Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рабочая программа
по
обществознанию
(учебный предмет)

6-9
(классы)

4 года
(срок реализации)

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директорщншлы:
Е.В. Пинаева

2021 г

Пояснительная записка
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по
учебному предмету «обществознание» является усвоение содержания учебного предмета
«обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС и основной образовательной программой общего образования
МБОУ СОШ п Надвоицы
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования; Примерной основной образовательной программы основного общего
образования; Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации целями преподавания и изучения
обществознания являются так же:
• формирование гармонично развитой личности;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой
культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным
ценностям;
•развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности
правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;
• создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для
реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе.
Главная задача изучения обществознания обеспечить соответствие основной образовательной
программы требованиям ФГОС;
- создание условий, которые обеспечат учащимся 6—9 классов получение и усвоение
обществоведческих знаний;
- формирование у них «правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа- и
информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и
потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности» (Концепция
преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской
Федерации).
Место предмета в учебном плане
Преподавание данного учебного предмета осуществляется в рамках реализации базовой части
учебного плана основного общего образования МОУ СОШ п Надвоицы. Согласно действующему
Базисному учебному плану основного общего образования изучение обществознания предусмотрено
с 6 по 9 класс.
6 класс - 34 часов
7 класс - 34 часов
8 класс - 34 часов
9 класс - 34 часов.
«Обществознание» имеет два концентра, является интегрированным курсом, построенным по
модульному принципу. Учебный предмет включает адаптированные в соответствии с целями
обучения и психологическими особенностями обучающихся основы различных наук (социология,
политология, социальная психология, философия, экономика, политология, юриспруденция). В
линии учебников обществознания под редакцией В.А. Никонова реализован системно­
деятельностный подход к организации образовательного процесса. Последовательность изучения
содержательных единиц соответствует требованиям нормативных документов в области образования
и познавательным возможностям обучающихся.
УМК для 6—9 классов включает в себя следующие учебники:
Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Петрунин, Л.Б.
Логунова, М.В. Рыбакова и др.; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019
1

(ФП № 1.2.3.3.3.1).
Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Г.В. Пушкарева, Л.Г.
Судас и др.; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.2).
Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / И.В. Лексин, Н.Н.
Черногор; под. ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.3).
Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / А.И. Кравченко.
Обществознание 9 класс М.: ООО «Русское слово — учебник», 2005.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно­
нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
2

психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и
других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной
организации,
города,
края)
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий
своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты изучения обществознания в 6— 9 классах включают освоение
учащимися умений, направленных на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных
целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу
в организации учебного сотрудничества; формирование у обучающихся научного типа мышления;
ориентацию учащихся на общекультурные образцы и нормы взаимодействия с окружающим миром;
освоение универсальных учебных действий как основы активной учебно-познавательной
деятельности. Содержание курса с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся
позволяет формировать:
•
метапредметные
и
межпредметные
понятия
(например,
«система»,
«развитие»,
«классификация», «закономерность», «анализ», «личность», «общество», «государство», «экономи ка», «равенство», «социальная справедливость» и пр.);
•
умения работы с социальной информацией (смысловое чтение, преобразование и
интерпретация информации / текста на основе её анализа, систематизации и оценки);
•
умения представлять информацию в форме развёрнутого монологического высказывания
(устного или письменного — мини-сочинение, исследование и пр.); в сжатой словесной форме (в
виде простого или сложного плана), в наглядно-символической форме (таблица, графическая схема,
гистограмма и диаграмма);
•
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения обществознания реализуются в таких познавательных
универсальных учебных действиях, как:
3

