Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рабочая программа
по
основам безопасности жизнедеятельности
(учебный предмет)
8-9
(классы)
2 года
(срок реализации)
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор пдсрлы:
Е.В. ПДна
наева
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам осво
ения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государ
ственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределён
ных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедея
тельности», программы воспитания, Концепции преподавания предмета «Основы безопасно
сти жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного об
разовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасно
сти жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С. Шойгу.
Программа построена с учётом содержания УМК: Основы безопасности жизнедея
тельности. 8-9 классы. В 2-х частях. /Д.П. Рудаков. Под научной редакцией Ю.С. Шойгу. М.: Просвещение, 2020
В условиях современного исторического процесса ведущей глобальной проблемой
выступает обеспечение безопасности личности, общества и государства. В этой связи обуче
ние российских школьников основам безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) явля
ется важным и принципиальным достижением как для отечественного, так и мирового обра
зовательного сообщества.
Цели и задачи предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.
Настоящая Программа обеспечивает:
•
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и фор
мирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
•
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечиваю
щих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
•
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, не
обходимых для последующей жизни;
•
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих по
требностям современности;
•
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взамиодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе содержание предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне
основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего
общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении без
опасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении предмета ОБЖ на уровне основ
ного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно
логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность - по возможности её избегать - при необходимо
сти действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений
рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природ
ные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерак
тивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных си
стем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на
учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающих
ся.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС учебный предмет ОБЖ входит в предметную
область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является обяза
тельным для изучения на уровне основного общего образования.
Изучение предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8—9 классах по 1
часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 67 часов, из них по 34 часа в 8
классе и 33 часа в 9 классе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятель
ности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно
нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Спо
собствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внут
ренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально-значимых качествах,
которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоя
тельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового
и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправ
ленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как осо
бого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных цен
ностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфес
сиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и тру
довым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, прожи
вающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выпол
нению конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, органи
зации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
2
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нор
мах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообраз
ной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия
в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и между
народной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в реше
нии задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техноген
ного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам совре
менности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств,
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, ува
жительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие спо
собности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; го
товность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; ак
тивное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключаю
щего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения
к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного пове
дения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об ос
новных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской дея
тельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершен
ствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице,
на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при
воздействии рисков культурной среды);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснован
ные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможно
стей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
3
понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопас
ной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбаланси
рованный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание послед
ствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным услови
ям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять соб
ственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, орга
низации, города, края) технологической и социальной направленности, способность иниции
ровать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к прак
тическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам тру
довой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образова
ния и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и сред
ства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыха
тельные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычай
ных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе,
в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по
следствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие дей
ствий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потре
бителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной без
опасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на тер
ритории проживания.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся меж
предметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связы
вать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их ис
4
пользовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивиду
альной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприя
тие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой
среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны
отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассмат
риваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерно
стей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько ва
риантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматри
ваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследо
вания;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их послед
ствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их разви
тии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информа
ции или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критери
ев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию раз
личных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллю
стрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их ком
бинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим ра
ботником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
5
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмо
ции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения
конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков
и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выби
рать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результа
тах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по задан
ным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готов
ность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуа
циях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоя
тельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом
собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возник
нуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регу
лировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку
свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
6
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и сле
дования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повсе
дневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности
и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем
будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных
знаний основ комплексной без- опасности личности, общества и государства, индивидуаль
ной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористиче
ского поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы без
опасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоен
ных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного пове
дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового об
раза жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного уча
стия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам со
временности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций при
родного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых
видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массо
вых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной за
щиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуаци
ях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую по
мощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, по
падании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и при
нимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных усло
вий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания;
7
12)
овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситу
аций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в обще
ственных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспе
чивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения
модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения
предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям:
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СО
ВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их сход
ство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или
нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физиче
ские, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности —
люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техноген
ного происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электро
приборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасно
сти;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникнове
ние опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного проис
хождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализа
ция, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе
правильно использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железно
дорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира,
водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том
числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на
транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вы
званного террористическим актом.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том
числе техногенного происхождения;
8
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного ха
рактера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в
толпе);
знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обна
ружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных
местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе
при захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для
устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологи
ческой обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологическо
го происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеороло
гического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения
(наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степ
ные);
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в пр родной среде, учитывая
вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасны
ми насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ
ЗНАНИЙ»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа
жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок,
режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкого
лизм, наркомания, игровая зависимость);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого
социального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биоло
го-социального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг
(травля);
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую,
террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на
9
их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противо
стоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозри
тельными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми
и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной
команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике со
временных молодёжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных мани
пуляциях.
