Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рабочая программа
по
основам безопасности жизнедеятельности
(учебный предмет)

8-9
(классы)

2 года
(срок реализации)

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор пдсрлы:
Е.В. ПДна
наева

2021 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам осво­
ения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государ­
ственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределён­
ных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедея­
тельности», программы воспитания, Концепции преподавания предмета «Основы безопасно­
сти жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного об­
разовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасно­
сти жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С. Шойгу.
Программа построена с учётом содержания УМК: Основы безопасности жизнедея­
тельности. 8-9 классы. В 2-х частях. /Д.П. Рудаков. Под научной редакцией Ю.С. Шойгу. М.: Просвещение, 2020
В условиях современного исторического процесса ведущей глобальной проблемой
выступает обеспечение безопасности личности, общества и государства. В этой связи обуче­
ние российских школьников основам безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) явля­
ется важным и принципиальным достижением как для отечественного, так и мирового обра­
зовательного сообщества.
Цели и задачи предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.
Настоящая Программа обеспечивает:
•
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и фор­
мирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
•
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечиваю­
щих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
•
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, не­
обходимых для последующей жизни;
•
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих по­
требностям современности;
•
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взамиодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе содержание предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне
основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего
общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении без­
опасности жизни и здоровья населения».

В целях обеспечения системного подхода в изучении предмета ОБЖ на уровне основ­
ного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно­
логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность - по возможности её избегать - при необходимо­
сти действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений
рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природ­
ные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерак­
тивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных си­
стем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на
учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающих­
ся.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС учебный предмет ОБЖ входит в предметную
область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является обяза­
тельным для изучения на уровне основного общего образования.
Изучение предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8—9 классах по 1
часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 67 часов, из них по 34 часа в 8
классе и 33 часа в 9 классе.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятель­
ности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно­
нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Спо­
собствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внут­
ренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально-значимых качествах,
которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоя­
тельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового
и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправ­
ленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как осо­
бого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных цен­
ностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфес­
сиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и тру­
довым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, прожи­
вающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выпол­
нению конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, органи­
зации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
2

дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нор­
мах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообраз­
ной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия
в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и между­
народной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в реше­
нии задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техноген­
ного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам совре­
менности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств,
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, ува­
жительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие спо­
собности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; го­
товность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; ак­
тивное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключаю­
щего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения
к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного пове­
дения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об ос­
новных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской дея­
тельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершен­
ствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице,
на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при
воздействии рисков культурной среды);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснован­
ные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможно­
стей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
3

понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопас­
ной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбаланси­
рованный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание послед­
ствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным услови­
ям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять соб­
ственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, орга­
низации, города, края) технологической и социальной направленности, способность иниции­
ровать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к прак­
тическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам тру­
довой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образова­
ния и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и сред­
ства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыха­
тельные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычай­
ных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе,
в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по­
следствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие дей­
ствий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потре­
бителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной без­
опасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на тер­
ритории проживания.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся меж­
предметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связы­
вать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их ис­
4

пользовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивиду­
альной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприя­
тие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой
среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны
отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассмат­
риваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерно­
стей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько ва­
риантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматри­
ваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследо­
вания;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их послед­
ствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их разви­
тии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информа­
ции или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критери­
ев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию раз­
личных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллю­
стрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их ком­
бинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим ра­
ботником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
5

Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмо­
ции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения
конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков
и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выби­
рать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результа­
тах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по задан­
ным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готов­
ность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуа­
циях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоя­
тельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом
собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возник­
нуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регу­
лировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку
свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
6

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и сле­
дования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повсе­
дневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности
и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем
будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных
знаний основ комплексной без- опасности личности, общества и государства, индивидуаль­
ной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористиче­
ского поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы без­
опасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоен­
ных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного пове­
дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового об­
раза жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного уча­
стия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам со­
временности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций при­
родного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых
видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массо­
вых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной за­
щиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуаци­
ях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую по­
мощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, по­
падании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и при­
нимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных усло­
вий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания;
7

