Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рабочая программа
по
предмету «Моя Карелия»
(учебный предмет)
5-9
(классы)
5 лет
(срок реализации)
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор^школ ы :
Е.В. Пинаева
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Моя Карелия» (5-9 классы) составлена и реализуется на основе
следующих документов:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г 3273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
3.
СанПин 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)»
4.
Закон Республики Карелия от 20.12.2013г № 1755-ЗРК «Об образовании»
Учебный предмет «Моя Карелия»(5-9 классы- под ред. Т.А. Агарковой, Н.Ю. Григорьевской,
А.Н.Морозова) призван обеспечить педагогические условия для познания обучающимися своего
жизненного пространства, его природной, социо- и культурной специфики, формирования
ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, экологической
культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к
истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание
процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку
почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром,
понимать его проблемы.
Реализация содержания программы направлена на достижение следующих целей:
•
воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю,
патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины»,
чувства ответственности за окружающую нас природу;
•
освоение знаний о природных, исторических и культурных достопримечательностях
края;
•
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного
восприятия и осмысления природной и социо-культурной специфики родного края;
•
формирование практической ориентации школьника в окружающем микромире,
включение его в активное познание Карелии;
•
развитие умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять
особенности природных, исторических, культурных объектов родного края; проводить наблюдения,
поиск, сбор и описание объектов своей местности, применять правила природоохранного поведения
в повседневной жизни.
Программа предусматривает изучение учебного предмета «Моя Карелия» с 5-го по 9 класс 1 час в
неделю (34 часа в год в каждом классе) в рамках регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
основного общего образования.
Личностные результаты
1. В сфере граж данского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к вы полнению обязанностей граж данина
и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие лю бых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящ их ущ ерб социальной и природной среде.
2. В сфере патриотического воспитания: осознание российской граж данской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном общ естве, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Ф едерации, своего
края, народов России; ценностное отнош ение к достиж ениям своей Родины — России,
к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовы м достиж ениям
народа; уваж ение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, прож иваю щ их в
родной стране.
3. В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно
нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общ ества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других лю дей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков.
4. В сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важ ности культуры как воплощ ения ценностей общ ества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; уваж ение к культуре
своего и других народов.
5. В сфере физического воспитания и формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни и необходимости ее
сохранения (в том числе - на основе примеров из истории); представление об идеалах
гармоничного физического и духовного развития человека в исторических общ ествах (в
античном мире, эпоху Возрож дения) и в современную эпоху.
6. В сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности лю дей как источника развития человека и общества;
представление о разнообразии сущ ествовавш их в прош лом и современных профессий;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы
профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и ж изненных планов.
7. В
сф ере экологического воспитания:
осм ы слен и е исторического опыта
взаимодействия лю дей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем соврем енного м и ра и необходи м ости защ и ты окруж аю щ ей
среды ; активное непри яти е действий , п ри н осящ и х вред окруж аю щ ей среде;
готовность к уч асти ю в п ракти ческой деятел ьн ости экологи ч еской направленности.
8. В п он и м ан и и ц ен н ости н аучного познания: осм ы слен и е зн ачен и я и стори и как
знани я о р азви ти и ч ел овека и общ ества, о социальн ом , культурн ом и нравствен н ом
опы те предш ествую щ их поколений; овладение навы ками познания и оценки событий
прош лого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как
важной составляю щ ей современного общ ественного сознания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей
деятельности.
• анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над
проектом, исследованием, конференцией;
• вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД:
• используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
• на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем
крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной
библиотек;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой
контурной, картой Карелии и атласом;
• работать с атласом, глобусом и картой;
• находить на карте свой регион и его главный город;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
• устанавливать аналогии.
• самостоятельно подбирать литературу по теме;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города,
архивов и Интернета; □ работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
• ориентироваться на позицию партнера в общении;
• учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
• готовить и выступать с сообщениями;
• формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной
деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
• аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
- развитие личности обучающего на основе изучения природы, истории, культуры Карелии и
осмысления процессов развития региона в общероссийском контексте;
- воспитание патриотизма, формирование гражданских компетентностей, ценностных ориентаций и
убеждений на основе личностного восприятия и социального опыта обучающихся, осмысления ими
природной и социо-культурной специфики родного края, практической ориентации в окружающем
мире;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники культуры,
основные достопримечательности родного края, положительного отношения к духовным и
семейным ценностям и
вовлечение обучающихся в созидательную общественно-полезную
деятельность;
- формирование устойчивого интереса к обычаям и традициям коренного народа Карелии, других
народов - жителей региона; приобретение навыков взаимопонимания и сотрудничества между
представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
- формирование
умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, оценивать и
выделять особенности природных, исторических, культурных объектов Карелии, проводить поиск,
сбор и описание объектов своей местности.
В результате изучения предмета «Моя Карелия» в 5-9 классах выпускник научится:
при изучении истории Карелии
• Понимать основные этапы и ключевые события истории Карелии с древности до наших дней;
роль выдающихся государственных, политических, общественных деятелей, полководцев, оказавших
влияние на исторические процессы в крае; важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе
• исторического развития.
• Определять последовательность и длительность важнейших событий, процессов в истории края,
выделять их периоды; определять синхронность событий и процессов региональной и российской
истории;
• Показывать на исторической карте границы расселения племен, места расположение
археологических памятников, границы административных территорий, города, районы важнейших
промыслов, развития ремесла и промышленности, торговые пути и ярмарки, места расположения
памятников культуры, значительных исторических событий и военных сражений;
• Давать описание исторических событий и памятников материальной и духовной культуры
Карелии на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников,
краеведческого материала;
• Выявлять существенные черты, общее и особенное в проявлении и последствиях наиболее
важных исторических событий в истории России и истории Карелии;
• Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям
в истории Карелии,
историческим личностям, достижениям культуры.
• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни. Понимать исторических причин и исторического значения событий прошлого и явлений
современной жизни Карелии;
• Высказывать собственных суждений об историческом наследии народов Карелии;
• Использовать знаний об историческом пути и традициях народов Карелии в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
при изучении курса биологии
• Определять признаки распространенных видов растений, животных и грибов своего региона;
представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Карелии; факторы,
угрожающие существованию природных экосистем республики, меры, направленные на их
сохранение; важнейшие охраняемые природные территории Карелии; способы повышения
продуктивности агро-эко систем в условиях Карелии; распространенные заболевания в республике и
своей местности, их возбудителей и переносчиков, способы заражения и меры профилактики данных
заболеваний;
• Обосновывать роль природоохранных территорий Карелии в сохранении биологического
разнообразия; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; правила
рационального природопользования в республике; Анализировать и оценивать экологические
проблемы своего региона; влияние хозяйственной деятельности человека в Карелии на экосистемы,
агроэкосистемы; факторы, влияющие на здоровье населения Карелии, уровень заболеваемости
населения.
• Распознавать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности, наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних
животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных, лекарственные
растения, дикорастущие и выращиваемые растения - источники витаминов и минеральных веществ,
растения и животных, занесённых в Красную книгу Карелии; проводить фенологические
наблюдения в природе, экологические исследования по оценке состояния окружающей среды своей
местности.
• Применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: активного
участия в мероприятиях по охране окружающей среды в своей местности; соблюдения мер
профилактики заболеваний человека, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами региона, обоснования здорового образа жизни; оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами, растениями, укусах животных своей местности, при простудных заболеваниях,
обморожениях, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха с учетом
продолжительности светового дня в Карелии;
выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных региона, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма.
при изучении литературы Карелии
• Понимать и пересказывать содержание изученных фольклорных и литературных произведений
Карелии.
• Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и поэтов Карелии;
• Сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы Карелии,
произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру;
раскрывать в них национально обусловленные различия;
• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
• Определять своего круга чтения и оценки литературных произведений писателей и поэтов
Карелии.
при изучении обществознания
• Понимать роль и место Карелии в общероссийской системе разделения труда и социальной
стратификации;
• Понимать причины региональной специфики и характерных особенностей социально
экономической и социально-политической системы Республики Карелия;
• Понимать характер и сущность интеграционных процессов, происходящих на Северо-западе
России и Севере Европы, их влияние на Карелию
• Понимать основы конституционного строя Республики Карелия
• Понимать систему органов власти и управления Республики Карелия.
• Описывать наиболее существенные региональные особенности Республики Карелии;
• Оценивать вклад Карелии в становление новой российской общественной системы;
• Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• Ориентирования в актуальных событиях и процессах, происходящих в Республике Карелия и
северо-западном регионе Российской Федерации;
• Налаживать доброжелательных и толерантных отношений с нациями и народами, населяющими
Карелию;
• Понимать условия реализации и защиты своих прав и свобод.
при изучении географии
• Понимать
местные географические термины; план местности и топографические карты;
географические следствия движений Земли для Карелии, географические явления и процессы в
природных комплексах Карелии, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности
человека; проявление географической зональности и поясности в Карелии; специфику
географического положения и административно-территориального устройства Республики Карелия
как субъекта Российской Федерации; особенности природы, населения, основных отраслей
хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Карелии; природные и антропогенные причины
возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
• Выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных географических объектов и
явлений;
• Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
местных географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их
узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей Карелии;
• Составлять краткую характеристику разных географических объектов Карелии на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические
координаты и местоположение географических объектов;
• Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы Карелии; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• Ориентироваться на местности и проводить съемок ее участков; определять поясного времени
территории Карелии;
• Учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдения за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
• Наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определять
комфортные и дискомфортные параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
• Решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• Проводить самостоятельный поиск географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических.
при изучении искусства Карелии
• Получит возможность познакомиться с творчеством известных карельских композиторов,
художников, архитекторов, работой современных творческих коллективов Карелии, театров и
творческих мастерских Карелии
• Научится определять карельские национальные музыкальные инструменты и особенности
карельского национального костюма. самостоятельно находить информацию о творчестве известных
деятелей искусства Карелии оценивать вклад деятелей культуры Карелии в культурную жизнь
страны.
Содержание учебного предмета
5 класс
Введение. Введение обучающихся в проблематику учебного предмета. Определение его целей и
задач. Приглашение к путешествию по родному краю.
Начало путешествия по Карелии. Обзорное знакомство с ландшафтом, географическими
объектами, природными и историческими памятными местами. Районы и города Карелии. Соседи
Республики.
Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии. Первичное заселение края.
Археологические памятники. Занятия, образ жизни, религиозные верования. Растительный и
животный мир.
Деревня на берегу Онего. Образ жизни занятия населения края в середине первого тысячелетия.
Места расположения поселений. Жилища и хозяйственные постройки. Виды хозяйственной
деятельности населения. Отношения с государством.
Олонец — трижды столица. Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии.
Месторасположение и внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные
достопримечательности. Олонец - «гусиная столица». Современный Олонец. Городские праздники.
Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в истории России и Карелии.
А.Д. Меншиков. Строительство Александровского завода. В Генин.
Как рос и развивался Петрозаводск. Александровский завод. Улицы и районы
Петрозаводска: прошлое и настоящее. Герб Петрозаводска.
Каменный бор под Петрозаводском. Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение
кварцитопесчанника. Использование кварцитопесчанника при строительстве города и
Александровского завода. Современное состояние карьера.
Шокша: берег красной рыбы и красного камня. Вепсское село Шокша. Его географическое
расположение. Занятия местного населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита
и его использование.