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз; характеризовать потен
циальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупре
ждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористиче
ские и иные деструктивные интернет-сообщества); владеть принципами безопасного исполь
зования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании
Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных
сетях).
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗ
МУ»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятель
ности;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстре
мизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или
опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе
при захвате и освобождении заложников.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАР
СТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасно
сти жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения
при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных усло
виях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различ
ного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных си
туаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситу
ациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учётом возрастных обязанно
стей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситу
аций.
10
Выпускник научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
• безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
• безопасно использовать бытовые приборы;
• безопасно использовать средства бытовой химии;
• безопасно использовать средства коммуникации;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенно
го характера;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на
улице;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
лифте;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
• безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
• безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
• безопасно применять первичные средства пожаротушения;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воз
душном и водном);
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на
воде;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
• использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
• готовиться к туристическим походам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
• адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
• добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
• добывать и очищать воду в автономных условиях;
• добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) вре
менное жилище в автономных условиях;
• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
11
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного ха
рактера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного ха
рактера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техно
генного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотиз
ма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неиз
вестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захва
те в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению за
ложников;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопле
ния людей;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах боль
шого скопления людей;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скоп
ления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значе
ние для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоро
вье;
• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
• адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоро
вья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
• безопасно использовать ресурсы интернета;
• анализировать состояние своего здоровья;
• определять состояния оказания неотложной помощи;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
12
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность:
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
• готовиться к туристическим поездкам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного харак
тера;
• безопасно вести и применять права покупателя;
• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экс
тремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и
факторов и на состояние своего здоровья;
• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоро
вье человека;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных ак
тов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современ
ной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
• оказывать первую помощь при коме;
• оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жиз
недеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
• усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области без
опасности жизнедеятельности.
13
Содержание учебного предмета (с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности)
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
1. Введение:
цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл
понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятель
ности»; источники и факторы опасности, их классификация;
2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях:
общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и
различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия
человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в
чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
1.Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь:
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ
и их опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
2.Основные опасности в быту. Травмы:
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой
помощи;
3. Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего
пользования:
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила ока
зания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и
выходе из них; правила эксплуатации мусоропровода;
4. Пожарная безопасность в жилых помещениях:
пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их воз
можные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные сред
ства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с
ними, ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность
граждан в области пожарной безопасности;
5. Проникновение в дом злоумышленников:
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведе
ния при попытке проникновения в дом посторонних;
6. Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах
жизнеобеспечения:
классификация аварийных ситуаций; правила подготовки к возможным авариям на
коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
1. Правила дорожного движения:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности
участников дорожного движения;
2. Безопасность пешехода:
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; дорожные ловушки и
правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их примене
ния;
3. Безопасность пассажиров:
правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров наземного
общественного транспорта, ремень безопасности и правила его применения; порядок
14
действий пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном
транспорте, в том числе вызванных террористическим актом; правила поведения пас
сажира мотоцикла;
4. Безопасность водителя:
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготов
ки велосипеда к пользованию;
5. Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действия при ДТП:
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий; поря
док действий очевидца дорожно-транспортного происшествия; порядок действий при
пожаре на транспорте;
6. Пассажиры на различных видах транспорта:
особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного,
воздушного); обязанности и порядок действий пассажиров при различных происше
ствиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим ак
том;
7.Элементы первой помощи при ЧС на транспорте;
первая помощь и последовательность её оказания; правила и приёмы оказания первой
помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
1.Основные опасности в общественных местах:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в об
щественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с
ними;
2. Действия при возникновении массовых беспорядков, паники, толпы:
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового
пребывания людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребыва
ния людей; порядок действий при попадании в толпу и давку;
3. Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении
зданий:
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий
при эвакуации из общественных мест и зданий;
4. Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях кримино
генного характера:
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновении; порядок действий при обнаружении бесхоз
ных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения тер
рористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок
действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
1. Классификация и характеристика ЧС природного характера:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; природные пожа
ры, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий
при нахождении в зоне природного пожара;
2. Сигналы бедствия и способы их подачи:
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному
автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в
природной среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов
бедствия;
3. Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями.
