Директ
Утверждаю
п. Надвоицы
Пинаева Е.В.
K Sg /T
Пояснительная записка к учебному плану
по внеурочной деятельности
среднего общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
на 2023-2024 год, реализующему ФГОС СОО и ФОП СОО
План внеурочной деятельности разработан в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года №413
(в последней редакции от 12.08.2022 № 732 г.) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
•Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 года № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
• Приказом Минпросвещения РФ от 05.12.2022 года № 1053 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
•Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
• Программой воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы
• Уставом МБОУ СОШ п. Надвоицы.
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ п.
Надвоицы. Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной
организации.
Внеурочная деятельность на уровне среднего общего образования организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с
учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется
посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, учебное и социальное
проектирование. Кроме того, отражают использование маршрутов Перечня культурно
познавательных маршрутов Республики Карелия (https://minedu.gov.karelia.ru/aboutyi 1240/).
Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами школы в
соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждаются
Педагогическим Советом школы.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня, после основной учебной
нагрузки старшеклассников, с обязательным перерывом для приема пищи и отдыха не менее 20
минут.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности школы и
учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Обучающимся предоставляется
возможность посещать занятия в школе искусств, спортивные секции, кружки в учреждениях
дополнительного образования.
Максимальная нагрузка внеурочной деятельности учащихся не
превышает предельно допустимую (до 10 часов). Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий в
соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной
деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами соответствующей квалификации.
Полная информация представлена в рабочих программах по внеурочной деятельности.
Содержание плана внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО
школа при формировании плана внеурочной деятельности предусматривает часть, рекомендуемую
для всех обучающихся (1-11 классы) - так называемую инвариантную часть:
- 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, 1 урок);
- 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
(в том числе финансовой грамотности);
- 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся «Россия - мои горизонты» (четверг, 1 урок).
Вариативная часть плана внеурочной деятельности предусматривает:
- 3 часа в неделю на занятия, связанные с реализацией интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся (в том числе изучение отдельных учебных предметов на углубленном
уровне, проектно-исследовательскую деятельность, историческое просвещение);
- 2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии;
- 2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям школа определяет
самостоятельно.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно
нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной
деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
• Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к
своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира.
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре
и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
• Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения
и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или
факультативы.
• Социальное направление
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, основному способу
достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы: деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение
цифровых ресурсов, профессиональные профессиональную деятельность, экскурсии, посещение
ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для
познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
• Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по углубленному изучению учебных предметов
или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента образования или этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения
в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
В том числе данное направление способствует расширению представлений о малой Родине,
знакомство с родными местами, воспитание любви к малой родине и гордости за неё. Включает
использование следующих маршрутов Перечня культурно - познавательных маршрутов Республики
Карелия: «Каменная книга Белого моря», «Карельский фронт: от Баренцева моря до Ладоги»
(Беломорский район), «Историко-архитектурная экскурсия «Соцгород Сегежа. 1930-е» (Сегежский
район).
• Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных
потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к культуре в целом, как
к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Направление нацелено на воспитание личности творца, способного осуществлять свои
творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства, на формирование
у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. В рамках данного
направления учащиеся принимают участие в выставочной деятельности, в конкурсном движении.
• Спортивно-оздоровительное направление
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование
навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или
кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных
турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой
направленности (экскурсии, развитие школьных музеев).
План внеурочной деятельности
Направления
Спортивнооздоровительное
Духовно-нравственное
Коммуникативное
Социальное
Название курса
10 класс
11 класс
Всего
«Я сдаю ГТО»
1
1
2
«Будь здоров!» (соревнования, игры,
турпоходы)
1
1
2
Разговоры о важном
1
1
2
«Функциональная грамотность: учимся
для жизни»
1
1
2
Профминимум «Россия - мои горизонты»
1
1
2
Волонтерская деятельность
1
1
2
Общественно-значимая деятельность в
рамках классных, школьных, городских
мероприятий
1
1
2
Общеинтеллектуальное «Методы решения задач по физике»
1
«Секреты русского языка»
Общекультурное
1
1
1
«Мой край в истории Отечества»
1
1
2
Тематические литературные гостиные
1
1
2
«Учение с увлечением» (предметные
олимпиады, конкурсы)
1
1
2
Концерты, выставки, экскурсии,
конкурсы
1
1
2
5/170
5/170
10/340
Количество часов, выделяемых на организацию аудиторных занятий внеурочной деятельности,
за два года обучения на уровне средней школы составляет 340 часов. (10/34) На занятия внеурочной
деятельности обучающихся (аудиторные занятия) еженедельно расходуется 5 часов.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество
часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.