РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методические рекомендации
МР 2.4. О / М -20

Москва 2020

Рекомендации
по
организации
питания
общеобразовательных организаций. МР 2.4. Qit9 -20

обучающихся

1. Разработаны: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей

и

благополучия

человека

(Брагина

И.В.,

Шевкун

И.Г.,

Яновская Г.В.); ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Никитюк Д.Б.,
Батурин

А.К.,

Пырьева

Е.А., Гмошинская

М.В.,

Димитриева

С.А.,

Тоболева М.А.); ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт
гигиены» Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Романенко С.П.);
Управление

Роспотребнадзора

по

Брянской

области

(Самойленко

Т.Н);

Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (Сорокина М.И.);
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» (Денисова О.И.);
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве в Юго-Восточном округе
г. Москвы» (Молдованов В.В.).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой «У/» лей-#-

3. Введены впервые.

2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
ерации

А.Ю. Попова
2020 г.

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методические рекомендации
МР 2.4. 0 / Г 9 -20

I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) определяют
основные положения по организации здорового питания обучающихся
общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся 1-4 классов.
1.2. МР предназначены для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в
общеобразовательных организациях; для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и
продовольственное
сырье
в
общеобразовательные
организации;
общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов
и учреждений Роспотребнадзора.

1.3. МР направлены на организацию здорового питания, в том числе
горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов
рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации
питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие
уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных
изделий,сахара и соли.
1.4. В МР предложены варианты базового меню для разработки
региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и
другие особенности питания населения.

II. Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
2.1. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком
дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.
2.2. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от
режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака
и(или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна
составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются
завтраком во вторую или третью перемены.
2.3. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется
добавлять ягоды, фрукты и овощи.
Завтрак для обучающихся 1-4 классов должен содержать 12-16 г белка, 1216 г жира и 48-60 г углеводов, для обучающихся старших классов - 15-20 г
белка, 15-20 г жира и 60-80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд
завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и
творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе
сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные),
макаронные изделия и напитки.
2.4. Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом.
Не допускается замена обеда завтраком.
Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое,
второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен
содержать 20-25 г белка, 20-25 г жира и 80-100 г углеводов.
Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение
блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться
поштучно.
2.5. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с
учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров,
углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального
роста и развития.
Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного
завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка,
макаронные изделия и пр.), то на обед - мясное или рыбное блюдо с овощным
гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.).
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется
использовать:

- продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты
(макро - микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически
активными веществами);
- пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.
Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не
рекомендуется превышать 1 грамм на человек.
При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим:
включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение
вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и
предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.
Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны
соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках
рецептур.
Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с
технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология
приготовления блюд и кулинарных изделий.
В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение
одного дня и двух последующих дней.
При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов)
рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов (приложение 1
к настоящим МР).
Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества
основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона,
дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся
(приложение 2 к настоящим МР). На основе предлагаемых вариантов меню
могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных,
национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к
содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается
отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной
патологии.
В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие
необходимого запаса продуктов и т.п.) может проводиться замена блюд.
Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту
(блюду) по пищевым и биологически активным веществам (приложение 3
к настоящим МР).
2.6.
Разрабатываемое для обучающихся 1-4 классов меню должно отвечать
следующим рекомендациям:
2.6.1. Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять
400-550 ккал (20-25% от суточной калорийности), обеда - 600-750 ккал (30-35%).
2.6.2. Для общеобразовательных организаций, расположенных в
Арктической зоне, необходимо повышать суточную калорийность пищевого
рациона на 10%.
2.6.3. Суточный режим питания по отдельным приемам пищи и в
зависимости от сменности занятий обучающихся представлен в таблице 1.
На домашние завтраки обучающихся в первую смену от суточного потребления
в среднем может приходится до 10% энергетической ценности.

Таблица 1
Режим питания по приемам пищи
Прием пищи

1 смена
Часы приема

Завтрак
Обед
Полдник
Ужин

9.30-11.00
13.30-14.30
15.30-16.30
18.30-19.30

%к
суточной
калорий­
ности
20-25
35
10-15
20-25

Прием
пищи

Завтрак
Обед
Полдник
Ужин

2 смена
Часы приема

7.30-8.30
12.30-13.30
15.30-16.30
18.30-19.30

%к
суточной
калорий­
ности
20-25
30-35
10-15
20-25

2.6.4.
При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе
порций (блюд). Рекомендуемая масса блюд (порций) с учетом возраста
обучающихся представлена в таблице 2.

Таблица 2
Рекомендуемая масса порций блюд
для обучающихся различного возраста

Название блюд

Масса порций (в граммах, мл)
для обучающихся двух
возрастных групп
с 7 до 11 лет

с 12 лет и
старше

150-200

200-250

200

200

Закуски (салат, овощи в нарезке и т.п.)

60-100

60-150

Суп

200-250

250-300

Мясо, котлета

80-120

100-120

Гарнир

150-200

180-230

Фрукты (поштучно)

100-120

100-120

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)

2.7.
Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до
родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале,
на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации
и т.п.).

