Рабочая программа по русскому языку 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования
(далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт
выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует
умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой
всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим
учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать
русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции
общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение
языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя
в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми
личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение
чистоты русского языка.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной
из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о
структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 1 классе – 165 ч. (5 часов в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует
уточнения.
Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов
в слове. Ударный слог.
Графика[2]
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Последовательность букв в русском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во
время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Орфография и пунктуация[3]
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам
слов без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие
согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой
э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного
языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи
смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
 раздельное написание слов в предложении;
 прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
 перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
 гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
 сочетания чк, чн;
 слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям,
просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение
с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ






















В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно
этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского
языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;




ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


















В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);




























соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова,
о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини
исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:























различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого
списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички
животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не
расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце
предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом программы воспитания 1 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов
всего пр рк
1

1. Обучение грамоте3
1.1 Слово и предложение

1.2

3

Фонетика

Виды, формы
контроля

Совместная работа: придумывание предложения с заданным
словом.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение
предложений с добавлением слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении,
идёт перестановка слов в предложении, прочтение
получившегося).
Моделирование предложения: определение количества слов
в предложении и обозначение каждого слова полоской.
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении, обозначение слов полосками.
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели.
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели».
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка
предложений, содержащих смысловые и грамматические
ошибки).
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что
можно сделать со словом, называющим этот предмет?»,
участие в диалоге помогает первоклассникам начать
различать слово и обозначаемый им предмет.
Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается

Устный опрос.

ЭОР

2

5

23

Виды деятельности

1

https://uchi.ru/

Практическая

https://uchi.ru/

умение воспроизводить заданный учителем образец
интонационного выделения звука в слове).
Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?»
(ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет
слово с заданным звуком, отрабатывается умение
определять наличие заданного звука в слове). Играсоревнование «Кто запомнит больше слов с заданным
звуком при прослушивании стихотворения».
Упражнение: подбор слов с заданным звуком.
Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от
места заданного звука в слове (начало, середина, конец
слова).
Совместная работа: группировка слов по первому звуку (по
последнему звуку), по наличию близких в акустикоартикуляционном отношении звуков ([н] – [м], [р] – [л], [с] –
[ш] и др.).
Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава
слова в игровых ситуациях.
Моделирование звукового состава слов с использованием
фишек разного цвета для фиксации качественных
характеристик звуков.
Совместное выполнение задания: проанализировать
предложенную модель звукового состава слова и рассказать
о ней.
Творческое задание: подбор слов, соответствующих
заданной модели.
Работа в парах: сравнение двух моделей звукового состава
(нахождение сходства и различия).Дифференцированное
задание: соотнесение слов с соответствующими им
моделями.
Комментированное выполнение задания: группировка
звуков по заданному основанию (например, твёрдые –
мягкие согласные звуки).
Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по
произношению от согласных звуков?»; как результат

работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

1.3

Письмо.
Орфография и
пунктуация1

70

1

участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков
по отсутствию/наличию преграды.
Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости
– мягкости звук).
Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются
от мягких согласных звуков?».
Совместная работа: характеристика особенностей гласных,
согласных звуков, обоснование своей точки зрения,
выслушивание одноклассников.
Контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата
выполнения задания.
Комментированное выполнение упражнения по
определению количества слогов в слове, приведение
доказательства.
Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов.
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным
ударным гласным звуком.
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв.
Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное на
составление буквы из элементов.
Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв.
Игровое упражнение «Назови букву», направленное на
различение букв, имеющих оптическое и кинетическое
сходство.
Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ
деформированных букв, определение недостающих
элементов.
Практическая работа: контролировать правильность
написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным
образцом.
Упражнение: запись под диктовку слов и предложений,
состоящих из 3–5 слов со звуками в сильной позиции.
Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов,
написанных печатным и письменным шрифтом.
Упражнение: запись письменными буквами

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

1.4

Развитие речи

Итого по разделу
2. Систематический курс1
2.1 Общие сведения о
языке

2.2

Фонетика

2

1

слова/предложения/короткого текста, написанного
печатными буквами.
Моделирование в процессе совместного обсуждения
алгоритма списывания.
Практическая работа: списывание слов/предложений в
соответствии с заданным алгоритмом, контролирование
этапов своей работы.
Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка
заканчивается, а слово не входит?», введение знака
переноса, сообщение правила переноса слов (первичное
знакомство).
Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от
друга? Удобно ли читать предложение, записанное без
пробелов между словами?»
Совместная работа по составлению небольших рассказов
повествовательного характера (например, рассказ о случаях
из школьной жизни, рассказ о любимой игре и т. д.).