Сортавала: город-парк. Месторасположение и объяснение названия города.
Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное своеобразие, городские парки: парк
Ваккосалми, парк Таруниеми.
Валаам - монастырь на цветущей скале.
Валаамский архипелаг. Его географическое
расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и рукотворные особенности
ладшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Роль монастыря в защите
границ государства.
Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы. Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный
мир в реальной природе и наскальных изображениях древних людей. Занятия местного населения.
Рыболовство. Пудожские налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел.
Использование серого пудожского гранита.
Заповедное Водлозеро. Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение. Природа.
Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на охраняемых государством
территориях.
Чудесный черный камень из Шуньги. Заонежье. Село Шуньга. Особенности месторасположения.
Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал - шунгит. Современное использование
шунгита. Устное народное творчество заонежья. И.А. Федосова - сказительница.
Кижи. Остров Кижи в Онежском озере. Плотницкое мастерство жителей: строительство деревянных
домо и цеквей. Лодка-кижанка. Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного
эпоса. Трофим Рябинин.
Кондопога, она же станция Кивач. Месторасположения. Памятник деревянного зодчества Успенская церковь. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование. Кондопожская
ГЭС. Природный памятник - водопад Кивач. Современный город Кондопога, его культурное и
промышленное развитие.
Марциальные воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его открытия.
Поселение Дворцы. Создание первого российского курорта. Петр Первый во Дворцах.
Марциальноводская церковь - Спасение апостола Петра. Современный санаторий «Марциальные
воды».
Первое российское золото с берегов Выга. Воицкий рудник. Месторасположение. Месторождение
меди. История открытия. Добыча меди и ее использование для изготовления медных денег. Находка
золота. Его запасы, добыча, использование.
Надвоицы и Сегежа. Месторасположение поселка Надвоицы и объяснение его названия.
Месторождение алюминия. Использование природных водных ресурсов для строительства
гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый комбинат. Город
Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция.
Поморье —морская Карелия. Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство,
охота на морского зверя, строительство морских судов.
С Кемского берега - на Соловки. Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь.
Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите границ государства.
Город с жемчужным гербом. Месторасположение города Кемь. Его герб. Природные богатства.
Солеварение. Добыча и использование жемчуга.
В царстве Лоухи. Место Лоухского района на карте Карелии. Природные богатства: слюда,
беломорит. Чупинское месторождение слюды. Добыча слюды и ее использование в прошлом и
настоящем. Национальный парк Паанаярви. Растительный и животный мир. Сказки края - М.
Коргуев.
Калевала и «Калевала». Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские
деревни. Стихируны и рунопевцы. Поселок Калевала и его достопримечательности.
Камень и лес: на длинном берегу Ладоги. Питкярантский район - приграничная территория.
Месторасположение города Питкяранта и объяснение его названия Природные богатства - олово,
медь, гранит. Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкяранта».
Лесной город с железным характером. Город Костомукша и его месторасположение. История
возникновения города. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат «Карельский
окатыш» и его продукция. Социо-культурное своебразие города.
Звезды над местами боев. Карельский фронт в годы Великой Отечественной войны советского
народа 1941-1945 гг. Страницы истории партизанского движения в Карелии. Обелиски и памятники
защитникам края.
6 класс
Раздел I Обществознание
Тема Наша республика Карелия - республика в составе Российской Федерации.
Республики Карелия. Флаг. Герб. Гимн Карелии. Конституция Республики Карелия
Символы
Тема Все мы —жители Карелии. Численность населения Карелии Многонациональный состав
жителей Карелии. Религиозная мозаика Карелии.
Тема Районы нашей республики. Административно - территориальное деление Республики
Карелия. Города и поселки. Органы местного самоуправления.
Тема Профессии жителей Карелии. Профессиональная занятость населения.
Раздел II География.
Тема Географическое положение Республики Карелия Особенности географического положения
Республики Карелия. Территория и акватория Карелии.
Тема Рельеф и полезные ископаемые Республики Карелия. Рельеф территории Карелии, его
изменения под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов.
Тема
Климатические особенности Карелии. Факторы формирования климата Карелии.
Особенности сезонных изменений погоды.
Тема Внутренние воды и Белое море Внутренние воды и водные ресурсы Карелии, особенности их
размещения. Крупные водоемы Карелии. Ладожское озеро. Онежское озеро. Подземные воды. Белое
море.
Раздел III Биология.
Тема Особенности живой природы Карелии. Факторы, определяющие особенности живой
природы в Карелии. Природные экологические системы (леса, водоемы, болота). Антропогенное
влияние на природные экосистемы в крае.
Тема Универсальная ценность природы нашего края. Экономическое значение (природные
биологические ресурсы). Гигиеническое значение (природа и здоровье населения).
Познавательное значение. Эстетическое значение.
Тема Живые организмы в поселениях. Значение живых организмов в поселениях для человека.
Антропогенное влияние на растительный и животный мир. Особенности растительного и животного
мира в поселениях. Интродуцированные виды растений. Синантропные виды животных.
Тема Наши зеленые спутники. Значение озеленения поселений для человека. Разнообразие
деревьев и кустарников в городах и поселках Карелии. Разнообразие цветочно-декоративных
культур. Размещение декоративных растений в поселениях. Введение в культуру дикорастущих
растений.
Раздел IVИстория.
Тема Первые жители Карелии. Появление первых людей на территории Карелии. Древнейшее
население края. Занятия и образ жизни. Археологические памятники. Оленеостровский могильник.
Петроглифы Религиозные верования
Тема Население Древней Карелии. Саамы. Весь. Корела. Заселение Карелии славянами.
Хозяйственное освоение края.
Тема В составе Великого Новгорода. Вхождение Карелии в состав древнерусских земель.