12)
овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситу­
аций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в обще­
ственных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспе­
чивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения
модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения
предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям:
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СО­
ВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их сход­
ство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или
нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физиче­
ские, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности —
люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техноген­
ного происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электро­
приборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасно­
сти;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникнове­
ние опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного проис­
хождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализа­
ция, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе
правильно использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железно­
дорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира,
водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том
числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на
транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вы­
званного террористическим актом.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том
числе техногенного происхождения;
8

распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного ха­
рактера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в
толпе);
знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обна­
ружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных
местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе
при захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для
устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологи­
ческой обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологическо­
го происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеороло­
гического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения
(наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степ­
ные);
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в пр родной среде, учитывая
вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасны­
ми насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ
ЗНАНИЙ»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа
жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок,
режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкого­
лизм, наркомания, игровая зависимость);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого­
социального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биоло­
го-социального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг
(травля);
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую,
террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на
9

их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противо­
стоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозри­
тельными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми
и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной
команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике со­
временных молодёжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных мани­
пуляциях.
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз; характеризовать потен­
циальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупре­
ждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористиче­
ские и иные деструктивные интернет-сообщества); владеть принципами безопасного исполь­
зования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании
Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных
сетях).
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗ­
МУ»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятель­
ности;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстре­
мизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или
опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе
при захвате и освобождении заложников.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАР­
СТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасно­
сти жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения
при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных усло­
виях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различ­
ного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных си­
туаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситу­
ациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учётом возрастных обязанно­
стей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситу­
аций.
10

Выпускник научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
• безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
• безопасно использовать бытовые приборы;
• безопасно использовать средства бытовой химии;
• безопасно использовать средства коммуникации;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенно­
го характера;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на
улице;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
лифте;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
• безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
• безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
• безопасно применять первичные средства пожаротушения;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воз­
душном и водном);
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на
воде;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
• использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
• готовиться к туристическим походам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
• адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
• добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
• добывать и очищать воду в автономных условиях;
• добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) вре­
менное жилище в автономных условиях;
• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
11

• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного ха­
рактера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного ха­
рактера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техно­
генного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотиз­
ма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неиз­
вестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захва­
те в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению за­
ложников;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопле­
ния людей;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах боль­
шого скопления людей;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скоп­
ления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значе­
ние для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоро­
вье;
• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
• адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоро­
вья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
• безопасно использовать ресурсы интернета;
• анализировать состояние своего здоровья;
• определять состояния оказания неотложной помощи;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
12

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность:
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
• готовиться к туристическим поездкам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного харак­
тера;
• безопасно вести и применять права покупателя;
• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экс­
тремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и
факторов и на состояние своего здоровья;
• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоро­
вье человека;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных ак­
тов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современ­
ной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
• оказывать первую помощь при коме;
• оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жиз­
недеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
• усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области без­
опасности жизнедеятельности.

13

Содержание учебного предмета (с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности)
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
1. Введение:
цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл
понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятель­
ности»; источники и факторы опасности, их классификация;
2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях:
общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и
различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия
человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в
чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
1.Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь:
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ
и их опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
2.Основные опасности в быту. Травмы:
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой
помощи;
3. Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего
пользования:
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила ока­
зания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и
выходе из них; правила эксплуатации мусоропровода;
4. Пожарная безопасность в жилых помещениях:
пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их воз­
можные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные сред­
ства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с
ними, ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность
граждан в области пожарной безопасности;
5. Проникновение в дом злоумышленников:
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведе­
ния при попытке проникновения в дом посторонних;
6. Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах
жизнеобеспечения:
классификация аварийных ситуаций; правила подготовки к возможным авариям на
коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
1. Правила дорожного движения:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности
участников дорожного движения;
2. Безопасность пешехода:
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; дорожные ловушки и
правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их примене­
ния;
3. Безопасность пассажиров:
правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров наземного
общественного транспорта, ремень безопасности и правила его применения; порядок
14

