Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») (далее соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения раскрывает
содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего
образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В основе содержания курса «Окружающий мир» лежат такие идеи, как: многообразие мира, целостность мира, а
также уважение к миру. На основе естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается
яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности,
стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое
рассматривается и как самостоятельная ценность, без которого невозможно существование человека, удовлетворение
его материальных и духовных потребностей.
2

Также идея целостности мира реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных
связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей. Уважение к миру — это своего рода
формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим
людям, но и к природе.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий
«открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут
наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты. Для успешного
решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация
практической деятельности по охране среды и другие формы работы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с
окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень
большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся,
которая предусмотрена в каждом разделе программы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

3

– формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на
окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
– формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
– развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с
поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
– проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
– освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме;
– обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка / к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения;
4

– становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного
отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: – раскрытие
роли человека в природе и обществе; – освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 270 часов (два часа в неделю в каждом
классе):‒ 2 класс – 68 часов.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва
– столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство.
Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей
родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому
мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
6

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на
Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при
помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство;
ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика
внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники,
природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное
питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
7

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение
в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
 понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
8

 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества;
духовно-нравственного воспитания:
 проявление

культуры

общения,

уважительного

отношения

к

людям,

их

взглядам,

признанию

их

индивидуальности;


принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности;



применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного
отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;

9

 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;


выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к
природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
10

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять
способность ориентироваться в изменяющейся действительности;


на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);

 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;


определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
алгоритма;

11



выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма

Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между
реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи
питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и
его результаты и другое);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие);


формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи;
12

 находить в предложенном источнике информацию, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем
способа её проверки;
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);


фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде
(рисунок, схема, диаграмма).

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
 признавать возможность существования разных точек зрения;


корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

 приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
13



конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения самоконтроля

как

части

регулятивных

универсальных учебных действий:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;


находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть
возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том
числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
14

 активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений;


ответственно выполнять свою часть работы.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
 узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России;
 приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий
прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;


проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными
объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;

15

 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в
том числе звёзды, созвездия, планеты;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать
объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;


ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по
заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;



использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;



соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и
негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного
транспорта и метро;

 соблюдать режим дня и питания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом программы воспитания 2 класс
№

Наименование
разделов и тем
программы
16

Количество
часов
всего кр2 рк2

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

ЭОР

1

Где мы живём?

4

1

2

«Природа»

20

1

17

Самостоятельная работа: находить Россию на
карте мира, на карте России – Москву, свой
регион и город; узнавать государственную
символику Российской Федерации (герб, гимн,
флаг) и своего региона; различать национальные
языки и государственный язык России
Совместная работа: с помощью фотографий или
иллюстраций отличать город от села
Самостоятельная работа: рассказывать о своем
городе или селе по плану; описывать интерьер
городской квартиры и сельского дома; работать
в паре: находить изображения города и села;
рассказывать о своём доме по плану; принимать
участие в выполнении проектного задания
«Родной город (село)»; формулировать выводы
из изученного материала.
Самостоятельная работа: различать объекты
природы; классифицировать объекты
окружающего мира; обсуждать и оценивать
отношение людей к окружающему миру,
рассказывать о своём отношении к
окружающему миру; классифицировать объекты
природы по существенным признакам
Совместная работа: различать объекты живой и
неживой природы
Самостоятельная работа: приводить примеры
живой и неживой природы

Проектная работа

РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf

Наблюдение.
Практическая
работа.

РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf

Совместная работа: устанавливать связи между
живой и неживой природой
Самостоятельная работа: различать объекты
живой и неживой природы, рассказывать об
изменениях, происходящих с природными
объектами, как о природных явлениях
Совместная работа: наблюдать и описывать
состояние природы за окном; характеризовать
природу (температура воздуха, осадки, ветер)
Совместная работа: вести наблюдения за
погодой, фиксировать результаты в «Научном
дневнике», использовать для фиксации
наблюдений метеорологические знаки;
наблюдать изменения в живой и неживой
природе, устанавливать взаимосвязь между
ними
Узнавать комнатные растения на рисунках,
осуществлять самопроверку;
определять комнатные растения своего класса,
находить информацию о них;
оценивать роль комнатных растений для
физического и психического здоровья человека;
практическая работа: осваивать приёмы ухода за
комнатными растениями в соответствии с
инструкцией (наблюдать видеодемонстрацию
ухода за комнатными растениями);
рассказывать о животных живого уголка и
18

Жизнь города и
села

3

19

10

уходе за ними;
определять животных живого уголка;
рассказывать о своём отношении к животным
живого уголка.
работать со взрослыми: узнавать, какие растения
и животные родного края внесены в Красную
книгу; подготовить с помощью дополнительной
литературы
Самостоятельная работа: рассказывать об
Виртуальная
отраслях экономики по плану; анализировать
экскурсия в зимний
взаимосвязи отраслей экономики; извлекать из
лес.
различных источников сведения об экономике и
важнейших предприятиях региона и своего
города (села) и готовить сообщения.
Классифицировать предметы по характеру
материала;
по рисункам учебника, видеоурока
прослеживать производственные цепочки,
моделировать их, составлять рассказ, приводить
другие примеры использования природных
материалов для производства.
рассказывать (по своим наблюдениям) о
строительстве городского и сельского домов;
сравнивать технологию возведения
многоэтажного городского дома и одноэтажного
сельского; узнавать на иллюстрациях учебника,
видеоурока строительные машины и

РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf

Здоровье и
безопасность

4

20

9

1

строительные материалы, объяснять их
назначение, рассказывать о строительных
объектах в своём городе (селе);
Различать учреждения культуры и образования,
узнавать их по фотографиям, приводить
примеры учреждений культуры и образования, в
том числе в своём регионе;
рассказывать о труде людей известных детям
профессий, о профессиях своих родителей и
старших членов семьи, о том, кем бы детям
хотелось стать;
определять названия профессий по характеру
деятельности и находить их представителей на
фотографиях;
обсуждать роль людей различных профессий в
нашей жизни
Называть и показывать внешнее строение тела
Практическая
человека; определять на рисунке учебника,
работа
интерактивном элементе урока или на муляже
положение внутренних органов человека;
моделировать внутреннее строение тела
человека;
извлекать из текста учебника, видео-урока
информацию о строении и работе внутренних
органов человека;
рассказывать о своём режиме дня;
составлять рациональный режим дня

РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf

школьника;
обсуждать сбалансированное питание
школьника;
различать продукты растительного и животного
происхождения;
формулировать правила личной гигиены;
характеризовать назначение предметов гигиены,
выделять среди них те, которые у каждого
человека должны быть собственными;
демонстрировать умение чистить зубы,
полученное в 1 классе;
соотносить изображения и названия дорожных
знаков, обозначать соответствие;
выбирать и отмечать дорожные знаки,
встречающиеся на пути в школу;
моделировать сигналы светофоров;
характеризовать свои действия как пешехода
при различных сигналах;
формулировать правила безопасности на дороге;
запомнить правила предупреждения пожара;
моделировать вызов пожарной охраны по
обычному и мобильному телефонам, по номеру
МЧС;
Характеризовать потенциальные опасности
пребывания у воды и в лесу;
запомнить правила поведения во время
купания;
21

Общение

5

22

7

1

работать со взрослыми: обсуждать другие
опасные ситуации, связанные с незнакомыми
людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с
рассказами в учебнике.
Обсуждать роль семейных традиций для
Практическая
укрепления семьи; моделировать ситуации
работа
семейного чтения и семейных обедов;
принимать участие в выполнении проектного
задания «Родословная» – в создании
родословного дерева и презентации к ней;
Рассказывать о своём школьном коллективе,
совместных мероприятиях в классе, школе;
обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
формулировать правила общения с
одноклассниками и взрослыми в стенах школы и
вне её;
обсуждать, какие формулы вежливости имеются
в русском языке и как они применяются;
формулировать правила поведения в
общественном транспорте и в общении
мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
моделировать ситуации общения в различных
ситуациях;
обсуждать правила поведения за столом;
формулировать правила этикета в гостях;
обсуждать правила поведения в театре
(кинотеатре, консерватории) и формулировать

РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf

Путешествия

6

23

18

1

их;
обсуждать правила поведения в общественном
транспорте.
Различать стороны горизонта, обозначать их на
схеме;
находить на схеме и называть указанные
стороны горизонта, моделировать стороны
горизонта;
—находить ориентиры на рисунке учебника,
видео-урока по дороге от дома до школы, в
своём городе (селе);
сравнивать по схеме холм и гору;
характеризовать (на основе наблюдений)
поверхность своего края;
описывать красоту гор (на основе фотографий в
учебнике, видео-уроке рассказа Н. И. Сладкова,
личных впечатлений); работать со взрослыми:
составлять фото-рассказ на тему «Красота гор»;
различать водоёмы естественного и
искусственного происхождения, узнавать их по
описанию;
анализировать схему частей реки, рассказывать
о частях реки по схеме, осуществлять
самопроверку; на основе наблюдений
рассказывать о водных богатствах своего края;
принимать участие в выполнении проектного
задания «Города России» – в создании

Практическая
работа.
Виртуальная
экскурсия по
Москве.

РЭШ
https://resh
.edu.ru/upl
oads/collec
tion/
5e295f961
9582.pdf

иллюстрированного или фото-рассказа с
презентацией о разных городах России;
Находить Москву на карте России; знакомиться
с планом Москвы, находить на нём
достопримечательности столицы;
отличать герб Москвы от гербов других
городов;
работать со взрослыми: совершить виртуальную
экскурсию по Москве с помощью Интернета;
обсуждать значение Московского Кремля для
каждого жителя России;
рассказывать о Красной площади по
фотографиям в учебнике, видео-урока и своим
впечатлениям, описывать
достопримечательности Красной площади по
фотографиям; находить Санкт-Петербург на
карте России; знакомиться с планом СанктПетербурга, находить на нём
достопримечательности города;
знакомиться с особенностями материков с
помощью учебника, видео-урока и других
источников информации; готовить сообщения и
выступать с ними перед классом;
Определять цветущие летом травы, насекомых и
других животных;
приводить примеры летних явлений в неживой и
живой природе;
24

рассказывать о красоте животных по своим
наблюдениям.
Резервное время
Общее количество
часов по программе

25

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».