Образовательная программа

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1 “Особенности организуемого в МБОУ СОШ п. Надвоицы воспитательного
процесса”
РАЗДЕЛ 2 “Цель и задачи воспитания”
РАЗДЕЛ 3 “Виды, формы и содержание деятельности”
3.1. Инвариантные модули
3.1.1. Модуль «Классное руководство
3.1.2. Модуль «Школьный урок
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
3.1.5. Модуль «Профориентация»
3.1.6. Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся»
3.2. Вариативные модули
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»
3.2.3. Модуль «Школьные медиа»
3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.2.5. Модуль «Волонтерская деятельность»
3.2.6. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная
безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения
инфекционных заболеваний)»
3.2.7. Модуль “Точка роста”
РАЗДЕЛ 4 “Основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг)”
Приложение. План воспитательной работы для учащихся 1-4 классов
Приложение. План воспитательной работы для учащихся 5-9 классов
Приложение. План воспитательной работы для учащихся 10-11 классов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе,
а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
основной
образовательной программы МБОУ СОШ п. Надвоицы и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской
идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки
и
социально-значимые качества
личности; активное участие в
социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
В разделе «Особенности организуемого в МБОУ СОШ п. Надвоицы воспитательного
процесса» представлена специфика деятельности образовательной организации в сфере
воспитания.
В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных ценностей
сформулированы цель воспитания и задачи, которые образовательной организации предстоит
решать для достижения цели.
В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким образом будет
осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит
из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на
одну из поставленных образовательных организацией задач воспитания и соответствует
одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями являются:
«Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности»,
«Самоуправление», 24«Профориентация», «Работа с родителями».
Вариативными модулями являются «Ключевые общешкольные дела», «Детские
общественные объединения», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической
среды», «Волонтерская деятельность», «Безопасность жизнедеятельности (пожарная
безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика
экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний”,
Точка роста»).
В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» показано,
каким образом в образовательной организации осуществляется самоанализ проводимой в
ней воспитательной работы. В данном разделе представлен перечень основных направлений
мониторинга.
К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.
Настоящая Программа является общедоступным документом для ознакомления
обучающихся и их родителей (законных представителей), подлежит размещению на
официальном сайте МБОУ СОШ п. Надвоицы в сети Интернет.

2

I.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение располагается в п.
Надвоицы Сегежского района Республики Карелия. Обучающиеся проживают в
нескольких населенных пунктах: п. Попов Порог, п. Пертозеро, п. Полга. Обучающиеся
школы имеют возможность получать дополнительное образование в МБОУ ДО «Детская
школа искусств пгт. Надвоицы», МБОУ ДО «Детская юношеская спортивная школа п.
Надвоицы В.С. Сизых»
Социокультурная среда поселка сохраняет внутреннее духовное богатство, бережное
отношение к Родине и природе. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, уважение к старшим, людям труда, взаимопомощь, любовь
к природе. Родители обучающихся в большинстве - местные жители. Многие педагоги также
проживают на территории деревни, знают личностные особенности, бытовые условия жизни
своих обучающихся, отношения в семьях, что способствует установлению
доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их
родителями.
Обучение ведётся в 1-11 классах по трём уровням образования: начальное общее
образование, основное общее образование, среднее общее образование. В школе работают
социальный педагог, учитель - логопед, педагог - психолог.
Обучающиеся принимают участие в конкурсах, проектах разного уровня:
муниципальном, региональном, Всероссийском, Международном.
В школе есть детское общественное объединение «ЮИД», волонтёры, школьный
спортивный клуб. Большую роль в воспитании детей играет созданный на базе нашей школы
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», весомый вклад в
воспитание обучающихся делает школьная библиотека.
Система воспитательной работы в Школе организована по направлениям, которым
уделяется равное внимание: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное
воспитание, правовое воспитание, экологическое, спортивно-оздоровительное.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах:
1. Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав
семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а также
при нахождении его в образовательной организации;
2.
Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и
общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание
- это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация
основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета
совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
3. Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных
видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных
ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его
эффективности;
4. Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
5. Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определённый идеал,
который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и
самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование
жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет учащимся сопоставить
свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала;