действий пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном
транспорте, в том числе вызванных террористическим актом; правила поведения пас­
сажира мотоцикла;
4. Безопасность водителя:
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготов­
ки велосипеда к пользованию;
5. Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действия при ДТП:
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий; поря­
док действий очевидца дорожно-транспортного происшествия; порядок действий при
пожаре на транспорте;
6. Пассажиры на различных видах транспорта:
особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного,
воздушного); обязанности и порядок действий пассажиров при различных происше­
ствиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим ак­
том;
7.Элементы первой помощи при ЧС на транспорте;
первая помощь и последовательность её оказания; правила и приёмы оказания первой
помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
1.Основные опасности в общественных местах:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в об­
щественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с
ними;
2. Действия при возникновении массовых беспорядков, паники, толпы:
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового
пребывания людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребыва­
ния людей; порядок действий при попадании в толпу и давку;
3. Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении
зданий:
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий
при эвакуации из общественных мест и зданий;
4. Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях кримино­
генного характера:
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновении; порядок действий при обнаружении бесхоз­
ных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения тер­
рористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок
действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
1. Классификация и характеристика ЧС природного характера:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; природные пожа­
ры, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий
при нахождении в зоне природного пожара;
2. Сигналы бедствия и способы их подачи:
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному
автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в
природной среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов
бедствия;
3. Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями.
Распознавание растений и грибов.
15

правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными,
порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных,
змей, пауков, клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и расте­
ний, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми
грибами и растениями;
4. Правила безопасного поведения в горах:
устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в го­
рах; снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попада­
нии в лавину; камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необхо­
димых для снижения риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опас­
ности, порядок действий при попадании в зону селя; оползни, их характеристики и
опасности, порядок действий при начале оползня;
5. Правила безопасного поведения на водоемах:
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовлен­
ных и неподготовленных местах; порядок действий при обнаружении тонущего чело­
века; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при
нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;
6. Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами:
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении; цу­
нами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цу­
нами;
7. Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе:
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при урага­
нах, бурях и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при
попадании в грозу;
8. Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана:
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок дей­
ствий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в
зоне извержения вулкана;
9.Экология и ее значение для устойчивого развития общества:
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для
устойчивого развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприят­
ной экологической обстановке.
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИН­
СКИХ ЗНАНИЙ»:
1.Общие представления о здоровье:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
2. Инфекционные заболевания:
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распро­
странения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них; по­
рядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения;
3. Неинфекционные заболевания:
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неин­
фекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защи­
ты от них; диспансеризация и её задачи;
4. Психическое здоровье и психологическое благополучие:
16

понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные
модели психического здоровья и здоровой личности; стресс и его влияние на челове­
ка, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональ­
ных состояний;
5.Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях:
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм
оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи; порядок дей­
ствий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической
поддержки пострадавшего.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
1.Общение-основа социального взаимодействия:
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитив­
ного общения; приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и ком­
фортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного об­
щения;
2. Конфликты в процессе общения:
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, без­
опасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опас­
ных проявлениях; способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (моде­
ратора); опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
3. Манипуляция и способы противостоять ей:
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций
и способы противостояния им;
4.Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуа­
циях.
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жиз­
ни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную дея­
тельность) и способы защиты от них;
5.Безопасное поведение и современные увлечения молодежи:
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила без­
опасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»:
1.Безопасность в цифровой среде:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компь­
ютерных угроз, положительные возможности цифровой среды; риски и угрозы при
использовании Интернета; общие принципы безопасного поведения, необходимые
для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифро­
вом пространстве;
2.Опасные программы и явления цифровой среды:
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разно­
видности; правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения
сложных и опасных ситуаций в цифровой среде;
3.Опасный контент и опасные персоны:
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приё­
мы распознавания опасностей при использовании Интернета; противоправные дей­
ствия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения
17

рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы);
4. Деструктивные течения и защита от них:
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного
использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различ­
ную деструктивную деятельность.
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРО­
РИЗМУ»:
1.Основы противодействия экстремизму:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты
проявления и последствия;
2. Основы противодействия терроризму:
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террори­
стической опасности;
3. Роль личности в противодействии терроризму:
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и тер­
роризму, контртеррористическая операция и её цели;
4.Основы контртеррористической безопасности:
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористиче­
ского поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок
действий при их обнаружении;
5. Правила поведения при совершении террористических актов:
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий
при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, по­
падание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывно­
го устройства).
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУ­
ДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ»:
1.Взаимодействие государства, общества, личности в общественной безопасно­
сти:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), её задачи, структура, режимы функционирования; государственные службы
обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия
с ними; общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности
жизни и здоровья населения; права, обязанности и роль граждан Российской Федера­
ции в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
2.Оборона страны:
антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной без­
опасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях, система ОКСИОН;
3.Предупреждение и ликвидация ЧСразличного характера:
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении; средства
индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрую­
щим противогазом; эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций,
порядок действий населения при объявлении эвакуации.

