ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также программой воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выпо лнения
предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следую щих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность
события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного
воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной
деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и
понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемы х результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со
становлением личности младшего школьника:
1. понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов
и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение
формы, размера и т.д.);
2. математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и
человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
3. владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить,
определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим
школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи,
а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и
пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые
учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы провер ки
правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин
(длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой
успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении,
вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как
действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в
текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных
отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному
признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4- х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение
рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
наблюдать действие измерительных приборов;
сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию;
копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в
задаче;
описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки;
строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
участвовать в парной работе с математическим материалом;
выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям
младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному
труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения
учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения
предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и
практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями
учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
конструировать утверждения, проверять их истинность;
строить логическое рассуждение;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать
компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
Распределение основного содержания по темам представлено в тематическом планировании по математике к учебнику Моро М.И, Бантова М.А. и
др. Математика: Учебник: 1 класс, в 2 частях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом программы воспитания
1 класс
№
п/п
1
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Подготовка к изучению
чисел.
Пространственные и
временные
представления
практические работы
региональный компонент
Количество
часов
всего пр1 рк2
1
8
Воспитательный
компонент
Онлайн–марафон
на Учи.ру
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Игровые упражнения по
Устный опрос.
различению количества предме- тов Практическая
(зрительно, на слух, установлением работа.
соответствия), числа и цифры,
представлению чисел словесно и
пись- менно. Работа в парах,
группах. Формулирование ответов
на вопросы: «Сколько?», «Который
по счёту?», «На сколько больше?»,
«На сколько меньше?», «Что
получится, если
увеличить,уменьшить количество
на 1, на 2?» — по образцу и
самостоятельно. Практические
работы по определению длин
предложен- ных предметов с
помощью заданной мерки, по
определе- нию длины в
сантиметрах. Поэлементное
сравнение групп чисел. Словесное
описание группы предметов, ряда
чисел. Чтение и запись по образцу
и самостоятельно групп чисел,
геометрических фигур в заданном и
самостоятель- но установленном
порядке.
ЭОР
Учи. ру
РЭШ
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4071/s
tart/292975/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5194/s
tart/121548/
2
Числа от 1 до 10. Число
0. Нумерация
28
2
Международный
конкурс «Ребус»
Проект.
«Математика
вокруг нас. Числа в
загадках,
пословицах и
поговорках».
Игровые упражнения по
различению количества
предметов (зрительно, на слух,
установлением
соответствия), числа и цифры,
представлению чисел
словесно и письменно.
Работа с таблицей чисел:
наблюдение, установление
закономерностей в расположении
чисел.
Моделирование учебных ситуаций,
связанных с
применением представлений о
числе в практических
ситуациях. Письмо цифр.
Устный опрос
Практическая
работа..
Учи.ру
РЭШ
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4072/s
tart/155410/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5217/s
tart/293025/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4070/s
tart/302538/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5196/s
tart/122006/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5999/s
tart/308769/
3
Числа от 1 до 10
Сложение и вычитание.
28
2
Онлайн –марафон
на Учи.ру
Всероссийская
акция " Урок
цифры"
Игровые упражнения по
различению количества предметов
(зрительно, на слух, установлением
соответствия), числа и цифры,
представлению чисел словесно и
письменно. Работа в
парах/группах.Практические
работы по определению длин
предложенных предметов с
помощью заданной мерки, по
определению длины в сантиметрах;
Словесное описание группы
предметов, ряда чисел;
Чтение и запись по образцу и
самостоятельно групп чисел,
геометрических фигур в заданном и
Устный опрос
Практическая
работа..
РЭШ
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4059/s
tart/270187/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4085/s
tart/276581/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4095/s
tart/272725/
4
5
Числа от 1 до 10
Сложение и вычитание
(продолжение)
Числа от 1 до 20
Нумерация
32
13
2
1
Онлайн-олимпиады
на Учи.ру
Открытые уроки в
рамках
методической
недели
Онлайн –марафон
на Учи.ру
самостоятельно установленном
порядке;Обсуждение: назначение
знаков в математике, обобщение
представлений;
Цифры; знаки сравнения,
равенства, арифметических
действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и
двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел:
наблюдение, установление
закономерностей в расположении
чисел;
Словесное описание группы
предметов, ряда чисел;
Чтение и запись по образцу и
самостоятельно групп чисел,
геометрических фигур в заданном и
самостоятельно установленном
порядке;
Обсуждение: назначение знаков в
математике, обобщение
представлений;
Цифры; знаки сравнения,
равенства, арифметических
действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и
двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Практическая работа с числовым
выражением: запись, чтение,
приведение примера (с помощью
учителя или по образцу),
иллюстрирующего смысл
арифметического действия;
Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения
суммы и разности на основе
Устный опрос.
Практическая
работа.
Учи.ру
РЭШ
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4050/s
tart/301123/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4098/s
tart/309830/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4111/s
tart/293425/
Устный опрос
Практическая
работа..
Учи.ру
РЭШ
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4137/s
tart/292925/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5189/s
6
Числа от 1 до 20
Сложение и вычитание
23
2
Проект:
«Математика
вокруг нас. Форма,
размер, цвет. Узоры
и орнаменты.
состава числа, с использованием
числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов
подсчёта суммы и разности,
использование переместительного
свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской
работы: перестановка слагаемых
при сложении (обсуждение
практических и учебных ситуаций);
Моделирование. Иллюстрация с
помощью предметной модели
переместительного свойства
сложения, способа нахождения
неизвестного слагаемого. Под
руководством педагога выполнение
счёта с использованием заданной
единицы счёта;
Работа в парах/группах: проверка
правильности вычисления с
использованием раздаточного
материала, линейки, модели
действия, по образцу; обнаружение
общего и различного в записи
арифметических действий, одного и
того же действия с разными
числами;
чебный диалог: «Сравнение
Устный опрос.
практических (житейских)
Практическая
ситуаций, требующих записи
работа.
одного и того же арифметического
действия, разных арифметических
действий»;
Практическая работа с числовым
выражением: запись, чтение,
приведение примера (с помощью
учителя или по образцу),
иллюстрирующего смысл
арифметического действия;
Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения
tart/310040/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4138/s
tart/302251/
Учи.ру
РЭШ
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5221/s
tart/305845/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5208/s
tart/293225/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/5209/s
tart/302333/
суммы и разности на основе
состава числа, с использованием
числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов
подсчёта суммы и разности,
использование переместительного
свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской
работы: перестановка слагаемых
при сложении (обсуждение
практических и учебных ситуаций);
Моделирование. Иллюстрация с
помощью предметной модели
переместительного свойства
сложения, способа нахождения
неизвестного слагаемого. Под
руководством педагога выполнение
счёта с использованием заданной
единицы счёта;
Работа в парах/группах: проверка
правильности вычисления с
использованием раздаточного
материала, линейки, модели
действия, по образцу; обнаружение
общего и различного в записи
арифметических действий, одного и
того же действия с разными
числами.
Всего
132
10
0
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4199/s
tart/301148/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4007/s
tart/293325/