Рабочая Программа Внеурочной Деятельности В мире информатики 6 класс

МyнициПaЛЬнo r бтоДхtетнoе oбще

o

бpaзоB aTrJIЬI{o r yчprя{Дениr

Cpедняя oбщеoбpaзoваTrЛЬнaЯ [IкoЛa п. HaДвoицЬI

ПpогpaNIМa

Bнrypoчной ДrяTеЛЬнoсTи

кB

П0 ИH!рoрМaTИке
миpе инфоpMaTиКИ))
6 клaсс

2022-2О2З уяeбньtй гoд

Paзpaбoт.rик:

Богдaнoвa Л. M.
yЧиTеЛЬ ИнфopмaтИКуI

kI

ИКT

Пpинятa нa ПедaгoГиЧескoм Coвете
Пpoтoкол J\b 286 oт
к30> aBГycTa 2022 г.

<<Утвеpx<дa}o)

fиpектop щкoJЬI
E,.B,Пиw{eвa

2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Программа
внеурочной деятельности
по информатике
«В мире информатики»
6 класс
2022-2023 учебный год

Разработчик:
Богданова Л. М.
учитель Информатики и ИКТ

2022 г

Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности
учащихся 6 классов.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться
программированием и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться
в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с
компьютером, который ничего не сможет сделать, если человек не напишет для него
соответствующую программу.
Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой,
увлекательной форме, используя среду КУМИР обусловлена следующими факторами:
-среда КУМИР обладает расширенным набором Исполнителей (Черепашка, Робот,
Чертежник) с разнообразными системами команд.
- существенной ролью изучения программирования и алгоритмизации в развитии
мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной
группы.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями
учащихся 6-х классов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной
деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в
неделю по 40 мин), всего 34 часов в год.
Цель программы:
помочь формированию у детей базовых представлений о языках программирования,
алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.
Задачи программы:
Обучающие:
 обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям;
 освоение основных этапов решения задачи;
 обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ;
 обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.
Развивающие:
 развивать познавательный интерес учащихся;
 развивать творческое воображение, математическое мышление учащихся;
 развивать умение работать с компьютерными программами;
 развивать умение работать с дополнительными источниками информации;
 развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитывающие:
 воспитывать интерес к занятиям информатикой;
 воспитывать культуру общения между учащимися;
 воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером;
 воспитывать культуру работы в глобальной сети.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
 широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы
познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет
развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
2

 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения
с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в
процессе обучения другим предметам и в жизни;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и
личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
 готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности
за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
 способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет
умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
 владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить;
 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств;
 прогнозирование – предвосхищение результата;
 контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в
случае обнаружения ошибки;
 оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы;
 поиск
и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
информационного поиска;
 структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
 владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль
в понятной собеседнику форме;
 умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в
частности при выполнении проекта;
 умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средств ИКТ;
 использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Предметные результаты:
3

 умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм»,
«программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной
речи и в информатике;
 умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические
алгоритмы
управления исполнителями в среде КУМИР;
 умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
 умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических
задач в среде КУМИР;
 умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
 навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной
задачи.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
учебной деятельности
№

Наименование темы

Кол-во
часов

1

Представление об
алгоритме

5

2

Основные приемы
программирования и
создания проекта среде
КУМИР

22

3

Создание личного
проекта

7

4

Итого

Характеристика деятельности обучающихся
Записывать алгоритм различными способами.
Чертить простые блок-схемы.
Аналитическая: сопоставление алгоритмических
конструкций в виде блок - схем с записью в среде
КУМИР
Практическая: создание и отладка программного
алгоритма на языке КУМИР.
Аналитическая: Обоснование выбора темы проекта.
Практическая: Реализация и защита проекта.

34

4

Календарно-тематическое планирование (6 класс)
№

Тема урока

Основные виды учебной деятельности
Представление об алгоритме. (5часов)

1 ТБ. Понятие алгоритма, исполнителя.

Соблюдать требования безопасности в кабинете
информатики.
Выполнять требования к организации
компьютерного рабочего места. Приводить
примеры алгоритмов.

2 Способы описания алгоритма: блоксхема.

Записывать алгоритм различными способами.
Чертить простые блок-схемы.

3 Способы описания алгоритма:
программа.

Составлять программы.

4 Основные алгоритмические
конструкции. Линейный и
разветвляющийся алгоритмы.

Приводить примеры линейных и
разветвляющихся алгоритмов. Записывать
алгоритмы различными способами.

5 Основные алгоритмические
конструкции.
Циклы.

Составлять циклические алгоритмы и
записывать их различными способами.

Основные приемы программирования и создания проектов в среде КУМИР (22
часа)
6 Знакомство со средой
алгоритмического языка КуМир.
Исполнитель Черепаха.