18

Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указа­
нием количество часов отводимых на освоение каждой темы):
№
п/п

Наименование

Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в совре­
менном обществе»
2.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
3.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»
4.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»
5.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. основы медицинских
6.
знаний»:
7.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»
8.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»
9.
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
10.
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
Итого часов:
1.

Кол-во часов
8 кл

9 кл

3

-

7
7
6
6

6

-

10

3
3
-

4
3
8

-

3

34

34

19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ VIII КЛАСС
№
урока

1.

2.
3.

4.

5.

6.

Тема

Содержание материала

Количество часов
Все­ практ ко
нт
го
р
Безопасность и защита человека в среде обитания (21 ч)
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (21 ч)
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (11 ч)
Производственные аварии Понятие об аварии, производственной катастрофе,
1
и катастрофы
чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Классификация и характеристика чрезвычайных си­
туаций техногенного характера.
Потенциально опасные
Понятие о потенциально опасном объекте. Обеспече­
1
объекты
ние личной безопасности при техногенных авариях.
Пожары и взрывы
Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объ­
1
екты. Классификация аварий на пожаро- и взрыво­
опасных объектах. Понятие о пожаре. Основные по­
ражающие факторы пожара. Классификация и харак­
теристика пожаров, их причины и последствия.
Процессы горения
Процесс горения и его условия. Группы возгораемо­
1
1
сти веществ и материалов. Стадии развития пожара.
Условия, способствующие распространению пожа­
ров. Пожары и паника. Правила безопасного поведе­
ния при пожарах.
Взрывы
Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их при­
1
1
чины и последствия. Основные поражающие факторы
взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, обо­
рудование. Действие взрыва на человека. Правила
безопасного поведения при взрывах.
Аварии с выбросом АХОВ Аварии с выбросом аварийно химически опасных ве­
1
ществ. Понятие об опасном химическом веществе,
химически опасном объекте, химической аварии.
Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их

Основные направления вос­
питательной деятельности

1,2„5,6,
Учения по пожарной безопас­
ности. Эвакуация.
практическое занятие по граж­
данской обороне.
Игра - викторина «опасные ме­
ста в Карелии»

7.

Причины аварий и по­
следствия

8.

Аварии с выбросов радио­
активных веществ

9.

Радиационно опасные
объекты

10.

Гидродинамические ава­
рии

11.

Правила безопасного по­
ведения

характеристика и поражающие факторы. Классифи­
кация аварий с выбросом АХОВ.
Причины химических аварий и их возможные по­
следствия. Понятие об очаге химического поражения
и зонах химического заражения, их характеристика.
Правила безопасного поведения при авариях с выбро­
сом опасного химического вещества. Основные спо­
собы защиты населения и правила безопасного пове­
дения при авариях на железнодорожных и автомо­
бильных магистралях при перевозке опасных грузов.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Ра­
диоактивное (ионизирующее) излучение и его воздей­
ствие на людей и животных. Свойства радиоактивных
веществ. Естественные и искусственные источники
ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее об­
лучение человека. Основные гигиенические норма­
тивы облучения.
Аварии на радиационно опасных объектах, их клас­
сификация и причины. Характеристика очагов пора­
жения при радиационных авариях. Последствия ради­
ационных аварий. Характер поражения людей и жи­
вотных. Особенности радиоактивного загрязнения
местности при авариях на радиационно опасных объ­
ектах. Основные способы защиты населения и прави­
ла безопасного поведения при авариях на радиационно опасных объектах.
Итого 1 четверть
Гидродинамические аварии, их причины и послед­
ствия. Поражающие факторы гидродинамических
аварий. Классификация гидродинамических аварий.
Гидродинамические опасные объекты.
Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического
затопления и их характеристика. Мероприятия по

1

1

1

1

9
1

1

2
1,2,3,4,5
Игра "Безопасное поведение в
чрезвычайных ситуациях";
Беседа с элементами дискуссии
«Правила нашей безопасности»

1
21

уменьшению последствий аварий на гидродинамиче­
ски опасных объектах. Основные меры по защите
населения. Правила безопасного поведения при ава­
риях на гидродинамически опасных объектах.

