Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа
внеурочной деятельности
«Береги здоровье смолоду»
5-8 класс
2021-2022 учебный год
Разработчик: Филатова М.Г.,
учитель физкультуры
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г. '
2021
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образовательная
программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
Данная рабочая программа предназначена для внеурочной работы с обучающимися 5-8-x
классов основой общеобразовательной школы и составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
(Министерство Просвещения РФ Приказ от 31 мая 2021г. №287)
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы от 30.09.2021 №274.
Цель программы: создание условий для укрепления здоровья обучающихся,
совершенствования их физических качеств, освоения определенных двигательных действий,
привития навыков регулярных занятий физической культурой и спортом и приобщения к
здоровому образу жизни.
Данная программа ориентирована на учащихся 5 – 8 классов. Средний возраст – это возраст
преобладания эмоций и активного развития личности. В этом возрасте идет активное физическое
становление и взросление подростков, противостояние окружающему миру, переосмысление и
принятие принятых в обществе норм физической и санитарно-гигиенической подготовки,
поведения и общения, выработка личных норм физического состояния, совершенствование
опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
Задачи:
Образовательные:
формировать необходимые знания, умения и навыки в области физической культуры и
спорта, ЗОЖ;
Разнообразить двигательную и познавательную деятельность учащихся по вопросам
физической культуры и спорта, ЗОЖ.
Оздоровительные:
Укреплять физическое здоровье;
Профилактика заболеваний;
Прикладные:
Обучать умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в ходе соревновательной и
игровой деятельности;
Формировать представления, умения и навыки для обеспечения безопасности
жизнедеятельности во время игр, соревнований, пребывания на природе, в быту
Воспитательные – характеризуются основными направлениями воспитательной работы и
отражают:
1. Гражданское воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
готовностью
к обсуждению
этических проблем,
связанных с
практическим
применением достижений науки в области физической культуры и спорта.
2. Патриотическое воспитание:
проявление интереса к прошлому и настоящему физической культуры и спорта России,
ценностным отношение к достижениям российских спортсменов, ученых.
3. Духовно-нравственное воспитание:
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач;
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе игровой и
соревновательной деятельности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм.
4. Эстетическое воспитание:
способность к эмоциональному и эстетическому восприятию оздоровительных и
физкультурных объектов, задач, решений, рассуждений;
умению видеть
физкультурно-оздоровительные закономерности в искусстве,
приобщение к уникальному российскому научному наследию;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей. 5.Физическое
воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовность применять знания в области физической культуры и здорового образа жизни в
интересах своего здоровья;
ведение здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
6. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач физкультурно- оздоровительной
направленности;
осознание важности физической подготовки на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности.
7. Экологическое воспитание:
ориентация на применение физкультурно-оздоровительных знаний для решения задач в
области сохранения окружающей среды;
планирование поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества;
понимание физической культуры как сферы человеческой деятельности, этапов её
развития;
овладение простейшими навыками исследовательской и проектной деятельности в области
физической культуры и здорового образа жизни.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно
оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об
основах здорового образа жизни;о технике безопасности при занятии спортом; о русских
народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного
поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных
отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и
физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно- оздоровительных
занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Содержание курса внеурочной деятельности
1. «Президентские состязания»: спортивное многоборье: бег 30 м (5-6 класс), метание мяча,
бег на длинную дистанцию, прыжок в длину с места, челночный бег 3 × 10 м, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа, «Веселые старты»; смешанная эстафета;
2. Элементы техники национальных видов спорта: русская лапта
3. Оздоровительный бег: влияние занятий оздоровительным бегом на здоровье школьника.
Правила построения занятий оздоровительным бегом; разминка; нагрузка (объем и
интенсивность), контроль нагрузки по субъективным показателям и частоте сердечных
сокращений (ч.с.с.); техника бега, правильное дыхание; дыхательная гимнастика.
4. Современные оздоровительные системы физического воспитания: ритмическая
гимнастика, составление и выполнение индивидуальных комплексов упражнений,
ориентированных на укрепление мышц туловища, на коррекцию осанки и телосложения,
профилактику утомления, развитие функциональных возможностей систем кровообращения и
дыхания; простейшие композиции ритмической гимнастики.
5. Адаптивная физическая культура: место адаптивной физической культуры в современной
системе физического воспитания, ее роль в укреплении здоровья школьников; средства и
методы. Составление и выполнение комплексов упражнений, учитывающих индивидуальные
медицинские показания: на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, на коррекцию зрения
(гимнастика для глаз), профилактика нарушений осанки средствами физической культуры.
6. Элементы единоборства: виды единоборств, их назначение. Основные технические приемы
защиты и самообороны: захваты, броски, защищающие удары руками и ногами, действия против
захватов, ударов, обхватов; упражнения в страховке и самостраховке при падении. Подвижные
игры с элементами единоборств.
7. Спортивные игры: баскетбол, пионербол, волейбол: совершенствование технических
приемов и тактических действий в игровой практике. Судейство: жесты судьи, определение
победителя.
Формы контроля:
1) сдача нормативов физической подготовленности;
2) контрольный показ освоенных технических элементов базовых видов спорта;
3) опрос по разделу знаний о физической культуре и спорте;
Формы занятий: соревнования, беседы, спортивные игры и викторины.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
Тема занятия
Задачи,
решаемые
в
ходе Основные
направления
проведения мероприятия
воспитательной
деятельности
1.Кроссовая
подготовка. развитие физических качеств;
Техника безопасности на укрепление систем организма;
занятиях л.а Игры
подготовка
к
тестированию ВФСК ГТО
2.Кроссовая
подготовка. развитие физических качеств;
Техника низкого старта. Бег укрепление систем организма;
30м.с.
