ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») (далее соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения раскрывает
содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего
образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В основе содержания курса «Окружающий мир» лежат такие идеи, как: многообразие мира, целостность мира, а
также уважение к миру. На основе естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается
яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности,
стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое
рассматривается и как самостоятельная ценность, без которого невозможно существование человека, удовлетворение
его материальных и духовных потребностей.
2
Также идея целостности мира реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных
связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей. Уважение к миру — это своего рода
формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим
людям, но и к природе.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий
«открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут
наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты. Для успешного
решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация
практической деятельности по охране среды и другие формы работы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с
окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень
большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся,
которая предусмотрена в каждом разделе программы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
3
– формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на
окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
– формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
– развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с
поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
– проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
– освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме;
– обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка / к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения;
4
– становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного
отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: – раскрытие
роли человека в природе и обществе; – освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 270 часов (два часа в неделю в каждом
классе):‒ 2 класс – 68 часов.
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва
– столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство.
Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей
родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому
мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
6
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на
Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при
помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство;
ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика
внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники,
природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное
питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
7
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение
в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
8
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества;
духовно-нравственного воспитания:
проявление
культуры
общения,
уважительного
отношения
к
людям,
их
взглядам,
признанию
их
индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного
отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
9
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к
природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
10
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять
способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
алгоритма;
11
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма
Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между
реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи
питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и
его результаты и другое);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи;
12
находить в предложенном источнике информацию, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем
способа её проверки;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде
(рисунок, схема, диаграмма).
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
13
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения самоконтроля
как
части
регулятивных
универсальных учебных действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть
возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том
числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
14
активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений;
ответственно выполнять свою часть работы.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий
прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными
объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
15
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в
том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать
объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по
заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и
негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного
транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом программы воспитания 2 класс
№
Наименование
разделов и тем
программы
16
Количество
часов
всего кр2 рк2
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
ЭОР
1
Где мы живём?
4
1
2
«Природа»
20
1
17
Самостоятельная работа: находить Россию на
карте мира, на карте России – Москву, свой
регион и город; узнавать государственную
символику Российской Федерации (герб, гимн,
флаг) и своего региона; различать национальные
языки и государственный язык России
Совместная работа: с помощью фотографий или
иллюстраций отличать город от села
Самостоятельная работа: рассказывать о своем
городе или селе по плану; описывать интерьер
городской квартиры и сельского дома; работать
в паре: находить изображения города и села;
рассказывать о своём доме по плану; принимать
участие в выполнении проектного задания
«Родной город (село)»; формулировать выводы
из изученного материала.
Самостоятельная работа: различать объекты
природы; классифицировать объекты
окружающего мира; обсуждать и оценивать
отношение людей к окружающему миру,
рассказывать о своём отношении к
окружающему миру; классифицировать объекты
природы по существенным признакам
Совместная работа: различать объекты живой и
неживой природы
Самостоятельная работа: приводить примеры
живой и неживой природы
Проектная работа
РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf
Наблюдение.
Практическая
работа.
РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf
Совместная работа: устанавливать связи между
живой и неживой природой
Самостоятельная работа: различать объекты
живой и неживой природы, рассказывать об
изменениях, происходящих с природными
объектами, как о природных явлениях
Совместная работа: наблюдать и описывать
состояние природы за окном; характеризовать
природу (температура воздуха, осадки, ветер)
Совместная работа: вести наблюдения за
погодой, фиксировать результаты в «Научном
дневнике», использовать для фиксации
наблюдений метеорологические знаки;
наблюдать изменения в живой и неживой
природе, устанавливать взаимосвязь между
ними
Узнавать комнатные растения на рисунках,
осуществлять самопроверку;
определять комнатные растения своего класса,
находить информацию о них;
оценивать роль комнатных растений для
физического и психического здоровья человека;
практическая работа: осваивать приёмы ухода за
комнатными растениями в соответствии с
инструкцией (наблюдать видеодемонстрацию
ухода за комнатными растениями);
рассказывать о животных живого уголка и
18
Жизнь города и
села
3
19
10
уходе за ними;
определять животных живого уголка;
рассказывать о своём отношении к животным
живого уголка.
работать со взрослыми: узнавать, какие растения
и животные родного края внесены в Красную
книгу; подготовить с помощью дополнительной
литературы
Самостоятельная работа: рассказывать об
Виртуальная
отраслях экономики по плану; анализировать
экскурсия в зимний
взаимосвязи отраслей экономики; извлекать из
лес.
различных источников сведения об экономике и
важнейших предприятиях региона и своего
города (села) и готовить сообщения.
Классифицировать предметы по характеру
материала;
по рисункам учебника, видеоурока
прослеживать производственные цепочки,
моделировать их, составлять рассказ, приводить
другие примеры использования природных
материалов для производства.