Практическая
работа.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

Практическая
работа.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

100
1

4

1

Рассказ учителя на тему «Язык – средство общения людей».
Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?»
Коллективное формулирование вывода о языке как
основном средстве человеческого общения.
Работа с рисунками и текстом как основа анализа
особенностей ситуаций устного и письменного общения.
Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо
воспользоваться письменной речью
Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе
которой актуализируются знания, приобретённые в период
обучения грамоте.
Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и
просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого
согласного; мягкого согласного; звонкого согласного;
глухого согласного).

2.3

Графика

4

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком».
Дифференцированное задание: установление основания для
сравнения звуков.
Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным
признакам.
Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и
согласных звуков».
Игра «Отгадай звук» (определение звука по его
характеристике).
Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда
предложенных) и его качественной характеристики.
Работа в парах: группировка звуков по заданному
основанию. Комментированное выполнение задания:
оценивание правильности предложенной характеристики
звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок.
Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду
предложенных слов находить слова с заданными
характеристиками звукового состава.
Моделирование звуко-буквенного состава слов.
Упражнение: подбор 1–2 слов к предложенной звукобуквенной модели.
Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав
слов», в ходе диалога формулируются выводы о возможных
соотношениях звукового и буквенного состава слов.
Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с
разным соотношением количества звуков и букв для каждой
из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв,
количество звуков меньше количества букв, количество
звуков больше количества букв.
Упражнение: определение количества слогов в слове,
объяснение основания для деления слов на слоги.
Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными
характеристиками звукового и слогового состава слова.
Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости
предшествующего согласного).

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

2.4

Лексика и
морфология

12

2.5

Синтаксис

5

5

Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным
основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего
согласного).
Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе
выполнения упражнения отрабатывается умение строить
устное речевое высказывание об обозначении звуков
буквами; о звуковом и буквенном составе слова.
Игра-соревнование «Повтори алфавит».
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по
алфавиту».
Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?».
Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?»,
«что?».
Совместное выполнение группировки слов по заданному
признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос
«кто?».
Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?».
Комментированное выполнение задания: нахождение в
тексте слов по заданным основаниям, например поиск слов,
отвечающих на вопрос «какая?».
Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что
делать?», «что сделать?».
Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым
словам вопросы «что делать?», «что сделать?».
Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному
основанию, например слов, отвечающих на вопрос «что
делает?».
Работа со схемой предложения: умение читать схему
предложения, преобразовывать информацию, полученную
из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме,
с учётом знаков препинания в конце схемы.
Совместная работа: составление предложения из набора
слов.
Работа в группах: восстановление предложения в процессе

Практическая
работа.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

2.6

Орфография и
пунктуация

14

выбора нужной формы слова, данного в скобках.
Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом:
выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями
под каждой из картинок.
Практическая работа: деление деформированного текста на
предложения, корректировка оформления предложений,
списывание с учётом правильного оформления
предложений.
Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но
различными по написанию, установление причин возможной
ошибки при записи этих слов.
Комментированное выполнение задания: выявление места в
слове, где можно допустить ошибку.
Беседа, актуализирующая последовательность действий при
списывании.
Орфографический тренинг правильности и аккуратности
списывания.
Наблюдение за написанием в предложенных текстах
собственных имён существительных, формулирование
выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой
правила в учебнике.
Упражнение: запись предложений, включающих
собственные имена существительные.
Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив
в него определённое количество собственных имён
существительных.Практическая работа: использовать
правило правописания собственных имён при решении
практических задач (выбор написания, например: Орёл –
орёл, Снежинка – снежинка, Пушок – пушок и т. д.).
Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце
предложения.
Наблюдение за языковым материалом, связанным с
переносом слов, формулирование на основе наблюдения
правила переноса слов.
Упражнение: запись слов с делением для переноса.

