Рабочая программа по русскому языку 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее –
ФОП НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне
начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим
учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной
социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов
России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует

формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием
языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными
результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории
Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика,
морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и
дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся.
Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать
усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов
речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
3

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во
2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о
многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков,
согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие
согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий,
парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный.
Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
4

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки
(в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня
(простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и
неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
5

Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки
препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие
орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль
при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения
коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и
на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение
в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
6

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ










В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека,
о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
7
















проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа
на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми
идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной
из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8

















В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать
аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных
критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану
проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
9
























выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных
учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных
учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
10













соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых
единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:









11

осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по
твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;





















выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным
словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные
в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по
наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом программы воспитания 2класс
№
п/п
12

Наименование
разделов и тем

Количество
часов

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

ЭОР

1

2

1
2

программы

всего

Общие сведения о
языке

1

Фонетика и
графика

6

Контрольные работы
Региональный компонент

13

кр1 рк2

1

Рассказ учителя на тему «Язык – средство общения людей и
явление культуры».
Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и
культуру народа?». Коллективное формулирование выводао
языке как основном средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры.
Работа в парах: сформулировать суждение окрасоте и
богатстве русского языка.
Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской
Федерации.
Коллективное формулирование вывода о многообразии
языкового пространстваРоссии.
Диалог о том, как мы изучаем язык. Формулирование
коллективного вывода:наблюдение и анализ – методы
изученияязыка
Работа со схемой «Звуки русского языка»,характеристика
звуков речи с опорой
на схему.
Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике».
Практическая работа, в ходе которой необходимо дать
характеристику нескольким звукам (гласные ударные/
безударные; согласные твёрдые/мягкие,звонкие/глухие).
Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры
необходимо приводить примеры гласных звуков,
твёрдых/мягких,звонких/глухих согласных; парных и
непарных по твёрдости – мягкости согласных звуков;
парных и непарных по звонкости – глухости согласных

Устный опрос.
https://uchi.ru/

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

звуков).
Дифференцированное задание:
классифицировать звуки русского языка по значимым
основаниям.
Работа в парах: соотнесение звука (выбирая из ряда
предложенных) и его качественной характеристики.
Комментированное выполнение задания:группировка звуков
по заданному основанию.
Работа с рисунками ( р с – р с, мок –
мо к, тл с – тл с): наблюдениеза
смыслоразличительной функцией ударения. Обсуждение
различия в значении слов.
Самостоятельная работа: группировка слов по заданному
основанию (ударениена первом, втором или третьем слоге).
Наблюдение за языковым материалом с целью определения
функций ь: показатель мягкости предшествующего
согласного в конце и в середине слова или разделительный.
Практическая работа: характеристика функций ь
(разделительный и показатель мягкости предшествующего
согласного) в предложенных словах.
Работа с записями на доске: обобщение способов
обозначения на письме мягкостисогласных звуков.
Практическое задание: закрепление на письме способов
обозначения мягкостисогласных звуков.
Учебный диалог о способах обозначения звука [й’].
Работа с таблицей: определение способа обозначения звука
[й’] в приведённых словах, запись в нужную ячейку таблицы.
Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий
в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Заполнение таблицы: группировка слов
с разным соотношением количества звуков и букв
14

3

15

Лексика

10

1

(количество звуков равно количеству букв, количество
звуков меньше количества букв, количество звуков больше
количества букв).
Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ
определенияколичества слогов в слове.
Работа в парах: выполнение заданияна систематизацию
информации (записывать слова в алфавитном порядке).
Работа в группах: выполнение практической задачи по
поиску предложенного набора слов в толковом словаре
(отрабатывается в том числе умение использовать знание
алфавита для ориентации в словаре). Комментированное
выполнение задания «Правильно ли слова расположили
по алфавиту» (отрабатывается умение
оценивать правильность выполнения заданий)
Работа с рисунками: объяснять значениеслова с опорой на
рисунок и систему вопросов.
Дидактическая игра «Угадай, какое этослово» (в ходе игры
нужно опознавать слова по их лексическим значениям).
Работа в группах: наблюдение
за значением слов в тексте, установлениезначения слова с
опорой на текст.
Работа с записями на доске: нахождениеошибок в
объяснении лексического значения слов.
Практическая работа: выписать из толкового словаря
значение пяти слов,которые раньше не знал(а).
Работа в парах: один ученик читает значение слова из
толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это слово,
потом меняются ролями.
Творческое задание: составить кроссворд,часть слов
объяснить с помощью рисунков, часть слов – с помощью
лексического значения слова.
Практическая работа: с опорой на толковый словарь

