Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рабочая программа
по
географии
(учебный предмет)
5-9
(классы)
5 лет
(срок реализации)
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директопгшколы:
Е.В.Зтинаева
2021 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена для 5-9 классов основной общеобразовательной школы.
Программа по географии для основной школы обеспечивает преемственность обучения с
подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе:
• Федерального закона «Об образовании в РФ от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ (в последней
редакции)»;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
• Примерной программы основного общего образования по географии
• Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования.
• Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной
(обязательной) части учебного курса.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно
переоценить.
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во
взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое
положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном
пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в
разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно - общественных
территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств
(план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей
жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими,
демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
• Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 - 9 классов линии
«Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева (ФГОС). - М.: Просвещение, 2019.
УМК
• География. 5 - 6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2019.
• География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина - М.: Просвещение, 2019.
• География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина - М.: Просвещение, 2019.
• География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина - М.: Просвещение, 2019.
• Атласы с комплектом контурных карт 5-9 классы.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития
природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных,
экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом
пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к
географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию
территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях
(планета в целом, территории материков, России, своего региона);
• Понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его
развития с учетом исторических факторов;
• Познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических
процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное
поведение в окружающей среде;
• Формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни
на Земле;
• Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции,
использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению
географического пространства;
• Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных
способов (план, карта, приборы, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных
потребностей, интересов, проектов;
• Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально
коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы,
карты, проекты, компьютерные программы, презентации);
• Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости
проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• Всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического
положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их
взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах
и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения
проблем для устойчивого развития страны;
• Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а
также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической
деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с
учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно
деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных
на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. обучающиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и
группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно
изучаются: с 5 по 7 класс - география планеты Земля, с 8 по 9 класс - география России.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет
обучения 272 часа, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах, по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 классах
и 68 ч. в 9 классах (2 ч в неделю).
В соответствии с учебным (образовательным) планом школы курсу географии в основном
общем образовании предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые
географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения
общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в
системе непрерывного географического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию
и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия
человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам
России, своего края.
2. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре
своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
5. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в
природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и
способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
7. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
8. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться.
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11.
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать
зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных
источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
• читать планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить
их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально
экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно
популярной литературе и средствах массовой информации;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и
явлениями для объяснения их географических различий;
• проводить расчеты демографических показателей;
• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с
изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и
отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и
хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;
• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с
контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и
отдельных регионов;
• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
• описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы
России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны,
связанных с глобальными изменениями климата.
Население России
Выпускник научится:
• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов и стран;
• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и
религиозному составу;
• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на
селения России и ее отдельных регионов;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе
для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;
• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей
экономики России для решения практико
ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы
об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально
экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с
изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
Раздел 1. Источники географической информации. (19 часов)
Развитие географических знаний, о Земле. (4часа) Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
План и карта (11 час.)
Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе.
Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной
поверхности.
Способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение
направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные
знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего
плана местности.
Практическая работа: «Составление плана местности»
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение
расстояний по карте. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная
сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности
Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот.
Разнообразие карт.
Практическая работа: «Определение координат по глобусу и географической карте
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Практическая работа: «Определение по плану и карте расстояний и направлений
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические
следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса
освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её
строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.
Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах
распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние
процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и
внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин
по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Практическая работа: «Определение горных пород, встречающихся в Карелии, изучение их
свойств».
Практическая работа: «Описание гор, равнин мира».
Практическая работа : «Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности,
районов землетрясений и вулканов»
Практическая работа: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет
Земли»
Человек на Земле (3 часа)
Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека
в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование
рельефа, антропогенные формы рельефа.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые
колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия
образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и
деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и
сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования
и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и
инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.
Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение
преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение
изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды.
Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила
обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека
к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических
условиях.
Практическая работа: «Наблюдение за погодой, обработка данных».
Практическая работа: «Построение розы ветров»
Гидросфера — водная оболочка Земли. (13часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового
океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения
морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в
формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и
хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод
Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек.
Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения
водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления
течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород.
Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,
многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную
деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные
явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила
обеспечения личной безопасности.
Практическая работа: «Описание моря по плану»
Практическая работа: «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»
Практическая работа: «Описание реки по плану»
Биосфера Земли. (4часов)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых
организмов на суше и в Мировом океане.
Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых
организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и
высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана
растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как
способ определения качества окружающей среды.
Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и
разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв.
Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в
сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. (5часов) Строение, свойства и закономерности
географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы:
природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный
комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности
взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных
зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практическая работа: «Нанесение на контурную карту природных зон Земли»
Обобщение по курсу география 6 кл (1час)
Раздел 3.
Введение (3часа). Как вы будете изучать географию в 7 классе. Учимся с «Полярной звездой»1. Географические карты
Практическая работа: «Анализ фотографий, рисунков, картин»
Практическая работа: «Анализ карт географического атласа»
Население Земли (5 часов)
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы.
Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью
выявления регионов проживания представителей различных рас.
Практическая работа: «Сравниваем страны мира»
Практическая работа: Анализ карты «Народы и плотность населения мира»
Численность населения Земли, её изменение во времени.
Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени.
Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения
численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный
прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины
естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность
населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения
населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных
природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик
людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов
мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе.
Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и
сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в
хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города.
Городские агломерации.
Практическая работа: «Изучение населения Земли по картам и диаграммам»
Природа Земли, природные комплексы и регионы(19час)
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности.
Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов.
Современное географическое положение материков
и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты.
Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни
людей. Катастрофические явления природного характера
Раздел 4. Материки, океаны и страны. (41 часов).
Материки, океаны и страны. (41 часа)
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной
Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы
материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение
Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия
человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная
географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население,
особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
Практическая работа: « Определение: географических координат крайних точек Африки,
протяжённости в градусах и километрах по 20 градусу в.д..Обозначение на контурной карте Африки
изучаемых объектов».
Практическая работа: «Описание Египта по типовому плану».
Практическая работа: « Определение по карте географического положения Австралии»
Практическая работа: «Определение по карте географического положения Антарктиды».
Практическая работа: « Описание одной из стран Южной Америки по типовому плану».
Практическая работа: « Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств
Евразии ( по выбору).
Практическая работа: «Установление различий в численности и плотности населения
различных регионов Азии».
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Раздел 5. Особенности географического положения России. (7 часов)
Россия в мире Мы и наша страна на карте мира. Как ориентироваться по карте России.
Формирование территории России. Наше национальное богатство. Государственные границы
России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство
недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и
жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
Практическая работа: «Обозначение на контурной карте государственной границы России».
Практическая работа: «Определение поясного времени для разных городов России»
Практическая работа: «Ориентирование по физической карте России»
Россияне. (10 часов) Население России.
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с численностью
населения других государств. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и
XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий.
Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного
состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая
продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность
как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим
материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей
размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ.
Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных
отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения
населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими
факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и
городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных
частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения
России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины
миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных
территорий России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение
государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических
этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное
устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практическая работа: «Определение и анализ основных статистических показателей,
характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий».
Практическая работа: «Определение по статистическим материалам тенденций изменения
доли занятых в отдельных сферах хозяйства»
Раздел 6. Природа России. (17 часов)
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно
ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального
использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с
природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования
земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные
тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на
территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы,
формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.
Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности
человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на
примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние
географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по
картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля,
годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы
климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных
пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека,
его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная
деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для
характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования
климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек
по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом,
характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные
явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в
жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с
использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного
использования.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя
мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними
опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути
сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных
регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования
почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв
на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их
хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с
эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их
свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир
России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений
растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного
комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного
и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа: «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых».
Практическая работа: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации Средние температуры января, июля, годового количества осадков по территории России».
Практическая работа: «Определение по синоптической карте особенностей погоды для
различных пунктов. Составление прогноза погоды».
Практическая работа: «Описание одной из рек с использованием тематических карт и
климатограмм, определение возможностей её использования».
Природно-хозяйственныезоны.(7 часов)
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их
компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей,
полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления
взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.
Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Практическая работа: « Анализ физической карты и карт компонентов природы для
установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах».
Раздел 7 Хозяйство России. (21 час)
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная
структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое
положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения
типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение
производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства
России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия
и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная,
газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов
добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в
производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление
характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры.
Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей
трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы
размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов:
основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы.
Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие
комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство.
Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и
сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных
отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и
значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные
районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт
и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана
окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы,
центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве
жизни населения.