Распознавание растений и грибов.
15
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными,
порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных,
змей, пауков, клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и расте
ний, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми
грибами и растениями;
4. Правила безопасного поведения в горах:
устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в го
рах; снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попада
нии в лавину; камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необхо
димых для снижения риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опас
ности, порядок действий при попадании в зону селя; оползни, их характеристики и
опасности, порядок действий при начале оползня;
5. Правила безопасного поведения на водоемах:
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовлен
ных и неподготовленных местах; порядок действий при обнаружении тонущего чело
века; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при
нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;
6. Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами:
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении; цу
нами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цу
нами;
7. Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе:
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при урага
нах, бурях и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при
попадании в грозу;
8. Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана:
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок дей
ствий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в
зоне извержения вулкана;
9.Экология и ее значение для устойчивого развития общества:
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для
устойчивого развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприят
ной экологической обстановке.
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИН
СКИХ ЗНАНИЙ»:
1.Общие представления о здоровье:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
2. Инфекционные заболевания:
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распро
странения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них; по
рядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения;
3. Неинфекционные заболевания:
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неин
фекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защи
ты от них; диспансеризация и её задачи;
4. Психическое здоровье и психологическое благополучие:
16
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные
модели психического здоровья и здоровой личности; стресс и его влияние на челове
ка, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональ
ных состояний;
5.Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях:
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм
оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи; порядок дей
ствий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической
поддержки пострадавшего.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
1.Общение-основа социального взаимодействия:
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитив
ного общения; приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и ком
фортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного об
щения;
2. Конфликты в процессе общения:
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, без
опасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опас
ных проявлениях; способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (моде
ратора); опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
3. Манипуляция и способы противостоять ей:
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций
и способы противостояния им;
4.Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуа
циях.
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жиз
ни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную дея
тельность) и способы защиты от них;
5.Безопасное поведение и современные увлечения молодежи:
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила без
опасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»:
1.Безопасность в цифровой среде:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компь
ютерных угроз, положительные возможности цифровой среды; риски и угрозы при
использовании Интернета; общие принципы безопасного поведения, необходимые
для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифро
вом пространстве;
2.Опасные программы и явления цифровой среды:
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разно
видности; правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения
сложных и опасных ситуаций в цифровой среде;
3.Опасный контент и опасные персоны:
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приё
мы распознавания опасностей при использовании Интернета; противоправные дей
ствия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения
17
рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы);
4. Деструктивные течения и защита от них:
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного
использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различ
ную деструктивную деятельность.
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРО
РИЗМУ»:
1.Основы противодействия экстремизму:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты
проявления и последствия;
2. Основы противодействия терроризму:
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террори
стической опасности;
3. Роль личности в противодействии терроризму:
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и тер
роризму, контртеррористическая операция и её цели;
4.Основы контртеррористической безопасности:
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористиче
ского поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок
действий при их обнаружении;
5. Правила поведения при совершении террористических актов:
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий
при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, по
падание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывно
го устройства).