12.
13.
14.

15.

16.

17.

18.

19.

Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания (10 ч)
Экология и экологическая Антропогенные изменения в природе. Влияние дея­
1
4,5,8
безопасность.
тельности человека на окружающую среду.
Игра - квест «Природные стихийные бедствия
Биосфера и человек.
Формы негативного воздействия человека на биосфе­
1
ру.
Понятие о чрезвычайной
Классификация чрезвычайных ситуаций экологиче­
1
ского характера. Источники загрязнения окружающей
ситуации экологического
среды и их классификация.
характера.
Последствия хозяйствен­
Экологические последствия хозяйственной деятель­
1
1
ной деятельности челове­ ности человека. Виды загрязнения биосферы.
ка
Источники загрязнения атмосферы. Зависимость
Изменение состава и
1
свойств атмосферы (воз­
климата от прозрачности атмосферы.
душной среды).
Итого 2 четверть
7
1
Гидросфера и ее состоя­
Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана.
1
Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ. Изме­
ние
нение состояния гидросферы (водной среды).
Значение воды для жизни Физико-химические качества питьевой воды. Причи­
1
ны ухудшения качества пресных природных вод. По­
на Земле.
нятие о сточных водах. Классификация и характери­
стика сточных вод: бытовых, атмосферных, произ­
водственных.
Изменение состояния су­
Функции и значение почвы. Причины опасного влия­
1
1,2,4,,6,7,8
ши (почвы, недр, ланд­
ния почвы на здоровье человека. Опасность, исходя­
Практическое занятие по отра­
щая из почвенных покровов в связи с широким при­
ботке навыков при ожогах.
шафта).
менением пестицидов. Деградация почвы и ее причи­
Викторина «Азбука здоровья"
ны. Влияние отходов на загрязнение почвы. Твердые
и жидкие отходы.
22

20.

Показатели предельно до­
пустимых воздействий на
природу.

Понятие о предельно допустимых концентрациях
вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы
качества воздуха, воды и почвы. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов
питания.

1

21.

Экологическая обстановки Регионы России и экологическая обстановка. Загряз­
в России
нение и меры борьбы с загрязнение окружающей сре­
ды.

1

22.

25.

26.

27.

28.

1

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6 ч)
П ервая м еди ц и н ск ая п ом ощ ь при ост ры х сост оя н и я х (6 ч)
Пути попадания ядовитых веществ в организм чело­
Воздействие химических
1
1
1,2,7
веществ на организм че­
Отработка практических навы­
века: через органы дыхания, через желудочно­
кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и
ков при оказании ПМ
ловека.
общие признаки химического отравления.
Первая медицинская по­
Общие правила оказания первой медицинской помо­
1
1
мощь при отравлении ава­ щи пострадавшим при отравлении аварийно химиче­
рийно химически опасны­ ски опасными веществами: общеядовитого действия;
ми веществами.
удушающего действия; удушающего и общеядовито­
го действия; нейротропного действия; удушающего и
нейротропного действия.
ПМП при поражении яда­ Первая медицинская помощь при поражении мета­
1
1
ми
болическими ядами; при отравлении солями тяжелых
металлов и мышьяка.
ПМП при химических
Первая медицинская помощь при ожогах химиче­
1
1
ожогах
скими веществами. Причины и последствия химиче­
ских ожогов. Оказание первой медицинской помощи
при ожоге кислотой. Оказание первой медицинской
помощи при ожоге щелочью.
Итого 3 четверть
9
5
1
Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни (7)
Безопасное поведение на
Основные правила поведения на улице, во дворе, на
1
1,2,,4,,6,8.
улицах и дорогах
игровой площадке. Правила дорожного движения на
Профилактика травматизма.
23

29.

Правила для велосипеди­
ста

30.

Правила для роллинга

31.

