Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рабочая программа
по
информатике
(учебный предмет)

5-9
(классы)

5 лет
(срок реализации)

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.

2021 г

Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
В учебном плане основной школы информатика представлена как базовый курс. В 5,6,7,8, 9
классе на изучение предмета отводится 34 часов в год, 1 час в неделю.
У обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточная познавательная активность, которая в
сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их
обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности,
вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они
не удерживают в памяти задание, продиктованное предложение, забывают слова; допускают
нелепые ошибки в письменных работах; оказываются неспособными оценить результаты
своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.
Цель работы в коррекционном классе:
-обеспечение коррекции психического развития,
-эмоционально-волевой сферы,
-активизации познавательной деятельности,
-формирования навыков и умений учебной деятельности.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности
обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
• Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие навыков каллиграфии;
• Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.
• Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
• Развитие различных видов мышления:
• развитие наглядно-образного мышления;
• развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).
• Развитие речи, овладение техникой речи.
• Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
• Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Виды коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:
-Психокоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты
-Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу
-Коррекция внимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами
-Коррекция пространственной ориентации через распознавание знакомых предметов
-Коррекция речи через комментирование действий и правил

-Коррекция долговременной памяти через воспоминания, пояснения.
-Развитие слухового восприятия через лекцию
-Коррекция мышления через проведения операции анализа
-Коррекция умений сопоставлять и делать выводы
-Коррекция умений в установлении причинно-следственных связей
-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу
-Коррекция волевых усилий при выполнении задания
-Коррекция памяти через неоднократное повторение
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
— это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к
себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам
познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
•
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
•
понимание роли информационных процессов в современном мире;
•
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
•
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
•
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств
ИКТ.
Личностные результаты характеризуются:
1. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
2. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному,
историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных
достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
информационных объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть закономерности в
искусстве, приобщение к уникальному российскому научному наследию, популяризация российских
культурных, нравственных и семейных ценностей, освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
6. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в
сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно­
технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологическое воспитание: осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
8. Ценности научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об
информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для
понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность;
готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения
в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том
числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Метапредметные результаты
— освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных
ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
•
владение обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
•
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять
способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково­
символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания
объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и
цели моделирования;
•
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с
устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание

графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и
организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для
данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
•
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм»,
«модель» — и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы,
с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
№
Тема
1 Математические
основы
информатики

2

Основы
алгоритмизации

3

Начала

Выпускник научится
переводить небольшие (от 0 до 1024)
целые числа из десятичной системы
счисления в двоичную (8-ую,16-ную)
и обратно; выполнять операции
сложения
и
умножения
над
небольшими двоичными числами;
записывать вещественные числа в
естественной и нормальной форме;
строить таблицы истинности для
логических выражений; вычислять
истинностное значение логического
выражения
исполнять готовые алгоритмы для
конкретных
исходных
данных;
преобразовывать запись алгоритма с
одной формы в другую; строить
цепочки команд, дающих нужный
результат
при
конкретных
исходных данных для исполнителя
арифметических действий; строить
цепочки команд, дающих нужный
результат
при
конкретных
исходных
данных
для
исполнителя,
преобразующего
строки символов
программировать
линейные

Выпускник получит возможность
выявлять
различие
в
унарных,
позиционных и непозиционных системах
счисления; выявлять общее и отличия в
разных
позиционных
системах
счисления; анализировать логическую
структуру
высказываний.

научиться определять по блок-схеме,
для
решения
какой
задачи
предназначен
данный
алгоритм;
анализировать
изменение
значений
величин при пошаговом выполнении
алгоритма; определять по выбранному
методу
решения
задачи,
какие
алгоритмические конструкции могут
войти в алгоритм; сравнивать различные
алгоритмы решения одной задачи .

анализировать

готовые

программы;

программирован
ия на языке
Паскаль

4

Моделирование
и формализация

5

Алгоритмизация
и
программирован
ие

6

Обработка
числовой
информации в
электронных
таблицах

7

Коммуникацион
ные технологии

алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых и логических выражений;
разрабатывать
программы,
содержащие
оператор/операторы
ветвления
(решение
линейного
неравенства, решение квадратного
уравнения и пр .), в том числе с
использованием
логических
операций;
разрабатывать
программы, содержащие оператор
цикла
строить
и
интерпретировать
различные
информационные
модели преобразовывать объект из
одной
формы
представления
информации в другую; работать с
готовыми
компьютерными
моделями; создавать однотабличные
базы данных; осуществлять поиск
записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в
готовой базе данных

определять по программе, для решения
какой
задачи
она
предназначена;
выделять этапы решения задачи на
компьютере.