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУ
ДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ»:
1.Взаимодействие государства, общества, личности в общественной безопасно
сти:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), её задачи, структура, режимы функционирования; государственные службы
обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия
с ними; общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности
жизни и здоровья населения; права, обязанности и роль граждан Российской Федера
ции в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
2.Оборона страны:
антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной без
опасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях, система ОКСИОН;
3.Предупреждение и ликвидация ЧСразличного характера:
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении; средства
индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрую
щим противогазом; эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций,
порядок действий населения при объявлении эвакуации.
18
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указа
нием количество часов отводимых на освоение каждой темы):
№
п/п
Наименование
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в совре
менном обществе»
2.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
3.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»
4.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»
5.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. основы медицинских
6.
знаний»:
7.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»
8.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»
9.
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
10.
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
Итого часов:
1.
Кол-во часов
8 кл
9 кл
3
-
7
7
6
6
6
-
10
3
3
-
4
3
8
-
3
34
34
19
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ VIII КЛАСС
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Содержание материала
Количество часов
Все практ ко
нт
го
р
Безопасность и защита человека в среде обитания (21 ч)
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (21 ч)
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (11 ч)
Производственные аварии Понятие об аварии, производственной катастрофе,
1
и катастрофы
чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Классификация и характеристика чрезвычайных си
туаций техногенного характера.
Потенциально опасные
Понятие о потенциально опасном объекте. Обеспече
1
объекты
ние личной безопасности при техногенных авариях.
Пожары и взрывы
Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объ
1
екты. Классификация аварий на пожаро- и взрыво
опасных объектах. Понятие о пожаре. Основные по
ражающие факторы пожара. Классификация и харак
теристика пожаров, их причины и последствия.
Процессы горения
Процесс горения и его условия. Группы возгораемо
1
1
сти веществ и материалов. Стадии развития пожара.
Условия, способствующие распространению пожа
ров. Пожары и паника. Правила безопасного поведе
ния при пожарах.
Взрывы
Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их при
1
1
чины и последствия. Основные поражающие факторы
взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, обо
рудование. Действие взрыва на человека. Правила
безопасного поведения при взрывах.
Аварии с выбросом АХОВ Аварии с выбросом аварийно химически опасных ве
1
ществ. Понятие об опасном химическом веществе,
химически опасном объекте, химической аварии.
Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их
Основные направления вос
питательной деятельности
1,2„5,6,
Учения по пожарной безопас
ности. Эвакуация.
практическое занятие по граж
данской обороне.
Игра - викторина «опасные ме
ста в Карелии»
7.
Причины аварий и по
следствия
8.
Аварии с выбросов радио
активных веществ
9.
Радиационно опасные
объекты
10.
Гидродинамические ава
рии
11.
Правила безопасного по
ведения
характеристика и поражающие факторы. Классифи
кация аварий с выбросом АХОВ.
Причины химических аварий и их возможные по
следствия. Понятие об очаге химического поражения
и зонах химического заражения, их характеристика.
Правила безопасного поведения при авариях с выбро
сом опасного химического вещества. Основные спо
собы защиты населения и правила безопасного пове
дения при авариях на железнодорожных и автомо
бильных магистралях при перевозке опасных грузов.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Ра
диоактивное (ионизирующее) излучение и его воздей
ствие на людей и животных. Свойства радиоактивных
веществ. Естественные и искусственные источники
ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее об
лучение человека. Основные гигиенические норма
тивы облучения.
Аварии на радиационно опасных объектах, их клас
сификация и причины. Характеристика очагов пора
жения при радиационных авариях. Последствия ради
ационных аварий. Характер поражения людей и жи
вотных. Особенности радиоактивного загрязнения
местности при авариях на радиационно опасных объ
ектах. Основные способы защиты населения и прави
ла безопасного поведения при авариях на радиационно опасных объектах.
Итого 1 четверть
Гидродинамические аварии, их причины и послед
ствия. Поражающие факторы гидродинамических
аварий. Классификация гидродинамических аварий.
Гидродинамические опасные объекты.
Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического
затопления и их характеристика. Мероприятия по
1
1
1
1
9
1
1
2
1,2,3,4,5
Игра "Безопасное поведение в
чрезвычайных ситуациях";
Беседа с элементами дискуссии
«Правила нашей безопасности»
1
21
уменьшению последствий аварий на гидродинамиче
ски опасных объектах. Основные меры по защите
населения. Правила безопасного поведения при ава
риях на гидродинамически опасных объектах.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания (10 ч)
Экология и экологическая Антропогенные изменения в природе. Влияние дея
1
4,5,8
безопасность.
