февральская лазурь», В. И. Сурикова
«Взятие снежного городка» и др.
Работа в парах: составление устного рассказа по
иллюстрации (репродукции картины).
Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения.
Творческое задание: воссоздание в воображении
описанных в стихотворении картин.
Дифференцированная работа: составление устного или
письменного высказывания (не менее 8 предложений) на
тему «Моё любимое произведение о природе».
Составление выставки книг на тему «Природа в
произведениях поэтов»
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы
чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи
и ответ на вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ,
читая произведение?». Чтение вслух и про себя рассказов
К. Г. Паустовского «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Н.
Мамина-Сибиряка «Приёмыш», Б. С. Житкова «Про
обезьянку» и других писателей и поэтов.
Обсуждение темы и главной мысли произведений (по
выбору), определение признаков жанра (стихотворение,
рассказ). Работа с текстом произведения: составление
портретной характеристики персонажей с приведением
примеров из текста, нахождение в тексте средства
изображения героев и выражения их чувств, сравнение
героев по их внешнему виду и поступкам, установление
взаимосвязи между поступками, чувствами героев.
Упражнение в составлении вопросов к произведению.
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
11
Произведения о детях
19
Анализ сюжета рассказа: определение
последовательности событий, формулирование вопросов
по основным событиям сюжета, восстановление
нарушенной последовательности событий, нахождение в
тексте заданного эпизода, составление вопросного плана
текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых
частей.
Работа с композицией произведения: определение
завязки, развязки.
Пересказ содержания произведения от лица героя с
изменением лица рассказчика.
Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль,
герои).
Проверочная работа по итогам изученного раздела:
демонстрация начитанности и сформированности
специальных читательских умений. Проверка и оценка
своей работы по предложенным критериям.
Дифференцированная работа: составление рассказа от
имени одного из героев-животных.
Составление выставки книг (тема дружбы человека и
животного), рассказ о любимой книге на эту тему
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы
чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи
и ответ на вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ,
читая произведение?», обсуждение событий из истории
страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей
в период войны.
Чтение вслух и про себя произведений о жизни детей в
разное время: Л. Пантелеев. «На ялике», Л. А. Кассиль.
«Алексей Андреевич», А. П. Гайдар. «Тимур и его
команда» и другие.
Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая
жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится
раньше времени взрослым, понимание нравственно-
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
этического смысла понятий «ответственность», «совесть»,
«честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос: «Какие
качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста
произведений).
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведением примеров из
текста, нахождение в тексте средств изображения героев
и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему
виду и поступкам, установление взаимосвязи между
поступками, чувствами героев, определение авторского
отношения к героям.
Анализ заголовка.
Упражнение в составлении вопросов к произведению.
Анализ сюжета рассказа: определение
последовательности событий, формулирование вопросов
по основным событиям сюжета, восстановление
нарушенной последовательности событий, нахождение в
тексте заданного эпизода, составление вопросного плана
текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых
частей, определение завязки, кульминации, развязки
(композиция произведения).
Работа в парах: составление цитатного плана, оценка
совместной деятельности.
Упражнения в выразительном чтении небольших
эпизодов с соблюдением орфоэпических и
интонационных норм при чтении вслух.
Пересказ (устно) произведения от лица героя или от
третьего лица.
Дифференцированная работа: составление рассказа от
имени одного из героев.
Работа в группе: выбор книги по теме «Дети на войне»,
представление самостоятельно прочитанного
произведения и выбранной книги с использованием
12
Юмористические
произведения
7
13
Зарубежная
литература
12
аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации, сноски, примечания).
Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с
опорой на текст), постановка мотива и цели чтения.
Слушание чтения художественных произведений, оценка
эмоционального состояния при восприятии
юмористического произведения, ответ на вопрос: «Какое
чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере
произведений Н. Н. Носова «Весёлая семейка», В.Ю.
Драгунского «Денискины рассказы» и другие.
Обсуждение комичности сюжета, дифференциация
этических понятий «врать, обманывать» и
«фантазировать».
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведением примеров из
текста, нахождение в тексте средства изображения героев
и выражения их чувств.
Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор
интонации, отражающей комичность ситуации.
Дифференцированная работа: придумывание
продолжения прослушанного/прочитанного рассказа.
Проверочная работа по итогам изученного раздела:
демонстрация начитанности и сформированности
специальных читательских умений. Проверка и оценка
своей работы по предложенным критериям.
Составление выставки на тему «Книги Н. Н. Носова»,
написание краткого отзыва о самостоятельно
прочитанном произведении по заданному образцу.
Поиск дополнительной справ.очной информации о
творчестве Н. Н. Носова: представление своего
сообщения в классе
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива
изучения и цели чтения, ответ на вопрос: «На какой
Устный
опрос.
Практическая работа.
https://resh.edu.ru/
вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».
Чтение литературных сказок зарубежных писателей.
Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К.
Андерсена «Гадкий утёнок» и другие.
Работа с текстом произведения (характеристика героя):
нахождение описания героя, определение взаимосвязи
между поступками героев, сравнение героев по аналогии
или по контрасту, оценка поступков героев.
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям,
поступкам, описанным в сказках.