•
определение понятий (в описательной форме и через подведение видового понятия к
родовому);
•
сравнение с выделением общих признаков и различий;
•
классификация по предложенным критериям и на основе самостоятельно выбранных
оснований;
•
изложение полученной информации в контексте решаемой задачи;
• объяснение явления, процесса, связей и отношений с заданной точки зрения;
• установление причинно-следственных связей с указанием причин и возможных последствий;
• логическое рассуждение (от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям);
• формулирование вывода (на основе сопоставления разных точек зрения, с подтверждением его
собственной аргументацией);
• использование, преобразование и создание схем и таблиц для систематизации информации и решения
познавательных задач;
•перевод сложной по составу (многоаспектной) информации из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое и наоборот;
• использование информационных ресурсов (текстовых и вне текстовых, включая интернет-ресурсы)
для поиска и отбора информации (под руководством учителя, по его указанию или
самостоятельного).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по обществознанию, а
также к результаты изучения учебного предмета «Обществознание», выносимым на промежуточную
и итоговую аттестацию, должны обеспечивать:
1)
освоение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия
с другими людьми; о характерных чертах и признаках основных сфер жизни общества; о содержании
и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
2)
сформированность умения раскрывать смысл ключевых понятий, базовых для школьного
обществознания; сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3)
сформированность умения описывать основные социальные объекты, явления, процессы с
выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций;
4)
сформированность умения приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и
проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых раз личными видами социальных норм; деятельности людей в разных сферах;
5) сформированность умения классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их
существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям;
6) сформированность умения сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и
основные функции; выявлять их общие черты и различия;
7) сформированность умения устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений,
процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы,
человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
8) овладение приёмами поиска социальной информации по заданной теме в различных её
адаптированных источниках (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения,
диаграммы, графики); умение составлять на их основе план, таблицу, схему; соотносить содержание
нескольких источников социальной информации;
9) овладение приёмами перевода социальной информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу / диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст / диаграмму), умение выбирать
знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситу­
ации;
10) сформированность умения анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
социальную информацию из адаптированных источников (материалов СМИ, учебного текста, фотои видеоизображений, диаграмм, графиков), умения соотносить её с собственными знаниями; делать
выводы;
4

11) сформированность умения использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых
социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного
социального опыта;
12) сформированность умения определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты
социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания своё отношение к
социальным явлениям, процессам;
13) сформированность умения решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей,
типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
14) приобретение опыта использования полученных знаний в практической (включая проектную)
деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей;
15) приобретение опыта самостоятельного составления простейших документов (заявление,
доверенность, бюджет семьи, резюме);
16) сформированность умения оценивать поведение людей с точки зрения моральных, правовых и
иных видов социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости
антиобщественного поведения;
17) овладение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.
Содержание программы
6 класс - 34 часов.
В 6 классе изучаются следующие разделы Примерной образовательной программы: «Человек.
Деятельность человека», «Общество», «Социальные нормы». Учебный предмет «Обществознание» в
6 классе отражает преемственность изучения проблем человека и общества в начальной школе
(предмет «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики») и опирается на
межпредметные связи с такими учебными предметами, как «История» (всеобщая и история России),
«Литература», «География» (физическая география). Содержание курса с учётом возрастных
особенностей и возможностей шестиклассников.
Раздел 1. Человек. Деятельность человека.
Природные (биологические) и общественные (социальные) свойства человека: общение, труд,
совместная деятельность, мышление, язык. Биологические отличия человека от животного:
прямохождение; рука, способная к сложным действиям; большой и развитый мозг; членораздельная
речь. Единство социальных и биологических свойств человека: человек — существо биосоциальное.
Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Возраст биологический и социальный.
Особенности подросткового возраста. Отрочество (подростковый возраст) — наиболее сложный
период жизненного пути человека. Отношения между поколениями. Связь поколений — основа
сохранения и развития общества.
Раздел 2. Общество
Взаимосвязь общества и природы. Особенности общества. Общество и человек. Основные сферы
общественной жизни: экономическая, духовная, социальная, политическая. Взаимодействие сфер
жизни общества.
Типы обществ. Традиционное (доиндустриальное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное общество. Развитие общества. Общественный прогресс. Критерии обществен­
ного прогресса. Пути общественного прогресса — революция, реформа.
Мир как единое целое. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобализация. Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности:
экологические, энергетические, демографические. Экологический кризис и пути его разрешения.
Опасность международного терроризма.
Современное российское общество, особенности его развития. Россия — часть мирового
сообщества.
5