тельности человека на окружающую среду.
Игра - квест «Природные стихийные бедствия
Биосфера и человек.
Формы негативного воздействия человека на биосфе
1
ру.
Понятие о чрезвычайной
Классификация чрезвычайных ситуаций экологиче
1
ского характера. Источники загрязнения окружающей
ситуации экологического
среды и их классификация.
характера.
Последствия хозяйствен
Экологические последствия хозяйственной деятель
1
1
ной деятельности челове ности человека. Виды загрязнения биосферы.
ка
Источники загрязнения атмосферы. Зависимость
Изменение состава и
1
свойств атмосферы (воз
климата от прозрачности атмосферы.
душной среды).
Итого 2 четверть
7
1
Гидросфера и ее состоя
Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана.
1
Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ. Изме
ние
нение состояния гидросферы (водной среды).
Значение воды для жизни Физико-химические качества питьевой воды. Причи
1
ны ухудшения качества пресных природных вод. По
на Земле.
нятие о сточных водах. Классификация и характери
стика сточных вод: бытовых, атмосферных, произ
водственных.
Изменение состояния су
Функции и значение почвы. Причины опасного влия
1
1,2,4,,6,7,8
ши (почвы, недр, ланд
ния почвы на здоровье человека. Опасность, исходя
Практическое занятие по отра
щая из почвенных покровов в связи с широким при
ботке навыков при ожогах.
шафта).
менением пестицидов. Деградация почвы и ее причи
Викторина «Азбука здоровья"
ны. Влияние отходов на загрязнение почвы. Твердые
и жидкие отходы.
22
20.
Показатели предельно до
пустимых воздействий на
природу.
Понятие о предельно допустимых концентрациях
вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы
качества воздуха, воды и почвы. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов
питания.
1
21.
Экологическая обстановки Регионы России и экологическая обстановка. Загряз
в России
нение и меры борьбы с загрязнение окружающей сре
ды.
1
22.
25.
26.
27.
28.
1
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6 ч)
П ервая м еди ц и н ск ая п ом ощ ь при ост ры х сост оя н и я х (6 ч)
Пути попадания ядовитых веществ в организм чело
Воздействие химических
1
1
1,2,7
веществ на организм че
Отработка практических навы
века: через органы дыхания, через желудочно
кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и
ков при оказании ПМ
ловека.
общие признаки химического отравления.
Первая медицинская по
Общие правила оказания первой медицинской помо
1
1
мощь при отравлении ава щи пострадавшим при отравлении аварийно химиче
рийно химически опасны ски опасными веществами: общеядовитого действия;
ми веществами.
удушающего действия; удушающего и общеядовито
го действия; нейротропного действия; удушающего и
нейротропного действия.
ПМП при поражении яда Первая медицинская помощь при поражении мета
1
1
ми
болическими ядами; при отравлении солями тяжелых
металлов и мышьяка.
ПМП при химических
Первая медицинская помощь при ожогах химиче
1
1
ожогах
скими веществами. Причины и последствия химиче
ских ожогов. Оказание первой медицинской помощи
при ожоге кислотой. Оказание первой медицинской
помощи при ожоге щелочью.
Итого 3 четверть
9
5
1
Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни (7)
Безопасное поведение на
Основные правила поведения на улице, во дворе, на
1
1,2,,4,,6,8.
улицах и дорогах
игровой площадке. Правила дорожного движения на
Профилактика травматизма.
23
29.
Правила для велосипеди
ста
30.
Правила для роллинга
31.
Уголовная ответствен
ность для несовершенно
летних
Безопасность в обще
ственных местах
Самозащита в обществен
ном транспорте
Самозащита в замкнутом
пространстве
32.
33.
34.
пешеходном переходе
Основные правила для велосипедиста. Правила до
рожного движения. Требования к перевозке груза на
велосипеде.
