ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО),
Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной
деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования,
успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её
компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно
и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное
владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения
взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию
внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются
развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты
русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика,
морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание
равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского
литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой
деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого
этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», - (5 часов в неделю ) в 4 классах – по 170 ч.
Содержание.
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический
эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова
(по отработанному алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые
случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на
ье
типа
ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го
склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение
имён
прилагательных
во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного
числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов.
Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в
предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные
сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на
ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо,
поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в
соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы
«Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе
предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот
раздел отдельные часы не предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не
предусмотрены
Планируемые результаты
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных
духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав
слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных
грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор
имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время,
лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в
настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать
предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с
союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и
сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами
и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в
ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы,
правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения
(письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включённых в федеральный перечень.
1
2
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
всего кр1 рк2
1
Общие сведения о
языке
1
Контрольные работы
Региональный компонент
Виды деятельности
Коллективное обсуждение фрагмента статьи 69
Конституции Российской Федерации: «Государство
защищает культурную самобытность всех народов и
этнических общностей Российской Федерации,
гарантирует сохранение этнокультурного и языкового
многообразия». Учебный диалог «Почему каждому
народу важно сохранять свой язык? Как общаться
разным народам, проживающим в одной стране?», в
ходе диалога формулируются суждения о многообразии
языкового пространства России и о значении русского
языка как языка межнационального общения.
Работа в парах: придумать ситуацию использования
русского языка как языка межнационального общения.
Обсуждение возможности использования
лингвистического мини-исследования, проектного
задания как методов изучения языка. Учебный диалог
«Как выбирать источник информации при выполнении
мини- исследования, проектного задания?».
Практические работы во всех разделах курса, в ходе
которых развивается умение анализировать текстовую,
графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей.
Выполнение совместных и индивидуальных проектных
заданий с опорой на предложенные образцы во всех
разделах курса.
Виды, формы
контроля
ЭОР
Устный опрос.
https://uchi.ru/
2
Фонетика и
графика
2
3
Лексика
5
1
1
4
Состав слова
5
1
1
Учебный диалог «По каким признакам мы умеем
характеризовать звуки?».
Работа в парах: устная характеристика звуков по заданным
признакам.
Совместный анализ предложенного алгоритма звукобуквенного разбора. Практическая работа: проведение
звуко- буквенного разбора предложенных слов.
Комментированное выполнение задания: выбор из ряда
синонимов слова, которое подходит для заполнения
пропуска в предложении текста, объяснение своего выбора.
Работа в группах: работа с дидактическим текстом, анализ
уместности использования слов в предложениях,
нахождение случаев неудачного выбора слова,
корректировка обнаруженных ошибок (выбор наиболее
точного синонима).
Работа с рисунками: соотнесение рисунков с
соответствующими им фразеологизмами.
Работа в парах: соотнесение фразеологизмов и их значений.
Работа в группах: поиск в текстах фразеологизмов.
Дифференцированное задание: работа со словарём
фразеологизмов, выписывание значений 2–3
фразеологизмов.
Творческое задание: создание собственных шуточных
рисунков, основанных на буквальном понимании значения
слов, входящих в состав фразеологизма.
Учебный диалог «Что мы помним о частях слова?», в ходе
диалога даётся устная характеристика частей слова по
заданным признакам (значение, способ выделения, способ
обозначения).
Упражнение: проведение по предложенному алгоритму
разбора слова по составу.
Работа в парах: поиск ошибок в разборе слова по составу.
Проверочная работа с последующим самоанализом,
отработка умений корректировать свои действия
для преодоления ошибок в разборе слов по составу.
Практическая
работа.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
5
Морфология
43
2
6
Работа с таблицей «Части речи», анализ содержания
таблицы, установление основания для сравнения слов,
относящихся к разным частям речи.
Упражнение: группировка слов на основании того, какой
частью речи они являются.
Дифференцированное задание:
классификация частей речи по признаку (самостоятельные и
служебные части речи). Комментированное выполнение
задания, связанного с выбором основания для сравнения
слов, относящихся к одной части речи, но различающихся
грамматическими признаками.
Работа в группах: нахождение основания для группировки
слов (в качестве основания для группировки могут быть
использованы различные признаки, например: по частям
речи; для имён существительных – по родам, числам,
склонениям, для глаголов – по вопросам, временам,
спряжениям).Практическая работа: определение
грамматических признаков имён существительных.
Упражнение: соотнесение слов и наборов их
грамматических характеристик.
Работа в парах: группировка имён существительных по
разным основаниям. Упражнение: нахождение в тексте
(например, в поэтическом) имён существительных с
заданными грамматическими характеристиками.
