Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа
внеурочной деятельности
«Правовое воспитание»
9 класс
2021-2022 учебный год
Разработчик: Гурина А.В.,
социальный педагог
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.
2021
Пояснительная записка.
Адаптированная программа внеурочной деятельности «Правовое воспитание» для
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) направлена на вовлечение обучающихся в активную
деятельность: участие детей в социально-значимых акциях, социальных проектах,
направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Программа
направлена на формирование осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, сой народ и историю, а также развитие
навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и
патриотом своей страны. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважением к
другим людям. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и
человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в
достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость
изученного материала и способствует формированию целостного представления об
окружающем мире. Для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) характерны недостаточный уровень
развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных
связей, сниженная память, отставание в развитии речи. Это определило выбор форм и
методов проведения занятий в виде викторин, игровых ситуаций, презентаций.
Программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 9 класса (14-16 лет). Занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34 часов в году.Одной из приоритетных задач обучения на
уровне основного общего образования является формирование личности обучающегося,
становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России.
Объектом учебной деятельности при изучении «Правовое воспитание» в школе
является процесс правового воспитания школьников.
Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия
с реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип
воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности,
систематичности, прочности, доступности.
Методы обучения
В преподавании данного курса используются следующие методы обучения: словесные
методы, методы проблемного обучения, погружения, проектов, наблюдения,
экпериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А
также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
игровые методы (дидактические и творческие игры), метод творческого
самовыражения (литературное, художественное и другие виды творчества), методы
психической саморегуляции и тренировка психических функций (аутогенная
тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).
Цель программы внеурочной деятельности «Правовое воспитание» тесно
перекликается с потребностью формирования личностной культуры, формирование основ
нравственного самосознания личности подростка с ОВЗ (ЗПР).
Задачи. Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях;
- формирование способности подростка формулировать собственные нравственные
обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм;
- формирование морали – осознанной обучающимися необходимости поведения,
ориентированного на благо других людей;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения
противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности
личности;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и
жизненного оптимизма;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Основное содержание курса строится как индивидуально значимое для учащихся. Они
познают то, что лично им важно и значимо, имеет для них смысл. Определяющим при
формировании содержания курса является субъектный опыт ребенка. И для педагога
программа и методики курса становятся не догмами, не ограничителями, а примерными
ориентирами.
При этом планируется достижение следующих результатов:
в личностном направлении:
- позитивная и адекватная самооценка;
- доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку, умение работать в
режиме диалога, адекватно воспринимать другое мнение;
- опыт созидания договорных норм;
- ответственное отношение к здоровью, чувство личной ответственности за здоровый
образ жизни;
- умения видеть различные стороны одной и той же проблемы, сравнивать свой выбор с
выбором других.
в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно выбирать алгоритмы для решения проблем;
Познавательные УУД:
- умение выдвигать гипотезы при решении различных ситуаций, понимать необходимость
их проверки;
- умение находить информацию, необходимую для решения возникающих проблем,
представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и
избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение анализировать, аргументировать, выражать свои собственные взгляды, вести
дискуссию, принимать решения;
- приобретение навыков критического анализа сложных ситуаций;
- мотивация к изучению социальной жизни;
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение при выработке общего решения в совместной
деятельности.
Содержание курса
Адаптированная программа внеурочной деятельности «Правовое воспитание» носит
научно-познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение
теоретических и практических занятий.
Урок № 1 Что такое право? Право и его роль - 1 час;
Урок № 2 посвящен истории появления законов. Путешествие в страну прав - 1 час;
Урок № 3 Виды правовых документов - 1 час;
Урок № 4 Правонарушения и ответственность за их совершение. Поведение человека в
рамках закона - 1 час;
Урок № 5 Молодежь и правонарушения - 1 час;
Урок № 6 Ответственность и наказание - 1 час;
Урок № 7 Моя роль в семье и обществе - 1 час;
Урок № 8 Семейные правоотношения- 1 час;
Урок № 9 Гражданин и его права. Подросток как потребитель - 1 час;
Урок № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15.
Юридическая
ответственность.
Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды
юридической
ответственности.
Основания
освобождения
от
юридической
ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовая
ответственность несовершеннолетних. Малолетние и несовершеннолетние. Права и
обязанности несовершеннолетних. Конвенция о правах ребенка. Особенности правовой
ответственности. Коррупция. Ответственность за коррупционные действия. – 6 ч.