Исторические сведения о виде спорта. Устройство
роликов. Правила езды на роликах
Понятие - преступление и предусмотренные наказа
ния. Уголовный кодекс России
Игра по правилам дорожного
движения
Беседа «Ответственность за
нарушение ПДД» Беседа по ан
титеррору «Как защитить себя
от террора»
1
1
1
Профилактика преступлений. Правила поведения в
общественных местах. Помощь со стороны.
Правила поведения в общественном транспорте.
Приемы самозащиты в электричках и поездах
Правила и приемы самозащиты. Особенности схватки
на лестнице Инструктаж по технике безопасности в
летний период времени. Годовое тестирование
1
Итого 4 четверть
Итого за год
7
34
1
1
1
6
1
6
24
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ В IX КЛАССЕ
№№
урока
Количество ча
сов
К
П
все
го
1.
1
2.
1
3.
1
4.
1
5.
1
6.
1
Биоритм организа
торы нашей жизни
7.
1
8.
1
1
9.
1
1
10.
1
Движение основа
здорового образа
жизни
Стресс и стрессовые
ситуации
Защита от стресса и
стрессовых ситуа
ций.
Информационные
перегрузки
1
1
1
2
Содержание
Основные направления воспита
тельной деятельности
Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека (13 час)
Экологическая без
Понятие -экологическая безопасность. Система эколо
1.2,3,7,8
опасность России
гической безопасности. Экологическая опасность. Си
Учебно-тренировочная эвакуация
стема обеспечения экологической безопасности.
Урок-диспут «Путь к доброму здоро
Окружающая среда
Среда обитания человека. Загрязнение окружающей
вью»
и экологическая
среды.. Химические, физические, биологические, ин
Викторина «Здоров будешь — все до
опасность
формационные загрязнители.
будешь
Понятие
ксенобиотики. Чужеродные соединения. При
Химические загряз
Ситуативный практикум «Жизнь без
нения и отравления. чины химического отравления организма человека. За
вредных привычек»
щита организма от ксенобиотиков
Шум и здоровье.
1
9
Тема урока
Безопасное питание
Понятие шумовое загрязнение среды. . воздействие зву
ка на человека. Опасность шумов и защита от них
История пищевого рациона человека. Современный ра
цион питания. Болезни питания. Последствия перееда
ния. Энергетическая ценность продуктов питания.
Понятие - биологические ритмы. Суточная ритмика
работоспособности человека. Причины нарушения био
логических ритмов. Понятие усталость.
Гиподинамический синдром. Последствия гиподина
мии. Физические резервы человека. Двигательная ак
тивность.
Стресс- факторы и стресс -реакции. Понятие адаптация.,
болезни «Истощения». Защита от дезадаптации.
Особенности реакции на стресс у людей. Типы темпе
рамента их характеристики. Стрессовые ситуации и их
предупреждение.
Умственное утомление. Основные правила для усвоение
информации. Искусство общения. Информационная пе
регрузка и здоровье человека.
Итого 1 четверть
25
11.
1
12.
1
13.
1
14.
1
15.
1
Окружающая среда
как источник инфек
ционных заболева
ний
Экологическая без
опасность и природ
ные условия.
Старение и продол
жительность челове
ческой жизни.
Инфекции и их природные источники. Эпидемия. ВИЧ
инфекции. Меры профилактики ВИЧ инфекций.
Опасные природные явления. Последствия воздействия
изменения климатических условий. Природные аллер
гены. Ядовитые растения и животные.
Средняя продолжительность жизни человека. Глобаль
ные причины смерти. Причины старения. Методы уве
личения продолжительности жизни. Современные тео
рии продолжительности жизни.
1,2,,5,6,7.
. Школа выживания Тренировка ГО ЧС
Составить памятку для работающего на
компьютере
Экскурсия в пожарную часть.
Правила безопасного поведения в повседневной жизни (2)
1
1
Безлопастное поль
зование компьюте
ром.
Меры безопасности
на уроках в школе
Факторы отрицательного воздействия компьютера на
организм человека. Организация рабочего места у ком
пьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей.
Требования к освящению помещения. Правила безопас
ности при работе с компьютером.
