Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рабочая программа
по
физике
(учебный предмет)
10-11
(классы)
2 года
(срок реализации)
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта
среднего общего образования, на основе примерной программы среднего общего образования и
авторской программы Г.Я. Мякишева
Реализация программы обеспечивается учебниками: Физика:
• Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 10 класс. Классический курс. - М.:
Просвещение, 2020. - 416 с. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев.
• Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. Классический курс. - М.:
Просвещение, 2020. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений /
Рымкевич А. П. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа
Рабочая программа по физике среднего общего образования составлена из расчёта часов, указанных
в базисном учебном плане организаций, осуществляющих образовательную деятельность общего
образования: по 2 часа в неделю, 136 ч за два года изучения. (10 класс - 68 часов, 11 класс. - 68ч .).
Формы текущего контроля:
10 класс
Контрольные работы
Лабораторные работы
4
11 класс
Контрольные работы
4
Лабораторные работы
4
4
Цели изучения физики:
• формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических
знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
• овладение основополагающими физическими закономерностями, законами и теориями;
расширение объёма используемых физических понятий, терминологии и символики;
• приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной
физической картины мира, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее
влияние на развитие техники и технологии; понимание физической сущности явлений, наблюдаемых во
Вселенной;
• овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике
(наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента); овладение
умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать
зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
• отработка умения решать физические задачи разных уровней сложности;
• приобретение: опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; умений
ставить задачи, решать проблемы, принимать решения, искать, анализировать и обрабатывать
информацию; ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение:
коммуникации, сотрудничества, измерений, эффективного и безопасного использования различных
технических устройств;
• освоение способов использования физических знаний для решения практических задач,
объяснения явлений окружающей действительности, обеспечения безопасности жизни и охраны
природы;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных
информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по
отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
• воспитание уважительного отношения к учёным и их открытиям, чувства гордости за
российскую физическую науку.
Особенность целеполагания для базового уровня состоит в том, что обучение ориентировано в основном
на формирование у обучающихся общей культуры и научного мировоззрения, на использование
полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Содержание курса физики в программе среднего общего образования структурируется на основе
физических теорий и включает следующие разделы: научный метод познания природы, механика,
молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, колебания и волны, оптика, специальная
теория относительности, квантовая физика, строение Вселенной.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку,
гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
• в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей
познавательной деятельностью.
1. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность; потребность в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях; осознание дефицитов
собственных знаний и компетентностей в области физики; планирование своего развития в
приобретении новых физических знаний; стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний
2. Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию
российской физической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
3. Духовно-нравственное воспитание: готовность к активному участию в обсуждении
общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений
физики; осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
4. Эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права у другого человека.
6. Трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний; интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой
7. Экологическое воспитание: ориентация на применение физических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения
8. Ценности научного познания: осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; развитие научной
любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение
основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения
различных сторон окружающей действительности;
• использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и
применять их на практике;
• использование различных источников для получения физической информации, понимание
зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
1)
в познавательной сфере:
• давать определения изученным понятиям;
• называть основные положения изученных теорий и гипотез;
• описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого
естественный (русский, родной) язык и язык физики;
• классифицировать изученные объекты и явления;
• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей,
прогнозировать возможные результаты;
• структурировать изученный материал;
• интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
• применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в
повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
2)
в ценностно-ориентационной сфере анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием
физических процессов;
3)
в трудовой сфере - проводить физический эксперимент;
4)
в сфере физической культуры - оказывать первую помощь при травмах, связанных с
лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускник научится
Смыслу понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон,
теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система
отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле; электромагнитное поле, волна,
фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Смыслу физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, импульс, работа, мощность , кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент
полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя
энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания,
температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество
теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока,
напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического
поля, электродвижущая сила, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,
средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
Смыслу физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности,
закон Паскаля, закон Архимеда, классической механики, законы динамики Ньютона, закон всемирного
тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых
процессах , закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон Гука, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона,
закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в
формировании научного мировоззрения.
Вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики
Выпускник получит возможность:
описывать и объяснять: физические явления и свойства тел: движение небесных тел и
искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; равномерное прямолинейное
движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами,
плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение,
плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое
действие тока; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые
свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; результаты экспериментов:
независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его
быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в
закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость
сопротивления полупроводников от температуры и освещения; фундаментальные опыты, оказывающие
существенное влияние на развитие физики; определять характер физического процесса по графику,
таблице и формуле; измерять: расстояние , промежутки времени, массу, силу, давление, температуру,
влажность воздуха , силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность
электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность,
энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту
плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений
с учетом их погрешностей;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы
загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды,
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной
среде.
Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения
гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает
возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные
явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законы механики,
термодинамики и электродинамики в энергетике; различные виды электромагнитных излучений для
развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для
выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических
выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты,
физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при
объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или
явление можно исследовать на основе использование разных моделей, законы физики и физические
теории имеют свои определенные границы применимости;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию,
содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на
организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального
природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание учебного предмета (с указанием форм организации учебных занятий, основных
видов деятельности)
Лабораторные работы: Изучение закона сохранения механической энергии.
Формы организации учебных занятий:
• Классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль);
• Индивидуальная (организация самостоятельной работы).
• Групповая (парная) форма; группы сменного состава;
• Фронтальная;
• Парная;
• Самостоятельная работа;
• Тестирование.
Виды учебной деятельности:
• Работа с учебником (поиск необходимой информации);
• Эксперимент;
• Исследование;
• Игра-кроссворд;
• Взаимопроверка, самопроверка;
• Решение задач
Научный метод познания природы (1 час)
Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических
явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая
картина мира. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика (24 часа)
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его
виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное
движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности
Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон
всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в
гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения
механической энергии.
Молекулярная физика. Термодинамика. (20 часов)
Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон
термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана
окружающей среды.
Основы электродинамики (22 часа)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила.
Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и
вакууме. Полупроводники.
Лабораторные работы: Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
11 класс
Электродинамика (продолжение) (11 часов)
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция.
Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон
электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.
Лабораторные работы:Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Электромагнитные колебания и волны. Оптика. (29 часов)
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические
электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление
электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства
электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света.
Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы.
Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский
импульс. Дефект масс и энергия связи.
Квантовая физика (15 часов)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе
квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды
радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих
ядерных излучений. Доза излучения.
Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной (7 часов)
Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и
экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики
звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и
место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.
№
1
2
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
10 класс
Количест Контроль Лаборат
Основные направления
тема
во часов
воспитательной деятельности
ные
орные
работы
работы
1
0
0
1,2,3,4,5,6,7,8
Введение
Рефераты учащихся «Законы
24
2
1
Механика
Ньютона в природе»
кинематика
9
1
Конференция «Законы
динамика
8
1
сохранения энергии в жизни»
законы сохранения
7
1
3
Молекулярная физика.
Термодинамика
Основы молекулярно
кинетической теории
Температура. Энергия
теплового движения
Взаимные превращения
жидкостей и газов.
Твёрдые тела
Основы термодинамики
Основы
электродинамики
Электростатика
Законы постоянного
тока
Электрический ток в
различных средах
Повторение
Итого
4
5
6
20
1
1
6
2
1
3
7
22
1
1
9
8
2
1
2
4
4
5
1
68
Проектная деятельности по теме
«Энергия теплового движения»
Рефераты «Применение
тепловых двигателей в
промышленности и быту.
Экологические проблемы»
Викторина «В мире
электрических зарядов и полей»
Игра по станциям «Салют
Победы»
Проектная деятельности по теме
«Применение полупроводников»
11 класс
№
тема
Колич
ество
часов
Лаборато
рные
работы
Основные направления
воспитательной деятельности
11
Контр
ольны
е
работ
ы
1
1
Основы
электродинамики
(продолжение 10 класса)
2
Колебания и волны.
Оптика.
29
2
2
3
Квантовая физика
15
1
4
5
Строение Вселенной
Повторение
7
6
Рефераты «Магнитное поле Земли
и его влияние на окружающий
мир»
Конференция «Единая
энергосистема России»
Викторина «Свойства
электрических волн и их
применение»
Проектная деятельности по теме
«Глаз и его свойства»
Проектная деятельности по теме
«Применение ядерной физики»
Викторина «Природа Солнца и
Звезд»
Игра по станциям «Салют
Победы»
2
итого
68
4
4