III. Объемно-планировочные решения и размещение организаций
общественного питания в общеобразовательных организациях
3.1.
Организациями общественного питания общеобразовательных
организаций для обслуживания обучающихся могут быть:
базовые организации школьного питания (комбинаты школьного
питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки

продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение
ими столовых общеобразовательных организаций.
В базовых организациях питания, столовых общеобразовательных
организаций, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах,
должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор
помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление
безопасной, с максимальным сохранением пищевой ценности, кулинарной
продукции и ее реализацию;
- столовые, работающие на продовольственном сырье или на
полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с
разнообразным по дням недели меню;
- столовые-доготовочные, на которых осуществляется приготовление
блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, порционирование и выдача
блюд;
- буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд,
кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, приготовление горячих
напитков.
3.2. Питание обучающихся может осуществляться в помещениях,
находящихся в основном здании общеобразовательной организации,
пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании. Рекомендуемый набор
помещений приведен в приложении 4 к настоящим МР.
3.3. При оснащении пищеблоков необходимо учитывать современные
тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении
пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной
посудой (кастрюли с крышками, противни с крышками, гастроемкости с
крышками и т.п.) учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы
и виды (1-е, 2-е или 3-е блюдо), ассортимент основных блюд (мясо, рыба,
птица), мощность технологического оборудования и т.п.
Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды
для пищеблоков:
- в соответствии с рецептурными сборниками, расчет закладки продуктов
первых и третьих блюд проводится на 1000 мл.
Например, при организации обедов для обучающихся в количестве
400 человек необходимо приготовить не менее 100 литров 1-го блюда
(400 х 250 мл) и 80 литров третьего (400 х 200 мл), следовательно, для первых
блюд необходимо иметь не менее 2 кастрюль объемом по 50 л, для третьих 2 кастрюли объемом по 40 л;
- в составе технологического оборудования необходимо предусмотреть
наличие не менее 2-х электроплит на 4 конфорки каждая. При наличии
электрокотла (объемом не менее 100 л) возможно использование одной
электроплиты на 6 конфорок.
Объем (выход) готовых гарниров составляет не менее 150 гр,
следовательно, для гарниров необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом
по 40 л (400 х 150 гр).
Объем (выход) основных блюд (из мяса, рыбы, птицы) составляет
не менее 80 гр. Для основных блюд необходимо наличие не менее 2 кастрюль
объемом 20 л (400 чел. х 80 гр).

Для реализации принципов здорового питания, в современных условиях
при строительстве, реконструкции, модернизации, капитальных ремонтах
пищеблоков, рекомендуется проводить их оснащение пароконвекционными
автоматами (пароконвектоматы), в которых возможно одномоментное
приготовление основных блюд на всех обучающихся (400-450 чел.).
Пароконвектоматы обеспечивают гастроемкостями установленных техническим
паспортом объемов и конфигураций. Количество пароконвектоматов
рассчитывается, исходя из производственной мощности и количества
обучающихся.
С учетом использования щадящих методов приготовления блюд (парение,
тушение, припускание и т.п.) и современных технологий приготовления
основных блюд на пищеблоке необходимо наличие электрического духового
(или жарочного) шкафа (на 3 или 4 секции), электросковороды.
Для раздачи основных блюд, приготовленных и (или) подаваемых с
соусами, необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря
(разливочные ложки, соусницы) с мерной меткой установленных объемов
(50, 75 мл и т.д.). Для соусов необходимо наличие не менее 3 кастрюль объемом
по 10 л. (400 чел. х 75 мл).
Для раздачи блюд жидкой (полужидкой) консистенции (первые, третьи
блюда, жидкие каши, молочные супы и т.п.) необходимо наличие на пищеблоке
специального кухонного инвентаря (ковши) с длиной ручки, позволяющей при
приготовлении и раздаче перемешивать весь объем блюда в кастрюле, с мерной
меткой установленных объемов (200, 250 мл и т.д.).
3.4. Производственные помещения пищеблоков оснащаются достаточным
количеством холодильного оборудования для обеспечения условий, сроков
хранения и товарного соседства различных видов продуктов и сырья.
3.5. Всё установленное в производственных помещениях технологическое
и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии.
В случае выхода из строя какого-либо технологического оборудования
необходимо внести изменения в меню.
Ежегодно перед началом нового учебного года проводится технический
контроль исправности технологического оборудования.
3.6. При доставке готовых блюд и холодных закусок в буфетыраздаточные должны использоваться изотермические емкости, внутренняя
поверхность которых выполнена из материалов, отвечающих требованиям,
предъявляемым к материалам, разрешенным для контакта с пищевыми
продуктами и поддерживает требуемый температурный режим.
3.7. В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены объемно­
планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие
осуществлять реализацию блюд, кулинарных изделий, а также приготовление
горячих напитков и отдельных блюд.
Буфеты-раздаточные оборудуются минимальным набором помещений и
оборудования:
- не менее 2-х моечных ванн (или одной 2-х секционной) с обеспечением
горячей и холодной воды к ним через смесители с душевыми насадками;
- раковина для мытья рук;
- два цельнометаллических производственных стола: один - для

термоконтейнеров, второй - для нарезки (хлеба, овощей, сыра, масла и т.п.);
- холодильник (холодильный шкаф);
- стеллаж (шкаф) для хранения чистых: кухонного разделочного
инвентаря, ножей, досок, столовой посуды и приборов.
Перед входом в комнату для приема пищи или непосредственно в комнате
устанавливается не менее 2-х раковин для мытья рук обучающихся.
3.8.
Порционирование и раздача блюд осуществляется персоналом
пищеблока в одноразовых перчатках, кулинарных изделий (выпечка и т.п.) - с
использованием специальных щипцов.

