Внесены изменения
Протокол № 297
от «31» августа 2023 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, согласно учебному плану МБОУ СОШ п. Надвоицы на 2023/2024 учебный год;
2. Распоряжения Правительства РФ от 28.01.2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий
по введению с 2012 – 2013 уч. года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
3. Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020. г. № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
4. Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы.
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим
культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение
знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных
явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально
получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и
религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с
этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в
рамках которой в программу начального общего образования включён учебный предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной,
буддийской, иудейской, исламской и светской культур.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социальнополитическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в
основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве
культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у
школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и
религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть
усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни
одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного
человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и
подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные
подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и
светской этики».
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа
России» и учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской
этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2020 г.
В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2023/2024 учебный год на предмет
«Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
2
Планируемые результаты изучения учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою
Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и
национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать
ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе,
проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям
разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни
доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти
на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться
анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих
других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска
оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее
эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс
их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного
поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
3
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика,
этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных
религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения,
приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к
определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью
учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать
своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей
участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки
нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной
деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья
и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы
их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные
правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
4
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше
узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному
материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать
следующие достижения обучающегося:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в
этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как
источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского
нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и
евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях,
молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания,
Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь,
иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и
Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный
крест) и значение в православной культуре;
5
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и
объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции
в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни
в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры»
должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в
этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как
источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции
(вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие,
скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций исламской этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о
праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети,
общения с верующими и служителями ислама;
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями;
исламских семейных ценностей;
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать
назначение исламского орнамента;
6
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах,
каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в
России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России,
российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и
святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни
в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры»
должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли
в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как
источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции
(сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение,
борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей
(учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание
личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и
«правильное действие»;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций буддийской этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе,
сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью
человеческой жизни и бытия;
рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и
карме;
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения
с мирскими последователями и ламами;
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
7
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в
буддийской культуре;
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в
истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни
в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры»
должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в
этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как
источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей
(прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило
нравственности» в иудейской религиозной традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций иудейской этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;
рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях
выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге,
общения с мирянами и раввинами;
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, Йом-Киппур,
Суккот, Песах), постах, назначении поста;
8
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и
значение в еврейской культуре;
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных
напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими
словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни
в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур
народов России» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли
в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как
источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми;
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность,
милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в
религиозных традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран,
Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа
(священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных
религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими;
9
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой
традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам,
буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях
народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов
России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия,
ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её
значение в религиозной культуре;
рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные
иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного
искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство,
язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении
культуры народов России, российского общества, российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни
в традиционных религиях народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики»
должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли
в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как
источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека
и гражданина в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило
нравственности»;
10
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека,
семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета,
приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской
светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность,
защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго
имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём
регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских
традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной
любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту,
предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её
значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный
труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных
достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни
в российской светской (гражданской) этике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый
комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
11
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к
установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала
по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных
тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей.
Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции
многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые
соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из
учебных модулей.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору
его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом
выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка
по содержанию того или иного модуля.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. Будда и его
учение. Буддийский священный канон Трипитака. Буддийская картина мира. Добро и зло. Принцип
ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни. Сострадание и милосердие. Отношение к природе.
Буддийские учители. Семья в буддийской культуре и её ценности. Творческие работы учащихся.
Обобщающий урок. Буддизм в России. Путь духовного совершенствования. Буддийское учение о
добродетелях. Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские
священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Искусство в
буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва.
Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке.
Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона.
Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди
блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство
Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества.
Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухаммад — основатель ислама. Начало
пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Божественные
Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Обязанности мусульман. Поклонение
Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. История
ислама в России. Нравственные ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в
исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Ценность и польза
образования. Ислам и наука. Искусство ислама. Праздники мусульман. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы иудейской культуры»
12
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора —
главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Исход из Египта. Дарование Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в
жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Творческие работы учащихся.
Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное
принятие заповедей. Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Еврейский
календарь. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции. Праматери еврейского народа. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и
уважение к Отечеству.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода,
ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы светской этики»
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил –
добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи. Представление проектов по теме.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные
двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой классмои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон
жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь
понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного
опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.
13
Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль «Основы светской этики»
№
блока
Блок 1
Блок 2
Блок 3
Блок 4
Наименование блок
Всего часов
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни 1 час
человека и общества.
Основы религиозных культур и светской этики. Часть №1
16 часов
Основы религиозных культур и светской этики. Часть №2
12 часов
Духовные традиции многонационального народа России.
5 часов.
Тематическое планирование уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль «Основы светской этики»
4 класс (34 часа)
№
п/п
К–
во
часов
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
9
1
1
10
1
Тема
урока
Основные
понятия
Россия
Родина
- наша Россия.
Родина.