рассказывать (по своим наблюдениям) о
строительстве городского и сельского домов;
сравнивать технологию возведения
многоэтажного городского дома и одноэтажного
сельского; узнавать на иллюстрациях учебника,
видеоурока строительные машины и
РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf
Здоровье и
безопасность
4
20
9
1
строительные материалы, объяснять их
назначение, рассказывать о строительных
объектах в своём городе (селе);
Различать учреждения культуры и образования,
узнавать их по фотографиям, приводить
примеры учреждений культуры и образования, в
том числе в своём регионе;
рассказывать о труде людей известных детям
профессий, о профессиях своих родителей и
старших членов семьи, о том, кем бы детям
хотелось стать;
определять названия профессий по характеру
деятельности и находить их представителей на
фотографиях;
обсуждать роль людей различных профессий в
нашей жизни
Называть и показывать внешнее строение тела
Практическая
человека; определять на рисунке учебника,
работа
интерактивном элементе урока или на муляже
положение внутренних органов человека;
моделировать внутреннее строение тела
человека;
извлекать из текста учебника, видео-урока
информацию о строении и работе внутренних
органов человека;
рассказывать о своём режиме дня;
составлять рациональный режим дня
РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf
школьника;
обсуждать сбалансированное питание
школьника;
различать продукты растительного и животного
происхождения;
формулировать правила личной гигиены;
характеризовать назначение предметов гигиены,
выделять среди них те, которые у каждого
человека должны быть собственными;
демонстрировать умение чистить зубы,
полученное в 1 классе;
соотносить изображения и названия дорожных
знаков, обозначать соответствие;
выбирать и отмечать дорожные знаки,
встречающиеся на пути в школу;
моделировать сигналы светофоров;
характеризовать свои действия как пешехода
при различных сигналах;
формулировать правила безопасности на дороге;
запомнить правила предупреждения пожара;
моделировать вызов пожарной охраны по
обычному и мобильному телефонам, по номеру
МЧС;
Характеризовать потенциальные опасности
пребывания у воды и в лесу;
запомнить правила поведения во время
купания;
21
Общение
5
22
7
1
работать со взрослыми: обсуждать другие
опасные ситуации, связанные с незнакомыми
людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с
рассказами в учебнике.
Обсуждать роль семейных традиций для
Практическая
укрепления семьи; моделировать ситуации
работа
семейного чтения и семейных обедов;
принимать участие в выполнении проектного
задания «Родословная» – в создании
родословного дерева и презентации к ней;
Рассказывать о своём школьном коллективе,
совместных мероприятиях в классе, школе;
обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
формулировать правила общения с
одноклассниками и взрослыми в стенах школы и
вне её;
обсуждать, какие формулы вежливости имеются
в русском языке и как они применяются;
формулировать правила поведения в
общественном транспорте и в общении
мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
моделировать ситуации общения в различных
ситуациях;
обсуждать правила поведения за столом;
формулировать правила этикета в гостях;
обсуждать правила поведения в театре
(кинотеатре, консерватории) и формулировать
РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf
Путешествия
6
23
18
1
их;
обсуждать правила поведения в общественном
транспорте.
Различать стороны горизонта, обозначать их на
схеме;
находить на схеме и называть указанные
стороны горизонта, моделировать стороны
горизонта;
—находить ориентиры на рисунке учебника,
видео-урока по дороге от дома до школы, в
своём городе (селе);
сравнивать по схеме холм и гору;
характеризовать (на основе наблюдений)
поверхность своего края;
описывать красоту гор (на основе фотографий в
учебнике, видео-уроке рассказа Н. И. Сладкова,
личных впечатлений); работать со взрослыми:
составлять фото-рассказ на тему «Красота гор»;
различать водоёмы естественного и
искусственного происхождения, узнавать их по
описанию;
анализировать схему частей реки, рассказывать
о частях реки по схеме, осуществлять
самопроверку; на основе наблюдений
рассказывать о водных богатствах своего края;
принимать участие в выполнении проектного
задания «Города России» – в создании
Практическая
работа.
Виртуальная
экскурсия по
Москве.
РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf
иллюстрированного или фото-рассказа с
презентацией о разных городах России;
Находить Москву на карте России; знакомиться
с планом Москвы, находить на нём
достопримечательности столицы;
отличать герб Москвы от гербов других
городов;
работать со взрослыми: совершить виртуальную
экскурсию по Москве с помощью Интернета;
обсуждать значение Московского Кремля для
каждого жителя России;
рассказывать о Красной площади по
фотографиям в учебнике, видео-урока и своим
впечатлениям, описывать
достопримечательности Красной площади по
фотографиям; находить Санкт-Петербург на
карте России; знакомиться с планом СанктПетербурга, находить на нём
достопримечательности города;
знакомиться с особенностями материков с
помощью учебника, видео-урока и других
источников информации; готовить сообщения и
выступать с ними перед классом;
Определять цветущие летом травы, насекомых и
других животных;
приводить примеры летних явлений в неживой и
живой природе;
24
рассказывать о красоте животных по своим
наблюдениям.
Резервное время
Общее количество
часов по программе
25
68