IV. Обеспечение контроля качества
и организации питания обучающихся
4.1. Общеобразовательная организация является ответственным лицом за
организацию и качество горячего питания обучающихся.
4.2. Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и
индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с
организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся
обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья
обучающихся, в том числе:
- соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности,
поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проведение производственного контроля, основанного на принципах
ХАССП;
- проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой
продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и
периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований
(приложение 5 к настоящим МР).
Лабораторные
и инструментальные
исследования
обеспечивают
подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие
гигиеническим требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами
предметами производственного окружения.
4.3. Общеобразовательная организация разъясняет принципы здорового
питания и правила личной гигиены обучающимся.
4.4. Во время организации внеклассной работы педагогическому
коллективу рекомендуется проведение бесед, лекций, викторин, иных форм и
методов занятий по гигиеническим навыкам и здоровому питанию, в том числе о
значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов,
культуры питания.
4.5. Наглядными формами прививания навыков здорового питания могут
быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, буфете, в «уголке
здоровья» и т.п.
4.6. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся,
пропаганда основ здорового питания рекомендуется организовывать во
взаимодействии образовательной организации с общешкольным родительским
комитетом, общественными организациями.

4.7. При подготовке к проведению конкурсных процедур (аукционов) по
поставке
продуктов
и
(или)
организации
питания
обучающимся
общеобразовательной организацией или лицом, ответственным за проведением
данных процедур, определяются виды и количественные объемы необходимых
продуктов, а также предъявляются технические характеристики качества
каждого наименования продукта (приложение 6 к настоящим МР). Данные
характеристики учитываются и при определении прямых поставок продукции
(без конкурсных процедур).
4.8. При подготовке технического задания на проведение конкурса
(аукциона и пр.) на поставку продуктов, необходимо вносить такие
характеристики, как калибровка фруктов (определение среднего веса (яблока
100-120 гр, мандарин - 60-70 гр и др.); кроме того, обязательными условиями
является соответствие продуктов (по наименованиям, группам) требованиям
технических регламентов.

V. Организация мониторинга горячего питания.
5.1. Мониторинг горячего питания проводится с целью оценки
эффективности организации горячего здорового питания обучающихся в
общеобразовательных организациях, повышения доступности здорового
питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания.
Мониторинг проводят учредитель
общеобразовательной
организации,
государственные и муниципальные органы управления образованием и орган
управления общеобразовательной организацией.
5.2. Показателями мониторинга горячего питания являются:
- количество обучающихся всего, в т.ч. 1-4 классов, 5-11 классов;
- количество обучающихся в первую смену всего, в т.ч. 1-4 классов, 5-11
классов;
- количество обучающихся во вторую смену всего, в т.ч. 1-4 классов, 5-11
классов;
- тип пищеблока (столовые, работающие на продовольственном сырье,
столовые, работающие на полуфабрикатах (доготовочные), буфетыраздаточные);
- количество посадочных мест в обеденном зале;
- соответствие меню положениям настоящих рекомендаций;
- организация и проведение производственного контроля и лабораторных
исследований (испытаний) в соответствии с положениями настоящих
рекомендаций;
- наличие родительского (общественного контроля) за организацией
питания детей;
- объем и вид пищевых отходов после приема пищи;
- информация по выполнению контрактных обязательств о качестве и
безопасности поставляемых пищевых продуктов.
- удовлетворенность питанием обучающихся и родителей.
5.3. С целью автоматизации процедур сбора и оценки показателей
используются программные средства.

Среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе,
используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся
общеобразовательных организаций (в нетто г, мл, на 1 ребенка в сутки)

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Наименование пищевой продукции или группы
пищевой продукции
Хлеб ржаной
Хлеб пшеничный
Мука пшеничная
Крупы, бобовые
Макаронные изделия
Картофель
Овощи (свежие, мороженые, консервированные),
включая соленые и квашеные*, в т.ч. томат-пюре,
зелень,г
Фрукты свежие
Сухофрукты
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные,
в т.ч. инстантные
Мясо 1-й категории
Субпродукты (печень, язык, сердце)
Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат)
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое
Молоко 2,5%; 3,5%
Кисломолочная пищевая продукция
Творог (не более 9% м.д.ж.)
Сыр
Сметана (не более 15% м.д.ж.)
Масло сливочное

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Масло растительное
Яйцо, шт.
Сахар**
Кондитерские изделия
Чай
Какао-порошок
Кофейный напиток
Дрожжи хлебопекарные
Крахмал
Соль пищевая поваренная йодированная

№
1
2
3
4
5
6

7
8
9

31

Итого за сутки
7-11 лет
12 лет и старше
120
80
200
150
20
15
50
45
15
20
187
187

280
185
15

320
185
20

200

200

70
15
35
58
300
150
50
10
10
30
15
1
30
10
0,4
1,2
2
1
3
3

78
20
53
77
300
180
60
12
10
35
18
1
35
15
0,4
1,2
2
2
4
5

2
2
Специи
Примечание: в период проведения спортивных соревнований, сборов (игр), слетов и т.п.
нормы питания должны быть увеличены не менее чем на 10%.