3

6. Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами
равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями,
учителем и другими значимыми взрослыми;
7. Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных
отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
8. Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое
значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его
внешний вид, культура общения и т. д;
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ СОШ п. Надвоицы является
формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к
осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной
траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной
динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности
единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося,
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели
в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
1.
поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию
новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности
общешкольных ключевых дел, реализовывать воспитательный потенциал и возможности
школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с
обучающимися на уроках;
2.
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию,
проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
3.
инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций
(РДШ);
4.
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
5.
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
6.
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление
коллективных ценностей школьного сообщества;

4

7.
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и
положительного имиджа и престижа Школы;
8.
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие
трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не
единственное внимание:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:
❖
усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут;
❖
самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым
традициям поведения школьника;
❖
развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших
классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся
следующие:
❖
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
❖
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
❖
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
❖
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоемы);
❖
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
❖
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
❖
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
❖
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
❖
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
❖
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
❖
становления
собственной жизненной позиции подростка, его собственных
ценностных ориентаций;
❖
утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
❖
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:
❖
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

5

❖
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
❖
к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
❖
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
❖
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
❖
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
❖
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
❖
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
❖
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно
поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
❖
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками
опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора
дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они
могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
❖
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
❖
трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной
жизни;
❖
опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и
достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций
самоуправления;
❖
опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
❖
опыт природоохранных дел;
❖
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
❖
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
❖
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
❖
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
❖
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
❖
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.

6

Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на
достижение поставленной цели, позволит обучающимся получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее
сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбиратЬ свой жизненный
путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
III. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель,
куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную
работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном
классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
1.
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
2.
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел
с
учащимися
вверенного
ему
класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;
3.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения;
4.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
5.
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:

7

❖
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружаемых ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с припадающими в его классе учителями,
а также (при необходимости) – со школьным психологом;
❖
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
❖
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
❖
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность
за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
❖
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
❖
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса
и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
❖
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
❖
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
❖
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
❖
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
❖
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
❖
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
❖
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:

8

1.
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
2.
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
3.
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
4.
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5.
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
6.
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7.
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
8.
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Модуль 3.1.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
1.
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
2.
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
3.
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
4.
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных значимых традиций;
5.
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

9

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит
в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность
Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину
мира.
“Занимательная математика” - 5 классы
“Тайны русского языка” - 5 класс
“По следам прошлого” - 5 класс
“Основы исследовательской деятельности” - 5 класс
“Удивительный мир математики” - 5 класс
“Увлекательное чтение” - 6 класс
“Давайте жить дружно” - 6 класс
“Мир моих прав” - 6 класс
“Гражданин России” - 6 класс
“Мое английское портфолио” -7 класс
“Секреты общения”- 7 класс
“История в лицах” -7 класс
“Вершители истории” - 8 класс
“Занимательная химия” - 8 класс
“Правовое чтение” - 9 класс
“Географический мир” - 9 класс
“Я выбираю свой путь” - 9 класс
“Актуальные вопросы обществознания” -10, 11 классы
Художественное творчество
Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного
отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
“Мир музыки” - 7 класс
“Юный вокалист” - 9 класс
«Ладошки» – 1,2 классы
Спортивно-оздоровительная деятельность
Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
“Береги здоровье смолоду” - 5,7,8,9 класс
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.
На уровне школы:

10

1.
через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
2.
через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
3.
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
4.
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
5.
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе.
На уровне классов:
1.
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
2.
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с младшими ребятами);
3.
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
1.
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
2.
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
3.1.5. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка –
подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не
только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности:
1.
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

11

2.
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
3.
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
4.
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
5.
организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных
смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где
школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии,
развивать в себе соответствующие навыки.
6.
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн
курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
7.
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков;
8.
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
9.
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
3.1.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности
На групповом уровне:
1.
Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие
в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
2.
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
3.
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся
мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
4.
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;
5.
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;

12

6.
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
7.
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
1.
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
2.
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
3.
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
4.
индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
Вариативный модуль
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми.
Важным средством воспитания в МБОУ СОШ п. Надвоицы являются традиции,
которые не только формируют общие интересы, но и придают школе то особое и
неповторимое, что отличает ее от других образовательных организаций и тем самым
сплачивает коллектив, обогащая его жизнь.
В нашей школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести как мероприятия,
проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями,
учениками и родителями.
на внешкольном уровне

Мероприятия

форма

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые
и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел
(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.

