Муниципальное бюджетное общеобразовательное-учреждение
Средняя общеобразовательная школа и. Надвоицы
Внесены изменения на
Педагогическом совете
Протокол № 277
от «02» декабря 2021 г.
Рабочая программа
по
предмету «История Карелии»
(учебный предмет)
10-11
(классы)
2 года
(срок реализации)
11ринята на Педагогическом совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
2021 г
Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету «История Карелии» на уровне среднего общего
образования (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом образовательным стандартом среднего общего образования (далее ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. №413, Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з), а также Концепцией нового учебно
методического комплекса по отечественной истории.
Цели изучение учебного предмета «История Карелии»
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является
формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире,
важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, а также современного образа России.
В соответствии с главной целью школьного исторического образования определяется цель
учебного предмета «История Карелии»: формирование у обучающихся целостной картины истории
Карелии, понимание взаимосвязи локальной и российской истории, особенностей исторического
развития Карелии, ее роли и места в российской и мировой истории, формирование личностной
позиции обучающихся, их умений оценивания исторических фактов и явлений, определения
собственного отношения к наиболее значимым событиям и личностям истории Карелии на разных
этапах ее развития.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение комплексом знаний об истории Карелии, формирование целостного представления о
месте и роли Карелии во всемирно- историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической
информации по региональной истории в различных источниках;
- развитие способностей рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей
Карелии, определять собственное собственную позицию по отношению к ним;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этно-национальными традициями Карелии;
При изучении учебного предмета «История Карелии» на уровне среднего общего образования
соблюдается преемственность с учебным предметом «Моя Карелия». Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту среднего образования и примерному учебному плану
образовательного учреждения, на изучение Истории Карелии в 10-11 классах отводится 1 ч. в
учебную неделю, то есть 34 ч. за учебный год. Данная программа составлена в соответствии с этим
распределением учебного времени.
Учебно -методическое и информационное обеспечение реализации программы для среднего
общего образования по учебному предмету «История Карелии»
В целях обеспечения реализации примерной программы необходимо использовать учебно
методический комплект, который включает в себя:
- История Карелии: учебник для 10 - 11 класса общеобразовательных учреждений Республики
Карелия / Шумилов М.И. и др., - Петрозаводск: Verso, 2013.
- История Карелии: 10- 11 классы: практикум для исследовательской и проектной деятельности:
(пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений республики Карелия) /-Т.И. Агаркова,
А.А. Кожанов - 1-е изд. - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015.
- История Карелии в документах и материалах: Советский период: учеб, пособие для сред. шк. /
сост. Л.И. Драздович и др. ; под ред. А.И. Афанасьевой. - 3-е изд., перераб. - Петрозаводск: Карелия,
1992.
- История Карелии в документах и материалах : (с древнейших времен до начала XX в.) : учеб,
пособие для сред, школы / Арх. упр. Респ. Карелия, Нац. арх. Респ. Карелия, М-во образования Рос.
Федерации, Петрозав. гос. ун-т; науч. ред. А.И. Афанасьева; сост. Т.А. Варухина [и др.]. - 3-е изд.,
перераб., доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы для среднего общего
образования по учебному предмету «История Карелии»
Методической основой преподавания истории на уровне среднего общего образования,
согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации
активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностные результаты освоения программы:
1) В сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб
социальной и природной среде;
2) В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
3) В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского
общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
4) В сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
5) В сфере физического воспитания и формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в
современную эпоху;
6) В сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
7) В сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8) В понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих
поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;
Метапредметные результаты освоения программы:
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения программы:
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися примерной программы для
среднего общего образования по учебному предмету «История Карелии» представлены в двух видах:
«Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться».
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых
обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся. Группа результатов «Выпускник получит
возможность научиться» обеспечивается в отношении части наиболее мотивированных и способных
обучающихся.