Правила безопасности на уроках химии, физики. Физ
культуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими
режущими инструментами и металлорежущим оборудо
ванием.
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (20 ч)
Защита населения в чрезвычайных ситуациях (3 ч.)
16.
1
17.
1
18.
1
Создание междуна
родной системы гу
манитарного реаги
рования при ЧС
мирного и военного
времени.
Цели, задачи и
принципы гумани
тарной деятельно
сти.
Гуманитарные акции
МЧС России
Международная гуманитарная деятельность. Междуна
родные организации по гуманитарной помощи. Сфера
применения МГП
Главные принципы лежащие в основе всех гуманитар
ных акции. Гуманитарная помощь.
Цели международного сотрудничества МЧС России
Международная деятельность МЧС России. Аэромо
бильный госпиталь.
26
8
19.
1
20.
1
21.
1
22.
1
23.
1
24.
1
25.
1
26.
1
27.
1
28.
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 2 четверть
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6 ч)
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (6ч)
Организация первой Меры предосторожности в походе. Укусы насекомых,
1,2,3.4,5,6,7,8
доврачебной помо
змей, клещей. Питание в походе.
Игра - викторина « Оказание первой по
щи
мощи»
Диспут « Обязан ли я помогать людям»
Медицинская аптеч Индивидуальная аптечка. Групповая аптечка. Ком
плектация аптечки и ее содержание.
ка и правила ее ис
пользования.
Использование при Растительное сырье и технология его приготовления.
родных лекарствен Природные лекарственные средства.
ных средств.
Этапы первой реанимационной помощи. Этапы диагно
Терминальные со
стояния. Первая ре стики., подготовки, реанимации.
анимационная по
мощь
Виды шока и симптомы шокового состояния I, II, III и
Оказание 1МП при
степени Оказание 1МП при шоковом состоянии при III
шоковом состояние
и
степени
Особенности водных травм. Приемы первой реанима
Водные травмы
ционной помощи при утоплении.
Д ей ст ви я в ч р е зв ы ч а й н ы х с и т уа ц и я х т ехн оген н ого х а р а к т е р а (2ч)
Действия в районе
Фильтрующие противогазы. Правила пользования про
аварии с выбросом
тивогазом. Определение размера маски противогаза ГПаварийно химически 5. Изолирующие средства индивидуальной защиты ко
опасных веществ
жи. Преодоление зоны радиоактивными веществами.
АХОВ)
Действия в опасных Правила поведения в случаи нападения. Средства само
ситуациях крими
защиты. Терроризм и безопасность человека. Правила
поведения если вас захватили в заложники.
нального характера
«Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (9 ч)
Этапы проведения соревнований. Правила формирова
Организация ра
ния команд. Программа соревнований. Места проведе
боты движения и
ния соревнований.
соревнований.
Ориентирование на
Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориенти27
местности
29.
10
1
30.
1
31.
1
32.
1
33.
1
34.
1
Ито
го за
год
7
34
2
2
1
1
Определение сторон
горизонта
Ориентирование на
местности без карт
Жизнеобеспечение
человека
1
1
3
Преодоление пре
пятствий
Техника преодоле
ния препятствий без
специального сна
ряжения
Поисково-спаса
тельные работы
рование на местности.
Итого 3 четверть
Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью
часов. Определение сторон горизонта по луне. Опреде
ление по полярной звезде. Ориентирование по местно
сти по признакам и предметам
Маршруты движения в зависимости от положения их
начальных и конечных пунктов. Ориентирование по
туристической маркировке. Движение без четких ори
ентиров. Действие при потере ориентировки.
Необходимое снаряжение и имущество. Групповые сна
ряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специ
альные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия.
Специальные снаряжения. Используемые для страховки
и преодоления препятствий Техника вязания узлов.
Естественные препятствия и способы их преодоления.
Основные принципы безопасности в ходе преодоления
препятствий
1.2,3,4.5.6.7.8
Семинар «Чрезвычайные ситуации и
безопасность школьника»
Викторина « Как выжить в лесу»
Сигналы международного кода. Способы перенос по
страдавшего при помощи подручных средств. Подведе
ние итогов
Итого 4 четверть
28