Акции, субботники
Патриотические
акции
«Георгиевская
ленточка»,
«Цветок ветерану», «Полевая
почта», «Бессмертный полк»;
«Черный тюльпан»
экологическая акция «Чистый
поселок», «Каждому певцу по
дворцу»

13

открытые
дискуссионные
площадки
–
регулярно
организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок
(детских, педагогических, родительских, совместных), на
которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в
рамках которых обсуждаются насущные поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни
школы, города, страны.

Онлайн – конференции, дни
открытых дверей. Проводятся
на базе Центра «Точка роста»
с
участием
Медиацентра
школы

проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с Спортивные
состязания,
семьями учащихся спортивные состязания, праздники, праздники, представления
фестивали, представления, которые открывают возможности
для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым Открытые уроки, фестивали
отечественным и международным событиям.
на школьном уровне
общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной Торжественные линейки в
составляющей учебной деятельности
рамках
празднования
памятных дат и событий
российской
истории
и
культуры;
общешкольные
праздники, фестивали, научно
- практические конференции,
олимпиады.
Общешкольные дела, направленные на усвоение социально
значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине,
создание условий для приобретения опыта деятельного
выражения собственной гражданской позиции

Классные часы, выставки
детских
рисунков,
уроки
мужества. Цикл мероприятий,
посвященных Дню победы и
т.д.

Общешкольные дела, направленные на создание условий для
накопления опыта самореализации в различных видах
творческой, спортивной, художественной деятельности,
позитивной коммуникации

Тематические квест – игры,
брейн - ринги, фотовыставки,
выставки
рисунков,
литературные
гостиные,
школьный спортивный клуб,
спортивные соревнования и
т.д.

на уровне классов

14

На уровне начального общего образования совместная
направленная деятельность педагога
и школьников
заключается в развитии познавательной, творческой,
социально- активной деятельности путем стимулирования
детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему
выбираемых ответственных лиц.

Издание стенгазеты, день
именинника, классные часы, в
рамках тематических недель и
памятных дат, «Посвящение в
первоклассники», «Прощание
с букварем»

выбор и делегирование представителей классов в Ученические собрания
общешкольные советы дел, ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел
участие школьных классов в реализации общешкольных
ключевых дел
проведение в рамках класса итогового анализа детьми Отчетные классные часы
общешкольных ключевых дел, участие представителей
классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
на индивидуальном уровне
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела Поручения,
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, ролей
постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);

распределения

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в
освоении навыков подготовки, проведения и анализа
ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, Организованные ситуации
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со подготовки, проведения
сверстниками, старшими и младшими школьниками, с анализа ключевых дел
педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через
частные беседы с ним, через включение его в совместную
работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.

Частные
беседы
с
обучающимся;
Включение в совместную
работу с другими
обучающимися, которые могут
стать хорошим примером для
обучающегося

15

3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных
объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:
1.
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
2.
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут
являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа
с учреждениями социальной сферы и др.);
3.
поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка
чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в
объединении;
4.
участие членов детских общественных объединений в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть
как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
В МБОУ СОШ п. Надвоицы действуют следующие основные детские объединения
Название
объединения
Объединение
ЮИД

Класс

1-5 класс

Содержание деятельности

Организация
разъяснительной
работы
по теме
безопасности дорожного движения, проведение бесед,
викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований,
конкурсов, КВН, тематических утренников, создание
агитбригад, участие в создании и использовании
наглядной агитации и методической базы для изучения
правил дорожного движения.