Выпускник научится:
- рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
истории Карелии;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Карелии;
- представлять культурное наследие Карелии;
- работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных
исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд);
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее
основными персоналиями;
- составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на
основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по тематике региональной
истории;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах региональной истории XX
века и существующих в науке их современных версиях и трактовках;
- оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры;
- определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий,
войн и революционных процессов в истории Карелии
Содержание программы
Введение Источники по истории Карелии
Карелия в древности
Начало заселения территории края. Первые поселения людей в эпоху мезолита. Памятники эпохи
мезолита. Оленеостровский могильник. Неолит: керамика и петроглифы.
Поселения эпохи раннего металла и железного века. Саами
Карельская земля и Великий Новгород. XI-XV веках
Карельская земля и ее соседи.
Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация. Торговля.
Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение веси и корелы. Погосты.
Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей.
Организация административного управления в крае. Обонежский ряд. Корельская земля. Корела.
Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV вв. Отражение агрессии Швеции.в XII веке Новая
война со Швецией и Ореховецкий мирный договор. Противостояние Москве.
События/даты:
7000 лет до н.э. — начало заселения территории Карелии
1143 г. - первое упоминание в русской летописи о
карелах 1227г. - крещение карелов в православие
1270/71 г. - создание административной области «Корельская земля» в составе Новгородской
республики
1310г. - строительство крепости Корела
1323г. Ореховецкий мирный договор. Разделение Корельской земли на русскую и шведскую части.
1478г. -включение Карелии в состав России.
Карелия в XVI-XVII веках
Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале XVI вв.
Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа. Помещики и своеземцы.
Карелия при Иване Грозном. Местное самоуправление. Опричнина и первая шведская интервенция.
Карелия в «Смутное время». Вторая шведская интервенция. Преодоление последствий интервенции.
Наш край во второй половине XVII века. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты.
Социальные и религиозные конфликты на территории. Карелии. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
Культура и быт XIV-XVII веков. Устное народное творчество. «Калевала». Грамотность и книжность.
Архитектура. Иконопись.
Персоналии: И.С.Рокаччу,
События/даты:
1500 г. - создание Корельского уезда
1610- 1611г. г. -оборона г. Корела от шведских захватчиков 1649 г,- основание города-крепости
Олонца
Карелия в XVIII - первой половине XIX века
Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии.
Оборона Олонца. «Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь.
Петрозаводская слобода. Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в
Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск. Державин Г.Р. первый губернатор края.
Экономическое развитие края во второй половине XVIII века. Александровский пушечный завод.
Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в
Карелии. Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание.
Наш край в первой половине XIX века.
Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная жизнь. Народное зодчество.
Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение. Марциальные воды. Изучение края русскими
учеными
Персоналии: И. Окулов, В.Геннин, П. Апраксин, Ч. Гаскойн, Г. Державин Н.Я. Озерецковский
События/даты:
1703 г. -начало строительства Олонецких Петровских заводов 1714 г. - постройка Преображенского
собора в Кижах 1769 г. - 1771 г. г. - Кижское восстание
1773 - 1774 г. г. - Постройка Александровского (Онежского) завода 1784 г. - образование
Олонецского наместничества (губернии)
1828 г. -создание Олонецкой епархии 1835 г. - первое издание эпоса «Калевала»
1938 г. -начало издания «Олонецких губернских ведомостей»
Карелия во второй половине XIX - начале XX века Реформы 1860 - 70-х годов
Социально-экономическое развитие края в пореформенный период: сельское хозяйство,
промышленность, торговля и транспорт.
Революционное движение в Карелии в 1905— 1907 гг.
Наш край в условиях думской монархии
Культура во второй половине XIX - начале XX века Народное образование. Создание и деятельность
учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное зодчество.
Изучение Карелии. Народный фольклор.
Персоналии: В.В. Савельев, Е.Г. Пименов, Г.Г. Григорьев, Ю.К. Арсеньев, Д.В. Белоусов, А.В.