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

учебника определить,лексические значения каких слов
записаны. Работа с рисунками, на которых изображены
разные значения слов, например слов: корень, голк , к сть.
С опорой на рисунки объяснить значения многозначныхслов.
Учебный диалог, в ходе котороговысказываются
предположения
о причинах появления несколькихзначений одного слова.
Работа в парах: сопоставление значениймногозначного
слова.
Практическая работа: составление предложений с
использованием многозначных слов.
Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре
учебника многозначных слов, выписываниесловарной статьи
в тетрадь.
Творческая работа: подобрать примеры предложений к
каждому из значений многозначного слова – можно
составлять свои предложения, можно искать в книгах.
Наблюдение за сходством и различием значений синонимов
с опорой на лексическое значение и на предложения, в
которых ониупотреблены.
Учебный диалог, в ходе которого сравниваются слова в
синонимическомряду и выявляются различия между
словами.
Упражнение, направленное на отработкуумения выбирать из
пары синонимов тот,который более уместен в заданном
предложении, с комментированием выбора.
Работа в парах: поиск в тексте синонимов.
Дифференцированная работа: реконструкция текста,
связанная с выбором из ряда синонимов наиболее
подходящего для заполнения пропускав предложениях
текста.
Работа с рисунками: развитие умения понимать
16

4

17

Состав слова

14

1

информацию, представленную в виде рисунка, и
соотносить её с приведёнными словами – антонимами.
Наблюдение за словами, имеющими противоположное
значение (антонимами). Анализ лексического значения слов
–антонимов.
Дидактическая игра «Назови слово,противоположное по
значению».
Работа в парах: подбор антонимовк предложенным словам.
Практическая работа: поиск в текстахантонимов.
Работа в группах: анализ уместности использования слов в
предложениях, нахождение случаев неудачного выбора
слова
Наблюдение за языковым материалом и рисунками:
сопоставление значений нескольких родственных слов с
опорой на собственный речевой опыт и рисунки,
высказывание предположений о сходстве и различии в
значениях слов, выявление слова, с помощью которого
можно объяснить значение всех родственныхслов.
Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования
слова как способа определения связи значений родственных
слов.
Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ
предложенных в учебнике определений.Совместное
составление алгоритма выделения корня.
Использование составленного алгоритма при решении
практических задач по выделению корня.
Самостоятельная работа: находить средипредложенного
набора слов слова
с заданным корнем.
Работа в парах: подбор родственных слов. Анализ текста с
установкой на поиск в нёмродственных слов.
Работа в группах: выполнение задания на обнаружение

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

лишнего слова в рядупредложенных (например: синоним
в группе родственных слов или слово с омонимичным
корнем в ряду родственных слов).
Дифференцированное задание: контролировать
правильность объединения родственных слов в группы при
работе с группами слов с омонимичными корнями.
Наблюдение за изменением формы слова.
Работа с текстом, в котором встречаютсяформы одного и того
же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова,
выявление той части, которой различаются формы слова
(изменяемой части слова).
Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в
учебнике определения.Учебный диалог «Как различать
разные слова и формы одного и того же слова?».
Практическая работа: изменение слова попредложенному в
учебнике образцу,
нахождение и выделение в формах одного итого же слова
окончания.
Работа в группе: выполнение задания
«Помоги сверстнику из другой страны, начавшему учить
русский язык, исправитьошибки» (ошибки связаны с тем,
что слова
стоят в начальной форме). Работа с записями на доске:
сопоставление однокоренных слов и выявление различий
между ними в значении и в буквенной записи (среди
родственных слов есть несколько слов с суффиксами,
например: это может быть ряд гор , горк , горочк , горный,
гор стый).
Наблюдение за образованием слов
с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью
которых образованы слова, высказывание предположений о
значении суффиксов.Работа в группах: поиск среди
18

