Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились?
Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы
программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в
предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической
культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого
обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является
младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на
конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при
изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем
активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций
деятельностного подхода.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хочу знать» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего
образования, рабочей программой воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы и реализует
общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся 2-4 классов.
Цель:
создание условий для расширения творческо-интеллектуальных
обучающихся средствами познавательной деятельности.
возможностей
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам
деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять
общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
1
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых
правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление минипроектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными
видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно
участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия
школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на
любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и
способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по
предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура»,
результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях
младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения:
учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для
выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей,
ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или
пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных
энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы
состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в
соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и
игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 102 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю,
которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 1 год (2-4 класс):
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
ХОЧУ ЗНАТЬ!
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования к личностным результатам, в соответствии с
МБОУ СОШ п. Надвоицы в части:
рабочей программой воспитания
2
1. Гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
2. Патриотического воспитания:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов
Отечества, ответственности за будущее России;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственного воспитания:
развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра;
развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
4. Эстетического воспитания:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному,
художественному, театральному и кинематографическому;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе
жизни;
6. Трудового воспитания:
воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
3
формирование умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного,
ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей;
развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые
ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействие профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности
для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения
в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у
обучающегося
коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно
преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в
обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению
аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Содержание программы
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая
ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка,
микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и
использование. Сбор информации, участие в проектно-исследовательской деятельности.
4
Работа на платформе УЧИ.РУ. Участие в онлайн марафонах, олимпиадах.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар,
мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и
вред, применение продуктов. Составление рецептов (проекты).
3 класс
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки
и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов
одежды. Моделирование одежды.
Работа на платформе УЧИ.РУ. Участие в онлайн марафонах, олимпиадах.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила
этикета. Праздничные конкурсы и игры.
4 класс
Работа на платформе УЧИ.РУ. Участие в онлайн марафонах, олимпиадах.
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и
древние сооружения. Сбор и обработка информации для проектов.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном
обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход,
железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи».
Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные
знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и
компьютер. Вред изобретений. Безопасные уроки в Интернете.
Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок),
термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные
транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по
расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с
приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см.
кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими
линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует
продукцию либо оказывает услуги.
5
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения
даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью
эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о
должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра,
состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по
направлению ветра.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского
творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а
слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в
«Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической
культуре», участие в школьной и районной научно-практической конференции.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос,
беседа, составление и представление проектов.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки)
различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ
к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои
достижения». Основными задачами их введения являются:
развитие познавательных интересов обучающихся
создание ситуации успеха для каждого ученика
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел
Тема
Я знаю
Я умею
6
«Школа»
Первые
рисунки
Первые рисунки появились больше 10
тысяч лет назад. Рисовали люди на
стенах пещер.
Рисовать
восковыми
мелками слона.
Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и
практической частей, и имеет следующие направления:
№
п\п
Название раздела
Количество
часов
1
Школа
20
2
Работа на платформе
УЧИ.РУ
Еда
5
3
итого
Основные направления воспитательной
деятельности
2 класс
День знаний
Торжественная линейка «Здравствуй,
школа»
Международный день школьных библиотек
Знакомство-экскурсия «Наш школьный
книжный дом – библиотека»
Олимпиады, марафоны.
Интеллектуальная игра “Азбука
природы”
Конкурс рисунков «Если хочешь быть
здоров”
9
34
3 класс
1
Одежда
13
2
Работа на платформе
УЧИ.РУ
Праздник
6
3
итого
1
2
3
Работа на платформе
УЧИ.РУ
Предприятия,
сооружения, здания
Транспорт
15
Урок безопасности
Игровая программа “Карельские
посиделки”
Олимпиады, марафоны.
День защитника Отечества. Поздравление.
Международный женский день (8 марта)
Масленица
Внеклассное мероприятие “По
страницам военных лет»
34
4
13
9
4 класс
Олимпиады, марафоны, интеллектуальные игры
Выставка рисунков “Улицы и дома нашего посёлка”
Единый классный час «Мы один народ, у
нас одна страна», посвященный Дню
народного единства
Конкурс рисунков «Если хочешь быть
здоров”
Неделя безопасности дорожного
движения
Единый урок «Права человека»
День космонавтики.
7
4
Полезные
изобретения
6
5
Работа на платформе
УЧИ.РУ
итого
2
Гагаринский урок «Космос - это мы».