Уголовная ответствен­
ность для несовершенно­
летних
Безопасность в обще­
ственных местах
Самозащита в обществен­
ном транспорте
Самозащита в замкнутом
пространстве

32.
33.
34.

пешеходном переходе
Основные правила для велосипедиста. Правила до­
рожного движения. Требования к перевозке груза на
велосипеде.
Исторические сведения о виде спорта. Устройство
роликов. Правила езды на роликах
Понятие - преступление и предусмотренные наказа­
ния. Уголовный кодекс России

Игра по правилам дорожного
движения
Беседа «Ответственность за
нарушение ПДД» Беседа по ан­
титеррору «Как защитить себя
от террора»

1

1
1

Профилактика преступлений. Правила поведения в
общественных местах. Помощь со стороны.
Правила поведения в общественном транспорте.
Приемы самозащиты в электричках и поездах
Правила и приемы самозащиты. Особенности схватки
на лестнице Инструктаж по технике безопасности в
летний период времени. Годовое тестирование

1

Итого 4 четверть
Итого за год

7
34

1

1

1

6

1
6

24

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ В IX КЛАССЕ
№№
урока

Количество ча­
сов
К
П
все­
го

1.

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

Биоритм организа­
торы нашей жизни

7.

1

8.

1

1

9.

1

1

10.

1

Движение основа
здорового образа
жизни
Стресс и стрессовые
ситуации
Защита от стресса и
стрессовых ситуа­
ций.
Информационные
перегрузки

1

1

1

2

Содержание

Основные направления воспита­
тельной деятельности

Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека (13 час)
Экологическая без­
Понятие -экологическая безопасность. Система эколо­
1.2,3,7,8
опасность России
гической безопасности. Экологическая опасность. Си­
Учебно-тренировочная эвакуация
стема обеспечения экологической безопасности.
Урок-диспут «Путь к доброму здоро­
Окружающая среда
Среда обитания человека. Загрязнение окружающей
вью»
и экологическая
среды.. Химические, физические, биологические, ин­
Викторина «Здоров будешь — все до­
опасность
формационные загрязнители.
будешь
Понятие
ксенобиотики. Чужеродные соединения. При­
Химические загряз­
Ситуативный практикум «Жизнь без
нения и отравления. чины химического отравления организма человека. За­
вредных привычек»
щита организма от ксенобиотиков
Шум и здоровье.

1
9

Тема урока

Безопасное питание

Понятие шумовое загрязнение среды. . воздействие зву­
ка на человека. Опасность шумов и защита от них
История пищевого рациона человека. Современный ра­
цион питания. Болезни питания. Последствия перееда­
ния. Энергетическая ценность продуктов питания.
Понятие - биологические ритмы. Суточная ритмика
работоспособности человека. Причины нарушения био­
логических ритмов. Понятие усталость.
Гиподинамический синдром. Последствия гиподина­
мии. Физические резервы человека. Двигательная ак­
тивность.
Стресс- факторы и стресс -реакции. Понятие адаптация.,
болезни «Истощения». Защита от дезадаптации.
Особенности реакции на стресс у людей. Типы темпе­
рамента их характеристики. Стрессовые ситуации и их
предупреждение.
Умственное утомление. Основные правила для усвоение
информации. Искусство общения. Информационная пе­
регрузка и здоровье человека.

Итого 1 четверть
25

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

Окружающая среда
как источник инфек­
ционных заболева­
ний
Экологическая без­
опасность и природ­
ные условия.
Старение и продол­
жительность челове­
ческой жизни.

Инфекции и их природные источники. Эпидемия. ВИЧ
инфекции. Меры профилактики ВИЧ инфекций.
Опасные природные явления. Последствия воздействия
изменения климатических условий. Природные аллер­
гены. Ядовитые растения и животные.
Средняя продолжительность жизни человека. Глобаль­
ные причины смерти. Причины старения. Методы уве­
личения продолжительности жизни. Современные тео­
рии продолжительности жизни.

1,2,,5,6,7.
. Школа выживания Тренировка ГО ЧС
Составить памятку для работающего на
компьютере
Экскурсия в пожарную часть.

Правила безопасного поведения в повседневной жизни (2)

1

1

Безлопастное поль­
зование компьюте­
ром.
Меры безопасности
на уроках в школе

Факторы отрицательного воздействия компьютера на
организм человека. Организация рабочего места у ком­
пьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей.
Требования к освящению помещения. Правила безопас­
ности при работе с компьютером.
Правила безопасности на уроках химии, физики. Физ­
культуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими
режущими инструментами и металлорежущим оборудо­
ванием.

Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (20 ч)
Защита населения в чрезвычайных ситуациях (3 ч.)

16.

1

17.

1

18.

1

Создание междуна­
родной системы гу­
манитарного реаги­
рования при ЧС
мирного и военного
времени.
Цели, задачи и
принципы гумани­
тарной деятельно­
сти.
Гуманитарные акции
МЧС России

Международная гуманитарная деятельность. Междуна­
родные организации по гуманитарной помощи. Сфера
применения МГП

Главные принципы лежащие в основе всех гуманитар­
ных акции. Гуманитарная помощь.
Цели международного сотрудничества МЧС России
Международная деятельность МЧС России. Аэромо­
бильный госпиталь.
26

8

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

28.

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого 2 четверть
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6 ч)
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (6ч)
Организация первой Меры предосторожности в походе. Укусы насекомых,
1,2,3.4,5,6,7,8
доврачебной помо­
змей, клещей. Питание в походе.
Игра - викторина « Оказание первой по­
щи
мощи»
Диспут « Обязан ли я помогать людям»
Медицинская аптеч­ Индивидуальная аптечка. Групповая аптечка. Ком­
плектация аптечки и ее содержание.
ка и правила ее ис­
пользования.
Использование при­ Растительное сырье и технология его приготовления.
родных лекарствен­ Природные лекарственные средства.
ных средств.
Этапы первой реанимационной помощи. Этапы диагно­
Терминальные со­
стояния. Первая ре­ стики., подготовки, реанимации.
анимационная по­
мощь
Виды шока и симптомы шокового состояния I, II, III и
Оказание 1МП при
степени Оказание 1МП при шоковом состоянии при III
шоковом состояние
и
степени
Особенности водных травм. Приемы первой реанима­
Водные травмы
ционной помощи при утоплении.
Д ей ст ви я в ч р е зв ы ч а й н ы х с и т уа ц и я х т ехн оген н ого х а р а к т е р а (2ч)
Действия в районе
Фильтрующие противогазы. Правила пользования про­
аварии с выбросом
тивогазом. Определение размера маски противогаза ГПаварийно химически 5. Изолирующие средства индивидуальной защиты ко­
опасных веществ
жи. Преодоление зоны радиоактивными веществами.
АХОВ)
Действия в опасных Правила поведения в случаи нападения. Средства само­
ситуациях крими­
защиты. Терроризм и безопасность человека. Правила
поведения если вас захватили в заложники.
нального характера
«Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (9 ч)
Этапы проведения соревнований. Правила формирова­
Организация ра­
ния команд. Программа соревнований. Места проведе­
боты движения и
ния соревнований.
соревнований.
Ориентирование на
Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориенти27

местности
29.

10
1

30.

1

31.

1

32.

1

33.

1

34.

1

Ито­
го за
год

7
34

2

2
1

1

Определение сторон
горизонта
Ориентирование на
местности без карт
Жизнеобеспечение
человека

1

1

3

Преодоление пре­
пятствий
Техника преодоле­
ния препятствий без
специального сна­
ряжения
Поисково-спаса­
тельные работы

рование на местности.
Итого 3 четверть
Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью
часов. Определение сторон горизонта по луне. Опреде­
ление по полярной звезде. Ориентирование по местно­
сти по признакам и предметам
Маршруты движения в зависимости от положения их
начальных и конечных пунктов. Ориентирование по
туристической маркировке. Движение без четких ори­
ентиров. Действие при потере ориентировки.
Необходимое снаряжение и имущество. Групповые сна­
ряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специ­
альные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия.
Специальные снаряжения. Используемые для страховки
и преодоления препятствий Техника вязания узлов.
Естественные препятствия и способы их преодоления.
Основные принципы безопасности в ходе преодоления
препятствий

1.2,3,4.5.6.7.8
Семинар «Чрезвычайные ситуации и
безопасность школьника»
Викторина « Как выжить в лесу»

Сигналы международного кода. Способы перенос по­
страдавшего при помощи подручных средств. Подведе­
ние итогов
Итого 4 четверть

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».