Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие
трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей
направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость центральной
нервной системы и в связи с этим сниженная познавательная активность и
работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной
ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля,
инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся
с ЗПР отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их
стойкой неуспеваемости в учебе.
Количество часов – 102.
Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко
определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционноразвивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного
материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и
навыками.
Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей,
совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями,
развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие
психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и
компенсацию
имеющихся
недостатков
специальными
педагогическими
и
психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной
на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на
уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок
специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших
психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления.
-Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной
моторики.
-Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция –
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
-Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
-Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование
умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Перед классами общего образования для детей с ЗПР стоят те же цели обучения,
которые заложены в программах изучения литературы в 5—9 классах общеобразовательной
школы.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной,
образовательной и коррекционно-развивающей. Воспитательные задачи заключаются в
формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою
очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению
прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания
как важнейших качеств развитой личности. В круг образовательных задач входят
формирование умений углубленного чтения, читательской самостоятельности,
особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как
искусства слова, формирование речевых умений — умений с помощью учителя составить
план и пересказать прочитанное, умений прокомментировать прочитанное, объяснить
слово, иметь представление о писателях в истории мирового искусства.
К коррекционно-развивающим задачам относятся:
- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии
эмоционально - волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
- развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение
чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной
активности;
- совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения вслух и про себя;
- уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями,
словами,обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства,
переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
- развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и
связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности
речи).
При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми
практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений,
включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного или
ознакомительного изучения.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными
и
духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; и т.д.
2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; и т.д.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; и т .д.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; и т.д.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового
образования; и т.д.
6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; и т.д.
7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; и т.д.
8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак
классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному
признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; и т.д.
Базовые
исследовательские
действия:
использовать
вопросы
как
исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать
вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием
ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об
истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; и т.д.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды
аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости
содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения
учебных задач; и т.д.