Практическая работа: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам
и статистическим материалам».
Практическая работа: « Установление основных факторов размещения предприятий чёрной и
цветной металлургии».
Практическая работа: «Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных
районов страны».
Природа Карелии (6 часов) Физико - географическое положение Карелии. Основные черты
природы, обусловленные ФГП. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат.
Агроклиматические ресурсы и рекреационно - климатические условия. Реки и озёра Карелии.
Экологические проблемы водопользования. Почва. Многообразие животного и растительного мира.
Охрана природы. Охраняемые природные территории и объекты.
Практическая работа: «Сравнительная характеристика агроклиматических ресурсов севера и
юга Карелии».
Раздел 9. Хозяйство России. (21 час) Повторение.
9класс
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная
структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое
положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения
типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение
производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства
России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия
и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная,
газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов
добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в
производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление
характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры.
Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей
трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы
размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов:
основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы.
Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие
комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство.
Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и
сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных
отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и
значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные
районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт
и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана
окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы,
центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве
жизни населения.
Практическая работа: «Дать сравнительную характеристику Печёрского и Кузнецкого
угольных бассейнов на основе статистических данных»
Практическая работа: « Оценка экологической ситуации в различных регионах России на
основе экологической карты, материалов периодической печати».
Регионы России. (44 часа)
Природно-хозяйственное районирование
России. Принципы
и
виды
природно
хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Европейский Северо- Восток, Центральная Россия,
Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его
влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и
рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсного потенциала.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,
национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География
важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические
аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона.
Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и
районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для
развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере
одной из территорий региона.
Практическая работа: « Создание образа региона на основе текста и карт учебника , других
источников информации».
Практическая работа: «Оценка природно ресурсного потенциала Европейского Севера на
основе тематических карт».
Практическая работа: «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства
Европейского Юга».
Практическая работа: «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири».
Раздел 10. Россия в современном мире. (3 часа)
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с
другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
Критерии оценивания результатов учебной деятельности
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся
универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
• самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и
освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской
идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей
этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя»)
учения обучающимися на основе устойчивой
системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и
того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной
децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её
разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего
образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание
нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с
учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример
для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину,
знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей
национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и
способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои
достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно
познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам
решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата,
стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к
решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на
решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с
точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:
1) в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами,
не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого
педагогической диагностики развития личности;
2) в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных
личностных результатов):
• оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений (или других форм
накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении);
• оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о
поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению,
окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
• психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и
администрации при согласии родителей).
Внешние
неперсонифицированные
мониторинговые
исследования проводятся
специалистами районного отдела образования один раз в год на выпускниках начальной школы.
Внутренняя оценка.
1. Оценка личностного прогресса. Она проводится по контекстной информации интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений. Педагог
может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень
самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного
развития - наличие положительной тенденции развития.
2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о
поступках и действиях людей является также накопительной.
Система проверочных, тестовых заданий по предметам русский язык, литературное чтение,
окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики предполагает
включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ (+, -, +/-), накопительная
оценка показывает освоенность данных учебных действий.
3. Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную
профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или
педагогов и администрации при согласии родителей) по вопросам (возможны варианты):
• сформированности внутренней позиции обучающегося;
• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса;
• сформированности самооценки;
• сформированности мотивации учебной деятельности.
Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и
образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий
учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий
обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного
плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего
образования строится вокруг умения учиться.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры:
• решение задач творческого и поискового характера, творческие задания, интеллектуальный
марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
• проектная деятельность
• текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных
результатов обучения;
• комплексные работы на межпредметной основе.
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных,
коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих
тетрадей, представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку
предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.
Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и
умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение
главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование
предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).
Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных
УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах
учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.
Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на
каждом этапе обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений
предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного
процесса. Для этих целей используем как Портфель достижений, так и таблицы «Оценка
метапредметных результатов обучения», включенные в пособия «Контрольные работы и тесты».
Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе
обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником
заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и
познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ
индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению
УУД.
При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений
учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном
материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном
материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.
Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых
годовых отметок по предмету.
Оценка предметных результатов
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и
способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные
результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов
проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки - портфеля достижений
(или другой формы, принятой в образовательном учреждении).
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
1. Текущая аттестация.