Утверждение христианства. Экономическое развитие, торговля. Боярское и монастырское
землевладение.
Тема Карелия в составе Московского государства. Вхождение Карелии в состав Российского
государства. Корельский уезд. Город Корела. Сельское хозяйство и промыслы: солеварение,
железоделательный промысел. Развитие ремесла. Развитие торговли: предметы купли - продажи.
Тема Карелия —пограничная земля. Русско - шведское пограничье. Шведская агрессия в Карелию
в к.ХУ1 века. Карелия в эпоху «Смутного времени». Оборона Корелы.
Тема Культура Древней Карелии. Язычество карел и вепсов. Принятие христианства карелами и
вепсами. Первые православные монастыри Карелии.
Раздел VЛитература
Тема Фольклор Карелии. Эпос «Калевала». Былины. Русские сказки. Вепсские сказки.
Древнерусская литература.
Тема Писатели и поэты Карелии о природе. В. Соловьев «Дятлов шедевр». В. Сергин
Стихотворения К. Паустовский Отрывок из повести «Золотая роза»
Раздел VI Искусство
Тема Зодчество. Архитектурные ансамбли монастырей Севера. Соловецкий монастырь.
Особенности устройства деревень Карелии. Типы домов: «брус», «глаголь», «кошель».
Тема Иконопись.
Тема Прикладное искусство. Характерные черты карельского костюма. Изготовление предметов
традиционного прикладного искусства Карелии.
7 класс
Раздел I Обществознание
Тема Права ребенка и их защита в Республике Карелия
Тема Молодежные движения в республике: организации и союзы, проекты и направления их
деятельности.
Тема Подростковая культура: формальные и неформальные коллективы, увлечения.
Раздел II География.
Тема Территория Карелии на тектонической карте.
Тема Опасные и неблагоприятные климатические и гидрологические процессы и явления на
территории Карелии.
Тема Ландшафты Карелии
Раздел III Биология.
Тема Многообразие живых организмов лесов Карелии Лес - естественная наземная экосистема
(биогеоценоз). Структура лесного биогеоценоза, разнообразие связей. Растения в биоценозе леса, их
многообразие. Фитоценоз. Грибы в лесу, Редкие виды растений и грибов лесов края. Красная книга
Карелии. Животные в биоценозе леса, их многообразие, редкие виды животных наших лесов.
Значение и охрана лесов. Природные охраняемые территории.
Тема Многообразие живых организмов водоемов Карелии Водоемы Карелии - естественные
экосистемы. Условия жизни в водоемах Карелии. Многообразие живых организмов в водоемах
нашего края. Редкие виды растений и животных водоемов.
Тема Многообразие живых организмов болот Карелии Значение болот в природе и для человека.
Обитатели болот, их многообразие. Редкие виды растений и животных болот Карелии.
Раздел IVИстория
Тема Карелия на пороге нового времени. Восстановление после «великого разорения».
Олонецкий уезд. Старообрядцы в Карелии. Традиционная культура Карелии.
Тема Карелия в эпоху Петра I. Начало Северной войны. «Осударева дорога. Олонецкая верфь.
Железоделательные заводы. Сельское хозяйство. Петрозаводская слобода. Военные действия в
конце Северной войны.
Тема
Образование Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город
Петрозаводск. Г.Р.Державин - первый олонецкий губернатор. Петрозаводск - центр губернии.
Тема Хозяйственная жизнь края во второй половине XVIII в. Олонецкие горные заводы.
Кижское восстание 1769 -1771 гг. Торговля, Шуньгская ярмарка. Сельское хозяйство. Ремесло.
Тема Развитие культуры в Карелии в XVIII в. Просвещение. Архитектура. Изучение края.
Традиционный быт населения края.
Раздел VЛитература
Тема Карелия - страна классического фольклора Былины Сказители: Т.Г. Рябинин, И.Т.
Рябинин, В. Щеголенок.
Тема Из русской литературы 19 века Г. Державин. Ода «Водопад» и другие стихотворения (по
выбору учителя).
Тема Литература Карелии XX века Поэтическое изображение родной природы в поэзии и прозе
Карелии: А. Авдышев, Л.Вертель, В. Данилов, г. Кикинов, И. Костин, Ю. Линник, О.Мишин,
В.Сергин, В. соловьев (по выбору учителя)
Раздел VI Искусство
Тема Архитектура
Тема Живопись и графика
Тема Декоративно-прикладное искусство
8 класс
Раздел I Обществознание
Тема Социальная структура. Демографическая ситуация в Карелии
Тема Межнациональные отношения в Карелии. Национальный состав населения и его
изменения. Этнические стереотипы и их влияние на взаимодействие между народами.
Социальных конфликты и пути их разрешения
Тема Современное состояние и перспективные направления развития карельской экономики.
Основные отрасли экономики Карелии. Крупные предприятия и их роль в жизни Карелии. Роль
экономики республики Карелия в экономической системе России.
Внешнеэкономические связи Республики Карелия.
Тема Рынок труда и трудовые отношения в республике. Основные предложения рынка труда в
Карелии. Особенности рынка труда в республике. Бизнес и предпринимательство. Налоговая система
РК. Формирование республиканского бюджета.
Раздел II География
Тема Карелия на карте часовых поясов.
Тема Природные ресурсы Карелии.
Тема Почвенный покров, проблема плодородия почв Карелии.
Тема Северная и средняя тайга как элементы широтной зональности.
Тема Природно-территориальные комплексы: и измененные в ходе хозяйственной деятельности.
Тема Особо охраняемые природные территории Карелии
Раздел III Биология.
Тема Здоровье человека в условиях Карелии. Факторы, влияющие на здоровье. Влияние
климатических факторов Карелии на заболеваемость органов дыхания у местного населения.