Анализ сюжета сказки: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным
событиям сюжета, восстановление нарушенной
последовательности событий, нахождение в тексте
заданного эпизода, составление цитатного плана текста с
выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.
Составление вопросного плана текста с выделением
эпизодов, смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.
Работа в парах: чтение диалогов по ролям.
Слушание произведений зарубежных писателей о
животных.
Работа с текстом произведения (характеристика героя).:
нахождение описания героя, определение взаимосвязи
между поступками героев, сравнение героев по аналогии
или по контрасту, оценка поступков героев, определение
завязки, кульминации, развязки (композиция
произведения).
Поиск дополнительной справочной информации о
писателях-переводчиках: С. Я. Маршаке, К. И.
Чуковском, Б. В. Заходере, представление своего
сообщения в классе, составление выставки книг
зарубежных сказок, книг о животных.
14
Библиографическая
культура (работа с
детской книжной и
справочной
литературой)
5
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, написание аннотации к
самостоятельно прочитанному произведению
Экскурсия в школьную или ближайшую детскую
библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора
необходимой книги, выполнение правил юного читателя:
культура поведения в библиотеке, работа с каталогом.
Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения
для развития личности, роли книги в жизни человека.
Работа в парах: сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Например, используя отрывок
из произведения Н. П. Кончаловской «Наша древняя
столица» и информационный текст из справочника или
энциклопедии о первом книгопечатнике Иване Фёдорове.
Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна
книга?» и написание небольшого текста-рассуждения на
тему «Почему так важно читать?», корректирование
(редактирование) собственного текста с использованием
словаря.
Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в
аппарате учебника/книги (обложка, оглавление
(содержание), аннотация, предисловие, иллюстрации).
Упражнения в выразительном чтении стихотворных и
прозаических произведений с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух.
Составление аннотации (письменно) на любимое
произведение.
Экскурсия в музей (при наличии условий) рукописной
книги.
Коллективная работа: подготовка творческого проекта на
темы «Русские писатели и их произведения», «Сказки
народные и литературные», «Картины природы в
творчестве поэтов», «Моя любимая книга».
Рекомендации по летнему чтению, оформлению дневника
летнего чтения.
Резервное время
Общее число часов
Код проверяемого
результата
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
10
170
6
11
17
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре
и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться
в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту
(без отметочного оценивания)
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений
различать художественные произведения и познавательные тексты
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа),
отличать лирическое произведение от эпического
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и
формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной
литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных
народов России
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста
(вопросный, номинативный, цитатный)
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики
персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); отличать автора произведения от героя
и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства
изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера
Код проверяемого
результата
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
Код
1
2
2.1
2.2
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение)
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение)
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое
высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от
третьего лица
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики
учебного и художественного текстов
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; составлять краткий отзыв
о прочитанном произведении по заданному алгоритму
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,
иллюстрации); выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы,
включённые в федеральный перечень
Проверяемый элемент содержания
Произведения о Родине и её истории (произведения одного-двух авторов по выбору). К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя
Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другие (по выбору)
Фольклор (устное народное творчество)
Малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Виды загадок. Пословицы народов
России
Книги и словари, созданные В.И. Далем
Код
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
4
5
6
7
8
9
10
11
11.1
11.2
11.3
12
Проверяемый элемент содержания
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные),
их художественные особенности. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» и другие (по выбору)
Народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле
Былина как народный песенный сказ. Фольклорные особенности жанра былин. Былина об Илье Муромце и другие (по выбору)
Творчество А.С. Пушкина
Лирические произведения А.С. Пушкина. Стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору)
Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Басни И.А. Крылова (не менее двух) Басни: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору)
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ вв. (произведения не менее пяти авторов по выбору). Ф.И. Тютчев «Есть в
осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза»,
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору)
Произведения Л.Н. Толстого, их жанровое многообразие: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Л.Н. Толстой «Лебеди»,
«Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие
Литературная сказка (не менее двух сказок русских писателей) В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов
«Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору)
Произведения о взаимоотношениях человека и животных (по выбору, не менее четырёх произведений). Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г.
Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другие (по выбору)
Произведения о детях (темы: «Разные детские судьбы», «Дети на войне»). Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда»
(отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору)
Юмористические произведения (не менее двух произведений): М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и другие (по выбору). В.Ю.
Драгунский «Денискины рассказы» (1 – 2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» и другие (по выбору)
Зарубежная литература
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга (произведения двух-трёх авторов по выбору). Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок»,
Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору)
Рассказы зарубежных писателей о животных
Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Б.В. Заходер
Сведения по теории и истории литературы. Автор, писатель. Произведение. Жанры (стихотворение, басня, рассказ, повесть); жанры
фольклора малые (потешка, считалка, небылица, пословица, загадка, народная песня, былина и другие). Фольклорная сказка (сказка о
животных, бытовая, волшебная) и литературная сказка. Идея. Тема. Заголовок. Образ художественный. Литературный герой, персонаж,
Код
Проверяемый элемент содержания
характер. Рассказчик. Портрет героя. Ритм. Рифма. Строфа. Содержание произведения, сюжет. Композиция. Эпизод, смысловые
части. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет). Проза и поэзия
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литературное чтение (в 2-х частях), 3-4 класс / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.,
издательство «Просвещение».