Пояснительная записка к УП по внеурочной деятельности СОО МБОУ СОШ п. Надвоицы на 2023-2024 год, реализующему ФГОС СОО и ФОП СОО (2023 - 2024 учебный год)

Директ

Утверждаю
п. Надвоицы
Пинаева Е.В.

K Sg /T

Пояснительная записка к учебному плану
по внеурочной деятельности
среднего общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
на 2023-2024 год, реализующему ФГОС СОО и ФОП СОО
План внеурочной деятельности разработан в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года №413
(в последней редакции от 12.08.2022 № 732 г.) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
•Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 года № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
• Приказом Минпросвещения РФ от 05.12.2022 года № 1053 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
•Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
• Программой воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы
• Уставом МБОУ СОШ п. Надвоицы.
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ п.
Надвоицы. Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной
организации.
Внеурочная деятельность на уровне среднего общего образования организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с
учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется
посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, учебное и социальное

проектирование. Кроме того, отражают использование маршрутов Перечня культурно­
познавательных маршрутов Республики Карелия (https://minedu.gov.karelia.ru/aboutyi 1240/).
Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами школы в
соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждаются
Педагогическим Советом школы.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня, после основной учебной
нагрузки старшеклассников, с обязательным перерывом для приема пищи и отдыха не менее 20
минут.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности школы и
учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Обучающимся предоставляется
возможность посещать занятия в школе искусств, спортивные секции, кружки в учреждениях
дополнительного образования.
Максимальная нагрузка внеурочной деятельности учащихся не
превышает предельно допустимую (до 10 часов). Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий в
соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной
деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами соответствующей квалификации.
Полная информация представлена в рабочих программах по внеурочной деятельности.
Содержание плана внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО
школа при формировании плана внеурочной деятельности предусматривает часть, рекомендуемую
для всех обучающихся (1-11 классы) - так называемую инвариантную часть:
- 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, 1 урок);
- 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
(в том числе финансовой грамотности);
- 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся «Россия - мои горизонты» (четверг, 1 урок).
Вариативная часть плана внеурочной деятельности предусматривает:
- 3 часа в неделю на занятия, связанные с реализацией интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся (в том числе изучение отдельных учебных предметов на углубленном
уровне, проектно-исследовательскую деятельность, историческое просвещение);
- 2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии;
- 2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям школа определяет
самостоятельно.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно­
нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной
деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
• Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к
своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира.

техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре
и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
• Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения
и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или
факультативы.
• Социальное направление
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, основному способу
достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы: деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение
цифровых ресурсов, профессиональные профессиональную деятельность, экскурсии, посещение
ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для
познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
• Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по углубленному изучению учебных предметов
или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента образования или этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения
в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
В том числе данное направление способствует расширению представлений о малой Родине,
знакомство с родными местами, воспитание любви к малой родине и гордости за неё. Включает
использование следующих маршрутов Перечня культурно - познавательных маршрутов Республики
Карелия: «Каменная книга Белого моря», «Карельский фронт: от Баренцева моря до Ладоги»
(Беломорский район), «Историко-архитектурная экскурсия «Соцгород Сегежа. 1930-е» (Сегежский
район).
• Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных
потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к культуре в целом, как
к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Направление нацелено на воспитание личности творца, способного осуществлять свои
творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства, на формирование
у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. В рамках данного
направления учащиеся принимают участие в выставочной деятельности, в конкурсном движении.
• Спортивно-оздоровительное направление

Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование
навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или
кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных
турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой
направленности (экскурсии, развитие школьных музеев).
План внеурочной деятельности
Направления
Спортивнооздоровительное
Духовно-нравственное
Коммуникативное
Социальное

Название курса

10 класс

11 класс

Всего

«Я сдаю ГТО»

1

1

2

«Будь здоров!» (соревнования, игры,
турпоходы)

1

1

2

Разговоры о важном

1

1

2

«Функциональная грамотность: учимся
для жизни»

1

1

2

Профминимум «Россия - мои горизонты»

1

1

2

Волонтерская деятельность

1

1

2

Общественно-значимая деятельность в
рамках классных, школьных, городских
мероприятий

1

1

2

Общеинтеллектуальное «Методы решения задач по физике»

1

«Секреты русского языка»
Общекультурное

1
1

1

«Мой край в истории Отечества»

1

1

2

Тематические литературные гостиные

1

1

2

«Учение с увлечением» (предметные
олимпиады, конкурсы)

1

1

2

Концерты, выставки, экскурсии,
конкурсы

1

1

2

5/170

5/170

10/340

Количество часов, выделяемых на организацию аудиторных занятий внеурочной деятельности,
за два года обучения на уровне средней школы составляет 340 часов. (10/34) На занятия внеурочной
деятельности обучающихся (аудиторные занятия) еженедельно расходуется 5 часов.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество
часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».