Африкантов, В.К. Якимовский, А. Митрофанов, В.Д. Поленов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.Н. Хоботов, В.И.
Воронин, П.Н. Рыбников, И.А. Федосова, Н.Ф. Лесков.
События/даты:
1866 - 1867 г. г. - отмена крепостного права и введение земских учреждений в Олонецкой губернии
1903 г. - открытие в Петрозаводске учительской семинарии
1905- 1907 г. г. - массовые выступления рабочих и крестьян края против самодержавия
1914-1916 г. г. - Строительство Мурманской железной дороги.
Карелия в период революции и Гражданской войны
Революционные события 3-4 марта 1917 г. в Петрозаводске. Образование Петрозаводского Совета
рабочих и солдатских депутатов. Политические партии. I и II Олонецкие губернские съезды
крестьянских депутатов. Рабочее и крестьянское движение летом и осенью 1917 года.
Установление власти Советов в Карелии. Создание нового госаппарата. Первые мероприятия
Советской власти и отношение к ним населения.
Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Иностранная интервенция. Организация
обороны края. Введение чрезвычайных мер. Результаты и последствия политики «военного
коммунизма» на территории Карелии.
Персоналии: Ф.И. Кучевский, Н.В. Никольский, А.А. Копяткевич, В.М. Куджиев, Н.В. Комаров, В.М.
Парфенов, В.П. Солунин, Н.Т. Григорьев, А.В. Дубровский, Т.Д.Анисимов, П.Ф. Анохин, И. Ахава,
А.М. Пригоровский, И.Д. Спиридонов.
События/даты:
1917г., 15 марта - Образование Петрозаводского Совета рабочих депутатов
1917г.,26-27 октября (8 ноября) Переход власти в Петрозаводске к Олонецкому губернскому Совету
крестьянских, рабочих и солдатских депутатов
1918 г., январь - Установление советской власти в Олонце, Повенце и Пудоже.
1918г., июль - Вторжение иностранных интервентов в северную Карелию
1920г., февраль-март -Освобождение края от интервентов и белогвардейцев
Карелия в 1920-1930- е годы
Создание Карельской Трудовой Коммуны. Первые шаги национального самоопределение. I
Всекарельский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Преобразование
Карельской Трудовой Коммуны в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую
Республику.
АКССР в условиях новой экономической политики. Промышленность и транспорт. Карельская
деревня. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых
ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. ГУЛАГ, СЛОН, строительство ББК.
Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические изменения. Повседневная жизнь.
Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика.
Персоналии: Э.А. Гюллинг, Я.Т. Мяки, В.М.Куджиев, А.В.Шотман, А.Ф. Нуортева, Г.С. Ровно, Тойво
Антикайнен, Д.В.Бубрих, А.М. Линевский, Я. Виртанен, А.Н. Тимонен, Н.Г. Гиппиев, Я.В. Ругоев,
М.М. Коргуев, Д.К. Карпова, В.П. Гудков, В.Н. Попов События/даты:
1920 г., 8 июня - Образование Карельской Трудовой Коммуны 1923 г., 25
июля - Образование Карельской АССР 1929 г. - Пуск в эксплуатацию ГЭС и
бумажной фабрики в Кондопоге 1933 г. - Ввод в строй Беломоро
Балтийского канала
1934 г., июль - I Всекарельская конференция писателей , положившая начало Союзу писателей
Карелии
1936 г., февраль - Создан государственный ансамбль песни и пляски «Кантеле»
1939 г. - Пуск в эксплуатацию Сегежского целлюлозное - бумажного комбината
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны Советскофинляндская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской ССР.
Боевые действия на территории республики в 1941-1945гг.
Карельский прифронтовой тыл.
Оккупационный режим. Война в тылу противника. Особенности партизанского движения.
Освобождение Карелии. Свирско- Петрозаводская операция. Переход к мирной жизни.
