Программа внеурочной деятельности Занимательная математика 3-4 классы

Пояснительная записка.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями
Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в
следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для
определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»;
рабочей программы воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм внеурочной
деятельности.
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является
научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по
форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной. Программа кружка
рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 40
минут.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной
науки.
Для успешного усвоения программы используются следующие формы внеурочной
деятельности обучающихся:

решение занимательных задач;

оформление математических газет;

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная деятельность;

самостоятельная работа;

творческие работы;

круглые столы;

дидактические игры.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Занятия математического кружка способствуют развитию у детей математического
образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному
применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность, блицтурниры, дидактические игры,
используемые в системе работы кружка, основываются на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет обучающимся
успешно овладевать не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Цель и задачи программы
Цель:
создание условий для повышения уровня математического развития учащихся,
формирования логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности.
Задачи:
 способствовать формированию и развитию практических умений
обучающихся
решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
 развивать математический кругозор, логическое и творческое мышление,
исследовательские умения обучающихся;
 формировать навыки самостоятельной работы, имеющие последовательный характер;
 повышать математическую культуру ученика;
 воспитывать настойчивость, инициативу;
 совершенствовать навыки учебного сотрудничества в процессе решения
разнообразных задач.








Основные требования к программе кружка:
связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
использование занимательности;
использование исторического материала;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учет желаний учащихся;
наличие необходимой литературы у учителя.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы,
обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на
решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие
в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке
физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала
на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со
многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к
проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной
учебной дисциплине.
Результаты усвоения внеурочной деятельности.
Требования к личностным результатам, в соответствии с
воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы в части:
1. Гражданского воспитания:

рабочей программой

основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
2. Патриотического воспитания:
интересов Отечества, ответственности за будущее России;
3. Духовно-нравственного воспитания:
дружелюбия);
способности к сознательному выбору добра;
4. Эстетического воспитания:
ценностей.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
отношения к своему здоровью и потребности в здоровом
образе жизни;
6. Трудового воспитания:
уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
7. Экологического воспитания:
богатствам России и мира;
8. Ценности научного познания:
поколения;
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
Метапредметные результаты:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.











воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности:
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать предметы, явления;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 давать определения тем или иным понятиям;
 определять отношения между предметами типа «род - вид»;
 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 выявлять закономерности и проводить аналогии.
самостоятельно мыслить и творчески работать.
Предметные результаты:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
Улучшение качества решения задач различного уровня сложности, успешное
выступление на олимпиадах, играх, конкурсах, математических соревнованиях.
Умение решать несложные практические расчетные задачи, в том числе c
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора.
Умение решать комбинаторные задачи путем систематического перебора
возможных вариантов и с использованием правила умножения.

Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть
использованы нестандартные виды контроля: участие в математических конкурсах,
чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах, выпуск математических газет.
Тематическое планирование в том числе,
с учетом программы воспитания
3 класс - 34 часа

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Что дала математика людям? Зачем её
изучать?
Старинные системы записи чисел.
Иероглифическая система древних
египтян.
Римские цифры. Как читать римские
цифры?
Решение
занимательных
задач.
Учимся отгадывать ребусы.
Пифагор и его школа.
Бесконечный ряд загадок.
Архимед.
Умножение.
Магические квадраты.
Конкурс знатоков.
Деление.
Делится или не делится.
Решение логических задач.
Проектная деятельность «Газета для
любознательных».
Математический КВН.
Старинные меры длины.
Задачи – смекалки.
Решение олимпиадных задач.
Игра «Путешествие Алисы».
Компьютерные математические игры.
Время. Часы. Годы. Века.
Математические фокусы.
Интеллектуальный марафон.
Открытие нуля.
Решение
задач
и
ребусов.
Международная игра «Кенгуру».
Денежные знаки.
Решение
задач
повышенной
трудности.
Блицтурнир «Царица наук».
Задачи
с
многовариантными
решениями.
Решение
задач
повышенной
трудности.
Игра «Смекай, решай, отгадывай».
Час занимательной математики.
Круглый стол «Подведём итоги».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные направления
воспитательной
деятельности
Осенняя олимпиада по
математике на https://uchi.ru
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет
«Территория безопасного
Интернета».
Зимняя олимпиада по
программированию на
https://uchi.ru
Межпредметная Дино
олимпиада на https://uchi.ru
Конкурс «Умный Мамонтенок»
Конкурс «Лисёнок»

Зимняя олимпиада по
математике на https://uchi.ru
Олимпиада
BRICSMATH.COM на
https://uchi.ru
Олимпиада «Юный
предприниматель и финансовая
грамотность» на https://uchi.ru
Классный тур олимпиады по
математике
Школьный тур олимпиады по
математике
Конкурс «Лисёнок»
Конкурс «Умный Мамонтенок»

Тематическое планирование,
с учетом программы воспитания
4 класс - 34 часа
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема занятия

Кол-во
часов

Вводное занятие "Математика царица наук"
Как люди научились считать.
Интересные приёмы устного счета.
Решение занимательных задач в
стихах.
Упражнения
с
многозначными
числами (класс. млн).
Учимся отгадывать ребусы (онлайн)
Числа-великаны. Счет.
Упражнения
с
многозначными
числами (класс. млр.).
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными,
лишними, нереальными данными.
Загадки-смекалки (онлайн-турнир)
Игра "Знай свой разряд".
Обратные задачи.
Практикум "Подумай и реши!"
Задачи с изменением вопроса.
"Газета
для
любознательных".
Беседа «Международный день борьбы
с коррупцией»

1

Решение нестандартных задач.
Решение олимпиадных задач (онлайн)
Решение задач международной игры
"Кенгуру".
Решение олимпиадных задач.
Игра "Работа над ошибками".
Математические горки.
Наглядная алгебра.
Решение логических задач.
Игра "У кого какая цифра".
Знакомьтесь:Архимед!
Денежные знаки.
Готовимся к ВПР по математике.
Блицтурнир «Царица наук».
Задачи
с
многовариантными
решениями (ВПР).
Решение
задач
повышенной

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные направления
воспитательной
деятельности
Осенняя олимпиада по
математике на https://uchi.ru
Всероссийский урок
безопасности школьников в сети
Интернет «Территория безопасного
Интернета».
Зимняя олимпиада по
программированию на
https://uchi.ru
Межпредметная Дино
олимпиада на https://uchi.ru
Уроки финансовой грамотности
Конкурс «Умный мамонтенок»
Конкурс «Лисёнок»
Классный тур олимпиады по
математике
Школьный тур олимпиады по
математике
Зимняя олимпиада по
математике на https://uchi.ru
Олимпиада BRICSMATH.COM на
https://uchi.ru
Олимпиада «Юный
предприниматель и финансовая
грамотность» на https://uchi.ru
Уроки финансовой грамотности
Конкурс «Лисёнок»
Конкурс «Умный Мамонтенок»

32
33
34

трудности.
Игра «Самый умный!»
Час занимательной математики.
Круглый стол «Подведём итоги».

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».