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён
существительных лишнего имени существительного – не
имеющего какого-то из тех грамматических признаков,
которыми обладают остальные слова в группеПрактическая
работа: определение грамматических признаков имён
прилагательных.
Комментированное выполнение задания по соотнесению
формы имени прилагательного с формой имени
существительного.
Работа в группах: анализ дидактического текста, поиск
ошибок на согласование имён существительных и имён
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
6
Синтаксис
16
1
2
прилагательных, исправление найденных
ошибок.Практическая работа: корректировка текста,
заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён
существительных соответствующими местоимениями.
Работа в группах: определение уместности употребления
местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок,
связанных с неудачным употреблением местоимений.
Практическая работа: определение грамматических
признаков глаголов. Комментированное выполнение
задания: соотнесение глаголов и их грамматических
характеристик.
Работа в группах: объединение глаголов в группы по
определённому признаку (например, время, спряжение).
Моделирование в процессе коллективной работы алгоритма
определения спряжения глаголов с безударными личными
окончаниями, следование данному алгоритму при
определении спряжения глагола. Совместное выполнение
задания: анализ текста на наличие в нём глаголов,
грамматические характеристики которых даны.
Работа с таблицей, обобщающей результаты работы с
грамматическими характеристиками глаголов: чтение
таблицы, дополнение примерами. Наблюдение за наречиями:
установление значения и особенностей употребления
наречий в речи.
Практическая работа: проведение морфологического анализа
имён существительных, имён прилагательных, глаголов по
предложенным в учебнике алгоритмам.
Дифференцированное задание: поиск ошибок в проведении
разбора слова как части речи.
Практическая работа: соотнесение понятия (склонение,
спряжение, неопределённая форма и т. д.) с его краткой
Характеристикой.
Практическая
Учебный диалог, в ходе которого сравниваются
работа.
предложение, словосочетание, слово, обосновываются их
https://uchi.ru/
7
Орфография и
пунктуация
50
2
7
сходство и различия.Работа в группах: классификация
предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске.
Наблюдение за различиями простых и сложных
предложений.
Упражнение: группировка предложений по определённому
признаку.
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками.
Работа с таблицей (по горизонтали в строках – вид по
эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах – вид по
цели высказывания): подбор примеров для ячеек таблицы.
Совместный анализ алгоритма синтаксического разбора
предложений, отработка проведения разбора по
предложенному алгоритму. Практическая работа:
соотнесение изученных понятий (однородные члены
предложения, сложное предложение) с примерами.
Учебный диалог «Как планировать свои действия по
решению орфографической задачи?», по результатам
диалога актуализация последовательности действий по
проверке изученных орфограмм.
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в
данном классе орфографических правил, следование
составленным алгоритмам.
Комментированное выполнение анализа текста на наличие в
нём слов с определённой орфограммой. Упражнение на
развитие контроля: установление при работе с
дидактическим текстом соответствия написания слов
орфографическим нормам, нахождение орфографических
ошибок.
Работа в группах: нахождение ошибок на применение
способа проверки орфограммы; ошибок в объяснении
выбора буквы на месте орфограммы.
Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы.
Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
8
Развитие речи
30
7
Работа в группах: группировка слов, написание которых
можно объяснить изученными правилами, и слов, написание
которых изученными правилами объяснить нельзя.
Моделирование предложений, включающих слова с
непроверяемыми орфограммами.
Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления ошибок при списывании
текстов и записи под диктовку.
Проектное задание: составление собственного словарика
трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу
запомнить, при написании которых регулярно возникают
сомнения, и т.д.).
Создание ситуации для оценки своих возможностей: выбор
упражнений на закрепление орфографического материала.
Проблемная ситуация, требующая использования
дополнительных источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому словарю
(в том числе на электронном носителе).
Проектное задание: создание собственных текстов с
максимальным количеством включённых в них словарных
слов. Проектное задание: составление собственных текстов
диктантов на заданную орфограмму или набор орфограмм.
Самоконтроль правильности записи текста, нахождение
неправильно записанных слов и исправление собственных
ошибок.
Устное высказывание при обосновании правильности
написания, при обобщении результатов наблюдения
за орфографическим материалом.
Работа в группах: анализ текста, обоснование
целесообразности выбора языковых средств,
соответствующих цели и условиям общения.
Работа в парах: анализ дидактического текста и нахождение
в нём смысловых ошибок.
Практическая
работа.
Устный опрос.
9
Орфоэпия
0¹
Творческие задания: создание устных и письменных текстов
разных типов (описание, рассуждение, повествование).