Заболеваемость туберкулёзом в РК, профилактика туберкулёза. Биоритмы человека, адаптация
организма к условиям жизни на Севере. Значение закаливания организма в условиях Севера.
Тема Причины ослабления иммунитета у жителей Карелии. Инфекционные заболевания,
вакцинация населения. Аллергия в Карелии, причины. Растения - аллергены.
Профилактика заболеваний, вызываемых макро- и микроорганизмами.
Раздел IVИстория
Тема Карелия в первой половине XIX в. Участие жителей Карелии в Отечественной войне 1812
года. Торговля. Ремесло. Сельское хозяйство.
Тема Карелия в эпоху «Великих реформ». Отмена крепостного права. Земская реформа.
Городская реформа. Судебная реформа. Развитие образования.
Тема Хозяйственная жизнь края в пореформенный период. Развитие промышленности.
Ремесло и торговля. Сельское хозяйство. Отходничество.
Тема Население Карелии во второй половине XIX в. Крестьянство. Купечество. Рабочие.
Интеллигенция.
Тема Развитие культуры в Карелии в XIX в. Развитие просвещения. Изучение Карелии.
Фольклор. Архитектура.
Раздел VЛитература
Тема Карелия - страна классического фольклора Обрядный фольклор. Свадебные песни Карелии
Заговоры. Заговор как словесная формула магического назначения. Заговоры как произведения
народной словесности, поэтическая энциклопедия крестьянского быта.
Тема Из русской литературы 20 века К. Паустовский. «Судьба Шарля Лонсевиля»
Тема Литература Карелии XX века Поэты и писатели Карелии об истории родного края.
А. Линевский «Листы каменной книги» Б. Гущин «Маша» В. Пулькин «Чудесный молотобоец»,
«Охотник Ондрей» (по выбору) Финноязычные поэты и писатели Карелии (Т.Сумманен, Я. Ругоев и
др. - по выбору учителя)
Раздел VI Искусство
Тема Музыкальное искусство Карелии. Профессиональная музыка Карелии.
Тема Театры Карелии. Современные творческие коллективы - хранители культуры.
Тема Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Профессиональное
изобразительное искусство.
9 класс
Раздел I Обществознание
Тема Основы организации государственной власти в Республике Карелия. Конституция
Республики Карелия - основной закон Республики. Основы конституционного строя Республики
Карелия. Органы государственной власти и управления Карелии.
Тема Местное самоуправление. Организация и проведение выборов в органы власти Карелии.
Участие граждан Карелии в политической жизни республики. Политические партии и движения их
роль в общественной жизни республики.
Тема Защита прав и свобод человека и гражданина в Карелии Правоохранительные органы.
Судебная система. Правозащитные органы Карелии. Становление гражданского общества в
республике. Общественные организации Карелии.
Тема Духовная жизнь Карелии.
Проявление различных форм культуры в республике.
Международные культурные связи. Наука и научные учреждения в республике. Вклад карельских
ученых в развитие российской науки.
Тема Развитие образования в Республике Карелия, проблемы и перспективы. Учебные
учреждения общего и профессионального образования. Возможности получения общего и
профессионального образования в Карелии.
Раздел II География.
Тема Административно- территориальное деления Карелии.
Тема Население Карелии: численность, размещение, половой и возрастной состав, этнографические
особенности. Топонимия Карелии.
Тема Основные этапы хозяйственного освоения территории Карелии. Особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства Карелии.
Тема Экологическая ситуация в Карелии.
Тема Объекты мирового природного и культурного наследия Карелии
Раздел III Биология.
Тема Экологические проблемы: понятие, естественные и антропогенные причины их
возникновения. Уровни экологических проблем (глобальный, региональный, локальный).
Проблема загрязнения среды жизни в Карелии, пути ее решения. Проблема истощения природных
ресурсов. Классификация природных ресурсов. Биологические ресурсы, их охрана и восстановление.
Проблема уменьшения биоразнообразия. Значение сохранения биоразнообразия и пути решения
проблемы.
Тема Состояние здоровья населения республики. Проблема ухудшение здоровья населения.
Способы сохранения и улучшения здоровья.
Тема Охраняемые и особо охраняемые природные территории Республики (заказники, заповедники,
памятники природы, национальные парки). Красная книга Карелии. Деятельность законодательных,
исполнительных и общественных структур, занимающихся вопросами охраны природы и
сохранения биоразнообразия Республики
Карелия, своей местности.
Раздел IVИстория
Тема Карелия в начале XX века. Рабочее и крестьянское движение в период Первой российской
революции. Александровский завод и строительство Мурманской железной дороги в годы Первой
мировой войны. Политическая ситуация после Февральской революции. Организация местной
власти. Октябрь 1917 г. в Карелии. Установление власти Советов на территории Карелии.
Тема Гражданская война в Карелии. Боевые действия против интервентов и белых в 1918 - 1920
годы. Политические, общественные и военные деятели периода революции и гражданской войны.
Тема Национально-государственное самоопределения края. Создание Карельской
Трудовой Коммуны. Преобразование КТК в автономную республику. Образование Карело-Финской
ССР. Преобразование Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР.
Преобразование КАССР в Республику Карелия.
Тема Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн Советско-финляндская
война 1939 - 1940 годов. Боевые действия на территории республики в период Великой
Отечественной войны в 1941-1944 гг. Прифронтовой тыл Карелии. Оккупационный режим.
Особенности партизанского движения.
Тема Карелия в конце 1950-х - первой половине 1980-х годов Восстановление и развитие
народного хозяйства. Развитие системы образования и науки в Карелии в 50-80 гг.
Тема Карелия на современном этапе. Важнейшие социально-политические и культурные
преобразования.
Раздел VЛитература
Тема Эпос «Калевала» - памятник мировой народной культуры. «Калевала» в искусстве. Переводы
эпоса. Иллюстраторы «Калевалы».