5

19

Морфология

19

2

предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами.
Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией
суффиксов.
Наблюдение за образованием слов спомощью приставок,
выделениеприставок, с помощью которых образованы слова,
высказывание
предположений о значении приставок. Работа с таблицей:
подбор примеров словс указанными в таблице суффиксами и
приставками.
Наблюдение за предложенным набором слов: что
обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование
вывода, введение понятия «имя существительное».Работа в
парах: разделение имён существительных на две группы в
зависимости от того, на какой вопросотвечают: «что?» или
«кто?».
Наблюдение за лексическим значениемимён
существительных.
Упражнение: находить в тексте слова по заданным
основаниям (например: слова, называющие явления
природы,черты характера и т. д.).
Дифференцированное задание: выявлениеобщего признака
группы слов.
Практическая работа: различение
(по значению и вопросам) одушевлённых инеодушевлённых
имён существительных.
Работа в группах: группировка имён
существительных по заданнымоснованиям. Наблюдение за
предложенным наборомслов: что обозначают, на какой
вопрос отвечают, формулирование вывода, введение
понятия «глагол».
Упражнение: разделение глаголов на двегруппы в
зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

6

20

Синтаксис

8

1

делать?» или «что сделать?».
Наблюдение за лексическим значениемглаголов.
Дифференцированное задание: группировка глаголов в
зависимостиот того, называют они движение или чувства.
Практическая работа: выписывание из набора слов только
глаголов. Работа в парах: нахождение в тексте глаголов.
Наблюдение за предложенным набором слов: что
обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование
вывода, введение понятия «имя прилагательное». Работа в
парах: разделение имён прилагательных на три группы в
зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «какой?»,
«какое?», «какая?».Наблюдение за лексическим значением
имён прилагательных.
Дифференцированное задание: выявлениеобщего признака
группы имён прилагательных.
Практическая работа: выписывание
из текста имён прилагательных. Учебный диалог «Чем
похожи и чем различаются предлоги и приставки?».
Совместное составление алгоритма различения приставок и
предлогов.
Списывание предложений с раскрытием скобок на основе
применения алгоритма различения предлогов и приставок.
Творческая работа: составление
предложений, в которых есть одинаковозвучащие предлоги и
приставки.
Обсуждение проблемного вопроса
«Чем различаются предложение и
„не предложение“?». Наблюдение за связью слов в
предложении.
Упражнение: запись предложений
с употреблением слов в предложениях
в нужной форме (с опорой на собственныйречевой опыт).

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

https://uchi.ru/

7

21

Орфография и
пунктуация

50

8

6

Работа в парах: составление предложений
из набора слов. Работа с рисунками и подписями к рисункам
(предложения различаются по цели высказывания,
например: «Снегидёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение
ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование
вывода о целях,
с которыми произносятся предложения. Учебный диалог
«Как соотносятся знакипрепинания в конце предложения
с целевой установкой предложения?».
Составление таблицы «Виды предложенийпо цели
высказывания», подбор примеров.
Работа с рисунками и подписями
к рисункам (предложения различаютсяпо эмоциональной
окраске, например:
«Ландыши расцвели. Ландыши расцвели!»): сравнение
ситуаций, изображённых на рисунках, наблюдение за
интонационным оформлением предложений.
Работа в парах: сопоставлениепредложений, различающихся
по эмоциональной окраске, произнесение предложений с
соответствующей интонацией.
Практическая работа: выбор из текста
предложений по заданным признакам.
Учебный диалог «Как использоватьалгоритм порядка
действий при списывании?».
Комментированное письмо: объяснениеразличия в
звукобуквенном составе записываемых слов.
Упражнения на закрепление правила написания сочетаний
жи, ши, ча, ща, чу,щу; чк, чн. Взаимопроверка.
Осуществление самоконтроля использования правила.
Наблюдение за языковым материалом:формулирование на
основе анализа предложенного материала ответа на вопрос,
связанный с правилом переноса слов, уточнение правила

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

переноса слов (буквы й, ь, ъ).
Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по
слогам, в другом столбце этиже слова разделены для
переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и
для переноса, объяснение разницы.
Практическая работа: запись слов с делением для переноса,
осуществлениесамоконтроля при делении слов для переноса.
Дифференцированное задание:
нахождение слов по заданному основанию(слова, которые
нельзя перенести).
Работа в парах: объяснение допущенныхошибок в делении
слов для переноса.
Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим
предметам с целью исправления возможных ошибокна
применение правила переноса слов.
Практическая работа: запись предложенийс использованием
правила написания собственных имён существительных.
Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно
нужно будет применить правило написания собственных
имён существительных. Творческое задание: написать текст,
в котором встретится не менее шести имёнсобственных.
Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными
гласными в корне слова или слова с парными по звонкости –
глухости согласными на конце слова): знакомство с
понятием «орфограмма».
Обсуждение особенностей обозначения буквами
проверяемых безударных гласныхв корне слова в процессе
сравнения написания ударных и безударных гласныхв
однокоренных словах.
Учебный диалог «Как планировать порядок действий при
выявлении места возможной орфографической ошибки».
Совместная разработка алгоритма применения орфограммы
22

«Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы
«Проверяемые безударныегласные в корне слова».
Работа в парах: выявление в ряду родственных слов
нескольких проверочных слов.
Дифференцированное задание:
нахождение ошибок в подборе проверочных слов к словам с
орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне
слова».
Комментированное письмо: отработка применения
изученного правила обозначения безударных гласных в корне
слова.
Орфографический тренинг: подборпроверочных слов к
словам с орфограммой «Проверяемые безударныегласные в
корне слова», запись парами проверочного и проверяемого
слов.
Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте
ошибки в словах
с орфограммой «Проверяемые безударныегласные в корне
слова», объяснять способпроверки безударных гласных в
корне слова, исправлять допущенные ошибки.
Наблюдение за языковым материалом,связанным с
оглушением звонких согласных в конце слова, обобщение
результатов наблюдений.
Работа с рисунками и подписями к ним,анализируются слова
типа м г – м к, пруд – прут, луг – лук и т. д.
Учебный диалог «Когда нужно
сомневаться при обозначении буквой согласных звуков,
парных по звонкости –глухости?», в ходе диалога учащиеся
доказывают необходимость проверки согласных звуков на
конце слова и предлагают способ её выполнения.
Совместное создание алгоритма проверкиорфограммы
23

8

24

Развитие речи

30

5

«Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова».
Работа в парах: выбор слов по заданномуоснованию (поиск
слов, в которых необходимо проверить парный по звонкости
– глухости согласный).
Работа в группах: группировка слов
по заданным основаниям: совпадают или не совпадают
произношение и написаниесогласных звуков в корне слова.
Объяснение учащимися собственных действий при подборе
проверочных слов иуказание на тип орфограммы.
Работа в парах: аргументирование написания в тексте слов с
изученнымиорфограммами.
Комментированное письмо при записи слов под диктовку:
выявление наличияв корне слова изучаемых орфограмм,
обоснование способа проверки орфограмм. Самостоятельная
работа: нахождение и фиксирование (графическое
обозначение) орфограммы.
Учебный диалог, в ходе которого учащиесяучатся определять Практическая
работа.
особенности ситуации общения: цели, задачи, состав
Устный опрос.
участников,место, время, средства коммуникации.
Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о том,
что в ситуации общения важно удерживать цель общения,
учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от
этих особенностей ситуации зависит выбор языковых
средств.
Комментированный устный выбор правильной реплики из
нескольких предложенных, обоснование целесообразности
выбора языковых средств, соответствующих цели и
условиям общения.
Ролевые игры, разыгрывание сценок
для отработки умений ведения разговора:начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Творческое задание: создание собственныхдиалогов в

ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить
разговор,привлечь внимание и т. п.
Наблюдение за нормами речевого этикета.Ролевая игра, в
которую включена отработка этикетных выражений.
Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую
культуру во времяповседневного общения.
Работа в группе: анализ уместностииспользования средств
общения
в предложенных речевых ситуациях. Упражнение:
нахождение в предложенныхтекстах ошибок, связанных с
правилами общения, нормами речевого этикета, исправление
найденных ошибок.
Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры связана с
оцениванием правильности выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке и на переменах.
Творческое задание: создать плакат
с правилами участия в диалоге (умение слышать, точно
реагировать на реплики,поддерживать разговор, приводить
доводы).
Речевой тренинг: при разыгрывании
ситуаций анализировать собственную успешность участия в
диалоге,
успешность участия в нём другой стороны. Работа с
репродукциями картин, рассматривание, анализ
собственногоэмоционального отклика на картину, ответы на
поставленные вопросы.
Составление устного рассказа по картине сопорой на
вопросы / с опорой
на ключевые слова / самостоятельно.Экскурсия в
художественный музей (при наличии в месте проживания)
или виртуальная экскурсия
по художественному музею. Выбор картины, которая
25

