Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» для 10 класса составлена в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
2. Примерной программой среднего общего образования по астрономии для общеобразовательных
учреждений для 10-11 класса. /Чаругин В. М. - М.: Просвещение, 2017г.
3. УМК: Чаругин В. М. Астрономия. 10-11 кл.: учеб. - М.: Просвещение, 2017г.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины
мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути
познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют
проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса астрономии выпускник получит представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы,
модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных
науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий.
В результате изучения курса астрономии выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать (основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в
ходе учебно-исследовательской работы.
В результате изучения курса астрономии, с точки зрения формирования универсальных учебных
действий в ходе освоения принципов учебно- исследовательской и проектной деятельности выпускник
научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя
из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя
место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения
поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя
свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать
систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути
минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в
жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам.
• сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной,
пространственно-временных масштабах Вселенной;
• понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
• владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
• сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и
дальнейшем научно-техническом развитии;
• осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и
развития международного сотрудничества в этой области.
Содержание учебного предмета
Введение в астрономию (1 ч).
Астрономия - наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие
глубины Вселенной Астрометрия (5 ч).
Звездное небо! Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария. Небесный экватор и
небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил.
Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Эклиптика, точка весеннего
равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Синодический месяц, узлы лунной
орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Солнечное и звёздное время,
лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь.
Небесная механика (3 ч).
Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Объяснение петлеобразного движения планет.
Доказательства движения Земли вокруг Солнца. Годичный параллакс звёзд. Обобщённые законы
Кеплера и определение масс небесных тел. Первая и вторая космические скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете
Строение Солнечной системы (7 ч).
Отличия планет земной группы и планет-гигантов. Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и
влияние парникового эффекта на климат Земли. Формирование поверхности Луны. Природа приливов
и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны. Процессия земной оси и движение точки
весеннего равноденствия. Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры. Исследования планет
земной группы космическими аппаратами. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.
Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики. Физическая природа астероидов
и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов. Современные
представления о происхождении Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия (7ч).
Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов. Радиотелескопы и
радиоинтерферометры. Определение основных характеристик Солнца. Строение солнечной
атмосферы. Законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен.
Проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли. Расчёт температуры
внутри Солнца. Термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца.
Наблюдения солнечных нейтрино. Определение основных характеристик звёзд. Спектральная
классификация звёзд. Диаграмма «спектр-светимость» и распределение звёзд на ней. Связь массы со
светимостью звёзд главной последовательности. Звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые
карлики. Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные
звёзды. Понятие чёрной дыры. Наблюдения двойных звёзд и определение их масс. Пульсирующие
переменные звёзды. Цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них. Наблюдаемые
проявления взрывов новых и сверхновых звёзд. Свойства остатков взрывов сверхновых звёзд. Жизнь
звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр-светимость». Гравитационный коллапс
и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды-компаньона.
Гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных
скоплений.
Млечный путь (3 ч).
Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей. Распределение их вблизи
плоскости Галактики. Спиральная структура Галактики. Наблюдаемые свойства скоплений и их
распределение в Галактике. Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный
телескоп. Оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.
Галактики (3 ч).
Типы галактик и их свойства. Красное смещение и определение расстояний до галактик. Закон Хаббла.
Вращение галактик и содержание тёмной материи в них. Природа активности галактик. Природа
квазаров. Природа скоплений и роль тёмной материи в них. Межгалактический газ и рентгеновское
излучение от него. Ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной.
Строение и бесконечность Вселенной (2 ч).
Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс. Необходимость общей теории относительности для построения модели
Вселенной. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной. Радиус
и возраст Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч).
Вклад тёмной материи в массу Вселенной. Наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и
открытие ускоренного расширения
Вселенной. Природа силы всемирного отталкивания. Невидимые спутники у звёзд. Методы
обнаружения экзопланет. Экзопланеты с условиями, благоприятными для жизни. Развитие
представлений о существовании жизни во Вселенной. Формула Дрейка и число цивилизаций в
Галактике. Поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им.
Формы организации учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой
учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями. Учитель сам выбирает необходимую
образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения траектории
обучения с контрольными точками заданий различных видов: информационных, практических,
контрольных.
Тематическое планирование
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
№
Наименование разделов, тем
Количество
п/п
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия
Млечный путь
Галактики
Строение и бесконечность Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого
1
5
3
7
7
3
3
2
3
34