Патриот,
Отечество.
Столица.
Президент.
Государственные
символы. Духовные традиции.
Этика – наука о Культура, мораль, нравственность, этика:
нравственной
религиозная, светская
жизни человека.
1 часть. Раздел 1 Этика общения
Добрым жить на Добро и зло как основные этические понятия
свете веселей.
Правила общения Общение, стремление понять другого
для всех.
человека,
тактичность,
чуткость,
деликатность, Золотое правило этики;
принципы общения
От добрых правил Добро, зло, копилка добрых слов
– добрые слова и
поступки.
Каждый
Добродетельные отношения. Дружба.
интересен.
Раздел 2 Этикет
Премудрости
Этикет, образец, церемониал
этикета.
Красота этикета.
Правила этикета,
Простые
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
школьные
и
домашние
правила этикета.
Чистый
ручеёк Речь, стыд, вина, извинение.
нашей речи.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1, 2, 3.
День знаний
Торжественная
линейка
«Здравствуй,
школа».
1, 2, 3, 4.
Выставка рисунков
“Дом, в котором я
живу”
Международный
день пожилых
людей
Акция «Почта
добра».
1, 2, 3, 4, 6.
Международный
день школьных
библиотек
Знакомствоэкскурсия «Наш
школьный
книжный дом –
библиотека»
Конкурс творческих
работ «Я и мой
14
питомец»,
посвященный
Всемирному дню
защиты животных.
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
22
1
23
1
24
1
25
1
26
1
27
1
28
1
Раздел 3 Этика человеческих отношений
В
развитие Доброта, ласка, приветливость, грубость, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
добрых чувств – недоброжелательность, задиристость. Душа,
Международный
творение души.
духовность.
День толерантности
Акция «Дерево
Природа
– Природа, жизнь, ответственность Ценности.
толерантности»
волшебные двери Жизнь
человека.
Уникальность.
к
добру
и Неповторимость жизни.
Экологический
доверию.
квест «Спасем
Чувство Родины.
Нравственность, культура. Культура России.
природу вместе»
Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
Жизнь протекает Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
среди людей.
Раздел 4 Этика отношений в коллективе
Чтобы быть
Коллектив, коллективист, друг, дружба.
1, 2, 3, 4, 8.
коллективом.
Нравственная установка. Правила поведения
Акция «Черный
в коллективе.
тюльпан»
Коллектив
начинается
с
Книжная выставка в
меня.
библиотеке «Герои
Мой класс – мои Чуткость, бескорыстие, доверие.
Отечества» ко Дню
друзья.
Героев Отечества
Ежели душевны Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило
вы и к этике не нравственности. Общечеловеческие
глухи.
ценности.
2 часть. Раздел 1 Простые нравственные истины
Жизнь священна. Материальные и духовные потребности.
1, 2, 3, 4, 5, 6.
Ценности. Жизнь человека. Уникальность
Конкурс рисунков
неповторимость жизни.
«Если хочешь быть
здоров”
Человек рождён Добро, истина, красота
для добра.
День защитника
Милосердие
– Сочувствие, милосердие, сопереживание,
Отечества «Весёлые
закон жизни.
сострадание
старты» (23
Жить во благо Культура,
мораль,
нравственность.
февраля)
себе и другим.
Справедливость. Тактичность,
Раздел 2 Душа обязана трудиться
Следовать
Добро, нравственная установка.
1, 2, 3, 4, 6.
нравственной
Внеклассное
установке.
мероприятие “По
Достойно
жить Нравственность, бескорыстие, уважение, страницам военных
лет”
среди людей.
доброжелательность.
Внеклассное
Уметь понять и Гуманизм,
гуманность,
понимание,
мероприятие
“Петр
простить.
прощение.
1 - великий
Простая
этика Свобода. Нравственный выбор. Ситуация
император”
поступков.
морального выбора. Этика поступка.
Раздел 3 Посеешь поступок – пожнёшь характер
Общение
и Ответственное поведение. Свободный выбор
1, 2, 3, 4.
источники
личности. Отношения ответственности.
День космонавтики.
преодоления
Гагаринский урок
обид.
«Космос - это мы».
Ростки
Моральный долг. Моральная обязанность.
15
29
1
30
1
31
1
32
1
33
1
34
1
нравственного
опыта поведения.
Доброте
сопутствует
терпение.
Действия
с
приставкой «СО».
Добродетельные отношения. Дружба.
Терпение и терпимость.
Районный фестиваль
семейных команд
«Мы выбираем
ГТО»
Сочувствие, сопереживание, сострадание,
соболезнование, соучастие.
Раздел 4 Судьба и Родина едины
С чего начинается Родина, Отчизна, Отечество.
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8.
Родина.
Участие в акции
В тебе рождается Государство.
Гражданин.
Мораль.
«Бессмертный полк»
патриот
и Патриотизм. Народ.
гражданин.
Праздник “Прощай
Человек – чело Человек, назначение человека,
начальная школа”.
века.
Слово,
Нравственная установка, живите дружно и
обращённое
к легко, понять и простить, гуманность,
себе.
бескорыстие, СО значит вместе, опыт
нравственного
поведения,
терпимость,
терпение.
16