Раздел 3. Социальные нормы.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Виды социальных норм.
Социальный контроль. Социальные санкции (формальные и неформальные, позитивные и
негативные). Отклоняющееся поведение.
Социализация личности. Факторы социализации. Социальная роль. Особенности социализации в
подростковом возрасте.
Общественные ценности. Материальные и духовные ценности. Нравственные ценности.
Патриотизм и гражданственность. Эстетические ценности. Роль ценностей в жизни общества и че­
ловека.
Мораль, этика, нравственность. Зачем нужны моральные нормы. «Золотое правило»
нравственности. Моральная оценка. Добро и зло. Совесть. Моральная ответственность и
нравственный выбор.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и
мораль: общее и различия.
7 класс - 34 часов.
В 7 классе изучаются разделы Примерной образовательной программы «Сфера духовной жизни
общества», «Социальная сфера общества» и «Политическая сфера общества». Учебный предмет
«Обществознание» в 7 классе отражает преемственность с курсом 6 класса и опирается на
межпредметные связи с такими учебными предметами, как «История» (всеобщая история и история
России), «Литература», «Основы религиозных культур и светской этики», «География».
Содержание курса с учётом возрастных особенностей и возможностей семиклассников позволяет
организовать работу над метапредметными и межпредметными понятиями (например,
«закономерность», «анализ», «политика», «государство», «этнические общности», «равенство»,
«социальная справедливость»); а также продолжить формирование:
—
метапредметных и межпредметных понятий (например, «система», «развитие»,
«классификация», «общество», «ценности», «культура», «нормы», «личность», «познание»);
—
умения работы с социальной информацией (смысловое чтение, преобразование и
интерпретация информации на основе её анализа, систематизации и оценки);
—
умения представлять информацию в форме развёрнутого монологического высказывания;
опыта проектной деятельности (на основе рубрики «Работаем над проектом»).
Раздел 1. Сфера духовной жизни общества.
Духовная и практическая деятельность. Духовные потребности. Формирование духовных
ценностей. Структура духовной сферы. Культура, её многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества. Научное знание. Точные науки, науки о природе и
обществе. Фундаментальные и прикладные науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность
учёных. Становление современной науки и научно-технический прогресс. Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Образование и его функции
в современном обществе. Непрерывное образование. Самообразование. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Профессиональное образование.
Дополнительное образование. Государственная итоговая аттестация (выпускные экзамены).
Искусство и духовный мир человека. Виды (формы) искусства. Народная, массовая и элитарная
культура. Влияние искусства на развитие личности.
Религия как форма культуры. Основные виды религий. Мировые религии. Влияние религии на
искусство и науку. Роль религии в жизни общества. Государство и религия. Свобода совести.
Раздел 2. Социальная сфера общества.
Социальное устройство общества. Социальные общности и группы. Этнические,
демографические, профессиональные, классовые общности. Социальное неравенство. Социальная
стратификация и её исторические типы. Социальная идентичность. Роль социальной сферы в жизни
общества.
Положение человека в обществе. Социальный статус личности. Предписанные и достигаемые
статусы. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная
мобильность и её виды.
Социальные конфликты. Природа социального конфликта. Способы разрешения социальных
6