* - соленые и квашеные овощи - не более 10% от общего количества овощей.
** - в том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования пищевой
продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть
уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовой пищевой продукции.

Вариант 1. Примерное меню завтраков для обучающихся
1-4-х и 5-11-х классов
Название блюда

1-4 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

5-11 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

200
200
30
10
15
455

220
200
30
10
15
475

140

160

25

30

200
30
10
405

200
30
10
430

80
150
200/7
30
10
477

100
180
200/7
30
10
527

200/15

220/20

200
30
10
455

200
30
10
480

180

200

200
30
10
420

200
30
10
440

200
200

220
200

1 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Каша гречневая молочная
Чай*
Хлеб **
Масло сливочное
Сыр (Российский и др)
Итого
Вторник
Омлет натуральный
Зеленый горошек отварной
консервированный
Кофейный напиток
Хлеб **
Масло сливочное
Итого
Среда
Рыба припущенная
Картофельное пюре
Чай с лимоном*
Хлеб **
Масло сливочное
Итого
Четверг
Запеканка творожно­
морковная со сметанным
соусом
Какао с молоком
Хлеб **
Масло сливочное
Итого
Пятница
Макаронные изделия с тертым
сыром
Чай*
Хлеб **
Масло сливочное
Итого
2 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Каша пшённая молочная
Чай фруктовый*

Хлеб **
Масло сливочное
Сыр (Российскийи др)
Итого
Вторник
Запеканка рисовая со
сметанным соусом
Какао с молоком
Хлеб**
Масло сливочное
Итого
Среда
Каша овсяная молочная
Чай*
Хлеб**
Масло сливочное
Сыр (Российский и др)
Итого
Четверг
Пудинг творожный с изюмом
Подлива фруктовая
Кофейный напиток
Хлеб**
Масло сливочное
Итого
Пятница
Биточки (мясо или птица)
Макаронные изделия
Чай с лимоном*
Хлеб**
Масло сливочное
Итого

30
10
15
455

30
10
15
475

200/15

220/20

200
30
10
455

200
30
10
480

200
200
30
10
15
455

220
200
30
10
15
475

200
15
200

220
20
200

30

30

10
455

10
480

80
150
200/7
30
10
477

100
180
200/7
30
10
527

Вариант 2. Примерное меню завтраков для обучающихся
1-4-х и 5-11-х классов
Название блюда

1-4 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

5-11 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

200

220

200
15
10
30

200
15
10
30

1 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Суп молочный с макаронными
изделиями
Чай*
Сыр (Российский и др)
Масло сливочное
Хлеб**

Итого
Вторник
Омлет натуральный
Морковь тертая с р/м
Кофейный напиток
Хлеб**
Масло сливочное
Сыр (Российский и др)
Итого
Среда
Запеканка рисовая
Кисель из ягод (замороженных
или свежих)
Йогурт порционный
Хлеб**
Итого
Четверг
Сырники творожно-морковные
с соусом молочным
Какао с молоком
Хлеб**
Масло сливочное
Итого
Пятница
Тефтели рыбные
Картофельное пюре
Компот из сухофруктов
Хлеб**
Итого
2 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Каша манная молочная
Сыр (Российский и др)
Чай с лимоном*
Хлеб**
Масло сливочное
Итого
Вторник
Биточки (мясо или птица)
Макаронные изделия отварные
Какао с молоком
Хлеб**
Масло сливочное
Итого
Среда
Кукуруза консервированная
отварная
Омлет натуральный
Кофейный напиток
Хлеб**
Сыр (Российский и др)

455

475

140
60
200
30
10
15
430

160
80
200
30
10
15
495

200

220

200

200

125
30
555

125
30
575

200/15

220/20

200
30
10
455

200
30
10
480

80
150
200
30
460

100
180
200
30
510

200
15
200/7
30
10
462

220
15
200/7
30
10
482

80
150
200
30
10
470

100
180
200
30
10
520

25

30

140
200
30
15

160
200
30
15

410

Итого

435

Четверг
Каша вязкая молочная из
200
220
пшеничной крупы
200
200
Чай *
30
30
Хлеб**
10
10
Масло сливочное
15
15
Сыр (Российский и др)
Итого
455
475
Пятница
Тефтели (мясо или птица)
80
100
Каша гречневая рассыпчатая
150
180
60
80
Овощи свежие в нарезке
200
200
Сок фруктовый
30
30
Хлеб**
Итого
520
590
Примечание:
* - можно готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно
(фасованный) или в сахарнице.
** - отдавать предпочтение хлебу 2 сорта, обогащенным видам, в том числе с пищевыми
волокнами.