Тема Из русской литературы Х1Хи XX веков Ф. Глинка. Поэмы «Карелия», «Дева карельских
лесов» (фрагменты по выбору). М. Пришвин В краю непуганых птиц
Тема Современная литература Карелии Н. Васильева, И Мамаева, А Матасова, Д. Новиков и др.
(по выбору)
Раздел VI Искусство
Тема Архитектура
Тема Монументальное искусство и скульптура
Тема Живопись и графика
Тема Театры
Тема Музыка
Тема Наука. Библиотеки. Музеи.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы).
«Моя Карелия» 5 класс
№
п.п.
Наименование разделов и тем
Колич
ество
часов
2,5,7
«Введение» (1 час)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Введение. Приглашение к
путешествию по родному краю.
Источники изучения родного края.
«За лесами и озерами» (4 часа)
1
Начало путешествия по Карелии.
Первыежители Карелии.
Деревня на берегу Онего.
Олонец - трижды столица.
«Истории о нашей столице» (3
часа)
Рождение Петрозаводска.
Как рос и развивался Петрозаводск.
Каменный бор под Петрозаводском.
1
1
1
1
«Пути-дороги карельского края»
(27 часов)
Шокша: берег красной рыбы и
красного камня.
Сортавала: город- парк.
Валаам- монастырь на цветущей
скале.
Бесов нос: гуси -лебеди и
пудожские налимы.
Заповедное Водлозеро.
Чудесный черный камень из
Шуньги.
Кижи.
Кондопога, она же станция Кивач.
Основные направления
воспитательной деятельности
1, 2, 3, 7
Выставка “Дом в котором я живу”
3, 4, 7
1
1
1
Цикл бесед “Московская битва”
Цикл выставок “Города - герои:
Смоленск, Москва, Тула
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
1
1
1
1
1
1
1
1
Международный День
толерантности
Акция «Дерево толерантности»
Викторина “Петр 1 м его время”
Цикл бесед и выставок “Курская
битва”
Акция «Черный тюльпан»
Книжная выставка в библиотеке
«Герои
Отечества» ко Дню Героев
Отечества
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Марциальные воды: первый русский
курорт.
Первое российское золото с берегов
Выга.
Надвоицы и Сегежа.
Поморье - морская Карелия.
С Кемского берега- на Соловки.
Город с жемчужным гербом.
В царстве Лоухи.
Калевала и эпос «Калевала»
Лесной город с железным
характером.
Камень и лес: на длинном берегу
Ладоги.
Мой город- Сегежа.
Проект «Семь чудес Сегежского
района». Цель, задачи проекта.
Работа творческих групп с
источниками по теме проекта.
Составление презентации проекта.
Консультации группам.
Защита проекта «Семь чудес
Сегежского района».
Звезды над местами боев.
Приглашение в музей. «История
Выговского края».
Экскурсия в краеведческий музей г.
Сегежи .«История моего края».
Экскурсия в краеведческий музей г.
Сегежи. «История моего края».
1
Выставка “Конституция РФ”
Познавательный час
“Конституция основной закон государства”
Неделя памяти блокады
Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия
блокады Ленинграда
Единый классный час
посвященный Дню
народного единства
«Когда мы едины, мы
непобедимы!»
Классные часы «Конституция основной закон, по которому мы
живем»
Единый классный час «900 дней,
которые потрясли мир»,
посвященный
Дню полного освобождения
Ленинграда
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Митинг, посвященный 9 мая
Участие в акции «Бессмертный
полк»
1
1
1
1
1
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы).
«Моя Карелия» 6 класс
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
Наименование раздела и тем
Обществознание (4 часа)
Наша Республика
Все мы - жители Карелии
Районы нашей республики
Профессии жителей Карелии
География (7 часов)
Географическое положение
Республики Карелия.
Рельеф Карелии.
Количе Основные направления
воспитательной деятельности
ство
часов
1.2.3.8
1
Выставка “Дом в котором я
живу”
1
Цикл
бесед “Московская
1
битва”
1
1
1
1.2.3.4.7.8
Цикл выставок “Города герои: Смоленск, Москва, Тула
Международный День
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Полезные ископаемые Карелии.
Практическая работа «Описание
горных пород и минералов Карелии».
Климат Карелии.
Озера Карелии. Ладожское озеро.
Онежское озеро.
Реки Карелии и Белое море.
Подземные воды.
Биология (4 часа)
Край лесов, озер и болот.
Живая природа в нашей жизни.
Они живут рядом с нами.
В садах и парках Карелии.
История (6 часов)
Первые жители Карелии.
Население Древней Карелии.
В составе Великого Новгорода.
Карелия в составе Московского
государства.
Карелия - пограничная земля.
Культура Древней Карелии.
24
25
26
Литература (5 часов)
Древнерусская литература. Фольклор
Карелии.
Литературоведы. Исследуем
«Калевалу».
Сказки.
Писатели Карелии о природе.
Поэты Карелии о природе.
27
28
29
Искусство (3 часа)
Зодчество.
Иконопись.
Прикладное искусство.
22
23
30
31
Мы - исследователи (5 часов)
Разработка проекта «Семь чудес
Карелии». Определение цели, задач.
Изучение литературы по теме проекта.
Составление библиографического
списка литературы по теме: «Семь
чудес Карелии».
1
1
толерантности
Акция «Дерево толерантности»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.2.3.4.7.8
Викторина “Петр 1 м его
время”
Цикл бесед и выставок
“Курская битва”
Акция «Черный тюльпан»
Книжная выставка в
библиотеке «Герои
Отечества» ко Дню Героев
Отечества
1.2.3.6.7.8
Неделя памяти блокады
Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия
блокады Ленинграда
Единый классный час
посвященный Дню
народного единства
«Когда мы едины, мы
непобедимы!»