конфликтов.
Семья и семейные отношения. Виды семей. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Досуг семьи. Основы семейного благополучия.
Этнос. Этническое самосознание. Нации. Национальная принадлежность. Межнациональные
отношения. Россия — многонациональное государство. Национальный состав населения России.
Российская государственная национальная политика.
Социальная политика Российского государства. Российская Федерация — социальное
государство. Политика в области доходов и занятости. Социальная защита граждан. Развитие
социальных отраслей.
Раздел 3. Политическая сфера жизни общества.
Что такое политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Государственная политика.
Межгосударственные отношения. Принципы межгосударственных отношений. Межгосударственное
сотрудничество. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Какими бывают
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический
режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Местное самоуправление. Какие вопросы решает местное самоуправление. Как осуществляется
местное самоуправление.
Политические партии. Зачем нужны политические партии. Общественно-политические движения.
Политический экстремизм и его опасность. Гражданское общество. Правовое государство и его
признаки. Участие граждан в политической жизни.
8 класс - 34 часов.
В 8 классе изучаются компоненты Примерной образовательной программы «Гражданин и
государство» и «Основы российского законодательства», которым соответствуют разделы курса
«Государство и личность», «Основы российского права» и «Правовое положение
несовершеннолетних». Учебный предмет «Обществознание» в 8 классе отражает преемственность с
курсами 6—7 классов и опирается на межпредметные связи с таким учебным предметом, как
«История» (всеобщая история и история России).
Раздел 1. Государство и личность.
Наше государство — Российская Федерация. Конституция Российской Федерации.
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Конституционные харак­
теристики Российского государства. Государственные символы России. Россия — суверенное
государство.
Россия — федеративное государство. Федерация как форма государственно-территориального
устройства. Субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа).
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации, его структура.
Полномочия Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Суды общей
юрисдикции. Правоохранительные органы России.
Раздел 2. Основы российского права.
Система российского законодательства. Источники права и законодательство. Нормативный
правовой акт. Нормативный договор. Уровни российского законодательства. Отрасли законо­
дательства.
Правоотношение. Юридический факт. Структура правоотношения: субъекты правоотношения,
содержание правоотношения, объект правоотношения.
Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация.
Ограничение дееспособности. Деликтоспособность.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс Российской Федерации.
Физическое лицо. Юридическое лицо. Имущественные отношения, объекты имущественных
7

отношений. Личные неимущественные отношения. Сделка. Договор. Право собственности.
Возникновение и прекращение права собственности. Защита права собственности и других
гражданских прав. Права потребителей. Способы защиты прав потребителей.
Семейное право. Семейный кодекс Российской Федерации. Семья и брак. Семья под защитой
государства. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей.
Права и обязанности детей в семье.
Трудовые правоотношения. Трудовое право. Трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Раздел 3. Правовое положение несовершеннолетних.
Правовой статус несовершеннолетнего. Почему несовершеннолетние наделены особым правовым
статусом. Права ребёнка. Обязанности ребёнка. Защита прав ребёнка. Защита интересов и прав
детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства. Формы устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности участия несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Права и обязанности
несовершеннолетних работников.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Уголовные наказания,
применяемые к несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного характера.
Правовое регулирование в сфере образования. Законодательство об образовании. Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации». Как связаны права и обязанности обучающихся.
9 класс - 34 часов.
В 9 классе изучается такой компонент Примерной образовательной программы, как «Экономика»,
которому соответствуют разделы курса «Экономика и её основные элементы», «Экономическая
система и экономическая деятельность», «Государство в современной экономике» и «Особые виды
экономической деятельности». Изучение обществознания в 9 классе формирует целостные пред­
ставления и элементарные базовые научные знания об основных экономических категориях и
реалиях современной экономики.
Учебный предмет «Обществознание» в 9 классе отражает преемственность с курсом 6—8 классов
и завершает изучение обществознания в основной школе, поэтому требования к результатам
изучения обществознания в 9 классе в полном объёме соответствуют требованиям ФГОС основного
общего образования. Изучение курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как «История» (всеобщая и история России), «Литература», «География» (физическая,
экономическая география).
Раздел 1. Экономика и её основные элементы.
Понятие экономики. Что изучает экономическая наука. Основное противоречие экономического
развития. Материальные и нематериальные блага. Виды потребностей. Товары и услуги. Ресурсы,
ограниченность ресурсов. Роль экономики в жизни общества.
Производство — основа экономики. Характерные черты современного производства.
Воспроизводственный процесс. Распределение. Обмен. Потребление. Новые технологии и новые
возможности современного производства. Нанотехнологии, ресурсосберегающие технологии.
Факторы производства. Производительность труда. Факторы повышения производительности
труда.
Разделение труда. Разделение труда по функциональному и технологическому признаку.
Профессиональное разделение труда. Профессия и специальность. Специализация и кооперация
труда.
Собственность. Юридическое и экономическое содержание собственности. Субъекты и объекты
собственности. Формы собственности. Интеллектуальная собственность.
Предприятие. Малые, средние и крупные предприятия. Современные формы предприятий.
Деньги. Функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Инфляция и её
последствия.
Раздел 2. Экономическая система и экономическая деятельность.
Экономическая система. Типы экономических систем. Натуральное хозяйство и товарное
производство. Традиционные экономические системы. Централизованная экономика. Рыночная и
смешанная экономика. Конкуренция.
8