произвела наибольшее впечатление во время экскурсии.
Устный рассказ об этой картине.
Проектное задание «Готовим виртуальнуюэкскурсию по
залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в классе
выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все рассказы
соединяются в целостную экскурсию.
Проект «Выставка одной картины»:каждую неделю в классе
проводится выставка одной картины, картины по очереди
подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о
выбранной картине.
Экскурсия, по результатам которой составляется устный
рассказ по личнымнаблюдениям во время экскурсии или
по вопросам учителя Учебный диалог «Сравниваем слово,
предложение, текст», выявление в ходедиалога сходства и
различия слова, предложения, текста.
Наблюдение за языковым материалом:несколько примеров
текстов и «не текстов» (нарушена последовательность
предложений /несколько предложений, которые не связаны
единой темой / несколько предложений об одном и том же,
но невыражающих мысль), сравнение, выявление признаков
текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте;выражение в
тексте законченной мысли.
Работа в парах: различение текста и «не текста»,
аргументация своей точкизрения.
Наблюдение за способами связи предложений в тексте,
высказывание предположений о способах связипредложений
в тексте.
Наблюдение за последовательностьюпредложений в тексте.
Самостоятельная работа: восстановлениедеформированного
текста – необходимо определить правильный порядок
предложений в тексте.
26

Практическая работа: формулирование основной мысли
предложенных текстов.Наблюдение за структурой текста,
знакомство с абзацем как структурным компонентом текста,
формулирование выводов о том, что в абзаце содержится
микротема.
Совместная работа: определение последовательности
абзацев в тексте с нарушенным порядком следования
абзацев.
Индивидуальная работа: определениепорядка следования
абзацев.
Дифференцированное задание: выделениеабзацев в тексте, в
котором абзацы не выделены.
Обсуждение: как связана основная мысль
текста с содержанием каждого абзаца. Практическая работа:
формулирование основной мысли текста и основной мысли
каждого абзаца; преобразование основноймысли в
предложение.
Комментированное выполнение задания:подбор заголовка к
тексту с обязательнойаргументацией.
Работа в группе: подбор различныхзаголовков к одному
тексту.
Практическая работа: установление соответствия/
несоответствия заголовка итекста, аргументация своей точки
зрения.
Творческая работа: составление текста
по заданным характеристикам – названию,количеству
абзацев и микротемам каждогоабзаца.
Практическая работа: восстановление нарушенной
последовательности абзацев,запись исправленного текста.
Учебный диалог «Какие могут быть цели при создании
текстов?», высказывание учащимися предположений о целях
создания текста.
27

9

28

Орфоэпия

0¹

Наблюдение за особенностями текста- описания,
установление его особенностей,нахождение в тексте средств
создания
описания. Обсуждение различных текстов-описаний
(художественных, научных описаний): выявление сходства и
различий.
Наблюдение за текстом-повествованием иустановление его
особенностей.
Работа в группах: сравнение текстов- повествований с
текстами-описаниями.Наблюдение за текстом-рассуждением,
установление его особенностей.
Учебный диалог «Что важно для составления текстарассуждения?» Обсуждение особенностей жанра
поздравления в ходе анализа предложенных примеров
поздравлений, анализ структуры текстов-поздравлений.
Творческое задание: создание текста поздравительной
открытки (выбор повода для поздравления определяется
самими учащимися).
Коллективный анализ содержания текста,который предложен
как основа
для изложения (повествовательный текстобъёмом 30–45
слов). Устные ответы
на поставленные к тексту вопросы.
Устный пересказ текста с опорой на вопросы. Письменное
подробное изложение содержания текста с опорой на
вопросы. Самопроверка
с возможностью корректировки пересказа.
Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемыхв учебнике. Дидактическая игра
«Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического
словарика, к ним нужно придумывать рифмы).
Дидактическое упражнение: придуматьпредложения с

Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.

отрабатываемым словом из орфоэпического словарика.
Практическая работа: поставить ударениев словах из
орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести.
Творческая работа: сочинить рассказ,включив в него все
слова из отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему
классу.

Резервное время

32²

4

Общее число часов по
программе.

170

12

1

17

Содержание раздела «Орфоэпия» изучается параллельно с другими разделами курса, поэтому отдельные часы на этот раздел не предусмотрены.
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов могут быть скорректированы с учётом резервных уроков (32 ч) для обеспечения возможности реализации
дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Русский язык (в 2-х частях), 2 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство «Просвещение»

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».