Всероссийский открытый урок ко Дню
пожарной охраны
Уроки финансовой грамотности
Конкурс знатоков ПДД «Умный пешеход»
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет «Территория
безопасного Интернета»
Решение карточек с заданиями
34
Учебно-тематический план
2 класс
№
п\п
Тема
Практические действия или трудовые
операции (примерные)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Школа (20 ч)
Лента школьного времени
Кто изобрел перо
Карандаш
История шариковой ручки
Кто изобрел ноты
Кто изобрел бумагу
Когда появились первые книги
Кто написал первую энциклопедию
Как возникли библиотеки
Откуда пошли названия дней недели
11
12
13
14
15
16
17
18
Как возникли единицы измерения
Уроки финансовой грамотности
У какой страны впервые появился флаг
Какие бывают ребусы
Первая марка
Кто изобрел кроссворд
Кто придумал первую карту
Кто автор микроскопа
19
Спор и ссора
Экскурсия по школе
Изготовление ручки из пера
Рисование карандашами (тема любая)
Поделки из сломанных ручек
Письмо нот на нотном стане
Аппликация из бумаги (тема любая)
Изготовление книжки-малышки
Рассматривание энциклопедий
Экскурсия в онлайн – библиотеку
Составление распорядка мероприятий на неделю
(или расписания уроков)
Измерение разными мерками
Задачи на основе денежных занков
Рисование флага сказочной страны
Составление и разгадывание ребусов
Изготовление «собственной» марки
Разгадывание кроссвордов
«Найди клад»(по карте)
Рассматривание предметов под микроскопом и
лупой
Умение вести дискуссию
20
Учимся спорить
Инсценирование коротких диалогов
1-2
Работа на платформе УЧИ.РУ ( 5 ч)
Участие в марафонах
Работа на платформе УЧИ.РУ
3-5
Участие в олимпиадах
Работа на платформе УЧИ.РУ
Еда (9 ч)
1
2
3
4
Хлеб из орехов
Как картофель попал в Россию
Кое-что из истории конфет
Откуда фрукты и овощи получили свое
Поделки из скорлупы орехов
Поделки из картофеля
Плетение пояса из фантиков
Рисование овощей и фруктов
8
название
Каменный мед (сахар)
5
Составление сборника народных рецепты
лечения (с медом)
Составление рецепта мороженного
Поделки из овощей
Аппликация с использованием крупы
Секретное мороженое
Где прячутся витамины
Секрет каши
Подводим итоги
итого
6
7
8
9
34
3 класс
№
п\п
Тема
1-3
Одежда (13 ч)
Одежда наших предков
Откуда взялся фартук
Зачем нужны пуговицы
Откуда взялись шапки
Кто придумал обувь? Секреты башмаков
История русского сарафана
Чем украшают одежду
С каких пор применяют носовые платки
Юбки и брюки
Когда впервые стали использовать
тутового шелкопряда
Домик для пальчиков. Варежки
Что такое «мода»
Одежда для дома
Работа на платформе УЧИ.РУ ( 6 ч)
Участие в марафонах
4-6
Участие в олимпиадах
1
2
3
4
5
Праздник (15 ч)
Первые украшения
Новогодние игрушки
Почему на Пасху красят яйца
История воздушных шариков
6
7
История фейерверков
История происхождения сувениров
8
9
10
11
12
Широкая масленица
Приглашаем к столу
А раньше было так…
Бал-маскарад
Рождественские частушки
13
14
15
Ярмарка
«Не красна изба углами»
Вкусные украшения
итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Практические действия или трудовые
операции (примерные)
Составление кроссворда «Одежда предков»
Рисование и вырезание фартука из бумаги
Пришивание пуговицы
Вязание (крючком )
Рисование туфель (дизайн)
Рисование и вырезание сарафана для куклы
Изготовление аксессуаров
Изготовление носового платка из ткани
Пошив брюк (или юбки) для куклы
Плетение из ниток
Вязание петель на спицах
Аппликация
Рисование узора для пижамы (халата)
Работа на платформе УЧИ.РУ
Работа на платформе УЧИ.РУ
Бусы из бумаги
Поделки из бумаги
Роспись яйца
Разрисовывание воздушных шариков или на
воздушных шариках
Аппликация «Салют»
Изготовление сувенира из подручных
материалов
Чаепитие с блинами
Сервировка стола
(Тема любая)
Изготовление маски
Разучивание (сочинение) и исполнение
частушек
Поделки из разных материалов
Составление рецептов пирогов
Украшения для елки из конфет и фруктов
34
9
4 класс
№
п\п
Тема
Практические действия или трудовые
операции (примерные)
1-2
Работа на платформе УЧИ.РУ ( 4 ч)
Участие в марафонах
Работа на платформе УЧИ.РУ
3-4
Участие в олимпиадах
Работа на платформе УЧИ.РУ
1
2
3
4
5
7
8
9
10
Предприятия, сооружения, здания (13 ч)
Кто основал первый зоопарк
Как идет почта
Когда возникли музеи
Как появился фонтан
А зачем нам лестницы? (метро)
Как возникла почтовая служба?
Как возникли города
Когда люди начали строить дома
Все на каток!
11
Гидроэлектростанция
12
13
1
Каким был первый магазин
Олимпийские игры современности.
Транспорт (9 ч)
Общественный транспорт
2
3
4
Кто придумал велосипед
Кто создал автомобиль
Кто изобрел самолет
5
6
7
8
9
Луноход
Лайнер. Пароход
Железнодорожный транспорт
Уборочные машины
Специальные машины. Машина «Скорой
помощи»
Полезные изобретения (6 ч)
Флюгер
Изготовление флюгера
История спичек
Поделки из спичек
История происхождения денег
Составление коллекции монет
Как был изобретен телефон
Придумывание и рисование новой модели
телефона
Светофор. Дорожные знаки
Макет светофора
Компьютер и Интернет
Работа на компьютере (тема «Интернет»)
Работа на платформе УЧИ.РУ ( 2 ч)
Решение карточек
Работа на платформе УЧИ.РУ
1
2
3
4
5
6
1-2
итого
Рисование зоопарка
Экскурсия на почту
Экскурсия в музей
Рисование фонтана
Заочная экскурсия в метрополитен
Написание письма другу
Аппликация города
Изготовление дома из картона
Изготовление ледяных игрушек (или катание
на катке)
Составление кроссворда на тему
«Электричество»
Игра в магазин
Эстафеты на стадионе (в спортзале)
Макет улицы из бумаги, картона, других
материалов
Езда на велосипеде
Сборка машины из деталей конструктора
Конструирование самолета из деталей
конструктора
Рисование лунохода
Оригами. Кораблик
Рисование поезда
Конструктор. Уборочная машина
Оказание первой помощи
34
10
11