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа;
• тесты;
• работа с контурной картой;
• творческая работа;
• диагностическая работа
2. Итоговая аттестация:
• итоговое тестирование.
Тематическое планирование, в том числе с учётом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы)
5 класс
№
Наименование разделов и тем
Практич Контрол Основные направления
Всего
еские
ьные
воспитательной
часов
работы
работы
деятельности
1.
Развитие географических знаний о
4
0
0
1,2, 3, 7, 8
Всероссийский урок
Земле
«Науки и технологий».
2.
Земля - планета Солнечной системы
4
0
1
3.
4.
5.
План и карта
Человек на Земле
Литосфера - твёрдая оболочка Земли
11
3
12
3
0
4
1
1
Итого:
34
7
6 класс
3
Наименование раздела и тем
Всего
часов
1.
Гидросфера - водная оболочка Земли
2.
Атмосфера - воздушная оболочка
Земли
Биосфера - живая оболочка Земли
Географическая оболочка
Обобщение знаний по изученному
курсу
Итого:
Проекты: «Великие
географические
открытия»;
«Скульптурный портрет
Земли»
№
3.
4.
5.
№
1.
Наименование раздела
и тем
Введение
2.
Население Земли
3.
4.
Природа Земли
Природные комплексы
и регионы
5.
Материки и страны
Всего
часов
3
13
Практич
еские
работы
3
Контрол
ьные
работы
1
11
2
1
4
5
1
0
1
0
1
1
0
34
6
4
7 класс
Практи ческие Контрольные
работы
работы
2
5
3
1
Г 13 1
ы
6
2
1
1
41
7
3
Основные направления
воспитательной
деятельности
2, 3,4,5,7,8
Проекты: «Путешествие
капельки воды в Мировом
круговороте воды в
природе»; «Атмосфера и
человек» на примере
своей местности;
«Барометры в науке и в
природе»; «Влияние
капризов погоды на
здоровье людей»;
«Природа родного края»
Олимпиада по экологии
для уч-ся Uchi.ru
Основные направления
воспитательной деятельности
2, 3,4, 8,
Всероссийский урок «Науки и
технологий». Проект: «Мой
город на карте мира и
страны»
1, 2, 3, 4,7, 8
Олимпиада по экологии для
уч-ся Uchi.ru
Проекты: «Отражение
особенностей природы в
фольклоре народов мира»;
«Семь чудес света»;
«Что такое экосистема и
почему это должно меня
заботить?»
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8
Проекты: «Создание
национального парка
Танзании»;
«Как использовать человеку
Антарктиду»;
«Хозяйственное освоение
Амазонии с учётом
сохранения её животного и
растительного мира»;
«Традиции и обычаи народов
мира».
68
Итого:
20______
8 класс
6
№
1.
2.
Россия в мире
Россияне
7
10
Практическ
ие
работы
3
2
3.
4.
Природа России
Природно хозяйственные зоны
17
7
5
1
1
1
5.
Хозяйство
21
3
1
6.
Природа Карелии
6
1
Итого:
68
15
Наименование
раздела и тем
№
1.
2.
3.
Наименование
раздела и тем
Хозяйство России
Регионы России
Россия в мире
Итого:
Всего
часов
Всего
часов
Контрольные
работы
1
1
Основные направления
воспитательной деятельности
1,2,3,4,7,8
Всероссийский урок «Науки и
технологий».
Проекты: «Наш
демографический портрет»;
«История моего посёлка»;
«Топонимы, связанные с
посёлком Надвоицы»
1,2,3,4,7,8
Олимпиада по экологии для
уч-ся Uchi.ru
Проекты: «Разработка
маршрута речной
«кругосветки» по водным
путям России»; «Туризм в
Республике Карелия»; и др.
1,2,3,5,6,8
Проекты: «В преддверии
энергетического кризиса»;
«Волга - экономическая ось
Поволжья» и др.
1,2,3,4,7,8
Проекты: «Заповедники
Карелии»»; «Визитная
карточка Республики
Карелия»; «Воицкий рудник».
5
9 класс
Практические Контрольные
работы
работы
21
44
2
6
1
7
3
68
0
8
0
8
Основные направления
воспитательной деятельности
1,2,3,4,6,7,8
Всероссийский урок «Науки и
технологий».
Проекты: «Санкт - Петербург
в системе мировых
культурных ценностей»;
«Разработка туристического
маршрута по природным и
историческим местам
Европейского Севера»;
«Рекреационное хозяйство
Европейского Юга».
1,2,4,5,6