Вариант 1. Примерное меню обедов для обучающихся
1-4-х и 5-11-х классов
Название блюда

1-4 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

5-11 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

60
250
80
150
200
20
30
790

60
250
100
180
200
20
30
840

60

60

250/10
80
150

250/10
100
180

200

200

20
30
800

20
30
850

1 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Салат зеленый с помидорами ср/м
Суп гороховый
Биточки (мясо, птица)
Овощное рагу
Компот из сухофруктов
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
Вторник
Огурцы свежие (или соленые) в
нарезке
Борщ со сметаной
Рыба припущенная
Картофель отварной (запеченный)
Кисель из ягод (замороженных или
свежих)
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
Среда

Салат из свежих овощей с р/м
Суп рисовый с картофелем
Бефстроганов
Макаронные изделия отварные
Компот из плодов сухих
(шиповник)*
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
Четверг
Помидор свежий (или соленый) в
нарезке
Щи из свежей капусты
Плов из птицы
Компот из свежих яблок
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
Пятница
Салат из моркови с яблоком с р/м
Суп с макаронными изделиями
Печень по-строгановски
Картофельное пюре
Кисель из ягод (замороженных или
свежих)
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной
Итого
2 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Овощи свежие (или соленые) в
нарезке
Суп овощной со сметаной
Тефтели (мясные)
Рис припущенный
Компот из свежих яблок
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной
Итого
Вторник
Салат зеленый с огурцом с р/м
Рассольник по-ленинградски
Рыба, запеченная с картофелем порусски
Сок фруктовый (овощной)
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной
Итого
Среда
Салат витаминный с р/м
Суп картофельный с рисовой

60
250
80
150

60
250
100
180

200

200

20
30
790

20
30
840

60

60

250
200
200
20
30
760

250
250
200
20
30
810

60
250
80
150

60
250
100
180

200

200

20
30
790

20
30
840

60

60

250/10
80
150
200
20
30
800

250/10
100
180
200
20
30
850

60
250

60
250

200

250

200
20
30
760

200
20
30
810

60
250

60
250

крупой
Котлеты (мясо или птица)
Макаронные изделия
Компот из сухофруктов
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной
Итого
Четверг
Помидор свежий (или соленый) в
нарезке
Борщ со сметаной
Жаркое по-домашнему
Кисель из ягод (замороженных или
свежих)
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной
Итого
Пятница
Салат из моркови с яблоками с р/м
Суп рыбный
Котлета рубленая (мясо или птица),
запеченная с соусом молочным
Каша гречневая рассыпчатая
Компот из плодов сухих
(шиповник)*
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной
Итого

80
150
200
20
30
790

100
180
200
20
30
840

60

60

250/10
200

250/10
250

200

200

20
30
770

20
30
820

60
250

60
250

100

120

150

180

200

200

20
30
810

20
30
860

Примечание:
* - рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать
порционно (фасованный).

Вариант 2. Примерное меню обедов для обучающихся
1-4-х и 5-11-х классов
Название блюда

1-4 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

5-11 классы
Выход (вес) порции
(мл или гр)

60
250
80
150
200
20
30
790

60
250
100
180
200
20
30
840

1 НЕДЕЛЯ
Понедельник**
Салат из свеклы с р/м
Суп крестьянский с крупой
Бефстроганов
Капуста тушеная
Компот из сухофруктов
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого

Вторник
Икра кабачковая
Щи из свежей (или квашеной)
капусты с картофелем
Рыба припущенная
Картофельное пюре
Кисель из ягод (замороженных
или свежих)
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной(ржано-пшеничный)
Итого
Среда
Капуста квашеная
Суп картофельный с
макаронными изделиями
Тефтели (мясо, птица)
Каша гречневая рассыпчатая
Компот из плодов сухих
(шиповник)*
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной(ржано-пшеничный)
Итого
Четверг
Салат из моркови с р/м
Борщ с картофелем и фасолью
Плов из мяса (птицы)
Напиток клюквенный
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
Пятница
Огурец соленый
Суп овощной с мясными
фрикадельками
Котлета рыбная
Картофель отварной
Кисель из ягод (замороженных
или свежих)
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
2 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Овощи свежие (или соленые) в
нарезке (огурцы)
Борщ со сметаной
Тефтели (мясные)
Вермишель отварная
Компот из ягод (замороженных
или свежих)
Хлеб пшеничный
Хлеб ржаной

60

60

250

250

80
150

100
180

200

200

20
30
790

20
30
840

60

60

250

250

80
150

100
180

200

200

20
30
790

20
30
840

60
250
200
200
20
30
760

60
250
250
200
20
30
810

60

60

250/20

250/20

80
150

100
180

200

200

20
30
810

20
30
860

60

60

250/10
80
150

250/10
100
180

200

200

20
30

20
30

Итого

800

850

Вторник
60
60
Салат из свеклы с р/м
250
250
Суп рыбный
100
80
Куры тушеные
180
150
Рис припущенный
200
Компот из плодов сухих (изюм)*
200
20
20
Хлеб пшеничный
30
30
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
840
790
Среда
Салат картофельный с зеленым
60
60
горошком с р/м
250
250
Суп овощной
250
200
Жаркое по-домашнему
200
200
Компот из сухофруктов
20
20
Хлеб пшеничный
30
30
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
810
760
Итого
Четверг
60
Винегрет с р/м
60
250
250
Рассольник по-ленинградски
250
200
Рыба тушеная в томате с овощами
Кисель из ягод (замороженных
200
200
или свежих)
20
20
Хлеб пшеничный
30
30
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
810
760
Пятница
60
60
Овощи в нарезке - огурец свежий
250/10
250/10
Борщ со сметаной
100
80
Биточки (мясо или птица)
180
150
Каша рисовая
200
200
Напиток клюквенный
20
20
Хлеб пшеничный
30
30
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Итого
850
800
Примечание:
* - рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать
порционно (фасованный).