Рынок и рыночный механизм. Спрос, предложение, равновесная рыночная цена. Экономический
цикл. Саморегулирование рыночного механизма. Субъекты экономических отношений (домашние
хозяйства, хозяйствующие субъекты, государство). Виды рынков. Рынок потребительских товаров и
услуг. Рынок ресурсов. Финансовый рынок.
Предпринимательская деятельность. Функции предпринимательства. Коммерческое и
некоммерческое предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Постоянные и переменные
издержки. Экономическая прибыль. Торговля. Функции современной торговли. Виды торговли.
Реклама. Маркетинг.
Заработная плата. Реальная и номинальная заработная плата. Минимальный размер оплаты труда
(МРОТ). Стимулирование труда.
Раздел 3. Государство в современной экономике.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Социальная политика государства в рыночной
экономике. Социальная защита населения.
Государственный бюджет. Функции государственного бюджета. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Внутренние и внешние источники государственного бюджета.
Государственный долг. Налоги. Функции налогов. Налоговая система Российской Федерации.
Классификация налогов. Роль налогов в современном мире. Общественные блага. Налогообложение
граждан. Уплата налогов — конституционная обязанность гражданина.
Раздел 4. Особые виды экономической деятельности.
Банк. Банковская система Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации и его
функции. Коммерческие банки. Небанковские кредитные организации. Банковская деятельность.
Активные и пассивные банковские операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам:
депозит, кредит, платёжная карта, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные
и финансовые активы. Защита от финансовых махинаций.
Страховые
услуги:
страхование
жизни,
здоровья,
имущества,
ответственности,
предпринимательских рисков. Пенсионное обеспечение. Страховое свидетельство обязательного
пенсионного страхования (СНИЛС).
Экономика семьи. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Сбережения. Активы и пассивы. Личный
финансовый план.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы).
6 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование раздела и тем
Человек. Деятельность
человека (14 часов)
Загадка человека
Возрасты нашей жизни
Особенности подросткового
возраста
Потребности человека
Способности человека
Люди с ограниченными
возможностями
Деятельность человека
Виды деятельности
Человек познает мир
Человек познает самого себя

Кол-во
часов
14
1
1
1

Основные направления воспитательной
деятельности
1,2,3,4,5,6,7,8
Выставка “Дом в котором я живу” Цикл бесед
“Московская битва” Цикл выставок “Города герои:
Смоленск, Москва, Тула
Международный День
толерантности
Акция «Дерево толерантности»
Акция «Черный тюльпан»
Митинг, посвященный памяти героев
чеченской войны
Книжная выставка в библиотеке «Г ерои
Отечества» ко Дню Героев Отечества

1
1
1
1
1
1
1
9

11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Человек и его окружение
Межличностные конфликты
Здоровье и образ жизни
Повторительно-обобщающий
урок: «Человек. Деятельность
человека»
Общество (11 часов)
Что такое общество
Сферы общественной жизни
Основные типы обществ
Основные типы обществ
Общественный прогресс
Общественный прогресс
Мир как единое целое
Глобальные проблемы
современности
Глобальные проблемы
современности
Современное российское
общество
Повторительно-обобщающий
урок: «Общество»
Социальные нормы (9 часов)
Что такое социальные нормы
Что такое социальные нормы
Социализация личности
Социальные ценности
Мораль
Моральный выбор
Право и мораль
Роль права в жизни
Повторительно-обобщающий
урок: «Социальные нормы»

1
1
1
1

11
1
1
1
1
1
1
1
1

1, 2, 3, 6, 7, 9
Викторина “Петр 1 м его время”
Своя игра “Полководцы Победы”
Цикл бесед и выставок “Курская битва”
Выставка “Конституция РФ”
Викторина “Знаешь ли ты Конституцию РФ”
Неделя памяти блокады Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия блокады
Ленинграда.
Спортивно-игровая программа к 23
февраля “Русские богатыри”