Знакомиться со средой КУМИР, сохранять,
открывать проекты. Осваивать среду
исполнителя Черепаха. Знакомиться с СКИ.

7 Составление линейного алгоритма для Составлять маршрут движения и записывать его
исполнителя Черепаха.
на языке исполнителя.
8 Программирование движения
исполнителя Черепаха.

Использовать переменные при составлении
программ.

9 Знакомство с исполнителем Робот.
СКИ.

Осваивать среду исполнителя Робот.
Знакомиться с СКИ, управлять движением
исполнителя с помощью пульта.

10 Исполнитель Робот. Составление
простейших программ.

Знакомиться с СКИ. Составлять и
анализировать программы для перемещения
исполнителя.

11 Составление линейного алгоритма для Составлять и анализировать программы для
исполнителя Робота.
перемещения исполнителя.
12 Основные базовые алгоритмические
конструкции (ветвление) и их
реализация в среде исполнителя
Робот.

Анализировать исходные условия. Выбирать
действия в зависимости от заданных
условий.Составлять разветвляющиеся
алгоритмы с целью обхода препятствий.

13 Составление разветвляющегося
алгоритма для исполнителя Робот.

Составлять разветвляющиеся алгоритмы с
целью обхода препятствий.

14 Основные базовые алгоритмические
конструкции (цикл со счетчиком) и их
реализация в среде исполнителя
Робот.

Записывать циклические алгоритмы в виде
блок-схемы и на языке исполнителя. Составлять
программы, используя циклические
конструкции для оптимизации структуры
5

программы.
15 Составление циклического алгоритма Составлять программы, используя циклические
для исполнителя Робот.
конструкции для оптимизации структуры
программы.
16 Основные базовые алгоритмические
Записывать циклические алгоритмы в виде
конструкции (цикл с условием) и их
блок-схемы и на языке исполнителя. Составлять
реализация в среде исполнителя Робот программы, выбирая нужную циклическую
конструкцию для оптимизации структуры
программы.
17 Составление алгоритма с циклом для
исполнителя Робот.

Составлять программы, выбирая нужную
циклическую конструкцию для оптимизации
структуры программы.

18 Среда исполнителя Чертежник. СКИ. Знакомиться с СКИ исполнителя. Различать
команды переместиться в точку и сместиться
на вектор.
19 Составление разветвляющегося
алгоритма для исполнителя
Чертежник.

Выбирать действия в зависимости от заданных
условий. Использовать переменные при
изменении цвета линии и координат. Записывать
алгоритм на языке КУМИР.

20 Основные базовые алгоритмические
конструкции (цикл со счетчиком) и их
реализация в среде исполнителя
Чертежник.

Приводить примеры циклических алгоритмов.
Использовать повторение фрагментов при
создании орнамента. Использовать переменные
при изменении параметров цикла.

21 Составление циклического алгоритма Использовать переменные при изменении
для исполнителя Чертежник.
параметров цикла.
22 Основные базовые алгоритмические
конструкции (цикл с условием) и их
реализация в среде исполнителя
Чертежник.

Различать понятия постоянной и переменный
величины. Записывать циклические алгоритмы
в виде блок-схемы и на языке исполнителя.
Составлять программы, выбирая нужную
циклическую конструкцию для оптимизации
структуры программы.

23 Составление алгоритма с циклом для
исполнителя Чертежник.

Составлять программы, выбирая нужную
циклическую конструкцию для оптимизации
структуры программы.

24 Сложные алгоритмические
конструкции (вложенные циклы и
ветвления) и их реализация в среде
исполнителей Робот и Чертежник

Записывать сложные алгоритмы в виде блоксхемы и на языке исполнителя. Составлять
программы, выбирая нужную циклическую и
разветвляющуюся конструкцию для
оптимизации структуры программы.

25 Функция случайных чисел.
Математические операции и функции
в среде КУМИР.

Приводить примеры случайных событий.
Работать с функциями случайных чисел в языке
КУМИР.

26 Математические операции и функции
в среде КУМИР.

Правила записи математических выражений.
Проект «Игра Угадай число»

27 Основные этапы разработки проекта. Составлять план работы над проектом.
Постановка задачи. Выбор темы. Подготовка
6

элементов дизайна.
Создание личного проекта (7 часов)
28 Создание личного проекта

Разработка компьютерной игры с
использованием заранее подготовленных
материалов.

29 Работа с проектом.

Разработка и создание компьютерной игры с
использованием заранее подготовленных
материалов.

30 Работа с проектом.

Разработка и создание компьютерной игры с
использованием заранее подготовленных
материалов.

31 Работа с проектом.

Разработка и создание компьютерной игры с
использованием заранее подготовленных
материалов.

32 Тестирование и отладка проекта.

Групповая проверка созданной игры Устранение
ошибок.

33 Тестирование и отладка проекта.

Групповая проверка созданной игры Устранение
ошибок.

34 Защита проекта.

Представлять свою работу, демонстрировать
перед классом.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».