Аннотация к рабочей программе

Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего
образования, Примерной программой по русскому языку, М. Просвещение, 2014 г. и Рабочей
программой по русскому языку для 5-9 классов. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.) Программа разработана на
основе обновленного ФГОС ООО 2022
Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы
является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность
на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики
речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через
универсальные учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова,
Л.А.Тростенцовой и др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие УМК
возрастным и психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы
ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала: от
частного к общему, доступность и системность изложения теоретического материала.
Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему
понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии,
синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в
жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе
которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных
умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике,
орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме
перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических,
пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Общие цели учебного предмета:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
общения;

готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных
нормах русского литературного языка и речевогоэтикета;

обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую

информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Задачи обучения:

развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных;

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся.
1.2.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 735 часов. В том числе: в 5 классе - 175 часов (5 часов в
неделю) в 6 классе – 210 часов (6 часов в неделю) в 7 классе – 140 часов (4 часа в неделю) в 8 классе
– 105 часов (3 часа в неделю) в 9 классе – 105 часов (3 часа в неделю)
1.4 Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М. М.. Просвещение. 2014г.
2)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М.М., Просвещение, 2014г.
3)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М. М,Просвещение, 2014г.
4)
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский
язык 8 кл. М, Просвещение, 2014г.
5)
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский
язык 9 кл. М, Просвещение, 2014г.
2.
Планируемые результаты образования Личностные результаты:
1)
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных
стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;

умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2)
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общении.
Предметные результаты:
1)
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2)
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образованиив целом:
3)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого
этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания
и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
понимание
коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Общая характеристика курса
Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный
опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов,
сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный подход, технология групповой

работы, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной
контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса,
контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих,
свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного
анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный
анализ текста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».