Урок №16, № 17, №18, № 19, № 20 - Право
в
системе
социальных норм.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и
обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на
военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.- 5
часов;
Урок № 21, № 22, № 23, № 24, № 25, № 26, № 27, № 28, № 29, № 30
Права
и
обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые
правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты
гражданского права. Понятия
юридического и физического лица.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права
собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы
социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их
назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и
национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени – 10 часов
Урок, № 31, № 32, № 33, № 34 Подведение итогов курса. Гражданское общество и
правовое государство. Кого можно считать гражданином современного общества? Черты
гражданского общества. Активная гражданская позиция – 4 часа
Календарно учебный график
Тема занятия
Дата
план
№
п/п
№
Урока
Дата
факт
Количество
часов
1.
№1
Что такое право? Право и его роль
1 час
2.
№2
посвящен истории появления законов.
1 час
Путешествие в страну прав
3.
№3
Виды правовых документов
1 час
4.
№4
Правонарушения и ответственность за их
совершение. Поведение человека в
рамках закона
1час
5.
№5
Молодежь и правонарушения
1 час
6.
№6
Ответственность и наказание
1 час
7.
№7
Моя роль в семье и обществе
1 час
8.
№8
Семейные правоотношения
1 час
9.
№9
Гражданин и его права. Подросток как
потребитель
1 час
10.
№ 10,
№ 11,
№ 12,
№ 13,
№ 14,
№ 15.
Юридическая ответственность. Функции
юридической ответственности.
Принципы юридической
ответственности. Виды юридической
ответственности. Основания
освобождения от юридической
ответственности. Обстоятельства,
исключающие преступность деяния.
Правовая ответственность
несовершеннолетних. Малолетние и
несовершеннолетние. Права и
обязанности несовершеннолетних.
Конвенция о правах ребенка.
Особенности правовой ответственности.
Коррупция. Ответственность за
коррупционные действия.
6 часов
11.
№16,
№ 17,
№18,
№ 19,
№ 20
Право в системе социальных норм.
Гражданство в Российской Федерации.
Основания приобретения гражданства.
Права и обязанности, принадлежащие
только гражданину. Воинская
обязанность. Призыв на военную службу.
Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба
№ 21,
№ 22,
№ 23,
№ 24,
№ 25,
№ 26,
Урок № 21, № 22, № 23, № 24, № 25, №
26, № 27, № 28, № 29, № 30
Права
и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за
налоговые правонарушения.
12.
5 часов
10 часов
№ 27,
№ 28,
№ 29,
№ 30
Право на благоприятную окружающую
среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Природоохранные и природоресурсные
нормы.
Субъекты
гражданского права.
Понятия
юридического и
физического лица.
Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской
деятельности.
Имущественные права. Право
собственности. Основания приобретения
права собственности. Право на
интеллектуальную собственность.
Наследование.
Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных
прав.
Порядок и условия заключения и
расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании.
Правила приема в образовательные
учреждения профессионального
образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ.
Занятость и трудоустройство. Порядок
приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Основные
нормы социального страхования и
пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы
гражданского процесса. Особенности
административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды
уголовных наказаний и порядок их
назначения. Конституционное
судопроизводство.
Понятие и система международного
права. Взаимоотношения
международного и национального права.
Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени –
10 часов
13.
№ 31,
№ 32,
№ 33,
№ 34
Урок, Подведение итогов курса.
Гражданское общество и правовое
государство. Кого можно считать
гражданином современного общества?
Черты гражданского общества. Активная
гражданская позиция – 4 часа
4 часа
Условия реализации программы
В школе имеется из технических средств мы имеем:
- ноутбук и проектор предоставляют нам возможность устраивать просмотр
видеороликов, кинофильмов в учебных и воспитательных целях;
- имеем возможность пользоваться цифровым фотоаппаратом для запечатления
моментов выступлений;
Данная рабочая программа составлена на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Место проведения – класс
Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум и игровые, соревновательные
- (конкурсы, викторины), экскурсии.
Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего повторения,
самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний, умений.
Виды занятий: деловая игра, учебное занятие, практическая работа, конкурс, экскурсия.
Формы контроля
Время
проведения
Начало учебного года
По
окончании
изучения темы
В конце курса
Цель
проведения
Определение уровня способностей
Определение степени усвоения
учебного материала
Форма
контроля
Беседа, опрос, тестирование
Демонстрация, творческие
задания,
диагностическое
тестирование, тренинги,
Определение
результатов выступления,
отзывы,
обучения, определение изменения самоанализ
уровня усвоения материала