Таблица замены пищевой продукции в граммах (нетто)
с учетом их пищевой ценности
Вид пищевой продукции
Мясо говядины

Молоко питьевое 3,2%
м.д.ж.

Творог 9%
Яйцо куриное (1 шт.)

Масса, г
100

100

100
40

Вид пищевой продукции-заменитель
Мясо кролика
Печень говяжья

Масса, г
96
116

Мясо птицы

97

Рыба (филе)
Творог 9%

120
120

Баранина II кат.

97
104

Конина I кат.
Мясо лося (промышленного
производства)
Оленина (промышленного производства)

104

Консервы мясные

120

Творог 9%

20

Мясо (говядина I кат.)
Мясо (говядина II кат.)
Рыба (филе)

15
15
20

Сыр

10
20
90

95

Яйцо куриное
Мясо говядина
Рыба (филе)

100

Творог 9%

30

Мясо (говядина)

30

Рыба (филе)

35

Молоко цельное

200
20
85
100

Рыба (филе)

100

Сыр
Мясо (говядина)
Творог 9%

Картофель

100

Капуста белокочанная
Капуста цветная
Морковь
Свекла
Бобы (фасоль), в том числе
консервированные
Горошек зеленый
Горошек зеленый консервированный
Кабачки

370
80
240
190
33
40
64
300

Вид пищевой продукции
Фрукты свежие

Масса, г
100

Вид пищевой продукции-заменитель
Фрукты консервированные
Соки фруктовые
Соки фруктово-ягодные
Сухофрукты:
Яблоки
Чернослив
Курага
Изюм

Масса, г
200
200
200
15
15
15
20

Рекомендуемый минимальный перечень
оборудования производственных помещений пищеблоков
общеобразовательных организаций
Наименование
производственного
помещения

Оборудование

Склады

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и
низко-температурные холодильные шкафы (при необходимости),
психрометр

Овощной цех
(первичной обработки
овощей)

Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная
и овощерезательная машины, моечные ванны (не менее двух),
раковина для мытья рук

Овощной цех
(вторичной обработки
овощей)

Производственные столы (не менее двух), моечная ванна
(не менее двух), универсальный механический привод
или (и) овощерезательная машина, холодильник,
раковина для мытья рук

Холодный цех

Производственные столы (не менее двух), контрольные весы,
среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве,
обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства»
и хранения необходимого объема пищевых продуктов),
универсальный механический привод или (и) овощерезательная
машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха,
моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих
термической обработке, зелени и фруктов, контрольные весы,
раковина для мытья рук

Мясо-рыбный цех

Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) не менее трех, контрольные весы, среднетемпературные и,
при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы
(в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения
«товарного соседства» и хранения необходимого объема пищевых
продуктов), электромясорубка, моечные ванны (не менее двух),
раковина для мытья рук. В базовых предприятиях питания
предусматривается наличие фаршемешалки и котлетоформовочного
автомата

Помещение для
обработки яиц

Производственный стол, три моечных ванны (емкости),
емкость для обработанного яйца, раковина для мытья рук

Мучной цех

Производственные столы (не менее двух), тестомесильная машина,
контрольные весы, пекарский шкаф, стеллажи, моечная ванна,
раковина для мытья рук. В данном производственном помещении
должны быть обеспечены условия для просеивания муки

Доготовочный цех

Производственные столы (не менее трех), контрольные весы,
среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы
(в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения

«товарного соседства» и хранения необходимого объема
полуфабрикатов), овощерезка, моечные ванны (не менее трех),
раковина для мытья рук, настенные часы
Помещение для
нарезки хлеба

Производственный стол, хлеборезательная машина,
шкаф для хранения хлеба, раковина для мытья рук

Горячий цех

Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой
продукции), электрическая плита, электрическая сковорода,
духовой (жарочный) шкаф или пароконветомат, электропривод для
готовой продукции,
электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук,
настенные часы

Раздаточная зона

Мармиты для первых, вторых и третьих блюд и холодильным
прилавком (витриной, секцией)

Моечная для мытья
столовой посуды

Производственный стол, посудомоечная машина, трехсекционная
ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна - для
стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф),
раковина для мытья рук

Моечная кухонной
посуды

Производственный стол, две моечные ванны, стеллаж,
раковина для мытья рук

Моечная тары

Двухсекционная моечная ванна

Производственное
помещение буфетараздаточной

Производственные столы (не менее двух), электроплита,
холодильные шкафы (не менее двух), раздаточную,
оборудованную мармитами; посудомоечную, раковина для мытья
рук