1.2.3.4.7.8
Единый классный час «900
дней,
которые потрясли мир»,
посвященный
Дню полного освобождения
Ленинграда
Единый классный час «К
Победе
шел, Россия, твой солдат!»
1.2.3.4.6
Классный час «День
Конституции
Российской Федерации.
Конституция основной закон нашей жизни»
1.2.3.4.7.8
Митинг, посвященный 9 мая
Участие в акции «Бессмертный
полк»
Акция «Цветок Памяти»
Акция «Письмо ветерану»
32
33
34
Работа творческих групп с Интернет ресурсамипо теме: «Семь чудес
Карелии».
Составление презентации проекта.
Консультации группам по теме: «Семь
чудес Карелии».
Защита проекта «Семь чудес Карелии».
1
1
1
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы).
7 класс
№ п/п Раздел/тема урока
1-2
3
4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
20-21
Обществознание - 4 час.
Права ребенка и их защита в Республике
Карелия.
Молодежные движения в республике:
организации и союзы, проекты и направления
их деятельности.
Подростковая культура: формальные и
неформальные коллективы, увлечения.
География - 4 час.
Геология Карелии.
Опасные и неблагоприятные природные
процессы и явления на территории Карелии.
Природные комплексы.
Колво
часов
2
1
Основные направления
воспитательной
деятельности
1,2,3,8
Выставка “Дом в котором я
живу” Цикл бесед
“Московская битва” Цикл
выставок “Города - герои:
Смоленск, Москва, Тула
1
1
1
2
6,7
Международный День
толерантности
Акция «Дерево
толерантности»
Мы - исследователи - 4 час.
Работа творческих групп с Интернет 1
ресурсами по теме: «Природные комплексы
нашей местности».
Составление презентации проекта.
1
Консультации группам по теме: «Природные
комплексы нашей местности».
Защита проекта «Природные комплексы нашей 1
местности».
6,8
Акция «Черный тюльпан»
Митинг, посвященный
памяти героев
чеченской войны
Книжная выставка в
библиотеке «Герои
Отечества» ко Дню Героев
Отечества
Биология - 8 час.
Экосистема леса.
Растения в биоценозе леса.
Животный мир лесов.
Значение и охрана лесов.
Экосистема водоема.
Болота и их обитатели.
Экскурсия «В гости к бобрам»
История - 7 час.
Карелия на пути к Новому времени.
7,8
1
1
1
1
1
1
2
Викторина “Петр 1 и
его время”
Своя игра “Полководцы
Победы”
1,2,3
2
22-23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Карелия в годы Северной войны.
2
Быт населения Карелии в эпоху Петра
1
Первого.
Карелия во второй половине 18 века.
1
Быт населения Карелии во второй половине 18 1
века.
Цикл бесед и выставок
“Курская битва” Выставка
“Конституция РФ”
Викторина “Знаешь ли ты
Конституцию РФ”
Неделя памяти блокады
Ленинграда.
Уроки мужества ко дню
снятия блокады
Ленинграда.
Спортивно-игровая
программа к 23
февраля “Русские
богатыри”
Литература - 4 час.
Хранители народной мудрости.
Карелия в произведениях писателей 18 - 19
века.
Тема устного народного творчества в
карельской литературе 20 века.
Литература Карелии XX века.
Поэтическое изображение родной природы в
поэзии и прозе Карелии.
3,4
Искусство - 3 час.
Архитектура.
Живопись и графика.
Прикладное искусство.
Повторительно-обобщающий урок по
предмету «Моя Карелия». Итоговое
тестирование.
Итого- 34часа
1
1
Единый классный час «900
дней, которые потрясли
мир», посвященный
Дню полного освобождения
Ленинграда
Единый классный час «К
Победе шел, Россия
3,4
Митинг, посвященный 9
мая
Участие в акции
«Бессмертный полк»
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы).
8 класс
№
п/п.
1
2
3
Раздел/тема урока.
Обществознание - 5 час. Мы - исследователи - 3
час.
Демографическая ситуация в Карелии. Социальная
структура.
Межнациональные отношения в Карелии.
Современное состояние экономики РК. Основные
отрасли, крупные предприятия.
Колво
часов
1
1
1
Основные направления
воспитательной
деятельности
1, 2, 3, 6, 8
Цикл бесед “Московская
битва” Цикл выставок
“Города - герои:
Смоленск, Москва, Тула
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Разработка проекта «Отрасли экономики Сегежского
района». Определение цели, задач. Изучение
литературы по теме проекта: «Отрасли экономики
Сегежского района»..
Работа творческих групп с Интернет - ресурсами.
Составление презентации проекта. Консультации
группам по теме: «Отрасли экономики Сегежского
района»..
Защита проекта «Отрасли экономики Сегежского
района».
Рынок труда в республике. Современные рыночные
отношения в РК.
География - 6 час.
Карелия на карте часовых поясов.
Определение поясного времени своего населенного
пункта
Природные ресурсы Карелии.
Почвенный покров, проблема плодородия почв
Карелии.
Северная и средняя тайга как элементы широтной
зональности.
Природно-территориальные комплексы.
Особо охраняемые природные территории Карелии.
Биология - 5 час.
Здоровье человека в условиях Карелии.
Влияние климатических факторов на заболеваемость
органов дыхания у населения Карелии.
Значение закаливания организма в условиях Севера.
Растения - источник витаминов и минеральных
веществ.
Причины ослабления иммунитета у жителей
Карелии.
История - 5 час.
Карелия в первой половине XIX в.
Карелия в эпоху «Великих реформ».
Хозяйственная жизнь края в пореформенный период.
Население Карелии во второй половине XIX в.
Развитие культуры в Карелии в XIX в.
Литература - 6 час.
Карелия - страна классического
фольклора.Обрядный фольклор. Заговоры.
