ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП
«Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение
русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя
свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют
возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и
мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского
языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого
этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» (5 часов в неделю): в 3 классе – 170 ч.
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный
(непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков,
условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов;
различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах
корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс - значимые части слова. Нулевое
окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и
множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и
числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов,
-ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений
для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее
время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные
члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных
и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста,
заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью
личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского
языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова,
о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини
исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния
термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном
числе имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён
существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов:
форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова;
разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со
словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие
приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Тематическое планирование 3 класс
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Контрольные работы
Региональный компонент
Количество
часов
всего кр1 рк2
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
ЭОР
1
2
Общие сведения о
языке
1
Фонетика и
графика
2
Коллективное прочтение статьи 68 Конституции
Российской Федерации:
«1. Государственным языком Российской Федерации на
всей её территории являетсярусский язык как язык
государствообразующего народа,
входящего в многонациональный союз равноправных
народов Российской Федерации». Рассказ-пояснение
учителяна тему «Русский язык как государственный
язык Российской Федерации». Учебный диалог,
в ходе которого формулируются сужденияо
многообразии языкового пространства России и о
значении русского языка как государственного языка
Российской Федерации.
Работа в парах: придумать ситуацию применения
русского языка как государственного языка
Российской Федерации. Обсуждение возможности
использования лингвистического миниэксперимента как метода изучения языка. Учебный
диалог «Как выбирать источникинформации при
выполнении мини- эксперимента?».
Практические работы во всех разделах
курса, в ходе которых развивается умениеанализировать
текстовую, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей.
Упражнение: определить существенный признак для
классификации звуков.
Работа в парах: классификация предложенного набора
звуков с последующей коллективной проверкой.
Комментированное выполнение задания, связанного с
объяснением различий в звуко-буквенном составе слов
с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми
согласными.
Работа в группах: определение соотношения количества
звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение
таблицы с тремя колонками: количество звуков равно
Устный опрос.
https://uchi.ru/
Практическая
работа.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
3
Лексика
5
1
количеству букв, количество звуков меньше количества
букв, количество звуков больше количества букв.
Самостоятельная работа по систематизации информации:
записывать предложенный набор слов в алфавитном
порядке. Дифференцированное задание: нахождение ошибок
при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном
порядке.
Практическая работа: расставить книги в библиотечном
уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на
фамилию автора.
Практическая работа при изучении всех разделов курса,
связанная с применением знания алфавита при работе со
словарями,справочниками.
Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого
слова?».
Рассказ учителя «Способы толкования лексического
значения слова».
Наблюдение за структурой словарной статьи.
Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в
словаре значений нескольких слов, целью работы является
освоение в процессе практической деятельности принципа
построения толкового словаря.
Самостоятельная работа: выписывание значений слов из
толкового словаря в учебнике или из толкового словаря
на бумажном или электронном носителе. Творческое
задание: составление словарных статей, объясняющих слова,
о значении которых удалось догадаться по контексту, с
последующим сравнением составленного толкования со
словарной статьёй в учебном толковом словаре.
Практическая работа: ведение собственных толковых
словариков.
Наблюдение за употреблением слов в переносном значении
с использованием юмористических рисунков.
Комментированное выполнение заданий, направленных на
развитие умения анализировать употребление в тексте слов в
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
4
Состав слова
8
1
прямом и переносном значении.
Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном
значении.
Работа в группах: работа с ситуациями,
в которых необходимо сравнивать прямое и переносное
значение слов, подбирать предложения, в которых слово
употреблено в прямом/переносном значении.
Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из
употребления?»,высказывание предположенийс
последующим сопоставлением предположений с
информацией в учебнике. Работа в парах: соотнесение
устаревших слов с их современными синонимами.
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и
установление их значения.
Проектное задание: составление
(в процессе коллективной деятельности или самостоятельно)
словаря устаревших слов по материалам работы со сказками
на уроках литературного чтения.
Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в
которых возникает необходимость использования
дополнительных источников для уточнения
значения слова
Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они
различаются? Как найти корень слова?». Наблюдение за
группами родственных слов, поиск для каждой группы
слова, с помощью которого можно объяснить значение
родственных слов.
Упражнение: выделение корня в предложенных словах с
опорой на алгоритм выделения корня.
Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных
слов.
Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова
с омонимичным корнем.
Самостоятельная работа: объединение в группы слов с
одним и тем же корнем.
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
5
Морфология
43
5
Творческое задание: составление собственного словарика
родственных слов. Дифференцированное задание:
контролировать правильность объединения родственных
слов в группы при работе с группами слов с омонимичными
корнями. Работа по построению схемы, отражающей
различие родственных слов и форм одного и того же слова с
учётом двух позиций: значение и состав слова (обсудить
разные способы передачи на схеме идеи о полном
совпадении значения у форм слова и сходстве основного
значения, но не полной тождественности значения
родственных слов; различие только в окончаниях между
формами слов и различия в составе слова у родственных
слов – появление приставок, суффиксов).
Объяснение роли и значения суффиксов/ приставок. Работа в
группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с
заданными приставками/суффиксами. Наблюдение за
словами с нулевым окончанием.
Совместное построение алгоритма разбора слова по составу.
Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с
отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью
учителя своих учебных действий для преодоления ошибок
при выделении в слове корня, окончания, приставки,
суффикса.
Комментированное выполнение анализа заданных схем
состава слова и подбор слов заданного состава.
Дифференцированное задание:
обнаружение ошибок в установлении соответствия схем
состава слова и слов.
Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем
слова по частям речи?».
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи»,
по горизонтали в строках таблицы отражены следующие
параметры: «Значение», «Вопросы»,
«Какие признаки не изменяются», «Какие признаки
изменяются».
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
Упражнение: группировка предложенного набора слов на
основании того, какой частью речи они являются.
Наблюдение за грамматическими признаками имён
существительных, соотнесение сделанных выводов
с информацией в учебнике. Работа в парах: нахождение у
группы имён существительных грамматического признака,
который объединяет эти имена существительные в группу.
Практическая работа: изменение имён существительных по
указанному признаку. Работа в группах: объединение имён
существительных в группы по определённому признаку
(например, род или число).
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён
существительных такого слова, которое по какому-то
грамматическому признаку отличается от остальных слов
в ряду.
Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного
с формой имени существительного, формулирование вывода
по результатам наблюдения, соотнесение.собственных
выводов с информацией в учебнике.
Комментированное выполнение задания
на нахождение грамматических признаков имён
прилагательных.
Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён
существительных и имён прилагательных, исправление
найденных ошибок.Наблюдение за ролью местоимений в
тексте.
Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся
в замене повторяющихся в тексте имён существительных
соответствующими местоимениями.
Работа в группах: определение уместности употребления
местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок,
связанных с неудачным употреблением местоимений.
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов
(число, время, род в прошедшем времени), формулирование
выводов по результатам наблюдений, соотнесение
6
Синтаксис
13
1
собственных выводовс информацией в учебнике.
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём
глаголов, грамматические характеристики которых даны (из
числаизученных).
Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время
глагола.
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и
грамматических характеристик (из числа изученных).
Работа в парах: группировка глаголов на основании
изученных грамматических признаков.
Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в
изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время,
род; умения соотносить понятие с его краткой
характеристикой, объяснять своими словами значение
изученных понятий, определять изученные грамматические
Признаки.
Комментированное выполнение задания: выписать из
предложения пары слов,от одного из которых к другому
можно задать смысловой (синтаксический) вопрос.
Самостоятельная работа: установление при помощи
смысловых (синтаксических)вопросов связи между словами
в предложении.
Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о
видах предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окраске.
Дифференцированное задание: определение признака
классификации предложений.
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками.
Работа с таблицей (по горизонтали в строках – вид по
эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах – вид по
цели высказывания): подбор примеров для ячеек таблицы.
Работа в группах: соотнесение предложений и их
характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска).
Самостоятельная работа: выписывание из текста
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
https://uchi.ru/
7
Орфография и
пунктуация
50
6
повествовательных, побудительных, вопросительных
предложений. Работа в парах: классификация
предложений. Совместное составление алгоритма
нахождения главных членов предложения. Упражнения на
нахождение подлежащих и сказуемых.Наблюдение за
предложениями с однородными членами.
Объяснение выбора нужного союза в предложении с
однородными членами. Комментированное выполнение
задания на нахождение в тексте предложений с
однородными членами.