Практическая работа: выбор соответствующего заданной
ситуации жанра и написание письма, поздравительной
открытки, записки. Творческое задание: составление текстов
разных типов (описание, повествование, рассуждение) на
одну и ту же тему.
Практическая работа: написание отзыва на прочитанную
книгу.
Работа в группах: корректировка дидактического текста, в
котором допущены смысловые ошибки.
Совместное выполнение задания: анализ текстов по
критериям: правильность, богатство, выразительность
Анализ собственных действий при работе над изложениями
и сочинениями, соотнесение своих действий
с предложенными алгоритмами.
Самооценка правильности выполнения учебной задачи:
соотнесение собственного текста с исходным (для
изложений) и с заданной темой (для сочинений).
Практическое задание: выбор источника получения
информации (определённый тип словаря, справочников) для
решения учебно-практической задачи.
Творческое задание: подготовка небольшого публичного
выступления.
Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются
слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумать
рифмы). Дидактическое упражнение: придумать
предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического
словарика. Практическая работа: поставить ударение в
словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их
произнести.
Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все
слова из отрабатываемого в данном учебном году
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему
классу.
Работа в группах: найти в учебном орфоэпическом словаре
слова из предложенного списка (не совпадает с
отрабатываемым перечнем слов) и поставить в них
ударение.
Игра-соревнование «Где поставить ударение?». Проектное
задание «Ударение в словах, которые пришли в русский
язык из французского языка».
Работа в группах: подготовка аудиозаписи предложенного
текста, при подготовке необходимо обращение к учебному
орфоэпическому словарю для определения ударения в
незнакомых словах.
Резервное время
18
Общее число часов по
программе.
170
Код
проверяемого
результата
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
https://uchi.ru/
12
17
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом)
Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Лексика
Подбирать к предложенным словам синонимы
Подбирать к предложенным словам антонимы
Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту
Уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный
перечень
Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Код
проверяемого
результата
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Состав слова (морфемика)
Проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой
Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Морфология
Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков
Определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж
Проводить разбор имени существительного как части речи
Определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж
Проводить разбор имени прилагательного как части речи
Устанавливать (находить) неопределённую форму глагола
Определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе)
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать)
Проводить разбор глагола как части речи
Определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе)
Использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте
Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Синтаксис
Различать предложение, словосочетание и слово
Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске
Различать распространённые и нераспространённые предложения
Распознавать предложения с однородными членами
Составлять предложения с однородными членами
Использовать предложения с однородными членами в речи
Разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные
сложные предложения без называния терминов)
Составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные
сложные предложения без называния терминов)
Код
проверяемого
результата
5.9
5.10
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Производить синтаксический разбор простого предложения
Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Орфография и пунктуация
Применять изученные правила правописания, в том числе: знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а,
но и без союзов
Применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и тся; безударные личные окончания глаголов
Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила
Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов
Писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания
Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки
Развитие речи
Осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения
Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4 – 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия
Создавать небольшие устные и письменные тексты (3 – 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие)
Определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли
Корректировать порядок предложений и частей текста
Составлять план к заданным текстам
Осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно)
Осуществлять выборочный пересказ текста (устно)
Писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам
Осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации
Формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации
Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию
Осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей
Код
Проверяемый элемент содержания
1
1.1
1.2
1.3
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам
Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму)
Правильная интонация в процессе говорения и чтения
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи)
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение
изученного)
Основа слова
Состав неизменяемых слов (ознакомление)
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1-го, 2-го, 3го склонений
(повторение изученного)
Несклоняемые имена существительные (ознакомление)
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение)
Склонение имён прилагательных во множественном числе
Местоимение. Личные местоимения (повторение)
Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа
Склонение личных местоимений
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)
І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи
1.4
1.5
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
Код
Проверяемый элемент содержания
4.12
4.13
4.14
5
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение)
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях
Частица не, её значение (повторение)
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные);
связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного)
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными
членами
Простое и сложное предложение (ознакомление)
Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов)
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1 – 3 классах
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и
применение на новом орфографическом материале)
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова
Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий)
Безударные падежные окончания имён прилагательных
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа
Наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся
Безударные личные окончания глаголов
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение)
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение)
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка,
объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста)
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
7
7.1
7.2
7.3
Код
Проверяемый элемент содержания
7.4
Сочинение как вид письменной работы
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся
в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей
7.5
7.6
1
Содержание раздела «Орфоэпия» изучается параллельно с другими разделами курса, поэтому отдельные часы на этот раздел не предусмотрены.
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов могут быть скорректированы с учётом резервных уроков (32 ч) для обеспечения возможности реализации
дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Русский язык (в 2-х частях), 4класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство «Просвещение»