исполнять готовые алгоритмы для
конкретных
исходных
данных;
разрабатывать
программы,
содержащие
подпрограмму;
разрабатывать
программы
для
обработки одномерного массива:
нахождение
минимального
(максимального) значения в данном
массиве; подсчет
количества
элементов
массива,
удовлетворяющих
некоторому
условию; нахождение суммы всех
элементов
массива;
нахождение
количества и суммы всех четных
элементов в массиве; сортировка
элементов массива
создавать электронные таблицы,
выполнять в них расчеты по
встроенным
и
вводимым
пользователем формулам; строить
диаграммы и графики в электронных
таблица
осуществлять
взаимодействие
посредством электронной почты,
чата,
форума;
определять
минимальное время, необходимое
для передачи известного объема
данных по каналу связи; проводить
поиск информации в сети Интернет
по запросам с использованием
логических операций;
создавать
информационные объекты в виде

выделять этапы решения задачи на
компьютере; осуществлять разбиение
исходной
задачи
на
подзадачи;
сравнивать
различные
алгоритмы
решения одной задачи.

осуществлять
системный
анализ
объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки зрения
целей
моделирования;
оценивать
адекватность модели моделируемому
объекту
и
целям
моделирования;
определять вид информационной модели
в зависимости от стоящей задачи;
анализировать
пользовательский
интерфейс используемого программного
средства

анализировать
пользовательский
интерфейс используемого программного
средства;
определять
условия
и
возможности применения программного
средства для решения типовых задач;
выявлять общие черты и отличия
способов взаимодействия на основе
компьютерных сетей; анализировать
доменные имена компьютеров и адреса
документов в Интернете; анализировать
и сопоставлять различные источники
информации, оценивать достоверность
найденной информации; распознавать
потенциальные угрозы и вредные
воздействия,
связанные
с
ИКТ;

web-страницы,
графические объекты
8

Информация и
информационны
е процессы

9

Компьютер

включающей оценивать
предлагаемые
устранения.

кодировать
и
декодировать
сообщения по заданным правилам,
сравнивать
длины
сообщений,
записанных в различных
алфавитах, оперировать единицами
измерения информационного объёма
и скорости
передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры
текстовых, графических, звуковых
файлов и видеофайлов
выделять основные этапы в истории
и понимать тенденции развития
компьютеров
и
программного
обеспечения;
получать
и
использовать
информацию
о
характеристиках
персонального компьютера и его
основных элементах (процессор,
оперативная память, долговременная
память, устройства ввода-вывода);

пути

их

пояснять на примерах смысл понятий
«информация»,
«информационный
процесс», «обработка информации»,
«хранение
информации»,
«передача
информации»,
демонстрировать
понимание
основных
принципов
кодирования информации различной
природы
(текстовой,
графической,
аудио);
соотносить характеристики компьютера
с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться
в
иерархической
структуре файловой системы записывать
полное имя файла (каталога), путь к
файлу (каталогу) по имеющемуся
описанию
файловой
структуры
некоторого информационного носителя);
работать
с
файловой
системой
персонального
компьютера
с
использованием
графического
интерфейса,
а именно:
создавать,
копировать,
перемещать,
переименовывать,
удалять
и
архивировать
файлы
и
каталоги;
использовать антивирусную программу;

Содержание учебного предмета
(с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности)
Формы организации учебных занятий:
S фронтальная
S групповая:
> Бригадная (временно для выполнения одного определенного задания)
> Кооперативно-групповая (формируются из всего класса и направлены на выполнение
общего задания)
> Дифференцированно-групповая (временно из учеников с одинаковым потенциалом и
уровнем знаний)
S индивидуальная
Основные виды учебной деятельности:
S Анализ и решение житейских ситуаций, выполнять построения и вычисления, анализировать
зависимости.
•S Прогнозирование результата вычисления, решения задачи
S Планирование хода решения задачи, выполнения практических задач на вычисление, построение
диаграмм.
S Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения
задачи при написании программ.
S Поиск, обнаружение и устранение ошибок.
•S Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых
вычислений.

S Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
•S Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
•S Работа с учебником.

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может
быть определена тремя укрупненными разделами:
•
введение в информатику;
•
алгоритмы и начала программирования;
•
информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация.
Информационный
объект.
Информационный
процесс.
Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств
получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления
информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного
(цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность
двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от О до 256. Перевод
небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный
код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о
стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии,
устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и
недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения
количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры
информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память).
Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем
информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации.
Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник
информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в
современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная
с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса
или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в
практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, гра-фик,
диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и
явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно­
технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической
модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов,
уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое
отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот,
Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение,
среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания
последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов.
Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов.
Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное
управление исполнителем. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с
проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи,
понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с
табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных
действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием
промежуточных результатов. Язык программирования. Основные правила одного из процедурных
языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления
данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова
вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы
— компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной
среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память,
устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени). Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное
программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного
обеспечения. Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование
компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование,
сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского
интерфейса персонального компьютера. Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово,
символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых
документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов,
проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер,
начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный
интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм,
формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные
указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над
документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа.
Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение
документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное
представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических
редакторов. Форматы графических файлов. Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области
ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочении) данных. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы
управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных. Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные
компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная
почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в

файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги,
поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке
достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и
в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной
информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации,
сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры
применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление
производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных,
образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от
несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые
представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в
сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного
применения ИКТ в современном обществе.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
Часы
/Классы

Название тематического блока

Основные направления воспитательной
деятельности

5 класс
Компьютер

7

Информация вокруг нас

14

Информационные технологии

13

Компьютер и информация

12

1,2,3,4,5,6,7,8
Всероссийский урок «Науки и технологий»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике и ИКТ
Проектная урочная деятельность по теме
«Компьютер»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Конкурсы по информатике и ИКТ
Проектная урочная деятельность по теме
«Информация»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Быстрая разработка
приложений»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Информационные технологии», проект «Мой
край»
6 класс
1,2,3,4,5,6,7,8
Всероссийский урок «Науки и технологий»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)

Человек и информация

12

Алгоритмы и исполнители

10

Информация и информационные
процессы

9

Компьютер как универсальное
устройство для работы с информацией

7

Обработка графической информации

4

Обработка текстовой информации

9

Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Компьютер»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр»,
«Безопасность»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Человек и информация»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Быстрая разработка
приложений»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Алгоритмы и исполнители»
7 класс
1,2,3,4,5,6,7,8
Всероссийский урок «Науки и технологий»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Тематический урок «Энергосбережение»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Информация и информационные процессы»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Компьютер»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Уроки проектной деятельности
Урок цифры «Быстрая разработка
приложений»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме «Мой
видео фильм»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Быстрая разработка
приложений»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Визуальное представление текстовой
информации»

Мультимедиа

5

Математические основы
информатики

Основы алгоритмизации

Начала программирования

12

Моделирование и формализация

9

Начала программирования

13

Обработка числовой информации

7

1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Мультимедиа»
8 класс
1,2,3,4,5,6,7,8
11
Всероссийский урок «Науки и технологий»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Математические основы информатики»
1,2,3,4,5,6,7,8
11
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Основы алгоритмизации»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Быстрая разработка
приложений»
Мероприятия «Точки Роста»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Начала программирования»
9 класс
1,2,3,4,5,6,7,8
Всероссийский урок «Науки и технологий»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Моделирование»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Искусственный интеллект в
образовании»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Программирование»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Быстрая разработка
приложений»
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)

Коммуникационные технологии

5

Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Обработка числовой информации средствами
EXCEL»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок цифры «Разработка игр», «Безопасность»
Урок цифры «Быстрая разработка
приложений»
Онлайн-чемпионат по игре «Изучи интернет управляй им!».
Мероприятия «Точки Роста» (по плану)
Конкурсы по информатике
Проектная урочная деятельность по теме
«Коммуникационные технологии»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».