Посудомоечная
буфета-раздаточной

Трехсекционная ванна для мытья столовой посуды,
двухсекционная ванна - для стеклянной посуды и столовых
приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук

Комната приема пищи

Производственный стол, электроплита, холодильник, шкаф,
моечная ванна, раковина для мытья рук

Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения
лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания
общеобразовательных организаций
Вид исследований

Объект исследования
(обследования)

Количество, не
менее

Кратность, не
реже

2-3 блюда
исследуемого
приема пищи

2 раза в год

1

1 раз в год

1 блюдо

2 раза в год

Микробиологические
исследования проб готовых
блюд на соответствие
требованиям санитарного
законодательства

Салаты, сладкие блюда,
напитки, вторые блюда,
гарниры, соусы,
творожные, яичные,
овощные блюда

Калорийность, выход блюд и
соответствие химического
состава блюд рецептуре

Рацион питания

Контроль проводимой
витаминизации блюд

Третьи блюда

Микробиологические
исследования смывов на
наличие санитарно­
показательной микрофлоры
(БГКП)

Объекты
производственного
окружения, руки и
спецодежда персонала

5-10 смывов

1 раз в год

Микробиологические
исследования смывов на
наличие возбудителей
иерсиниозов

Оборудование, инвентарь
в овощехранилищах и
складах хранения
овощей, цехе обработки
овощей

5-10 смывов

1 раз в год

Исследования смывов на
наличие яиц гельминтов

Оборудование,
инвентарь, тара, руки,
спецодежда персонала,
сырые пищевые
продукты (рыба, мясо,
зелень)

5 смывов

1 раз в год

Исследования питьевой воды
на соответствие требованиям
санитарных норм, правил и
гигиенических нормативов по
химическим и
микробиологическим
показателям

Питьевая вода из
разводящей сети
помещений: моечных
столовой и кухонной
посуды; цехах: овощном,
холодном, горячем,
доготовочном
(выборочно)

2 пробы

1 раз в год

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
№
п/п

Наименование пищевой продукции

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

абрикосы свежие
абрикосы сушеные без косточки (курага)
апельсины свежие
баклажаны свежие
бананы свежие
брусника быстрозамороженная
варенье
виноград сушеный
вишня быстрозамороженная

10.

горох шлифованный: целый или колотый

11.
12.
13.
14.

горошек зеленый быстрозамороженный
горошек зеленый консервированный
груши свежие
джем

15.

зелень свежая (лук, укроп)

16.
17.
18.

йогурт или биойогурт
кабачки (цукини) быстрозамороженные
кабачки свежие
какао-напиток витаминизированный
быстрорастворимый
капуста белокочанная свежая раннеспелая,
среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая
капуста брокколи быстрозамороженная
капуста брюссельская быстрозамороженная
капуста квашеная
капуста китайская (пекинская) свежая
капуста свежая очищенная в вакуумной
упаковке(белокочанная или
краснокочанная)
капуста цветная быстрозамороженная
капуста цветная свежая
картофель продовольственный свежий
картофель свежий очищенный в вакуумной
упаковке
киви свежие
кисель
кислота лимонная
клубника быстрозамороженная
клюква быстрозамороженная
икра овощная из кабачков
консервы рыбные
крахмал картофельный

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Характеристики пищевой
продукции
(соответствие требованиям*)
ГОСТ 32787/2014
ГОСТ 32896-2014
ГОСТ 34307/2017
ГОСТ 31821-2012
ГОСТ Р 51603-2000
ГОСТ 33823-2016
ГОСТ 34113-2017
ГОСТ 6882-88.
ГОСТ 33823-2016
ГОСТ 6201-68
с 01.11.2020 ГОСТ 28674-2019
ГОСТ Р 54683-2011
ГОСТ 34112-2017
ГОСТ 33499/2015
ГОСТ 31712-2012
ГОСТ 34214-2017,
ГОСТ 32856-2014
ГОСТ 31981/2013
ГОСТ Р 54683-2011
ГОСТ 31822-2012
ГОСТ 108-2014
ГОСТ Р 51809-2001
ГОСТ Р 54683-2011
ГОСТ Р 54683-2011
ГОСТ 34220-2017
ГОСТ 34323-2017
ТУ изготовителя
ГОСТ Р 54683-2011
ГОСТ 33952-2016.
ГОСТ 7176-2017
ТУ изготовителя
ГОСТ 31823/2012
ГОСТ 18488-2000
ГОСТ 908-2004
ГОСТ 33823-2016
ГОСТ 33823-2016
ГОСТ 2654-2017
ГОСТ 7452-2014, ГОСТ 32156-2013
ГОСТ Р 53876-2010

52.
53.
54.
55.
56.

крупа гречневая ядрица
крупа кукурузная шлифованная
крупа овсяная
крупа пшеничная
крупа пшено шлифованное
крупа рис шлифованный)
крупа ячменная перловая
кукуруза сахарная в зернах,
консервированная
лавровый лист
лимоны свежие
лук репчатый свежий
лук репчатый свежий очищенный в
вакуумной упаковке
мак пищевой
макаронные изделия группы А (вермишель,
лапша) яичные
малина быстрозамороженная
мандарины свежие (не ниже 1 сорта)
масло подсолнечное
масло сладко-сливочное несоленое
мед натуральный

57.