https://uchi.ru/

2.7

Развитие речи

10

Дифференцированное задание: поиск в тексте слов, которые
нельзя переносить.
Орфографический тренинг: отработка правописания
сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление
самоконтроля при использовании правил.
Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн,
формулирование правила по результатам наблюдения,
соотнесение вывода с текстом учебника.
Орфографический тренинг: написание слов с сочетаниями
чк, чн.
Проектное задание: подобрать текст диктанта, который
можно использовать для проверки написания сочетаний
гласных после шипящих.
Работа с рисунками, на которых изображены разные
ситуации общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение
этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации
слов речевого этикета.
Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации
общения, в которых выражается просьба, обосновывается
выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации
выражения просьбы.
Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с
использованием опорных слов.
Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения
просьбы, извинения, вежливого отказа.
Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение,
анализ данной ситуации, выбор адекватных средств
выражения извинения.
Комментированное выполнение задания: выбор из
предложенного набора этикетных слов, соответствующих
заданным ситуациям общения.
Творческое задание: придумать ситуации общения, в
которых могут быть употреблены предложенные этикетные
слова.

https://uchi.ru/

2.8

Орфоэпия

0

Итого по разделу
Резервное время

50
15

Общее число часов по
программе.

165

1

Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки
зрения наличия/отсутствия необходимых элементов
речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения.
Работа в группах: оценивание предложенных
юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения
героями стихотворений правил речевого этикета.
Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются
слова из орфоэпического словарика, к ним нужно
придумывать рифмы).
Дидактическое упражнение: придумать предложения с
отрабатываемым словом из орфоэпического словарика.
Практическая работа: поставить ударение в словах из
орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести.
Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все
слова из отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему
классу

https://uchi.ru/

16

Содержание раздела «Орфоэпия» изучается параллельно с другими разделами курса, поэтому отдельные часы на этот раздел не предусмотрены.
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов могут быть скорректированы с учётом резервных уроков (32 ч) для обеспечения возможности реализации
дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся

2

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС
Код проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

1
1.1

Фонетика. Орфоэпия
Выделять звуки из слова

1.2

Различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й’] и гласный звук [и])

1.3
1.4

1.6
2
2.1

Различать ударные и безударные гласные звуки
Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове)
Определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове
ударный слог
Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Графика
Различать понятия «звук» и «буква»

2.2

Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова

2.3

Правильно называть буквы русского алфавита

2.4

Использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов

2.5

Писать аккуратным разборчивым почерком без искажений заглавные и строчные буквы, соединения букв, слова

2.6
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2

Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Лексика
Выделять слова из предложений
Находить в тексте слова, значение которых требует уточнения
Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Синтаксис
Различать слово и предложение
Составлять предложение из набора форм слов

1.5

Код проверяемого
результата

4.3
5
5.1

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Орфография и пунктуация
Применять изученные правила правописания: знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки

5.2

Применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; заглавная буква в начале предложения и в
именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа
«согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника)

5.3

Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов

5.4
5.5
6
6.1
6.2
6.3

Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 – 5 слов, тексты объёмом не более 20 слов,
правописание которых не расходится с произношением
Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки
Развитие речи
Понимать прослушанный текст
Читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в
конце предложения
Устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1 КЛАСС
Код

Проверяемый элемент содержания

Код

Проверяемый элемент содержания

1
1.1
1.2
1.3

Фонетика. Орфоэпия
Звуки речи
Гласные и согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]
Ударение в слове. Гласные ударные и безударные

1.4

Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]

1.5

Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных)

1.6

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)

2
2.1
2.2

Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв
Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э

2.3

Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я

2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность
Использование алфавита для упорядочения списка слов
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление)
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление)
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление)
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием)
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов
Восстановление деформированных предложений

Код

Проверяемый элемент содержания

4.5
5
5.1

Составление предложений из набора форм слов
Орфография и пунктуация
Раздельное написание слов в предложении

5.2

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных

5.3
5.4
5.5

Перенос слов (без учёта морфемного деления слова)
Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу
Сочетания чк, чн

5.6

Слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника)

5.7
5.8
6
6.1
6.2
6.3

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
Алгоритм списывания текста
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми
Текст как единица речи (ознакомление)
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение

6.4

Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи)

6.5
6.6

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой)
Составление небольших рассказов на основе наблюдений

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Русский язык (в 2-х частях), 1класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство «Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».