Рабочая программа внеурочной деятельности ОДНРК 6 класс

Ь,{yниriипaлЬнor бюджетное общеобp aзов aтr jiЬ нor yчр €хtДениr
Средrrяя общеобрa?оBaТеJ]tltaя lrrr{CIJrа гr. l{адв0иць{

Рaбочaя прогрan/ifuIа.
BнryрoЧной lЧеятелЬнoсТр!

кОсновьr дy,toB lro-нр

rнной кyJrЬT}pЬr нaр olцoв Р ос сии>
(yuебньrй предмет)

aB сTB

* клaсс

1 гo.ц

(сpок рrализаrши)

Paзpaботvик: ХристиЧ Д. С.
уЧиTrЛЬ исТopии

Принятa нa ПеДaгогиЧrcкo},t Совете

2О22

r

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(учебный предмет)
6 класс

1 год
(срок реализации)

Разработчик: Христич Д. С.
учитель истории

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № __
от « ___ » августа 2022 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
__________
Е. В. Пинаева

2022 г

Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для
обучающихся 6-х классов в условиях реализации ФГОС. Основная цель – обогатить процесс
воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных
традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность.
Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми.

Цель – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи:
- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие
цивилизации и на жизнь современного общества;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни человека, семьи, общества;
- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность
к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине,
уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 6-х классов
составлена на
основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного
учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н. Ф.
Виноградовой, В. И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», 6 класс (М., «Вентана-Граф», 2022 г.).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», рабочей программой воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы.
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными
возможностями детей 12-13 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру,
общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные.
Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на
достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать
более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют
информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде
(текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов
обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в
иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной
жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных
этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе»,
«Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника
«Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного
содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Планируемые результаты изучения курса
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные:
1. Гражданского воспитания:
– формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
– развитие в детской среде
ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
– развитие культуры межнационального общения;
– формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
– воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
– формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, терроризма, национализма, вандализма.
2. Патриотическое:
– формирование российской гражданской идентичности;
– формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов
Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического
воспитания детей.
3. Духовно-нравственного воспитания:
– развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия,
дружелюбия);
– содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра;
– развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к
людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
– содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4. Эстетического воспитания
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
– приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
– популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
– сохранение, поддержка и развитие этнических культурных связей и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе
жизни.
6. Трудового воспитания:
– формирование умений и навыков самообслуживания;
– развитие навыков совместной работы;
– умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивания
смысл и последствия своих действий;
– воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям.
7. Экологического воспитания:
– развитие экологической культуры;
– бережное отношение к родной природе и земле;
– ответственное отношение к природным богатствам России и мира.

8. Ценности научного познания:
– содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения;
– повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются
средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательныхзадач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения восприниматьмир
не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствиис
поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в
разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Предметные:
К концу обучения учащиеся научатся:
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
• проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Воспитательная деятельность учителя во время учебного процесса проходит в
соответствии с модулем «Школьный урок» рабочей программы воспитания МБОУ СОШ п.
Надвоицы.

Реализация потенциала занятия предполагает следующее:

1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией — инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
8. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Контроль и оценка результатов обучения
По предмету ОДНКНР безотметочная
система оценивания устанавливается в
течение всего учебного года.
По итогам учебного года выставляется «зачет»,
«незачет». В условиях безотметочного обучения:
- не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку
(звездочки, самолетики, солнышки, улыбки и пр.), допускается лишь словесная объяснительная
оценка;
- оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его
психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.);
- оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение
сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
- осуществляется обучение детей самоконтролю: умению сравнивать свою работу с образцом,
находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление
информативной и регулируемой обратной связи с учащимися ориентируется на успех, содействует
становлению и развитию самооценки.
- оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.
Для оперативного контроля освоения обучающимися программы по предмету используются
систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов, ответы на вопросы, отгадывание
кроссвордов по изученным темам, выполнение индивидуально или группой творческих заданий
разного вида, проектных работ, сообщения (оформленное и представленное) по заданной или
выбранной самостоятельно теме.

