Рабочая программа внеурочной деятельности Музейный клуб 6 кл.

MyнициПЕ}IIЬFIo

r

бrоДяtетн

o

е

oб

ще

o

бp aз oB aTеЛЬн

o

е yчp r)I(Де t{ие

Cpедняя oбщеобpaзoBaTrЛЬнaя шIкoJIa п. HaдвoищЬI

ПpoгpaМN{a

Bl{rypoчной ДrЯTеЛЬн0сти

кМyзейньIй

клyб>>

6 клaсс

2022-202З унe6ньIй гoд

Paзpaбoтuик:
ПoмopЦевa Л.Л.
yЧиTеЛЬ

Иc\_ opI4уI

и

об ще стBoЗI{aниЯ

Пpинятa нa ПедaгoГическoм Coвете
Пpoтoкoл ]ф 286 oт
(30) aBryсTa 2a22 r.

2О22

1,2,34,6,5,6,7,8,9Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.Надвоицы

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Музейный клуб»

6 Б класс
1 год
(срок реализации)

Разработчик: Поморцева Л.Л.
учитель истории

Принята на Педагогическом Совете
Протокол №_______
От «___________» августа 2022

«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Е.В.Пинаева

2022 г

Пояснительная записка
Программа «Музейный клуб» составлена на основе:
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся школы в
соответствии с требованиями ФГОС;
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897
(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования");
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая
2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Положения о рабочей программе МБОУ СОШ п. Надвоицы от 30 августа 2021 г.
Музей сегодня - это центр духовно-нравственного, историко-культурного и
гражданско-патриотического воспитания, место приложения различных видов
деятельности и соприкосновения с изучением различных областей знаний, наук и
коммуникаций.
Школьный музей Надвоицкой школы, как форма образовательной и
воспитательной работы, создан по инициативе выпускников, родителей, учащихся и
педагогов школ и имеет богатую историю с середины XX века. Они возник как ответ на
социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей
ученической, родительской или педагогической общественности и как результат
собственной поисковой, собирательной и исследовательской деятельности.
В музее школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и
систематизацией, популяризацией подлинных памятников истории, культуры, природы
родного края, различных предметов и документов. Фонды музея активно используются в
учебном и воспитательном процессе, в работе с населением, различными учреждениями и
общественными организациями. Кроме того, школьный музей является частью музейной
сети страны.
Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том,
что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится
личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Любой музей для взрослого – это место, где хранятся бесценные коллекции, собранные
человечеством за сотни лет, а для ребенка это, прежде всего, мир неизвестных ему вещей.
Сделать этот мир близким и понятным для учащихся, и есть задача курса внеурочной
деятельности «Музейный клуб».
Занятия направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к
музееведческой деятельности. Во время изучения курса будет организована работа не
только на базе школьного музея, но и организованы виртуальные экскурсии в различные
музеи, памятные и исторические места Карелии. Предполагается также знакомство с
основами музейного экспонирования, экскурсионной, проектной, исследовательской
деятельности. Музей поможет объяснить те явления истории и культуры, которые должны
присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мир истории жизни
человечества.
Наряду с теоретическими вопросами в данном курсе большое внимание уделяется
формированию практических умений и навыков по каждой из тем. Потенциал школьного
музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую,
исследовательскую.

Программа «Музейный клуб» предполагает организацию деятельности
обучающихся от собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных
экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к
овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа
предполагает
изучение
методики
исследовательской,
фондовой,
культурнообразовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми
при изучении школьных курсов. Широкое использование аудиовизуальной и
компьютерной техники в значительной мере повысит эффективность самостоятельной
работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и
воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми
поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Одной из важнейших
задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта
черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилась ситуация
на международной арене, в мире осуществляются попытки пересмотра и переписывания
истории, возрастает ответственность граждан России за настоящее и будущее страны.
Чтобы ребёнок мог проникнуться патриотическими чувствами, недостаточно
только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется
прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь
молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный
социальный институт, как музей.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности,
готовой не только жить в меняющихся социальных, политических и экономических
условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к
лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки,
историю и культуру. Новизна данной программы заключается в том, что она работает на
развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является
проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств
расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся,
формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков
общественно полезной деятельности.
Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс, через различные
формы деятельности он связан с преподаванием конкретных предметов. Разнообразная
работа на базе музея помогает овладеть навыками познания истории малой родины и
пропаганды ее ценностей, развивает потребность в исследовательской деятельности, дает
возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию
таких ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть
полезным в своем коллективе, быть достойным гражданином своей Родины.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Предлагаемая программа ориентирована на группу обучающихся 6-х классов. Срок
освоения программы– 1 года. Программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в
неделю)
Цель программы «Музейный клуб» - помочь школьникам, проявляющим
стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание
педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в
практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях перемен.
Задачи программы:
- воспитание патриотизма, гражданственности;
- формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
- способствование формированию коммуникативной культуры;
- исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

- интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне;
- развитие самостоятельности и инициативы, получение навыков самостоятельно
приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
-знакомство с историей музейного дела и с музеем школы;
-развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
-совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков
ораторского искусства.
Формы и методы работы:
-экскурсии;
-поисковая работа;
-работа с источниками (артефактами, документами, литературой);
-игры;
-проектная деятельность;
-организация выставок;
-разработка и проведение экскурсий;
-подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
-акции, конкурсы, праздники.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Программа ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов общего образования.
II. Личностные результаты.
1. в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
2. в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
Республики Карелия, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, Карелии, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России и
Карелии, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
3. в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России и Карелии; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
4. в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
своей страны и своего региона; осознание важности культуры как воплощения
ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; уважение к культуре своего народа;
5. в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения; представление об идеалах
гармоничного физического и духовного развития человека в обществе; осознание
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