Объединение
ГИД

7-10 классы Подготовка материалов об интересных местах родного
края, презентации на английском языке, проведение
экскурсий для ребят из гимназии г. Нурмес

Объединение
ЗЕЛЕНЫЙ
ПАТРУЛЬ

1-4 классы

Формирование бережного отношения к природе, изучение
и охрана природных богатств нашей Родины: лесов,
зверей, птиц. Организация разъяснительной работы по
теме безопасности дорожного движения, проведение
бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий,
соревнований, конкурсов, КВН,

16

Объединение
ЮНАРМЕЙЦЫ

5-11 классы

Развивать чувство уважения к старшему поколению.
Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность,
направленную на милосердие, благотворительность,
волонтерскую работу. Повысить уровень знаний, умений
и навыков по начальной военной подготовке.
Пропагандировать здоровый образ жизни, укреплять
физическую закалку и выносливость. Содействовать
развитию активной гражданской позиции подростков.

3.2.3. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
❖
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
❖
школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с
целью освещения деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного
продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для
школы вопросы;
❖
школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с
акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы:
1.
как оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия;
2.
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих

17

их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
3.
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных
для
школьников
разных
возрастных
категорий,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы
на зоны активного и тихого отдыха;
4.
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять
для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
5.
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
6.
размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного
экспериментаниума – набора приспособлений для проведения заинтересованными
школьниками несложных и безопасных технических экспериментов;
7.
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
8.
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного
костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых
событий;
9.
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории (например, посадке
культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию
инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
10.
акцентирование
внимания
школьников
посредством
элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.2.5. Модуль «Волонтерская деятельность»
Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство
позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение.
Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и
слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

18

на внешкольном уровне:
1.
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим
в микрорайоне расположения образовательной организации;
2.
привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной
сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи
семье и детям) - в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий
для посетителей этих учреждений;
3.
участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к сбору
помощи для нуждающихся;
на уровне образовательной организации: участие обучающихся в организации праздников,
торжественных мероприятий, встреч с гостями школы.
3.2.6. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего
труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности
1.
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в
классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, на предприятие,
на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников
ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»);
2.
летний оздоровительный лагерь, ориентированный на организацию активного отдыха
детей, квесты, игры, соревнования, конкурсы.
3.2.7. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность,
дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и
терроризма, профилактика социально негативных явлений, профилактика
распространения инфекционных заболеваний)
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля
,представленный в и индивидуальных планах воспитательной работы.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
«Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного
❖
отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
❖ Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения
(коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его;

19

Реализация программ дополнительного образования направленных на формирование
❖
ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом
образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни,о
здоровом питании, необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о
рациональном питании.
На индивидуальном уровне:
1.
Консультации, тренинги, беседы, диагностику. Выявление факторов, оказывающих
отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им
правонарушений.
2.
Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки, развитие
познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков
самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
3.
Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем.
4.
Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций характера,
уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня тревожности, особенности
детско-родительских отношений и др.
5.
Организация психокоррекционной работы.
6.
Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания
ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного
движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами
здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и
гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников
является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса
воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в
разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности.
3.2.8. Модуль «Точка роста»
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» является
общественным пространством муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы, осуществляющей
образовательную деятельность по ОП НОО, ООО и направлен на формирование
современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным предметам
«Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Центр выполняет функцию общественного пространства для развития
общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной
деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской
общественности.
Работа центра организуется по Программе «Точка роста»
Основные цели модуля:

20

Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части
предметных областей «Технология», «Информатика», «Основы безопасности
жизнедеятельности», в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания
преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального
проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ
цифрового и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной
деятельности обучающихся.
Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к
современным общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей
детям иных населённых пунктов сельских территорий.
Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.
Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка
соответствующих образовательных программ, в том числе для пришкольных лагерей.
Содействие развитию шахматного образования.
Содействие созданию и развитию общественного движения школьников,
направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную
деятельность, различные программы дополнительного образования детей.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
1.
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
2.
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
3.
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;
4.
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие

21

школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
могут быть следующие
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
❖ качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
❖ качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
❖ качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
❖ качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
❖ качеством существующего в школе ученического самоуправления;
❖ качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
❖ качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
❖ качеством профориентационной работы школы;
❖ качеством работы школьных медиа;
❖ качеством организации предметно-эстетической среды школы;
❖ качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».