молоко питьевое

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

молоко цельное сгущенное с сахаром
молоко стерилизованное концентрированное
морковь столовая свежая
мука пшеничная хлебопекарная
мясо, замороженное в блоках - говядина,
62.
для детского питания
63. мясо индейки охлажденное, замороженное
64. натрий двууглекислый (сода пищевая)
65. нектарины свежие
66. нектары фруктовые и фруктово-овощные
огурцы консервированные без добавления
67.
уксуса
68. огурцы свежие
огурцы соленые стерилизованные
69.
(консервированные без добавления уксуса)
70. перец сладкий свежий
71. плоды шиповника сушеные
72. повидло
полуфабрикаты мясные крупнокусковые
73.
бескостные
полуфабрикаты натуральные кусковые
74. (мясокостные и бескостные) из мяса
индейки охлажденные, замороженные
полуфабрикаты натуральные кусковые
75. (мясокостные и бескостные) из мяса кур и
мяса цыплят-бройлеров охлажденные
76. редис свежий
рыба мороженая (треска, пикша, сайра,
77.
минтай, хек, окунь морской, судак, кефаль,
58.
59.
60.
61.

ГОСТ Р 55290-2012
ГОСТ 6002-69
ГОСТ 3034-75
ГОСТ 276-60
ГОСТ 572-2016
ГОСТ 6292-93
ГОСТ 5784-60
ГОСТ 34114-2017
ГОСТ 17594-81
ГОСТ 34307/2017
ГОСТ 34306-2017
ТУ изготовителя
ГОСТ Р 52533-2006
ГОСТ 31743-2017
ГОСТ 33823-2016
ГОСТ 34307/2017
ГОСТ 1129-2013
ГОСТ 32261-2013
ГОСТ 19792-2017
ГОСТ 32252-2013
ГОСТ 31450-2013
ГОСТ 31688-2012
ГОСТ 3254/2017
ГОСТ 32284-2013
ГОСТ 26574-2017
ГОСТ 31799-2012
ГОСТ Р 52820-2007
ГОСТ 2156-76
ГОСТ 34340/2017
ГОСТ 32104-2013
ТУ производителя
ГОСТ 33932-2016
ГОСТ 34220-2017
ГОСТ 34325-2017
ГОСТ 1994-93
ГОСТ 32099-2013
ГОСТ Р 54754-2011
ГОСТ 31465-2012

ГОСТ 31465-2012
ГОСТ 34216-2017
ГОСТ 32366-2013

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.

горбуша, кета, нерка, семга, форель)
салат свежий (листовой, кочанный)
сахар-песок или сахар белый
кристаллический
сахар-песок или сахар белый
кристаллический порционный
свекла свежая очищенная в вакуумной
упаковке
свекла столовая свежая
сиропы на плодово-ягодном, плодовом или
ягодном сырье (без консервантов) в
ассортименте
слива свежая
сметана
смородина черная быстрозамороженная
соль поваренная пищевая выварочная
йодированная
субпродукты - печень
сухари панировочные из хлебных сухарей
высшего сорта
сыры полутвердые
творог (не выше 9% жирности)
томатная паста или томатное пюре без соли
томаты свежие
тушки цыплят-бройлеров потрошенные
охлажденные, замороженные
фасоль продовольственная белая или
красная
фруктовая смесь быстрозамороженная
фрукты косточковые сушеные (чернослив)
хлеб белый из пшеничной муки
хлеб из смеси муки ржаной хлебопекарной
обдирной и пшеничной хлебопекарной
хлеб зерновой
хлеб из муки пшеничной хлебопекарной,
обогащенный витаминами и минералами
хлопья овсяные (вид геркулес, экстра.)
чай черный байховый в ассортименте
черешня свежая
яблоки свежие
ядро ореха грецкого
яйца куриные столовые

108. крупа манная

ГОСТ 33985-2016
ГОСТ 33222-2015
ГОСТ 33222-2015
ТУ изготовителя
ГОСТ 32285-2013
ГОСТ 28499-2014
ГОСТ 32286/2013
ГОСТ 31452-2012
ГОСТ 33823-2016
ГОСТ Р 51574-2018
ГОСТ 31799-2012
ГОСТ 28402-89
ГОСТ 32260-2013
ГОСТ 31453-2013
ГОСТ 3343-2017
ГОСТ 34298-2017
ГОСТ Р 52306-2005
ГОСТ 7758-75
ГОСТ 33823-2016
ГОСТ 32896-2014
ГОСТ 26987-86, ГОСТ 31752-2012.
ГОСТ 31752-2012, ГОСТ 31807-2018,
ГОСТ 26983-2015
ГОСТ 25832-89
ТУ изготовителя
ГОСТ 21149-93
ГОСТ Р 32573-2013
ГОСТ 33801/2016
ГОСТ 34314/2017
ГОСТ 16833-2014
ГОСТ 31654-2012
ГОСТ 7022-97
с 01.11.2020 ГОСТ 7022-2019

Примечание:
* по ГОСТ или по ТУ изготовителя с показателями не ниже ГОСТ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».