6. в сфере трудового воспитания: понимание на основе освоения программы значения
трудовой деятельности людей как источника развития общества; представление о
разнообразии профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
формирование установки на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, деревни, края) социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
7. в сфере экологического воспитания: осмысление опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем
современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
8. в сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9. в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в социуме, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной
деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
II. Метапредметные
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия и общения в школе и социальном окружении;
- сплочение детского коллектива, готовность к участию в общественных делах.
- формирование готовности участия в структурах школьного самоуправления
(актив, Совет музея)
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
Универсальные
- владение умениями работать с информацией, использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи;
- владение поисково-исследовательскими и проектными навыками;
-умение оформить результаты исследовательской работы (картотека, папка,
альбом, презентация, видеоролик);
- способность представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, презентация, экскурсия, защита реферата, и др.);
- способность размещать результаты и достижения своей исследовательской
деятельности в социальных сетях и тематических сайтах.
III. Предметные
Познавательные:
-ознакомление детей с историей, материальной и духовной культурой своего края;

Содержание учебного курса
Раздел.1.Здравствуй, музей! (7ч.)
Разговор с музейным экспонатом.
Какие бывают музеи.
Типология и классификация музеев.
Музеи нашего края.
Музеи столицы Карелии. Сегежский музей. Музеи Медвежьегорска и Беломорска.
Школьные музеи.
Из истории Надвоицкого школьного музея.
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного
музея. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.
Направления работы школьного музея. Создатели музея.
Заочная экскурсия в Надвоицкий школьный музей.
Музейный словарь и музейные профессии.
Истоические источники. Артефакты. Документ. Фонды. Экспонаты. Экспозиции.
Реставрация. Охрана памятников материальной культуры.
Я и школьный музей.
Коллекционирование. Семейные коллекции и архивы.
Раздел 2. Путешествие по школьному музею.(22ч.)
Надвоицы – археологический Клондайк.
Из истории археологического изучения окрестностей Надвоиц. Археологические
памятники окрестностей Воицкого озера. Роль Надвоицкой школы в изучении древней
истории. Археолог К.Э.Герман и его научные труды.
Наша география. Воицкий падун – памятник природы и истории.
Имя водопада и имя населенного пункта. География Выгозерья. Водопад в рзные
исторические эпохи. Новая география. Известные люди на водопаде.
Надвоицам 400 лет!
Охотники и рыбаки, землепашцы и бурлаки…
Из истории деревни Надвоицы. Занятия жителей. Материальная культура, Быт. Духоная
культура.Из истории надвоицких храмов.
Надвоицы – родина первого российского золота.
Воицкий рудник – памятник горной истории. Из истории добычи золота в Карелии.
Писатель Михаил Пришвин и Надвоицы.
Выговский край – творческая родина писателя М.Пришвина.
Мурманская железная дорога.
Борьба с иностранными интервентами в нашем крае.
Из истории строительство железной дороги. Станция Надвоицы. Оборона края от англоамериканских интервентов. Оборона на реке Онде. И.Д.Спиридонов. Памятники воинской
славы. Могила бойцов-интернационалистов, защитников деревни Надвоицы. Улица имени
Спиродонова. Памятная доска на здании вокзала.Оборона Сегежи. В.Солунин.
Беломорско - Балтийский канал – новая страница истории и географии.
Из истории строительства канала. Памятники сталинской эпохи. Артефакты эпохи.
Шлюзы, дамбы, плотины. Известные люди на строительстве канала.
Великая Отечественная война в Карелии.
Карельский фронт. Надвоицы военные. Памятники военной истории. Братская могила.
Памятник погибшим надвойчанам. Ветераны войны.
По страницам истории нашего поселка.
Наши улицы рассказывают…Наши памятники рассказывают…История застройки
населенного пункта. Этапы развития Надвоиц. Топонимика. История в названиях улиц.
Эпоха в истории Надвоиц – Надвоицкий алюминиевый завод.
Четыре металла в истории Надвоиц. Музей трудовой славы НАЗа. Ветераны завода.

История далекая и близкая. Из истории надвоицких школ.
Источники для изучения истории школы. Основные события в жизни школы. Традиции.
Знаменитые выпускники нашей школы. Учителя ветераны педагогического труда.
Учительские династии. Предметы из прошлой школьной жизни. Учебники двадцатого
века. История школьной формы. Из истории школьных организаций.
Наши выпускники в истории и музее.
С.Ивлев – участник Афганской войны. Выпускники Надвоицкой школы, погибшие в
борьбе с бандформированиями на Кавказе. А.Калинин, С.Вильгота, Е.Хаткевич,
П.Самохин – выпускник, погибший в ходе спецоперации на Донбассе.
Раздел 3. Подведение итогов. (5ч.)
Организация защиты научно-исследовательских работ. Защиты научно-исследовательских
работ учащихся.Представление проектов, альбомов, папок, находок, коллекций,
фотографий, отчетов.
Учебно-тематический план программы «Музейный клуб»
№

Наименование разделов,
блоков, тем

Всего
час

Количество часов
теория практика

1

Здравствуй, музей!

7

7

-

2

Путешествие по школьному музею

22

11

11

3

Защита проектов

5

-

5

Всего:

34

18

16

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение:
-видеофильмы;
-иллюстрации;
-компьютер, принтер, мультмедиапроектор;
-экспонаты школьного музея.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».