Аннотация к рабочей программе по русскому языку ФГОС СОО
10-11 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 10-11 классов
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной
программы среднего общего образования по русскому языку, Программы по русскому
языку к учебнику для 10-11 кл. (В.В. Бабайцева. Русский язык. Учебник для
общеобразовательных учреждений
филологического профиля, Программы для
общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл., 10-11кл./ сост.
Е.И.Харитонова.
Обоснование выбора программы
Рабочая учебная программа по русскому языку за курс средней (полной) общей
школы соответствует Государственному образовательному стандарту по русскому
языку, разработанному Министерством образования РФ (2004 год) и разработана на
основе авторской программы В.В. Бабайцевой для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений
филологического
профиля. Ориентирована
данная
рабочая
программа на использование учебника В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11
классы» М.: Дрофа, 2017. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание
предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение
учебных часов по разделам и темам курса, также по годам обучения.
Актуальность
Профильное образование в современных условиях призвано обеспечить
функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и
самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного
пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности
путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие,
ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации
и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего
гуманитарного образования;
углубление
знаний о лингвистике как науке; русском языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе
русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение
умениями опознавать,
анализировать,
сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения ; разграничивать варианты норм и речевые
нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том
числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях
общения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г.
в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка и нормами
русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой
устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах
и ситуациях общения, основными способами информационной переработки текста;
освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 207 часов. В том числе: в 10 классе - 105 часов (3
часа в неделю) в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» М.: Дрофа, 2017. В Федеральном
перечне учебников (приказ № 345 от 28 декабря 2018 года) данный учебник отсутствует,
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и подзаконными
актами напрямую не запрещено в течение пяти лет использовать в образовательной
деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования" .
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов
обучения:
словарный диктант;
задания на распознавание;
задания на поиск ошибки;
диктант с грамматическим заданием;
сочинения различных типов речи;
тестирование;
контрольная работа;
проверочная работа.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами
беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений,
диктантов, практикумы.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения,
информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно- деятельностный
подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностноориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается
в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования
языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ
лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой
деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного,
уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано
на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля
развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая),
коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке
как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе
русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение
умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые
явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых
случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые
явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень
нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков
самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам
лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения
языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Планируемые результаты образования
Углублённый уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает
достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы
по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской
культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в
процессах познания; 7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной
деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность
навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её
участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением
и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации
(коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и
корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы
по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся
учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе,
закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое
овладение основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение
различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных
типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и
жанров;
11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в речевой практике.
Ученик получит возможность научиться:
создавать высказывания на лингвистическую тему;
передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных
формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к
тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением
элементов, отражающих идейный смысл произведения;
соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
выявлять подтекст;
владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи;
создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе,
публицистическая и научно-популярная статья);
писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
принимать участие в диспуте, дискуссии;
составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения
работы;
Аудирование и чтение
владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и
использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной
работе с литературой разных стилей и жанров;
извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная,
справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц
выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический,
пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
анализировать особенности употребления основных единиц языка;
анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки
зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых
особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при
построении высказывания.