1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1,2,3,4,8
Единый классный час «К Победе шел, Россия,
твой солдат!»
Месяц правовых знаний
Выставка в библиотеке «Правовая культура
человека»
Викторина «Твои права и обязанности»
Викторина «На страже порядка»
Классный час «День Конституции
Российской Федерации. Конституция основной закон нашей жизни»
Классный час «Международный день
борьбы с коррупцией»

7 класс
№
Раздел/тема урока
п/п.
1
Введение
Сфера духовной жизни общества (9 час)
2
Духовная сфера общества
3
Наука
4
Развитие науки в России
5
Образование и самообразование
6
Образование в современной России
7
Искусство
8
Религия как форма культуры
9
Религия и общество
10
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Сфера духовной жизни»

Основные направления воспитательной
деятельности
2, 3, 8
Выставка “Дом в котором я живу” Цикл
бесед “Московская битва” Цикл выставок
“Города - герои:
Смоленск, Москва, Тула
Международный День
толерантности
Акция «Дерево толерантности»
Акция «Черный тюльпан»
Митинг, посвященный памяти героев
чеченской войны
Книжная выставка в библиотеке «Герои
Отечества» ко Дню Героев Отечества
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Социальная сфера общества (12 час)
Социальное устройство общества
Социальное устройство общества
Положение человека в обществе
Социальные конфликты
Социальные конфликты
Семья и семейные отношения
Семейные ценности и традиции
Национальная принадлежность
Национальная принадлежность
Россия - многонациональное государство
Социальная политика Российского государства
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Социальная сфера общества»
Политическая сфера общества (12 час)
Роль политики в жизни общества
Государство
Государство
Отношения между государствами
Какими бывают государства
Какими бывают государства
Демократия
Демократия
Местное самоуправление
Политические партии и общественные
объединения
Гражданское общество и правовое государство
Повторительно-обобщающий урок:
«Политическая сфера общества»

2, 3, 6, 8
Викторина “Петр 1 м его время”
Своя игра “Полководцы Победы”
Цикл бесед и выставок “Курская битва”
Выставка “Конституция РФ”
Викторина “Знаешь ли ты Конституцию
РФ”
Спортивно-игровая программа к 23
февраля “Русские богатыри”

1, 2, 8
Единый классный час «К Победе шел,
Россия, твой солдат!»
Месяц правовых знаний
Выставка в библиотеке «Правовая
культура человека»
Викторина «Твои права и обязанности»
Викторина «На страже порядка»
Классный час «День Конституции
Российской Федерации. Конституция основной закон нашей жизни»
Классный час «Международный день
борьбы с коррупцией»

Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы).
8 класс
№
Тематическое планирование 8 класс (Никонов)
Тема урока

Основные направления воспитательной
деятельности

1 Введение
1, 2, 3, 8

Государство и личность (11 час)
2 Конституция Российской Федерации
3 Наше государство - Российское государство
4 Россия - федеративное государство
5 Органы государственной власти Российской
Федерации
6 Правоохранительные органы. Судебная система
Российской Федерации
7 Гражданин и государство
11

Цикл бесед “Московская битва” Цикл
выставок “Города - герои:
Смоленск, Москва, Тула
Международный День
толерантности
Акция «Дерево толерантности»
Акция «Черный тюльпан»
Митинг, посвященный памяти героев
чеченской войны
Книжная выставка в библиотеке «Герои

8 Права и обязанности человека и гражданина

Отечества» ко Дню Героев Отечества

9 Права и обязанности человека и гражданина
10 Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка
11 Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов
12 Проверка знаний по теме «Государство и личность»
1, 3, 8

Основы российского права (15 час)
13 Источники права и законодательства
14 Правоотношения
15 Правоспособность и дееспособность человека
16 Гражданские правоотношения. Право
собственности
17 Гражданские правоотношения. Право
собственности