Контроль осуществляется на материале учебника. Контрольные работы не проводятся. Домашние
задания носят творческий характер и являютсянеобязательными.
Содержание учебного курса
Тема 1. Что такое культура общества (3 ч)
Культура общества. Источники развития культуры. Человек и вера. Как появилась вера в Бога. Что
такое религия. Традиционные религии России. Православие как направление христианства. Ислам-религия
мусульман. Иудаизм – национальная религия евреев. Философия буддизма.
Тема 2. Нравственные ценности российской культуры (7ч)
Гражданин и государство. Конституция РФ. Кого называют патриотом. Героические страницы
истории нашей страны. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Генерал Н. Раевский и его
дети-участники Бородинского сражения. Подвиг генерала Н.Н. Раевского. Денис Давыдов- генерал, поэт,
партизан. Василиса Кожина. Военная операция генерала Дорохова. «Когда народ един он не победим!».
Герои Великой Отечественной войны. Попов Федор Кузьмич-рядовой из Якутии. Нравственные ценности
личности. Что такое личность? Валентин Дикуль. Евгений Смирнов. Олеся Владыкина.
Тема 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей (3 ч)
Семья – ячейка общества. Функции семьи. Государство и семья. Виды семьи по составу, по числу.
Семейный детский дом – что это такое? Семейные роли. Семейные ценности. Какие качества воспитывали
родители в детях в далеком прошлом. Трудолюбие. Отношение к результатам труда и бережливость.
Доброта и милосердие. Савва Морозов. Гостеприимство – семейная традиция. Традиционные религии о
семейных ценностях. Ценности православной семьи. Семейные ценности мусульман. Семья в иудаизме.
Отношение буддистов к семейной жизни.
Тема 4. Роль образования в развитии культуры общества (5 ч)
Общество и образование. Страницы истории развития образования. Начальное образование на Руси.
Образование в России в 18-19 веках. Царскосельский лицей. Иван Сытин – российский книгоиздатель.
Религия и образование. Христианская вера и образование на Руси. Софья Палеолог. влияние ислама на
развитие образования. влияние буддизма на развитие образования. влияние иудаизма на развитие
образования.
Тема 5. Художественная культура народов России (13 ч)
Области художественной культуры. Способность человека к творчеству. Виды искусства.
Мифология и фольклор как пласт культуры. Образы славянской мифологии. Декоративно- прикладное
искусство народов России. Национальная вышивка как оберег. Выдающиеся деятели культуры народов
России. Исаак Левитан - великий пейзажист. Творцы российской культуры художественная культура,
рожденная религией. Православный храм. Мечеть – исламский храм. Буддийские храмы и монастыри.
Синагога. Художественная культура традиционных религий России. Икона. Икона Божией Матери.
Иконостас. Духовная музыка. Колокольный звон. Художественная культура ислама. Каллиграфия –
искусство письма. Арабески в искусстве ислама. Вклад буддизма в мир искусства. Иудаизм и
художественная культура. Иван Айвазовский и библейские сюжеты.

Тема 6. Как сохранить культуру общества (3 ч)
Кого называют образованным человеком. Образованные гении России. Культурное наследие России:
почему необходимо его сохранять. Что такое культурное наследие? Виды культурного наследия. Кому
принадлежит культурное наследие? Объекты культурного наследия. Озеро Байкал. Кижский погост.
Великий Новгород. Как государство охраняет памятники культуры.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
№

Наименование
разделов

Всего
часов

1
2

Что такое культура общества.
Нравственные ценности российской
культуры.
Семья – создатель и хранитель
духовно-нравственных ценностей.

3

Роль образования в развитии
культуры общества.
Художественная культура народов России.

3

4
5

6

7

Основные направления
воспитательной
деятельности
1,3,4,5,7
1,2,3,4,5,6,7,8

3

Круглый стол: «Ценности семьи»

5

Семинар: «Значение образования
в жизни подростка»
1,2,3,4,5,8
Дискуссия:
«Достижения
Отечественной науки
и культуры»
2, 4,5,6

13

Как сохранить культуру общества.

3

Итого

34

Календарно-тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Дата проведения
урока

Тема
1. Что такое культура общества (3ч )
Культура общества.
Человек и вера.
Традиционные религии России.
2. Нравственные ценности российской культуры (7ч)
Гражданин и государство.
Кого называют патриотом.
Героические страницы истории нашей страны.
Герои Отечественной войны 1812 года.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Герои Великой Отечественной войны.
Нравственные ценности личности.
3. Семья –создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей (3 ч)
Семья-ячейка общества.
Семейные ценности.
Традиционные религии о семейных ценностях.
4. Роль образования в развитии культуры общества (5ч)
Общество и образование.
Страницы истории развития образования.
Образование в России в18-19 веках.
Царскосельский лицей.
Религия и образование.
5. Художественная культура народов России (13 ч)
Области художественной культуры.
Мифология и фольклор как пласт культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов России.
Защита проектов «Культура народов России».
Защита проектов «Культура народов России».
Выдающиеся деятели культуры народов России.
Художественная культура, рожденная9религией.
Защита проектов «Творцы российской культуры».

Примечание

26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого 34

Защита проектов «Творцы российской культуры».
Православная художественная культура.
Художественная культура ислама.
Вклад буддизма в мир искусства.
Иудаизм и художественная культура.
6. Как сохранить культуру общества (3 ч)
Кого называют образованным человеком. Образованные гении России.
Объекты культурного наследия России.
Как государство охраняет памятники культуры.

1
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».