Аннотация к рабочей программе

Аннотация к рабочей программе по русскому языку ФГОС СОО
10-11 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 10-11 классов
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной
программы среднего общего образования по русскому языку, Программы по русскому
языку к учебнику для 10-11 кл. (В.В. Бабайцева. Русский язык. Учебник для
общеобразовательных учреждений
филологического профиля, Программы для
общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл., 10-11кл./ сост.
Е.И.Харитонова.
Обоснование выбора программы
Рабочая учебная программа по русскому языку за курс средней (полной) общей
школы соответствует Государственному образовательному стандарту по русскому
языку, разработанному Министерством образования РФ (2004 год) и разработана на
основе авторской программы В.В. Бабайцевой для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений
филологического
профиля. Ориентирована
данная
рабочая
программа на использование учебника В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11
классы» М.: Дрофа, 2017. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание
предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение
учебных часов по разделам и темам курса, также по годам обучения.
Актуальность
Профильное образование в современных условиях призвано обеспечить
функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и
самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного
пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности
путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие,
ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
 развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации

и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего
гуманитарного образования;
 углубление
знаний о лингвистике как науке; русском языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе
русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
 овладение
умениями опознавать,
анализировать,
сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения ; разграничивать варианты норм и речевые
нарушения;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том
числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях
общения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г.
в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
 углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
 овладение основными нормами русского литературного языка и нормами
русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи;
 совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
 совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой
устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах
и ситуациях общения, основными способами информационной переработки текста;
 освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 207 часов. В том числе: в 10 классе - 105 часов (3
часа в неделю) в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» М.: Дрофа, 2017. В Федеральном
перечне учебников (приказ № 345 от 28 декабря 2018 года) данный учебник отсутствует,
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и подзаконными
актами напрямую не запрещено в течение пяти лет использовать в образовательной
деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования" .

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов
обучения:
 словарный диктант;
 задания на распознавание;
 задания на поиск ошибки;
 диктант с грамматическим заданием;
 сочинения различных типов речи;
 тестирование;
 контрольная работа;
 проверочная работа.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами
беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений,
диктантов, практикумы.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения,
информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно- деятельностный
подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностноориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается
в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования
языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ
лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой
деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного,
уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано
на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля
развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая),
коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке
как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе
русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение
умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые
явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых
случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые
явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень
нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков

самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам
лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения
языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Планируемые результаты образования
Углублённый уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает
достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы
по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской
культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в
процессах познания; 7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной
деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность
навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её
участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением
и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации
(коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и
корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы
по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся
учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе,
закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое
овладение основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение
различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных
типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и
жанров;
11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в речевой практике.
Ученик получит возможность научиться:
 создавать высказывания на лингвистическую тему;
 передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных
формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к
тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением
элементов, отражающих идейный смысл произведения;
 соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
 оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
 выявлять подтекст;
 владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи;
 создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе,
публицистическая и научно-популярная статья);
 писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
 принимать участие в диспуте, дискуссии;

 составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения
работы;
Аудирование и чтение
 владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и
использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной
работе с литературой разных стилей и жанров;
 извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная,
справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц
 выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический,
пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
 анализировать особенности употребления основных единиц языка;
 анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки
зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых
особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при
построении высказывания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».