Работа в парах: продолжение ряда однородных членов
предложения. Творческое задание: составление
предложений с однородными членами.
Проверочная работа, направленная на проверку ориентации
в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения,умения соотносить
понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими
словами значение изученных понятий
Учебный диалог «Как планировать свои действия по
решению орфографической задачи?», по результатам
диалога актуализация последовательности действий по
проверке изученных орфограмм. Моделирование алгоритмов
применения изучаемых в данном классе орфографических
правил, следование составленным алгоритмам.
Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы.
Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы.
Работа в группах: группировка слов, написание которых
можно объяснить изученными правилами, и слов, написание
которых изученными правилами объяснить нельзя.
Комментированное выполнение анализа текста на наличие в
нём слов с определённой орфограммой. Моделирование
предложений, включая в них слова с непроверяемыми
орфограммами.
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографических ошибок (с указанием на их количество и
Практическая
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
8
Развитие речи
30
3
7
без такого указания).
Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления ошибок при списывании
текстов и записи под диктовку.
Проектное задание: составление собственного словарика
трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу
запомнить, при написании которых регулярно возникают
сомнения, и т. д.).
Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей
при выборе упражнений на закрепление орфографического
материала.
Проблемная ситуация, требующая использования
дополнительных источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому словарю
(в том числе на электронном носителе). Проектное задание:
создание собственных текстов с максимальным количеством
включённых в них словарных слов. Проектное задание:
создание собственных текстов с максимальным количеством
включённых в них слов с определённой орфограммой.
Практическая
Практическая работа: построение речевого высказывания в
работа.
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении Устный опрос.
норм речевого этикета, культуры общения. Работа с
аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого
этикета.
Самооценка собственной речевой культуры во время
общения.
Творческие работы: создание с использованием норм
речевого этикета небольших устных и письменных текстов,
содержащих приглашение/просьбу /извинение/
благодарность/отказ. Речевой тренинг: подготовка
небольшого выступления о результатах групповой
работы, наблюдения, выполненного мини- исследования,
проектного задания.
Запись собственного выступления с последующим
9
Орфоэпия
0¹
самоанализом.
Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры – оценка
правильности выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке и на переменах, в конце учебного
дня подведение итогов игры. Учебный диалог «Чем
различаются тема текста и основная мысль текста?
Как определить тему текста?
Как определить основную мысль текста?».
Комментированное выполнение задания на определение
темы и основной мысли предложенных текстов.
Дифференцированное задание: нахождение ошибок в
определении темы и основной мысли текста.
Практическая работа: анализ и корректировка текстов с
нарушенным порядком предложений.
Практическая работа: нахождение в тексте смысловых
пропусков.
Совместное составление плана текста. Работа в парах:
составление плана предложенного текста.
Работа в группах: соотнесение текста и нескольких
вариантов плана этого текста, обоснование выбора наиболее
удачного плана.
Практическая работа: воспроизведение текста в
соответствии с заданием: подробно, выборочно Наблюдение
за тремя текстами разного типа (повествование, описание,
рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об
особенностях каждого из трёх типов текстов.
Обобщение результатов проведённого наблюдения при
составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы
отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель
создания текста», «Особенности построения текста»,
«Особенности языковых средств».
Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой
из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу
«Три типа текстов»).
Творческие задания: создание устных и письменных текстов
разных типов (описание, рассуждение, повествование)
Практическая
Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются
слова из орфоэпического словарика, к ним нужно
придумывать рифмы).
Дидактическое упражнение: придумать предложения с
отрабатываемым словом из орфоэпического словарика.
Практическая работа: поставить ударение в словах из
орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести.
Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все
слова из отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему
классу.
Работа в группах: найти в учебном орфоэпическом словаре
слова из предложенного списка (не совпадает с
отрабатываемым перечнем слов) и поставить в них
ударение.
Игра-соревнование «Где поставить
ударение»
Резервное время
18
1
Общее число часов по
программе.
170
12
1
работа.
Контрольный
диктант.
Устный опрос.
17
Содержание раздела «Орфоэпия» изучается параллельно с другими разделами курса, поэтому отдельные часы на этот раздел не предусмотрены.
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов могут быть скорректированы с учётом резервных уроков (32 ч) для обеспечения возможности реализации
дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Русский язык (в 2-х частях), 3 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство «Просвещение»