Русская свадьба в Карелии. Свадебные песни
Карелии.
Из русской литературы XX века. К. Паустовский.
1
Международный День
толерантности
Акция «Дерево
толерантности»
1
1
1
1
1
1
1
6, 7, 8
Акция «Черный тюльпан»
Митинг, посвященный
памяти героев
чеченской войны
Книжная выставка в
библиотеке «Герои
Отечества» ко Дню Героев
Отечества
1
1
1
1
1
1
5, 7, 8
Викторина “Петр 1 и его
время”
Своя игра “Полководцы
Победы”
Цикл бесед и выставок
“Курская битва”
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1, 2, 3, 4, 8
Выставка “Конституция
РФ”
Викторина “Знаешь ли ты
Конституцию РФ”
Неделя памяти блокады
Ленинграда.
Уроки мужества ко дню
снятия блокады
Ленинграда.
1, 2, 3, 4
Единый классный час «900
дней, которые потрясли
мир», посвященный
Дню полного
27
28
29
30
31
32
33
34
«Судьба Шарля Лонсевиля»
Литература Карелии XX века. Поэты и писатели
Карелии об истории родного края. А. Линевский
«Листы каменной книги».
Б.Гущин «Маша», В. Пулькин «Чудесный
молотобоец», «Охотник Ондрей» (по выбору).
Финно-язычные поэты и писатели Карелии (Т.
Сумманен, Я. Ругоев и др.).
Искусство- 4 час.
Музыкальное искусство Карелии.
Изобразительное искусство Карелии.
Театры Карелии.
Народные игры Карелии.
1
освобождения Ленинграда
Единый классный час «К
Победе шел, Россия, твой
солдат!»
1
1
1
1
1
1
Повторительно-обобщающий урок по предмету
«Моя Карелия». Итоговое тестирование.
Итого- 34часов
3, 4
Митинг, посвященный 9
мая
Участие в акции
«Бессмертный полк»
День Победы советского
народа в Великой
Отечественной войне.
1
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Раздел/тема урока
Обществознание - 5 час.
Основы организации государственной власти в
Республике.
Местное самоуправление. Организация и
проведение выборов в органы власти Карелии.
Защита прав и свобод человека и гражданина в
Карелии.
Духовная жизнь Карелии.
Развитие образования в Республике Карелия,
проблемы и перспективы.
География - 7 час.
Административно- территориальное деление
Карелии.
Население Карелии.
Топонимия Карелии.
Основные этапы хозяйственного освоения
территории Карелии.
Особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства Карелии.
Энергетика Карелии.
Основные направления
Колвоспитательной
во
часов. деятельности
1, 2, 3, 8
1
Цикл бесед “Московская
битва” Цикл выставок
1
“Города - герои:
Смоленск, Москва, Тула
1
Международный День
толерантности
1
Акция «Дерево
1
толерантности»
1
1
1
1
1
6, 7, 8
Акция «Черный тюльпан»
Митинг, посвященный
памяти героев
чеченской войны
Книжная выставка в
библиотеке «Герои
Отечества» ко Дню Героев
Отечества
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Экологическая ситуация в Карелии.
Объекты мирового природного и культурного
наследия Карелии
Биология - 4 час.
Экологические проблемы в Республике Карелия.
Вирусные заболевания животных и растений в
Карелии. Меры профилактики.
Охраняемые и особо охраняемые природные
территории Республики
Деятельность законодательных, исполнительных
и общественных структур, занимающихся
вопросами охраны природы и сохранения
биоразнообразия Республики Карелия, своей
местности.
История- 8час.
Карелия в начале XX века
Гражданская война в Карелии.
Национально-государственное самоопределения
края. Создание Карельской Трудовой Коммуны.
Советско-финляндская война 1939 - 1940 годов.
Карелия в годы Великой Отечественной войны.
Карелия в конце 1950-х - первой половине 1980-х
годов.
Карелия на современном этапе.Важнейшие
социально-политические и культурные
преобразования.
Мы- исследователи - 2 час.
Проект «Ветераны Великой Отечественной войны
- наши земляки». Сбор и обработка информации.
Защита проекта «Ветераны Великой
Отечественной войны - наши земляки».
Литература - 4 час.
Эпос «Калевала» - памятник мировой народной
культуры.
Из русской литературы XIX и XX веков. Ф.
Глинка. Поэмы «Карелия», «Дева карельских
лесов». М. Пришвин «В краю непуганых птиц»
Современная литература Карелии. Н. Васильева,
И Мамаева, А Матасова, Д. Новиков и др.
Искусство - 2 час.
Проект «Карельские забавы». Подбор материала.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
6, 7, 8
Викторина “Петр 1 м его
время”
Своя игра “Полководцы
Победы”
Цикл бесед и выставок
“Курская битва”
1, 2, 3, 4, 8
Своя игра “Полководцы
Победы”
Цикл бесед и выставок
“Курская битва”
Единый классный час «900
дней, которые потрясли
мир», посвященный
Дню полного освобождения
Ленинграда
Единый классный час «К
Победе шел, Россия, твой
солдат!»
1, 2, 8
Информационно
просветительские
мероприятия,
направленные на
противодействие
терроризму, экстремизму,
фашизму.
Урок-конференция
«Терроризм - угроза
обществу 21 века». (5-8
классы)
3, 4, 8
Тематический урок
«Понятие террор и
терроризм»
1
1
3, 4, 8
Митинг, посвященный 9
Si32
33
34
Защита проекта «Карельские забавы»
2
Повторительно-обобщающий урок по предмету
«Моя Карелия»
1
Итоговое тестирование по курсу «Моя Карелия».
Итого - 34часов
1
мая
Участие в акции
«Бессмертный полк»
День Победы советского
народа в Великой
Отечественной войне.