Викторина “Петр 1 м его время”
Своя игра “Полководцы Победы”
Цикл бесед и выставок “Курская битва”
Выставка “Конституция РФ”
Викторина “Знаешь ли ты Конституцию
РФ”
Спортивно-игровая программа к 23
февраля “Русские богатыри”

18 Права потребителей и защита прав потребителей
19 Семейные правоотношения
20 Трудовые правоотношения
21

Административные правоотношения

22 Правонарушения
23 Юридическая ответственность
24 Уголовное право. Преступление и наказание
25 Уголовное право. Преступление и наказание
26 Административные правонарушения и наказание
27 Проверка знаний по теме: «Основы Российского
законодательства»
Правовое положение несовершеннолетних (6 час) 1, 2, 3, 8
28 Основные особенности правового статуса
несовершеннолетних
29 Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей
30 Подросток в трудовых правоотношениях
31 Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних

12

Месяц правовых знаний
Выставка в библиотеке «Правовая
культура человека»
Викторина «Твои права и обязанности»
Викторина «На страже порядка»
Классный час «День Конституции
Российской Федерации. Конституция основной закон нашей жизни»
Классный час «Международный день
борьбы с коррупцией»
Митинг, посвященный 9 мая
Участие в акции «Бессмертный полк»
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне.
Конкурс инсценированной песни.

32 Правовое регулирование в сфере образования
33 Проверка знаний по теме «Правовое положение
несовершеннолетних»
34 Итоговое повторение
9 класс
№

Наименование раздела и тем

1

Вводный урок.
Политическая сфера (12 часов)
Власть.
Государство.
Национально-государственное устройство.
Формы правления.
Формы правления.
Местное самоуправление в регионе
Политические режимы.
Гражданское общество и правовое
государство
Голосование, выборы, референдум.
Политические партии.
Политические партии.
Проверка знаний по теме: «Политическая
сфера»
Человек и его права (11 часов)
Право
Закон и власть.
Конституция России.
Конституция России.
Практическая работа. Особенности
Конституции РФ.
Право и имущественные отношения.
Потребитель и его права.
Труд и право.
Право, семья, ребенок
Преступление
Проверка знаний по теме:
«Человек и его права»

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Основные направления воспитательной
деятельности
1, 5 ,6, 8
1, 2, 3, 4, 6, 8
Цикл бесед “Московская битва” Цикл выставок
“Города - герои:
Смоленск, Москва, Тула
Международный День
толерантности
Акция «Дерево толерантности»
Акция «Черный тюльпан»
Митинг, посвященный памяти героев
чеченской войны
Книжная выставка в библиотеке «Герои
Отечества» ко Дню Героев Отечества

1,2,6,8
Викторина “Петр 1 м его время”
Своя игра “Полководцы Победы”
Цикл бесед и выставок “Курская битва”
Выставка “Конституция РФ”
Викторина “Знаешь ли ты Конституцию РФ”
Неделя памяти блокады Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия блокады
Ленинграда.
Спортивно-игровая программа к 23
февраля “Русские богатыри”
Единый классный час «900 дней, которые
потрясли мир», посвященный
Дню полного освобождения Ленинграда
Единый классный час «К Победе шел, Россия,
твой солдат!»
Месяц правовых знаний
Выставка в библиотеке «Правовая культура
человека»
Викторина «Твои права и обязанности»
Викторина «На страже порядка»
Классный час «День Конституции
Российской Федерации. Конституция - основной
закон нашей жизни»
Классный час «Международный день
13

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Духовная сфера (10 часов)
Что такое культура
Функции культуры.
Культурные нормы.
Формы культуры.
Религия.
Мировые религии.
Искусство.
Образование
Наука
Проверка знаний по теме: «Духовная
сфера».

борьбы с коррупцией»
1,2,3,4,8
Митинг, посвященный 9 мая
Участие в акции «Бессмертный полк»
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне.
Конкурс инсценированной песни.
Классные часы «Конституция - основной закон,
по которому мы живем»
Информационно-просветительские
мероприятия, направленные на
противодействие терроризму, экстремизму,
фашизму.
Урок-конференция «Терроризм - угроза
обществу 21 века». (5-8 классы)
Тематический урок «Понятие террор и
терроризм»

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».