Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом. На основании требований
федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего
образования и трудовой деятельности учащихся с ОВЗ. В связи с этим определена цель
обучения – изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы
языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
Обоснование выбора программы
Важной отличительной особенностью данной программы является новизна
подходов к преподаванию русского языка, ее направленность на усвоение элементов
современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой
деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через
универсальные учебные действия. При выборе УМК предметной линии учебников С.Г.
Бархударов, С.Е.Крючков и д.р. учитывалась специфика контингента учащихся,
соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Актуальность
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Специфика
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему
понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования,
морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые
сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.;
речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи
учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных
нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации;
перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных
знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных
и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Задачи учебного предмета:
Задачи обучения: * развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо; * формирование универсальных учебных действий: познавательных,
регулятивных, коммуникативных; * формирование прочных орфографических и
пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 9 класс отводится 102 часа (на 34 учебные недели.)
Планируемые результаты образования
Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения
в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: - адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения; - владение разными видами
чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; - способность
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой; - овладение приёмами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, ее анализ и отбор; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания
с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости; и др.
Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского
языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом: 3) усвоение основ научных знаний о
родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий
лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике
при создании устных и письменных высказываний; и др.
Общая характеристика курса
Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения,
что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование
и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой
компетенции. Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный
опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений,
диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Технологии:
развивающего
обучения,
дифференцированного
обучения,
информационнокоммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный
подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые
технологии.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной
контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса,
контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных,
творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных
работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант,
словарный диктант, комплексный анализ текста.