Персоналии: О.В. Куусинен, П.М. Петров, Ю.В. Андропов, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, Н.Ф.
Кайманов, В.А. Фролов, К.А. Мерецков, М.М. Мелентьева, А.М. Лисицына, И.А. Григорьев
События/дат ы:
1939-1940 гг,- Советско-финляндская война
1940г.- Открытие Карело-Финского государственного университета в Петрозаводске
1941 г., 23 августа - образование Карельского фронта
1944 г., июнь - Свирско-Петрозаводская наступательная операция
1944 г., 28 июня - освобождение г. Петрозаводска
1944 г., сентябрь - восстановление Государственной границы на Северо-Западе СССР
Карелия в послевоенный период
Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и сельского
хозяйства. Послевоенная деревня. Общественно-политическая обстановка.
Повседневная жизнь людей после войны
Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование Карело-Финской
ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР.
Персоналии: О.В. Куусинен, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, И.И.Сенькин События/даты:
1946г., март -Создана научная база АН СССР
В 1949 г. преобразована в Карельский филиал АН СССР
1954 г. - Введен в строй Надвощкий алюминиевый завод
1955г. - Открытие в Петрозаводске музыкально-драматического театра
Карелия в 1960-е - 1980-е годы
Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и
социальные проблемы.
Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы Республика в условиях перестройки Персоналии:
События/даты:
1963 г.- Вступил в строй петрозаводский завод «Тяжбуммаш»
1965г.-Введена в эксплуатацию Западно-Карельская железная дорога 1982г. - начал действовать
Костомукшский горно-обогатительный комбинат
Карелия - субъект России
Перестройка властных структур и роль общественности. Переход к рыночным отношениям.
Социальные изменения. Либерализация общественной жизни.
Республика Карелия в начале XXI века. Укрепление местных органов власти. Экономическое развитие.
Общественно- политическая жизнь республики.
Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа. Высшее и среднее профессиональное
образование. Научные учреждения.
Литература и искусство. Архитектура. Музыка. Театр.
Персоналии:
События/дат ы:
1991 г. - Карельская АССР переименована в Республику Карелия 2001 г. Принята новая редакция
Конституции Республики Карелия
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы).
10 класс
№
Тема
Основные направления
воспитательной деятельности
Карелия в древности (4 час)
1,2, 3, 4, 7,8
1
Начало заселения территории края
Выпуск газеты «Терроризм обжигает
мир»
Цикл бесед “Московская битва”
2
Поселения эпохи раннего металла и железного века Цикл выставок «Города-герои:
3
Лабораторная работа
Смоленск, Москва, Тула» Викторина
«Петр 1 и его время» Своя игра
4
Семинар
5
6
7
8
9
“Полководцы Победы”
1,2, 3, 4,8
Цикл бесед и выставок “Курская битва”
Выставка “Конституция РФ” Единый
классный час, посвященный Дню
народного единства «Когда мы едины,
Присоединение Карелии к Новгородской республике мы непобедимы!»
Карелия и Великий Новгород в XI - XV веках (7
час)
Карельская земля и ее соседи
Хозяйственное освоение Карелии
Организация административного управления в крае
Защита Карелии от внешней угрозы в XII - XIV веках
10
11
Лабораторная работа
Семинар
Карелия в составе России в XVI - XVII веках (7
час)
12
Социально-экономические, административные и
военные преобразования в конце XV - начале XVI
века
13
Карелия при Иване Г розном
14
Карелия в «Смутное время»
15
Наш край в середине XVII века
16
Культура и быт края в XIV - XVII веках
17
Лабораторная работа
18
Семинар
Карелия в XVIII - первой половине XIX века (7
час)
19
Участие жителей края в Северной войне
20
Карелия в середине и второй половине XVIII века
21
Карелия в первой половине XIX века
22
Культура и быт края
23
Изучение Карелии в XVIII - первой половине XIX
века
24
Лабораторная работа
25
Семинар
Карелия во второй половине XIX - начале XX
века (9 час)
26
Реформы 1860-1870 гг
27
Социально-экономическое развитие края в
пореформенный период
Революционное движение в Карелии в 1905 - 1907
28
годах
29
Наш край в условиях думской монархии
30
Культура Карелии во второй половине XIX - начале
XX века
31
Изучение Карелии во второй половине XIX - начале
XX века
32
Лабораторная работа
33
Семинар
34
Россия и Карелия
11 класс
№
Тема
Карелия в период революции 1917 года,
Гражданской войны и интервенции (6 час)
1, 2, 3, 4, 6, 8
Классные часы «Конституция основной закон, по которому мы
живем»
1,2, 3, 4, 5, 6, 7,8
Игра “Знаешь ли ты Конституцию РФ”
Неделя памяти блокады Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия
блокады
Ленинграда.