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
3.Кроссовая
подготовка. развитие физических качеств;
Прыжок в длину с разбега. укрепление систем организма;
Игры
·подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
4.Кроссовая
подготовка. развитие физических качеств;
Метание малого мяча на укрепление систем организма;
дальность. Игры
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
5.Кроссовая подготовка. Бег развитие физических качеств;
на длинную дистанцию. укрепление систем организма;
Лапта
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
6.Прыжок в длину с места. развитие физических качеств;
Подвижные игры
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
7.Наклон вперед с касанием развитие физических качеств;
пола руками. Спортивная укрепление систем организма;
викторина «Вокруг спорта» формировать знания в области
ЗОЖ; формировать умения делать
умозаключения, выводы
8.Челночный бег 3х10м.
развитие физических качеств;
Подвижные игры
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
9.Беговые
упражнения. развитие физических качеств;
Сгибание и разгибание рук в укрепление систем организма;
упоре лежа. Игры
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
10.ОРУ Гимнастическая
развитие физических качеств;
полоса препятствий
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО 1,
11.Спортивная викторина
формировать знания в области ф.к. и
«Знатоки спорта»
с; формировать умения делать
умозаключения, выводы,
12.ОРУ на коррекцию
осанки. Веселые старты.
·развитие физических качеств;
·укрепление систем организма;
·развивать навыки
взаимодействия в игровых
ситуациях;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
-Кросс «Золотая осень»
-Соревнования по бегу на
короткие дистанции
«Лапта»
-Соревнования по прыжкам
в высоту
- Спортивная викторина
«Вокруг спорта»
-ВОШ
- Тестирование ГТО
1, 2, 3, 4, 5, 6,7,8
Спортивная
викторина
«Знатоки спорта»
-ВОШ
- Тестирование ГТО
-Спортивно-игровая
программа «Вперед
девчонки»
-Физкультурнооздоровительное
мероприятие «Один за всех
и все за одного.
13.ОРУ на профилактику
утомления.
Спортивно
игровая программа «Вперед
девчонки»
14.Элементы ритмической
гимнастики. Игры
15.Элементы ритмической
гимнастики. Игры
16.Физкультурно
оздоровительное
мероприятие « Один за всех
и все за одного»
17.Комплекс упражнений на
профилактику и коррекцию
зрения (гимнастика для
глаз). Игры
18.Виды единоборств, их
назначение.
Основные
приемы защиты: захваты,
броски, удары (2ч)
·развитие физических качеств;
·укрепление систем организма;
·развивать навыки взаимодействия
в игровых ситуациях;
развитие физических качеств;
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО,
развитие физических качеств;
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО,
·
развитие физических качеств;
·
укрепление систем организма;
· формировать знания в области
ЗОЖ;
развитие физических качеств;
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию ВФСК
ГТО
развитие физических качеств;
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию ВФСК
ГТО
развитие физических качеств;
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
20.Подвижные игры с
развитие физических качеств;
элементами единоборств
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
21.Инструктаж по т.б. на развитие физических качеств;
занятиях по спортивным укрепление систем организма;
играм. Основные правила подготовка к тестированию ВФСК
игры в баскетбол.
ГТО
Баскетбольная лапта.
22.Ловля и передача мяча развитие физических качеств;
двумя руками от груди на укрепление систем организма;
месте и в движении. подготовка к тестированию
Учебная игра
ВФСК ГТО 1,
23.Исследовательская
развивать исследовательские
проектная деятельность по
и познавательные качества
предмету «Физическая
учащихся;
культура»
развивать творческие
способности
24.Ведение
мяча
с развитие физических качеств;
изменением
направления. укрепление систем организма;
Учебная игра (2ч)
подготовка к тестированию ВФСК
ГТО
19.Подвижные игры с
элементами единоборств
1,2,3,4,5,6,7,8
-Проектно
–
исследовательская
деятельность по предмету
Физическая культура
-Спортивное мероприятие
«Русские богатыри»
-Соревнования по лыжным
гонкам
развитие физических качеств;
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию ВФСК
ГТО
26.Подвижные игры с
развитие физических качеств;
элементами единоборств.
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
27.Физкультурно
развитие физических качеств;
оздоровительное
укрепление систем организма;
мероприятие «А ну-ка парни» развивать навыки
взаимодействия в игровых
ситуациях;
28.Нижняя прямая подача
развитие физических
мяча. Учебная игра.
качеств;
укрепление систем
организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
29.Кроссовая подготовка.
Развитие физических качеств;
Бег на короткую дистанцию. укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
30.Кроссовая подготовка.
развитие физических качеств;
Спортивно-познавательные
укрепление систем организма;
эстафеты.
формировать знания в области
ЗОЖ
31.Кроссовая подготовка.
развитие физических качеств;
Метание мяча на дальность
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию
ВФСК ГТО
32.Кроссовая подготовка.
развитие физических качеств;
Бег на длинную дистанцию
укрепление систем организма;
подготовка к тестированию ВФСК
ГТО
33 Кроссовая подготовка.
развитие физических качеств;
Бег на длинную дистанцию.
укрепление систем организма
Подвижные игры
34. Подвижные игры
развитие физических качеств;
укрепление систем организма
Всего 34 часа
25.Волейбол. Стойка игрока,
перемещения.
1,2,3,4,5,6,7,8
-Проектно
исследовательская
деятельность
-Соревнования
«Пионербол», «Волейбол»
-Физкультурнооздоровительное
мероприятие А ну-ка парни»
-Соревнования по плаванию
-Спортивно познавательные
эстафеты