1,2, 3, 4,8
Участие в акции «Бессмертный полк»
Митинг, посвященный 9 мая Участие в
акции “Почетный караул” День Победы
советского народа в Великой
Отечественной войне.
Основные направления
воспитательной деятельности
1, 2, 3, 8
Цикл бесед “Московская битва” Цикл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наш край в революции 1917 года
Утверждение советской власти в Карелии
Иностранная интервенция в крае
Гражданская война в крае
Семинар
Контрольный урок
Карелия в 1920-1930-е годы ( 8 час)
Образование Карельской автономии
Возрождение хозяйства республики в условиях новой
экономической политики
Социально-экономическая перестройка 1930-х годов
Общественно-политическая жизнь
Культурное развитие республики в 1920-е годы
Культурное развитие республики в 1930-е годы
Семинар
Контрольный урок
Карелия в годы Второй мировой и Великой
Отечественной воин (8 час)
Наш край в условиях советско-финляндской войны
1939-1940 годов
Начало Великой Отечественной войны на территории
Карелии
Карельский прифронтовой тыл
Оккупационный режим. Война в тылу противника
Освобождение Карелии
Переход к мирной жизни
Семинар
Контрольный урок
выставок “Города-герои: Смоленск,
Москва, Тула» Викторина “Петр 1 и его
время» Своя игра “Полководцы
Победы”
1, 2, 3, 4, 6, 8
Цикл бесед и выставок “Курская битва”
Выставка “Конституция РФ” Единый
классный час, посвященный Дню
народного единства «Когда мы едины,
мы непобедимы!» Классные часы
«Конституция - основной закон, по
которому мы живем»
1, 2, 3, 6, 8
Неделя памяти блокады Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия блокады
Ленинграда. Районная военно
спортивная игра “Каждый парень - воин
бравый” Единый классный час
«900дней, которые потрясли мир»,
посвященный Дню полного
освобождения Ленинграда
1, 2, 3, 6, 8
Карелия в первое послевоенное десятилетие (3 час) Единый классный час «К Победе шел,
Россия, твой солдат!»
Возрождение промышленности и транспорта
Послевоенная деревня
Повседневная жизнь людей после войны
1,2, 3, 4, 6, 7,8
Карелия в конце 1950-х - 1980-егоды (5 час)
Участие в акции «Бессмертный полк»
Перемены в политическом устройстве и
Митинг, посвященный 9 мая Участие в
хозяйственном управлении
акции
“Почетный караул” День Победы
Социально-экономическое положение в республике в
советского народа в Великой
конце 1960 - первой половине 1980-х годов
Отечественной войне.
Общественно-политическая жизнь
Республика в условиях перестройки
Семинар
Карелия на современном этапе (2 час)
1,2, 3, 4, 7,8
Конкурс инсценировка военной песни.
Переход к рыночным отношениям
Республика Карелия в начале XXI века
Акция «Цветок Памяти» Акция
«Письмо ветерану»
Культура Карелии во второй половине XX века (2 1,2, 3, 4,8
час)
Развитие образования и науки
Литература и искусство